Оценка физического развития ребенка младшего школьного возраста

Оценка физического развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.

Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.

Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.

Физическое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.

Вес и рост

Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.

Двигательная активность

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.

Развитие внутренних органов

В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.

Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.

Физическое развитие детей школьного возраста

Школьный возраст принято делить на три периода:

  • младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
  • средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
  • старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)

  • Стоимость: 5 000 руб.
  • Продолжительность: 30 – 40 минут
  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:

  • замедление роста тела в высоту;
  • прирост массы тела;
  • завершение окостенения большей части скелета;
  • утолщение трубчатых костей;
  • активное развитие грудной клетки;
  • быстрое и равномерное развитие мышц.

Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.

Источник

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими влияниями занятий определённым видом спорта.

В настоящее время оценка физического развития строится на сравнении индивидуальных показателей со средними нормами для данной возрастно-половой группы. Несмотря на то, что физическое развитие младших школьников подчиняется общим анатомо-физиологическим закономерностям, присущим каждому этапу развития, оно тем не менее изменяется под влиянием условий внешней среды, в частности, занятий спортом. Сравнение физического развития юных пловцов и школьников, не занимающихся спортом, показало преимущество первых по антропометрическим показателям и уровню развития основных физических качеств.

Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: масса тела, продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), широтные размеры (обхват грудной клетки, ширина плеч и др.), а также интегральные показатели развития размеров тела (поверхность тела, пропорции тела).

Среди показателей физического развития наиболее важными для плавания являются: высокий рост, небольшой вес, большая жизненная ёмкость лёгких, широкие плечи, узкий таз, подвижные плечевые, тазобедренные и голеностопные суставы, лёгкий костяк, длинная стопа и широкая кисть. Перечисленные показатели позволяют пловцу выполнять мощные гребки при небольшом сопротивлении воды и высоком положении тела относительно поверхности воды.

Читайте также:  Что дает футбол для развития ребенка

Физическое развитие ребёнка протекает неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка и формирование тканей организма.

Младший школьный возраст является узловым этапом в развитии ребенка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает как орган чувств (ее окончательное развитие как рабочего органа завершается много позже). Размеры тела мальчиков и девочек различаются пока еще незначительно. Как известно, с годами меняются и пропорции тела. В младшем школьном возрасте происходит уменьшение размеров головы: в 6 лет высота головы составляет 1/6 часть длины тела, а в 12 лет – 1/7 часть. Это уже почти взрослые (1/8 часть тела) пропорции. Если рост головы с возрастом замедляется, то конечности, напротив, растут быстрее. Разнообразная двигательная активность становится для детей физиологической потребностью и определяет общее физическое развитие, интеллект, здоровье.

Отметим, что подобным оптимальным периодом развития двигательной системы является и возраст от 2 до 3 – 4 лет, когда одновременно с развитием речи интенсивно формируются физиологические механизмы произвольных движений. Если этот срок упущен для педагогических воздействий, наверстать потерянное практически невозможно. После 6 – 8-летнего возраста очередной узловой этап формирования двигательной системы приходится на возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет.

Указанные закономерности свидетельствуют о целесообразности ведения на соответствующих возрастных этапах интенсивного обучения движениям с использованием широкого круга средств и методов. Насколько перспективным окажется в спортивном отношении даже чрезвычайно моторно одаренный от рождения ребенок, зависит прежде всего от школы движений, которую он пройдет в отмеченные возрастные периоды.

При исследовании физического развития детей используется оценка по паспортному возрасту, что не всегда совпадает с возрастом биологическим. Наиболее удобным критерием биологического возраста принято считать «костный возраст». При этом существует взаимосвязь между скоростью полового созревания и размерами тела, сроками окостенения, уровнем зрелости функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

По возрастной периодизации, принятой в педиатрии, исследуемый возраст относится к началу второго периода детства. Этот период является более спокойным в развитии детей, замедляются изменения основных показателей – роста, веса, окружности головы и грудной клетки. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3–4 кг, длина тела увеличивается на 4–5 см, окружность грудной клетки возрастает на 1,5–2 см .

Существуют различные мнения по поводу зависимости физического развития детей младшей возрастной группы от пола. С.В.Хрущёв не видит больших отличий между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела. Масса тела мальчика больше массы тела девочки лишь на 0,2 кг, рост мальчика превышает рост девочки всего на 1 см. До 11–12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 см, а ЖЕЛ – на 100–200 см³ по сравнению с их ровесниками. Напротив, по мнению И.И.Бахраха, С.Н.Попова, половые различия в физическом развитии обнаруживаются уже при рождении и сохраняются в течении всей жизни, причём до 10 лет средние показатели физического развития значительно больше у мальчиков.

Начиная с 7 лет пропорции тела у детей приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Мышечная система младших школьников продолжает интенсивно совершенствоваться за счет развития преимущественно длинных мышц, от которых зависит быстрота и гибкость движений, и в меньшей мере за счет развития силовых мышц. Существенно расширяются возможности в движениях руками. Дети легко разучивают не только однонаправленные, но и перекрестные, попеременные движения. В 8 – 9 летнем возрасте они способны с успехом, овладевать плавательными движениями с оптимальными усилиями и амплитудой, осваивать основы рациональной координации в спортивных способах плавания. Но им еще с трудом даются мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов техники (таких, например, как частично слитное согласование движений рук и ног в брассе, сравнительно позднее выполнение второго удара ногами в дельфине и др.). Поэтому на этапе предварительной спортивной подготовки в занятиях с младшими школьниками целесообразно использование обширного комплекса средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, овладение основами техники физических упражнений.

У младших школьников продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно. Кости таза в этот возрастной период интенсивнее развиваются у девочек. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника постепенно фиксируются его изгибы: к семи годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. Позвоночник у детей младшего школьного возраста обладает наибольшей подвижностью.

При занятиях спортом необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.

В возрасте 8–9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук, в 10–11 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья.

В младшем школьном возрасте мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и вследствие расширения площади их фиксации повышается коэффициент полезного действия. Мышцы детей имеют тонкие волокна, бедны белком и жиром, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.

Ростовые процессы у детей с наибольшей интенсивностью протекают в летнее время и минимальны зимой. Специалисты связывают эти сезонные колебания с повышенным потреблением пищи в летнее время, максимальным усвоением и задержкой в костной ткани кальция и фосфора, максимальным содержанием витамина D в крови весной и летом. Особенно интенсивно ребёнок растёт ночью, что может быть связано с суточным ритмом экскреции гормона роста. Показано, что дети, родившиеся осенью, имеют несколько большие темпы прироста, чем дети, родившиеся зимой и весной.

Читайте также:  Условия всестороннего психического развития ребенка с нарушением слуха

Установлено, что современные дети подвержены процессу акселерации, которая проявляется в увеличении длины тела и других его параметров (окружности головы, груди) по сравнению с этими показателями у предшествующего поколения. Признаки акселерации отмечаются во всех возрастных периодах, в том числе и в младшем школьном возрасте. Однако акселерация не оказала такого стимулирующего влияния на физиометрические показатели, на уровень физической работоспособности и на развитие вегетативных систем, как это определяется в отношении морфометрических показателей. Поэтому у современных школьников наряду с увеличением длины и массы тела наблюдается усиление гетерохронности развития различных функциональных систем, что может привести к известной физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей растущего организма. Сердце детей в меньшей степени подвержено воздействию акселеративных факторов и поэтому темпы его роста отстают от темпов нарастания длины тела и массы, особенно в случаях изолированной высокорослости. В то же время систематические и методически правильно организованные тренировочные занятия могут влиять на формирование отдельных макроморфологических и функциональных признаков и тем самым содействовать гармоничному развитию тела, организма в целом.

Н.А.Фомин, В.П.Филин указывают на благоприятное воздействие движений в период интенсивного роста и развития организма. При этом двигательная активность ребёнка играет важную роль в совершенствовании двигательного аппарата.

Ряд авторов считают, что повышенный двигательный режим более эффективно влияет на показатели физического развития детей, тогда как ограничение их двигательного режима является причиной появления разного рода отклонений в здоровье, а недостаточные физические нагрузки, не обеспечивающие тренирующего эффекта, тормозят развитие ребёнка.

6

Источник

Никитин Игорь Витальевич,

педагог дополнительного образования,

учитель физической культуры,

ГБОУ школа № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга

Оценка показателей физического развития младших школьников

Аннотация.Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития. В работе представлен анализ показателей физического развития группы учащихся младшего школьного возраста в процессе взросления в 1 и в 4 классе, спортсменов и нет.Выявлено достоверное увеличение массы и длины тела детей с 7 до 10 лет.

Ключевые слова: физическое развитие,дисгармоничное телосложение, педагоги, анализ, анкетирование.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, то есть имеет, как минимум, два значения: совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни. Мы решили оценить показатели физического развития группы учащихся младшего школьного возраста в процессе взросления в 1 и в 4 классе, спортсменов и нет. Мы решили сравнить показатели физического развития детей младшего школьного возраста ГБОУ школы № 469 г. Санкт-Петербурга в 1 и в 4 классе, спортсменов и не спортсменов.

На основании полученных результатов можно планировать объем и характер оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Антропометрическими методами были измерены масса тела, рост, окружность груди и головы школьников в возрасте 7-8 лет и через 4 года в 10-11 лет ГБОУ школы № 469 г. Санкт-Петербурга в 1 и в 4 классе.

Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. У детей 7-10 лет наступают и изменения в костной системе. Процессы роста и развития скелета во многом определяются характером деятельности организма, упражнением его двигательной функции. Изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных сходных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями, возможны искривления. Мальчики все больше отличаются от девочек по типу роста, созревания и по формированию характерного для них телосложения. Данный период жизни ребенка характеризуется самыми низкими темпами роста длины и массы тела. Развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Ускоренно развиваются и сложные координационные движения мелких мышц. Окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений прогрессивно возрастают.

В исследовании принимали участие 26 детей в возрасте 7-8 лет и затем те же ученики в 4 классе, в том числе 11 мальчиков и 15 девочек. Паспортный возраст ребенка на момент исследования определялся на основании года, месяца и дня его рождения. Так, к 7-летним отнесены школьники от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

Масса тела – основной антропометрический показатель. Масса тела, в отличие от длины, является более лабильным показателем, отражающим степень развития костной и мышечной системы, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки, и зависит как от конституциональных особенностей ребенка, так и от внешне средовых факторов (питания, физические и психические нагрузки и пр.). Масса тела может быть низкой (недостаточное питание), сниженной (сниженное питание), повышенной (повышенное питание), высокой (избыточное питание). Допускается отклонение от средних расчетных величин в пределах ± 10 %.

Взвешивание проводилось на обычных десятичных медицинских весах, весы чувствительны к весу 100 г. Окружность груди – важный показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который тесно коррелирует с функциональными показателями дыхательной системы [1]. Измерение окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой в трех положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Далее рассчиталиразницу значений индивидуального и средневозрастного и уровень роста тела, массы тела, окружности грудной клетки. Проанализируем полученные в ходе исследования результаты.

Установлено, что масса тела мальчиков в возрасте 7-8 лет варьирует в диапазоне от 18 до 32 кг, а девочек от 18.5 до 27,7 кг. Длина тела мальчиков варьирует в диапазоне от 109 до 123,3 см, а девочек от 114 до 121,8 см. Окружность головы мальчиков от 49.1 до 52,9 см, а девочек от 49,9 до 51,9 см. Окружность груди мальчиков от 49.1 до 62,3 см, а девочек от 59.9 до 61,4 см. Данные незначительно отклонены от литературных источников. Масса тела мальчиков в возрасте 10-11 лет варьирует в диапазоне от 34 до 60 кг, а девочек от 28 до 41 кг. Длина тела мальчиков варьирует в диапазоне от 109 до 152 см, а девочек от 135 до 146 см. Окружность головы мальчиков от 52,4 до 55,6 см, а девочек от 52,13до 54,2 см. Окружность груди мальчиков от 64.3 до 66,3 см, а девочек от 62,5 до 64,9 см. Данные незначительно отклонены от литературных источников и говорят, о большей длине тела девочек, и, о ее большем увеличении в течение года, чем у мальчиков.

Читайте также:  Познавательная игра как средство развития умственных способностей ребенка

Мальчики 7 лет превышают в росте на 1,5 см девочек 7 лет. И 10-летние мальчики превышают в росте девочек на 5.3 см. И это говорит, об увеличении длины тела мальчиков и, о ее большем увеличении в течение 4 лет, чем у девочек. Мальчики 7 лет превышают в массе на 3.2 кг девочек. А 10-летние мальчики на 3 кг. Это говорит, о значительном увеличении массы тела мальчиков, и, о ее большем увеличении в течение четырех лет, чем у девочек.

Окружность головы мальчиков 7-8 лет больше, чем у девочек 7-8лет на 1,1 см. Что говорит, о незначительном отличии этих параметров в этом возрасте. В десятилетнем возрасте эта разница составляет 1 см.

Окружность груди девочек 7 лет на 0,2 см превышает мальчиков 7 лет. А в 10-летнем возрасте мальчики перегоняют девочек на 1,4 см.

Нами была оценена гармоничность физического развития детей и подростков с помощью общепринятой центильной методикой. Школьники были разделены на две группы: 7 лет, 10 лет. Результаты процентного определения гармоничности физического развития для каждой из групп показаны в таблицах.

Из данных видно, что у мальчиков преобладает дисгармоничное физическое развитие, т. е. масса тела и окружность груди не соответствуют длине тела. У мальчиков 7 и 10 лет при дисгармоничности развития наблюдается преобладание избытка роста тела над дефицитом, избытка массы тела над дефицитом.

У мальчиков 7 лет преобладает дисгармоничное телосложения -82% над гармоничным – 18% (рост), и в большей степени избыток массы тела -27%, чем дефицит – 18%. У мальчиков 10 лет также преобладает дисгармоничное телосложения -82% над гармоничным – 18% (рост), в большей степени избыток массы тела -45%, чем дефицит-0%.

У девочек 7 лет преобладает гармоничное телосложения – 74 % над дисгармоничным – 26 % (рост), и избыток массы тела – 6 % соответствует дефициту – тела -6 %. У девочек 10 лет так же преобладает гармоничное телосложение – 94 % над дисгармоничным – 6 %, а избыток и дефицита массы тела нет- 0 %.

У девочек 7 и 10  лет наоборот, наблюдается гармоничное физическое развитие, то есть масса тела, и окружность груди соответствует длине тела. Причём количество учениц с избытком массы тела такое же, как и с дефицитом. Дисгармоничное физическое развитие может быть результатом перенесенных в раннем периоде развития болезней, связанных с нарушением роста и развития опорно-двигательного аппарата, либо проявлением отклонений в деятельности желез внутренней секреции.

У мальчиков спортсменов (6 чел.) и не занимающихся спортом (5чел.) преобладает избыток массы тела над дефицитом. Спортсмены данной группы занимаются борьбой, плаванием. Возможно, родители детей с избытком веса специально их отдали в плавание и на борьбу, чтобы ученики похудели. У мальчиков, не занимающихся спортом, наблюдается дисгармоничное развитие – избыток роста у 100% четвероклассников. Спортом систематически занимаются 9 девочек, не занимаются – 6 человек. Показатели физического развития 78% девочек, занимающихся спортом, оцениваются как средние и выше средних. У 67% девочек не спортсменок показатель ниже среднего, а у 1 человека дефицит массы тела.

Таким образом, у исследуемой группы мальчиков как в возрасте 7, так и в возрасте 10 лет, наблюдается преобладание дисгармоничного телосложения и в большей степени избыток массы тела. У девочек 7 и 10  лет наоборот, наблюдается гармоничное физическое развитие, то есть масса тела, и окружность груди соответствует длине тела. У девочек 10 лет, так же преобладает гармоничное телосложение – 94 % над дисгармоничным – 6 %, а избыток и дефицита массы тела нет- 0 %. Показатели физического развития 78% девочек, занимающихся спортом, оцениваются как средние и выше средних. Средний уровень физического развития соответствует установленному для детей в изученном возрасте. Выявлено достоверное увеличение массы и длины тела детей с 7 до 10 лет.

У исследуемой группы мальчиков как в возрасте 7, так и в возрасте 10 лет, наблюдается преобладание дисгармоничного телосложения и в большей степени избыток массы тела, что служит объективной оценкой для определения индивидуальных оздоровительных и лечебных мероприятий данного контингента.

У девочек 7 и 10  лет наоборот, наблюдается гармоничное физическое развитие, то есть масса тела, и окружность груди соответствует длине тела. У девочек 10 лет так же преобладает гармоничное телосложение – 94 % над дисгармоничным – 6 %, а избыток и дефицита массы тела нет- 0 %. Показатели физического развития 78% девочек, занимающихся спортом, оцениваются как средние и выше средних.

С данными нашего исследования мы ознакомили родителей учащихся. Были даны рекомендации по коррекции режима питания.

Список литературы

Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский. – Л.: Наука, 2010, С. 60-89.

Нагаева, Т.А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие/Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Понамарева. – Томск, 2011.

Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология / А.Г. Хрипкова // Учеб. пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005. – 287 с.

Источник