Оценка физического развития ребенка и подростка
В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.
Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели.
- 1. Морфологические (соматометрия) — измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.).
- 2. Функциональные (физиомстрия) — измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.).
- 3. Соматоскопические (описательные) — оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.
Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.
Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5—10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.
Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.
Оценка антропометрических показателей. Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:
- 1) метод ориентировочных расчетов (оценка но формулам);
- 2) параметрический метод (сигнальный);
- 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
- 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).
Метод ориентировочных расчетов. Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48—52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале — на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале — на 1,5—2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год — 25 см.
К первому году рост ребенка достигает 75—77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12—13 и 7—8 см. Дальше рост становится относительно равномерным — прибавки по 5—6 см в год.
С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле
К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам — утраивается.
В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.
В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет п у девочек в 8,5 лет.
С 11 — 12 лет у мальчиков и с 9— 10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5— 15,5 лет оно составляет в среднем по 8—10 см и более в год.
У девочек в возрасте 10—11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.
Вытягивание мальчиков 11 — 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 — 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18—19 лет, у девушек в 16—17 лет.
Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.
Так называемый период первой полноты наступает
в возрасте 3—4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лег у девочек.
Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) — 8—10 лет. Период второго вытягивания – 11—12 лет у мальчиков и 9—10 лет у девочек.
Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32—34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34—36 см.
В 3—4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.
На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13—15 см, за второй год — на 2,5—3 см, за третий год — на 1,5—2 см.
Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.
Оценка основных антропометрических данных параметрическим методом (сигмальный метод). Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином.
Его сущность заключается в сравнении фаз развития ребенка со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится.
Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака.
Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно- половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.
Такая оценка проводится по формуле
где V — варианта того или иного признака; М — средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s — среднее квадратическое отклонение.
Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц1.
В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.
Оценка основных антропометрических данных непараметрическим методом (центильный метод). Появление этого метода относится к 30-м гг. XX столетия и связано с именами американских исследователей Тайпитта и Стюарт. Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей возрастно-половой группы с учетом географической зоны проживания. К настоящему времени нспараметричес- кий метод оценки физического развития детей считают наиболее объективным, а исключительная простота и удобство в использовании способствуют широкому и повсеместному его распространению.
Приводим пример центилыюй таблицы (табл. 2).
Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центилыюго типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определен- [1]
Таблица 2
Цент ильная таблица 2 массы тела мальчиков
Масса тела мальчиков, кг | |||||||
Возраст | Центили | ||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
0 мес | 2,7 | 2,9 | 3,1 | 3,4 | 3,7 | 3,9 | 4,2 |
1 мес | 3,3 | 3,6 | 4,0 | 4,3 | 4,7 | 5,1 | 5,4 |
2 мес | 3,9 | 4,2 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 6,0 | 6,4 |
3 мес | 4,5 | 4,9 | 5,3 | 5,8 | 6,4 | 7,0 | 7,3 |
4 мес | 5,1 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | 7,2 | 7,6 | 8,1 |
5 мес | 5,6 | 6,1 | 6,5 | 7,1 | 7,8 | 8,3 | 8,8 |
6 мес | 6,1 | 6,6 | 7,1 | 7,6 | 8,4 | 9,0 | 9,4 |
7 мес | 6,6 | 7,1 | 7,6 | 8,2 | 8,9 | 9,5 | 9,9 |
8 мес | 7,1 | 7,5 | 8,0 | 8,6 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
9 мес | 7,5 | 7,9 | 8,4 | 9,1 | 9,8 | 10,5 | 11,0 |
10 мес | 7,9 | 8,3 | 8,8 | 9,5 | 10,3 | 10,9 | 11,4 |
11 мес | 8,2 | 8,6 | 9,1 | 9,8 | 10,6 | 11,2 | 11,8 |
1 год | 8,5 | 8,9 | 9,4 | 10,0 | 10,9 | 11,6 | 12,1 |
15 мес | 9,2 | 9,6 | 10,1 | 10,8 | 11,7 | 12,4 | 13,0 |
18 мес | 9,7 | 10,2 | 10,7 | 11,5 | 12,4 | 13,0 | 13,7 |
21 мес | 10,2 | 10,6 | 11,2 | 12,0 | 12,9 | 13,6 | 14,3 |
2 года | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 12,0 | 14,0 | 14,5 | 16,9 |
27 мес | 11,2 | 11,5 | 12,0 | 13,0 | 14,5 | 16,0 | 17,1 |
30 мес | 11,3 | 12,0 | 12,9 | 13,8 | 15,0 | 16,3 | 17,4 |
33 мес | 11,4 | 12,7 | 13,4 | 14,0 | 15,6 | 16,5 | 17,9 |
ной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между дентальными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% (зона от 25-го до 75-го центиля) всех здоровых детей возрастно-половой группы. Границы дентальных групп и номера дентальных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы.
Задача врача — найти, в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения, и записать как саму величину, так и центильный интервал в медицинский документ ребенка. В зависимости от этого формулируют оценочное суждение:
- • зона 1 (до 3-го центиля) — очень низкий уровень;
- • зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) — низкий уровень;
- • зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) — уровень ниже среднего;
- • зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) — средний уровень;
- • зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) — уровень выше среднего;
- • зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) — высокий уровень;
- • зона 7 (от 97-го центиля) — очень высокий уровень.
Оценка массы тела и окружности груди с использованием возрастных центильных таблиц даст ориентировочное представление о степени упитанности или развитии грудной клетки и служит, главным образом, для суждения об особенностях физического состояния ребенка в ряду его сверстников.
Оценка массы тела и окружности груди по длине тела без учета возраста ребенка (вневозрастные центильные таблицы) позволяет дать более точное определение состоянию питания и степени развития грудной клетки. Применение таких таблиц обязательно, если по возрастной таблице оцениваемые признаки попадают в крайние зоны (первую или седьмую).
Вневозрастные центильные таблицы представляют собой ряды центильных распределений показателей но отношению к определенному росту.
По аналогии с центильной оценкой по возрастным таблицам, при попадании искомой величины в область 1-й зоны (до 3-го центиля) можно говорить об очень низком питании или об очень узкой степени развития грудной клетки; 2-й зоны (от 3-го до 10-го центиля) — о низком питании или об узкой грудной клетке; 3-й зоны (от 10-го до 25-го центиля) — о питании или развитии грудной клетки ниже среднего; 4-й зоны (от 25-го до 75-го центиля) — о среднем питании или средних размерах грудной клетки; 5-й зоны (от 75-го до 90-го центиля) — о питании или развитии грудной клетки выше среднего; 6-й зоны (от 90-го до 97-го центиля) — о высоком питании или широкой грудной клетке; 7-й зоны (выше 97-го центиля) — об очень высоком питании или очень широкой грудной клетке.
Оценка состояния питания. Для суждения о физическом развитии ребенка достаточно наблюдения за динамикой четырех антропометрических показателей: длины и массы тела, окружности головы (особенно у детей раннего возраста) и окружности груди. Вместе с тем особое значение в педиатрической практике имеет оценка состояния питания. Достаточное питание является одним из критериев здоровья ребенка.
Изменения с возрастом только массы тела, являющейся суммой различных составляющих (скелет, внутренние органы, мышечная и жировая ткань, внеклеточная жидкость) в различные возрастные периоды, не всегда дает объективное представление о состоянии питания, поскольку распределение массы как по возрасту, так и по длине тела существенно асимметрично. В этом заключаются методические сложности подходов к оценке питания детей.
Из известных на сегодняшний день методов оценки состояния питания детей можно отметить клинический, антропометрический, биохимический, диетологический. Два последних метода в повседневной практической работе широко не используют, а применяют в специальных исследованиях, направленных на выявление алиментарных причин нарушения вскармливания, количественной и качественной адекватности питания, достаточности поступления основных ингредиентов в организм с определением тех или иных показателей в крови ребенка.
Клиническая оценка упитанности ребенка в первую очередь предусматривает выраженность и распределение подкожной жировой клетчатки, характеристику тургора мягких тканей, а также состояние кожных покровов.
Оценка толщины подкожно-жирового слоя, четко коррелирующей с показателями массы тела ребенка, является простым и объективным критерием адекватности пищевого обеспечения и ассимиляции пищи. Определение толщины кожной складки (в миллиметрах) проводят с помощью специального измерительного прибора — калипера. Упрощенные практические заключения можно получить при исследовании нескольких локализаций подкожного жира. Исследователями разработаны таблицы центильных распределений для таких оценок по толщине кожной складки над трицепсом, под лопаткой и т.д.
Наиболее широкое распространение получил метод оценки питания по соответствию массы тела ребенка его длине тела. Примером тому может служить массоростовой индекс Кетле-I, который в нашей стране используется в периоде новорожденное™ и отражает пренатальное состояние питания (при нормотрофии величина индекса составляет 60—70). Снижение массоростового индекса свидетельство пренатальной гипотрофии (недостаточного веса плода).
В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.
Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.
Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе необязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.
Физическое развитие среднее — если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.
Физическое развитие ниже среднего — если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.
Физическое развитие выше среднего — если эти показатели увеличены более чем на 10%.
Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.
Источник
Физическое развитие ребенка — совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его развития в каждый возрастной период.
К морфологическим показателям относятся длина тела (рост) и масса его, окружность грудной клетки, рост сидя, к функциональным — жизненная емкость легких, мышечная сила кистей, степень отложения жира, состояние органов опоры и движения (форма грудной клетки, позвоночного столба, нижних конечностей, стоп, развитие мышечной ткани, осанка), а также развитие движений и речи у детей. На физическое развитие оказывают влияние наследственность, болезни, климат и условия жизни.
Показатели физического развития заметно снижаются, если развитие ребенка проходит в плохих бытовых условиях, связанных с недостаточным количеством свежего воздуха, солнца, при неполноценном питании, недосыпании, малоподвижном образе жизни, сопровождается острыми и хроническими заболеваниями.
Физическое развитие имеет свои закономерности, согласно которым оно изменяется в течение жизни ребенка. У здорового ребенка эти изменения укладываются в определенные возрастные нормы. Для получения возрастно-по-ловых норм обследуют одномоментно большой контингент детей, однородный по возрасту, полу, национальности и т. д. Статистическая обработка данных о состоянии здоровья и физическом развитии детей позволяет определить средние показатели (нормы) физического развития каждой возрастной группы. Физическое развитие каждого ребенка в отдельности оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей со стандартными. Индивидуальная оценка физического развития проводится для определения соответствия между биологическим и календарным возрастом ребенка, особенностей динамики развития.
2. Оценка физического развития
Физическое развитие является одним из важных показателей здоровья ребенка. Исследование физического развития осуществляют одновременно с изучением состояния здоровья во время медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. При этом определяют соотношение хронологического и соматического возраста детей, степень гармоничности развития различных физических признаков, что дает врачу возможность прогнозировать развитие заболеваний и своевременно корректировать выявленные отклонения. На сегодняшний день существует два метода сбора антропометрического материала.
1. Индивидуализирующий метод — обследование конкретного ребенка, однократное или в динамике нескольких лет, с последующей оценкой биологического уровня его развития и гармоничности морфофункционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.
2. Генерализирующий метод — одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями жизни и т. д.
Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используют в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для детей, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода. При проведении антропометрических исследований необходимы методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой и позволяет широко использовать полученные данные. В исследованиях физического развития используют показатели соматометрии, соматоскопии и физиометрии. При проведении изучения физического развития необходимо соблюдать следующие требования:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков
– измерения проводятся на раздетом ребенке, который стоит по «стойкесмирно»;
– медицинский работник находится справа или спереди от ребенка
– все измерения проводятся между антропометрическими точками
– исследования проводят в первую половину дня в теплом, светлом помещении;
– антропометрический и медицинский инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически проверенным, легко подвергаться обработке дезсредствами.
Для измерения используют ростомер или антропометр , медицинские весы, прорезиненную сантиметровую ленту, динамометр, спирометр, плантограф, калипер.
3.Показатели и методы оценки физического развития.
Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов.
Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие.
Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.
Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.
В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.
Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.
Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний — у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.
При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме заключение должно содержать вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.Предложена схема индивидуальной оценки физического развития позволяющая выделить так называемые «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфо-функционального статуса.Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья.Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний.Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска.Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.Выделенные группы нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:
1-я группа — углубленное обследование;
2-я группа — углубленное обследование и диспансерное наблюдение;
3-я группа — обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.
Источник