Оценка физического развития ребенка дошкольного возраста
Оценка физического развития детей дошкольного возраста
Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Важно не только собрать антропометрические данные, но и провести их анализ: определить гармоничность (зрелость морфофункциональных возможностей организма в определенный период его развития и соответствие требованиям окружающей среды /12/) физического развития по росто-весовому показателю (высчитывается по справочным таблицам и индексам), а также установить отклонения в физическом развитии, к которым относится:
– завышенная масса тела или ее дефицит,
– низкий рост,
– заниженный показатель окружности груди,
– низкое общее физическое развитие.
Особое внимание при оценке физического развития следует обратить внимание на осанку и стопу ребенка, поскольку нарушение в этой сфере являются в настоящее время наиболее частыми. /2/
Методы оценки физического развития
Оценка физического развития может проводится с помощью методов: антропометрических стандартов и индексов.
Оценка физического развития детей по антропометрическим стандартам.
Антропометрические стандарты – это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки большого количества измерений однородного по составу (по полу, возрасту и т. д.) контингента людей.
Оценка по стандартам производится путем сравнения оцениваемого показателя со средней арифметической величиной его по таблицам в той группе, к которой принадлежит исследуемый. /6/
К каждой ростовой группе относятся две строчки: одна обозначена латинской буквой М, что означает “медиа”, т. е. средняя арифметическая для каждого показателя, другая строчка – греческой буквой (сигма), означающей среднее квадратичное отклонение, которое характеризует величину колебаний изучаемого признака. Чем меньше сигма, тем однороднее исследуемая группа.
Физическое развитие принято считать средним (типичным) если его показатели совпадают со средней арифметической или отличаются от нее на величину ± 1,0 . при результатах оценки физического развития от М ± 1 до М ± 2 физическое развитие соответственно выше или ниже среднего; от М ± 2 до М ±3 – высокое или низкое (в зависимости от знака + или -). /6/
Для оценки уровня физического развития результаты обследования сопоставляются с данными представленными в Приложении Б. /14/
Если рост отстает от должного на 20% необходима консультация эндокринолога т. к. у них возможна общая задержка физического развития.
Превышение массы тела на 10% свыше должного называется ожирением и требует коррекции. Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром. /7/
Оценка физического развития по индексам.
Индексы физического развития – это показатели соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. В связи с простотой определение и достаточной наглядностью метод индексов использовался раньше очень широко. Однако, пользоваться только этими индексами при оценке физического развития нельзя. Некоторые из них могут быть полезными в настоящее время, для ориентировочной оценки отдельных показателей физического развития. /6/
О пропорциональности развития тела можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов (индексов):
– по индексу Эрисмана рассчитывается пропорциональность развития грудной клетки;
– по индексу Пинье определяется пропорциональность длинны, массы тела и окружности грудной клетки. Чем меньше показатель индекса Пинье, тем крепче телосложение; /7/
– индекс тучности определяет соотношение массы и длины тела;
– индекс мышечного развития определяет пропорциональность соотношение массы и длины тела;
– для возможности сравнения силы с учета веса определяется относительная величина силы кисти;
В дальнейшем производится расчет массо- ростовых индексов:
Для оценки уровня физического развития результаты обследования сопоставляют с данными представленными в Приложении В. /14/
Источник
При оценке физического развития ребенка учитываются отдельные качественные стороны его двигательных возможностей: выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Общую реакцию организма на физические нагрузки можно оценить по функциональным пробам. Для детей 4—7 лет вполне доступной является такая проба: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов производят по степени учащения пульса и дыхания и по времени возвращения показателей к исходным величинам.
В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25—50% по отношению к исходной величине, а дыхание — на 4—6 ед. в минуту. При этом показатели должны вернуться к исходным величинам через 2—3 минуты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50% и более значительное увеличение показателей дыхания.
Наиболее распространенным тестом для оценки физической работоспособности является степ-тест (подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой до 35 см). Детям предлагают две нагрузки возрастающей мощности — подъем на скамейку с частотами восхождений 20 и 30 раз в минуту. Длительность каждой нагрузки
2 минуты, а отдых между ними 3 минуты.
Увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и на 45—60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню соответствует норме.
Диагностика отдельных сторон физического развития является важной для выявления особенностей развития ребенка, подбора индивидуальной стратегии работы с ним.
Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м — для детей 4 лет; 200 м — для детей 5 лет; 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
Выносливость как одну из сторон физического развития ребенка оценивают по коэффициенту выносливости (КВ). Рассчитать его можно по частоте пульсового давления:
КВ = П x 100 / ПД,
где П — пульс, ПД — пульсовое давление.
По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются:
Возраст (лет) | 3 | 4 | 5 | 6 |
Коэф.выносливости | 30 | 29 | 25 | 23 |
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров. Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5—7 м, ставится хорошо видимый с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление, способность к мышечному напряжению. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Сила рук измеряется ручным динамометром, сила ног — становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.
Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.
Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.
Более сложными заданиями для ребенка являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости.
Прыжок в длину с разбега (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются две-три попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см; при неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки. Прыжок в длину с разбега предполагает выполнение с трех попыток с фиксацией лучшего результата.
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м; она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.
С интересом выполняют дошкольники
3—7 лет и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т.п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.
Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
Для оценки темпов прироста показателей физических качеств можно воспользоваться формулой, предложенной В.И. Усаковым:
Темпы роста (%) | оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8 | Неудовл. | За счет естественного роста |
8-10 | Удовлетворительно | За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности |
10-15 | Хорошо | За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания |
Свыше 15 | Отлично | За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений |
W = 100(V2 – V1)
1/2 (V1 + V2)
где W — темпы прироста показателей физических качеств (%);
V1 — исходный уровень;
V2 — конечный уровень.
Например, Саша прыгнул в длину с места в начале года на 42 см, а в конце на 46 см. Подставляя эти значения в формулу, получаем:
W = 100 (46 – 42) =9(%)
1/2(42 + 46)
Возрастно-половые показатели двигательных качеств детей дошкольного возраста*
Возраст (лет) | пол | Бег на 30м | Бег на 10м | Метание набивного мяча | Метание мешочка с песком | Прыжок в длину с места (см) | Прыжок в высоту с места (см) | Статическое равновесие (сек) | Становая сила (кг) | Сила кисти рук (кг) | ||
пр | лр | пр | лр | |||||||||
4 | М | 10.5-8.8 | 3,3-2,4 | 117-185 | 2,5-4,1 | 2,0-3,4 | 80-90 | 14-18 | 3,3-5,1 | 14-18 | 3,9-7,5 | 3,5-7,1 |
Д | 10.7-8.7 | 3,4-2,6 | 97-178 | 2,4-3,4 | 1,8-2,8 | 55-93 | 12-15 | 5,2-8,1 | 12-16 | 3,1-6,0 | 3,2-5,6 | |
5 | М | 9.2-7.9 | 2,5-2,1 | 187-270 | 3,9-5,7 | 2,4-4,2 | 100-110 | 20-26 | 7,0-11,8 | 15-25 | 6-9 | 6,-8 |
Д | 9.8-8.8 | 2,7-2,2 | 138-221 | 3,0-4,4 | 2,5-3,5 | 85-104 | 20-35 | 9,4-14,2 | 14-20 | 6-8 | 5,7 | |
6 | М | 7.7-7.0 | 2,2-2,0 | 450-570 | 6,7-7,5 | 5,8-6,0 | 118-123 | 22-25 | 40-60 | 20-23 | 11 | 10,5 |
Д | 7.8-7.5 | 2,4-2,2 | 340-520 | 4,0-4,6 | 4,0-4,4 | 111-123 | 21-24 | 50-60 | 19-21 | 10 | 9 |
* Расстояние и время пробега дистанции на выносливость колеблются у детей в больших пределах, поэтому в таблице они не приводятся
Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.
Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.
Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.
Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.
Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребенка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако это не следует расценивать положительно.
Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребенок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.
К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечнососудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям.
Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельем; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие — заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки. Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью, обучение детей спокойным, настольным играм и совместная деятельность детей и взрослых.
Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты. Известно, что наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счет малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Поэтому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок.
Диагностическая карта
ФИО ребенка__________________________________________
Возраст ребенка________________________________________
Общее состояние здоровья (заболевания в днях за год)_________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа здоровья______________________________________
Обследуемые характеристики | Ниже нормы | норма | Выше нормы |
Уровень физического развития | Начало года | ||
Конец года | |||
Быстрота | Начало года | ||
Конец года | |||
ловкость | Начало года | ||
Конец года | |||
Выносливость | Начало года | ||
Конец года | |||
сила | Начало года | ||
Конец года | |||
гибкость | Начало года | ||
Конец года | |||
координация | Начало года | ||
Конец года | |||
Культурно-гигиенические навыки | Начало года | ||
Конец года |
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………….…3
Диагностика физического развития…………………………………….5
Ориентировочные показатели физической подготовленности………6
Использование диагностических тестов……………………………….7
Диагностика психофизических качеств (тесты)………………..……..8
Тест по определению прироста показателей психофизических
качеств……………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………… 14
Протокол обследования основных движений (приложение)……..…15
Диагностика физического развития дошкольников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Острота вопроса о качестве воспитания, развития детей дошкольного возраста продолжает сохраняться . Эффективное руководство, обеспечивающее качество , предусматривает привлечение и рациональное использование различных средств. Для этого нужно уметь планировать и оценивать свои действия , иметь в своем распоряжении достоверную и объективную информацию.
Возникает проблема получения качественной информации об уровне развития воспитанников в дошкольном образовательном учреждении по всем разделам программы и в частности по физическому развитию. Это обусловлено тем, что программы нового поколения не предлагают критерии оценки качества образования, не дают тестов для определения уровня развития дошкольника . Так обстоит дело и с комплексной образовательной программой «Детство» по которой работает наше дошкольное учреждение.
Программа по разделу «Растим детей здоровыми , крепкими, жизнерадостными» дает характеристику возрастных особенностей воспитанников, уровни в освоении содержания программных задач ( высокий, средний, низкий), предложены минимальные результаты , но тестовых заданий нет, поэтому возникла необходимость систематизировать работу в этом направлении.
Нами разработана программа физического обследования дошкольников, которая состоит из двух частей, характеризующих:
- физическое развитие (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
- развитие психофизических качеств:
- измерение силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;
- скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;
- быстрота: бег на дистанции 10 метров схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;
- выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);
- ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;
- гибкости: наклон туловища вперед на скамейке.
Диагностика физического развития дошкольников
Обследование детей проводится как в помещении (физкультурный, музыкальный залы), так и на физкультурной площадке. На физкультурной площадке проводятся следующие тесты: метание мяча на дальность, бег на дистанции: 10, 30, 90, 120, 150, 300 м, «челночный бег» 3 х10 м.
Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На открытом воздухе заниматься детям лучше в костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная – спортивные шорты, майка, спортивная обувь.
Измерение физической подготовленности проводится воспитателем вместе с инструктором по физическому воспитанию. Все данные обследования заносятся в диагностическую карту по каждой возрастной группе отдельно
Диагностика физического развития дошкольников
ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Для проведения антропологических измерений необходимо предоставить комнату, в которой поддерживалась бы температура зоны комфорта (22-24°С). Все измерения проводятся на правой стороне тела ребенка. Для проведения измерений необходимо: ростомер – 1 шт., весы медицинские – 1 шт., сантиметровую ленту – 2 шт.
Измерение длины тела. Длина тела измеряется верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Необходимо следить за тем, чтобы антропометр не отклонялся от вертикальной линии. Точность измерения до 0,1см. Измерения проводятся в сантиметрах.
Измерение массы тела. Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви). При взвешивании ребенок стоит на середине площадки, спокойно. До измерения весы должны показывать нуль. Точность измерения – 50 г.
Измерение окружности грудной клетки. Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметровая лента, которую при обнаружении вытягивания заменяют на новую (рекомендуется заменять через 200-250 измерений).
При измерении у мальчиков лента накладывается сзади под нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек – по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимает руки, затем опускает их и стоит в спокойном состоянии, при котором проводится измерение. Затем фиксируются показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Показатели записываются в сантиметрах. (Данные тесты предложены Л.И. Абросимовой)
Диагностика физического развития дошкольников
Ориентировочные показатели
физической подготовленности детей 3-7 лет
(утверждено Постановлением Правительства Р.Ф. 29 декабря 2001г. №916)
№ | Наименование показателя | Пол | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | |
1 | Бросок набивного мяча | Мал | 110-150 | 140-180 | 160-230 | 175-300 | 220-350 | |
Дев | 100-140 | 130-175 | 150-225 | 170-280 | 190-330 | |||
2 | Прыжок в длину с места | Мал | 60-85 | 75-95 | 85-130 | 100-140 | 130-155 | |
Дев | 55-80 | 70-90 | 85-125 | 90-140 | 125-150 | |||
3 | Наклон туловища вперед из положения стоя (см) | Мал | 1-3 | 2-5 | 3-6 | 4-7 | 5-8 | |
Дев | 2-6 | 5-8 | 6-9 | 7-10 | 8-12 | |||
4 | Бег на дистанцию 10 метров схода | Мал | 7,8-7,5 | 5,5-5,0 | 3,8-3,7 | 2,5-2,1 | 2,3-2,0 | |
Дев | 8,0-7,6 | 5,7-5,2 | 4,0-3,8 | 2,6-2,2 | 2,5-2,1 | |||
5 | Бег на дистанцию 30 метров | Мал | 8,5-10,0 | 8,2-7,0 | 7,0-6,3 | 6,2-5,7 | ||
Дев | 8,8-10,5 | 8,5-7,4 | 7,5-6,6 | 6,5-5,9 | ||||
6 | Челночный бег 3×10 метров | Мал | 9,5-11,0 | 9,2-8,0 | 8,0-7,4 | 7,2-6,8 | ||
Дев | 9,8-11,5 | 9,5-8,4 | 8,5-7,7 | 7,5-7,0 | ||||
7 | Бег зигзагом | Мал | 9,5-11,0 | 9,2-8,0 | 8,0-7,4 | 7,2-6,8 | ||
Дев | 9,8-11,5 | 9,5-8,4 | 8,5-7,7 | 7,5-7,0 | ||||
8 | Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество) | Мал | 6-8 | 9-11 | 10-12 | 12-14 | ||
Дев | 4-6 | 7-9 | 8-10 | 9-12 | ||||
9 | Прыжки через скакалку | Мал | 1-3 | 3-15 | 7-21 | |||
Дев | 2-5 | 3-20 | 15-45 | |||||
10 | Бег на дистанцию 90,120,150 метров | Мал | 31,6-34,6 | 31,9-35,0 | 31,5-35,2 | |||
Дев | 32,0-35,0 | 32,0-36,0 | 32,5-37,0 | |||||
11 | Поднимание ног в положении лежа на спине | Мал | 9-10 | 10-11 | 11-13 | |||
Дев | 6-8 | 7-9 | 10-12 |
Диагностика физического развития дошкольников
Использование диагностических тестов.
Во время тестирования важно учитывать:
- индивидуальные возможности ребёнка;
- особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.
Перед выполнением контрольных двигательных заданий следует провести небольшую разминку (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, дыхательные упражнения).
Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.
Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных тестовых испытаний. Наблюдения показали, что большая часть (60%) постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей (10%) остаются пассивными и инертными.
Диагностика физической подготовленности должна проводится не менее двух раз в течение учебного года (сентябрь — май).
Дети, выполнившие все тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) – к высокому уровню физической подготовленности. Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.
Диагностика физического развития дошкольников
ДИАГНОСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Тесты по определению скоростно – силовых качеств.
Бросок набивного мяча. (1 кг.) двумя руками из – за головы из исходного положения стоя.
Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Прыжок в длину с места
Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время , а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1×2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.
Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Метание мягкого мяча на дальность
Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке . коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров и длиной 15 – 20 метров. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из И.п. стоя производит бросок мячом (200 гр.), одной рукой из – за головы , одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. Засчитывается лучший результат из трех попыток.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Диагностика физического развития дошкольников
Тесты по определению быстроты.
Бег на дистанцию 10 метров схода
На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.
Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.
Фиксируется лучший результат из двух попыток.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Бег на дистанцию 30 метров
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, шири
на 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен
даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии
финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин)
проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.
Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.
Челночный бег 3X 10 метров
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.
Фиксируется общее время бега.
Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.
Тесты по определению ловкости.
Бег зигзагом
Тест проводится на спортивной площадке или в зале длиной не менее 15 м.