Оценка физического развития ребенка формулы

В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя  бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные  формулы:

Приблизительная длина тела (см)

ü Грудной ребенок – 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)

ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек

ü От 8 до 12 лет – 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек

Примечание:

50 – условная длина тела новорожденного

м – число месяцев

75 – условная длина тела ребенка 1 года

п – число лет

Приблизительная масса тела (кг)

ü Доношенный грудной ребенок – 3 + 600 х м

ü В возрасте 2-11 лет – 10,5 + 2 х п

ü В возрасте 12-15 лет – 5 + п-20

            Примечание:

            3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка

            м – число месяцев

            10,5 – масса тела годовалого ребенка

            п – число лет

Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.

Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)  

возраст Длина тела (см) Масса тела (г или кг)
 1 – 6 месяцев 50 + 3В 3300(3500) + 800 х В
7 – 12 месяцев 64 + В 5800(6000) + 400 х В
2 – 5 лет  2В + 9
2 – 8 лет 74 + 7В
5 – 12 лет 3В + 4
8 –15 лет 90 + 5В
I2 –16 лет 5В – 20

*В – возраст

Оценка физического развития коллективов

При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как

Ø результаты индивидуальных оценок

·  например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.

·  разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и

Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.

Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента

 Алгоритм работы:
ü  получение фактического материала;
ü  статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m);
ü  расчет критерия t Стьюдента:
                                                       Х1 – Х2
                                                 t=—————
                                                     √ m1² – m2²
 
где Х1 – Х2 — среднеарифметические взвешенные;
 m1 и m2 — погрешности среднеарифметических значений.
 
             Оценка
Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: *
§ если t>3, то различия средних значений достоверны,
§  если t < 3 — различия их не достоверны.
*При более строгом подходе используют специальные таблицы.
 

Пример.

Условие:

 В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :

                                        2002            2007

Рост, см                    145,2±0,52     146,1 ±0,64

Масса, кг                    35,3±0,46      37,4+0,47

Окружность груди, см 69,0±0,45   69,6±0,51

Необходимо определить достоверность выявленных различий.

Решение:                    

   t роста =      146,1 – 145,2 =  0,9 = 1,01;

                                         √ 0,64² + 0,52² 0,82

                        t массы =   37,4 − 35,3 = 2,1  = 3,18;

                                     √ 0,47² + 0,46²   0,66

          T окружности груди =    69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88

                                             √0,51² + 0,45² 0,68

Таким образом, лишь t массы >3.

Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.

Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).

Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.

Структура и содержание занятия

Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.

 Практическая работа решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам

§ регрессионным методом

§ центильным методом

§ с использованием скрининг – тестов

§ комплексным методом

Контролирующие вопросы

1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.

2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение

3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

5. Анатомо-физиологические особенности подростков.

6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.

7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.

8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.

9. Возрастная периодизация.

10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение

11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.

 12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.

13. Методики оценки физического развития детского коллектива.

14. Биологический возраст – понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.

Приложения- вставить

 Приложение 1 –  регрессия (Поляков) – см. «Шкала регрессии»

Приложение 2 -центильные таблицы – см. «сканер»

 Приложение 3 – Скрининг – см. «сканер»

 Приложение 4 – показатели биологического развития – см. «шкалы регрессии» и сканер

Источник

Математика наше всё! Особенно для мам, желающих знать — соответствует ли физическое развитие ребёнка нормам. Если с математикой вы не очень дружны — не пугайтесь: цифр много, но пользоваться ими просто. Зато как интересно узнать результат! Начали?

Формулы и расчёты

Запомнить несложно, применить легко, даже когда справочника или интернета под рукой нет.

Как измерить ребёнка правильно и точно?

Ориентировочный рост ребёнка

Рост в четыре-восемь лет

Рост четырёхлетнего малыша – метр (100 см).

Если кроха младше четырёх лет, на каждый нехватающий до восьми годик минусуем сантиметр.

Физическое развитие детей от года до двух

Рост (до 4 лет) = 100 — 8(4-n), n – сколько лет малышу.

Пример: 2 годика. Ориентировочный рост = 100 — 8(4-2) = 100 — 8х2 = 100 — 16 = 84 см.

Если ребёнку больше 4 лет, то на каждый год добавляем 6 см.

Рост (после 4 лет) = 100+6(n-4), n — сколько лет малышу.

Пример: 7 лет. Ориентировочный рост = 100+6(7-4) = 100+6х3 = 100+18 = 118 см.

Рост в 5-12 лет

Восьмилетний человек имеет рост 130 см.

Если крохе меньше 8 лет, то за каждый год минусуют 8 см.

Когда мой малыш станет взрослым, его рост будет…

Рост (5-7 лет) = 130 — 8(8-n), n – сколько лет малышу.

Пример: 6 лет. Ориентировочно рост = 130 — 8(8-6) = 130 — 8х2 = 130 — 16 = 114 см.

Если больше 8 лет, то на каждый лишний год плюсуем 5 см.

Рост (9-12 лет) = 130 + 5(n-8), n — возраст.

Пример: 10 лет. Ориентировочный рост = 130 + 5(10-8) = 130 + 5х2 = 130+10 = 140 см.

Упрощённая формула определения роста ребёнка 2-12 лет

Рост = nх6+77, n — количество лет.

Пример: 10 лет. Рост = 10х6+77 = 60+77 = 137 см.

Ориентировочный вес

В возрасте от двух до одиннадцати лет

Среднестатистический ребёнок в 5 лет весит 19 кг.

Каждый недостающий год минусует 2 кг.

Вес (2-4 года) = 19-2(5-n), n – годы малыша.

Пример: 3 годика. Ориентировочный вес = 19 — 2(5-3) = 19 — 2х2 = 19 — 4 = 15 кг.

Если больше 5 лет, каждый лишний год добавляет 3 кг.

Вес (6-11 лет) = 19 + 3(n-5), n — возраст.

Пример: 8 лет. Вес = 19+3(8-5) = 19+3х3 = 19 + 9 = 28 кг.

Упрощённая формула для определения веса от одного до шести лет

Вес = nх2+8, n – число лет, исполнившихся крохе.

Пример: 3 годика. Вес = 3х2+8 = 6+8 = 14 кг.

Упрощённая формула определения веса от 7-12 лет

Вес = (nх7 — 5)/2, n – возраст.

Пример:8 лет. Вес = (8х7 -5)/2 = (56 — 5)/2 = 51/2 = 25,5 кг.

Вес ребёнка по его росту

Врачи давно заметили: вес детей больше зависит не от возраста, а от роста и вывели ещё две формулы.

Идеальный ребёнок ростом 125 см весит 25 кг.

Если рост меньше 125 см, то на каждые нехватающие 5 см минусуют 2 кг.

Вес (до 125 см) = 25 — 2(125 — h)/5, h — рост в сантиметрах.

Пример: 120 см. Вес = 25 — 2(125 — 120)/5 = 25 — 2х5/5 = 25 — 10/5 = 25 — 2 = 23 кг.

Если рост более 125 см, каждые 5 см добавляют 3 кг.

Вес (после 125 см) = 25 + 3(n-125)/5, h – высота в сантиметрах.

Пример: 130 см. Вес = 25 + 3(130 — 125)/5 = 25 + 3х5/5 = 25 +15/5 = 25+3 = 28 кг.

Определение окружности головы

У пятилетних детей окружности головы (ОГ) = 50 см.

У детей младше пяти лет вычитаем по сантиметру на каждый нехватающий год.

Пример: 3 годика. До 5 лет не хватает 2 лет, значит нужно от 50 отнять 2. Получаем 48 см.

У детей старше 5 лет на каждый год после пяти прибавляем 0,6 см.

ОГ = 50+0,6(n-5), n – годы.

Пример: 10 лет. ОГ = 50+0,6(10-5) = 50+0,6х5 = 50+3 = 53 см.

Если вы были внимательны, то заметили, что результаты вычислений по разным формулам для одного и того же возраста не совпадают. Это, действительно, так. Сложно найти одну формулу, точно описывающую всех детей. Поэтому период формул сменился периодом центильных таблиц.

Что такое центильные таблицы?

Врачи-исследователи сделали миллионы измерений детей и вычислили, какие значения в каком возрасте встречаются с большей или меньшей частотой.

Результаты этой работы оформлены в виде центильных таблиц.

Существуют расовые особенности. Среднестатистический японец ниже среднестатистического австралийца. Однако окружность головы больше у японца. На территории нашей страны проживают сотни народностей и национальностей. И нормы у каждого — свои. Они есть у педиатров соответствующих регионов. Поэтому данные ВОЗ расцениваем как ориентировочные и понимаем, что верны они лишь для большинства европейцев.

Как пользоваться центильными (перцентильными) таблицами?

Центильные таблицы бывают полные и упрощённые. Неизменно в них лишь одно: идеальные значения — те, что встречаются у 50% детей этого возраста, помещены в середину (зелёного цвета). Слева и справа — коридоры, выделенные жёлтым и синим цветами — показатели встречаются достаточно часто и расцениваются как норма. Следующие две колонки справа и слева (оранжевый и фиолетовый цвет): значения встречаются, но редко. Если показатели попадают в красную зону — они выходят за рамки встречающихся.

Увидев центильную таблицу, знайте — идеал находится в центральном столбце, слева и справа от него — норма, а крайние столбцы — пределы нормальных показателей.

Варианты расположения результатов в центильной таблице

Очень хорошо, когда результаты всех измерений ребёнка находятся в одном и том же столбце (не обязательно в центральном). Тогда говорят о гармоничном развитии ребёнка. К примеру, все показатели находятся во втором столбце таблицы. Если же рост ребёнка в левой второй колонке, а вес – в правой предпоследней – малыш полненький низкорослый.

Показатели моей старшей были в зелёной зоне, а младшей — в оранжевой слева. Обе развивались нормально. А в каких зонах находятся показатели у ваших деток?

Источник

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул.

Таблица

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)

Определяемый признак Способ расчета
Длина тела Длина тела 6-тимесячного ребенка равна 66 см
На каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см
Масса тела Масса тела в 6 месяцев равна 8000 г
На каждый месяц до 6 вычитается по 800 г
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г
Окружность груди Окружность груди в 6 месяцев составляет 45 см
На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см
Окружность головы Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см
На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см
На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)

Определяемый признак Способ расчета
Длина тела
(от 1 до 6 лет)
Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см
На каждый недостающий год вычитается по 8 см
На каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см
Длина тела
(свыше 6 лет)
Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см
На каждый недостающий год вычитается по 7 см
На каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см
Масса тела
(от 1 до 12 лет)
Масса тела в 5 лет равна 19 кг
На каждый год до 5 вычитается по 2 кг
На каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг
Масса тела
(свыше 12 лет)
Определяется по формуле 5 х n – 20 кг,
где n – возраст в годах
Окружность груди Окружность груди у ребёнка в 10 лет равна 63 см
На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см
На каждый год свыше 10 лет прибавляется по 3 см
Окружность головы Окружность головы в 5 лет равна 50 см
На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см
На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см

Необходимо отметить, что допустимые колебания для любого количественного показателя могут быть в пределах одного возрастного интервала. Обязательным условием для использования данного метода оценки физического развития является изначальная оценка уровня роста. При любых нарушениях роста ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди, окружности головы проводят на соответствующий длине тела возраст.

Пример оценки физического развития по формулам Воронцова И.М.:

Иванов С., 3 года

Рост – 97 см, масса тела – 16 кг, окружность груди – 52 см, окружность головы – 48,5 см.

Фактический рост ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.), 110-16=94 см. разность между фактическим ростом и долженствующим 97-94=3 см., что входит в границы 1 возрастного интервала (8 см) для данного возраста – значит показатель роста средний.

Фактическая масса ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг. Разность между фактической массой и долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит в границы 1 возрастного интервала (2 кг) для данного возраста – значит показатель массы средний.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность груди в 10 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см. Разность между фактической окружностью груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1,5 см) для данного возраста – значит показатель груди средний.

Окружность головы ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность головы в 5 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см. Разность между фактической окружностью головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1 см) для данного возраста – значит показатель окружности головы – средний.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное, пропорциональное.

Существуют формулы для расчета долженствующих показателей массы тела детей относительно роста.

Таблица

Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела
(по росту)

Определяемый признак Способ расчета
Масса тела по длине тела плода 25-42 недели гестации Плод с длиной тела 40 см имеет массу 1300 г
На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 100 г
На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 200 г
Масса тела по длине тела ребёнка первого года жизни При длине тела 66 см масса составляет 8200 г
На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 300 г
На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 250 г
Масса тела по длине тела ребёнка старше года При длине тела 125 см масса составляет 25 кг
На каждые недостающие до 125 см 7 см вычитается 2 кг, на каждые дополнительные 5 см прибавляется по 3 кг, а в пубертатный период – по 3,5 кг

После определения долженствующей массы тела для данного роста необходимо рассчитать процент дефицита массы тела, в соответствии с которым можно определить степень гипотрофии у ребёнка.

Источник

Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.

Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.

Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.

Физическое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.

Вес и рост

Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.

Двигательная активность

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.

Развитие внутренних органов

В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.

Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.

Физическое развитие детей школьного возраста

Школьный возраст принято делить на три периода:

  • младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
  • средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
  • старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)

  • Стоимость: 5 000 руб.
  • Продолжительность: 30 – 40 минут
  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:

  • замедление роста тела в высоту;
  • прирост массы тела;
  • завершение окостенения большей части скелета;
  • утолщение трубчатых костей;
  • активное развитие грудной клетки;
  • быстрое и равномерное развитие мышц.

Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.

Источник