Оценка достижений и развития ребенка по программе развитие
Мониторинг в ДОУ осуществляется по диагностическим материалам Ю.А. Афонькиной “Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей.” Издательство “Учитель”.
Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Структура системы оценки:
Первый этап — определение целей, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей и методов диагностики.
Второй этап — проведение диагностики. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга.
Третий этап — анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.
Четвертый этап — Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию образовательной системы.
Мониторинг – процесс отслеживания результативности программ, развития педагогического процесса в ДОУ, повышения профессионального уровня педагогов, состояния развивающей среды.
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года___________Конец года __________
Ф.И. ребенка | Направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | Итог | ||||||
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | Становление самостоятельности, целеноправленности и саморегуляции собственных действий | Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности | ||||||||||||||
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||||
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | ||||||||||||||
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | ||||||||||||||
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации | ||||||||||||||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||||||||||||||
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года________ Конец года __________
Ф.И. ребенка | Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие» | Итог | ||||||
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | Формирование познавательных действий, становление сознания | Развитие воображения и творческой активности | Формирование первичных представлений о себе, о других людях | Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях | Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | Формирование первичных представлений об особенностях природы |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | ||||||||||||||
Формирование познавательных действий, становление сознания | ||||||||||||||
Развитие воображения и творческой активности | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений о себе, о других людях | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений об особенностях природы |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область « Речевое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Ф.И.ребенка | Направления реализации образовательной области « Речевое развитие» | Итог | ||||||
Владение речью как средством общения и культуры | Обогащение активного словаря | Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | Развитие речевого творчества | Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область « Речевое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Владение речью как средством общения и культуры | ||||||||||||||
Обогащение активного словаря | ||||||||||||||
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||||||||||||||
Развитие речевого творчества | ||||||||||||||
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | ||||||||||||||
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | ||||||||||||||
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Ф.И.ребенка | Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | Итог | ||||||
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искуства, мира природы | Становление эстетического отношения к окружающему миру | Формирование элементарных представлений о видах искусства | Восприятие музыки | Восприятие художественной литературы, фольклора | Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | Реализация самостоятельной творческой деятельности |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искуства, мира природы | ||||||||||||||
Становление эстетического отношения к окружающему миру | ||||||||||||||
Формирование элементарных представлений о видах искусства | ||||||||||||||
Восприятие музыки | ||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, фольклора | ||||||||||||||
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | ||||||||||||||
Реализация самостоятельной творческой деятельности |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Физическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Ф.И. ребенка | Направления реализации образовательной области «Физическое развитие» | Итог | ||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость | Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения | Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук | Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений | Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | Становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Физическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость | ||||||||||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения | ||||||||||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук | ||||||||||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений | ||||||||||||||
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | ||||||||||||||
Становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере | ||||||||||||||
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами |
Источник
Пояснительная
записка
Реализация основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО)
предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч.
оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и
лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.
Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает
использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы
ДОО.
Система оценки индивидуального развития
детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил,
диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку
динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников,
эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного
образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных
пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.
В условиях ДОО оценка индивидуального
развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим
направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)
:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
–
речевое развитие;
–
художественно-эстетическое развитие;
–
физическое развитие.
Возрастные характеристики достижений
ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии
с ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика развития
ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения
обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
Результаты проведения педагогической
диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
–
индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его
образовательной траектории);
–
оптимизации работы с группой детей.
Оценка
индивидуального развития детей:
–
поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста;
–
учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
Оценка индивидуального развития детей
осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех
возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и
«индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и
апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки
индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
В качестве показателей оценки
индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики,
соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО
Результаты
педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития
ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).
Основным
механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника,
посредством наблюдения .
Фиксация
показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
• не сформирован;
• находится в
стадии формирования;
• сформирован.
Ведение «Индивидуальной карты развития
ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с
раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
Содержание индивидуальной работы по
результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном
листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с
родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под
подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с
ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной
деятельности.
Индивидуальные карты развития ребенка
хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
Предлагаемая оценка
индивидуального развития детей
разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом
учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне
зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и
контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев
развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений
ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или
организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга
содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и
при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка
педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
·Не сформирован |
·Частично сформирован |
·Сформирован |
Таблицы оценки индивидуального развития детей заполняются дважды в год, если другое не
предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года
(лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый
показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных
кружочков).
Этот
показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной
программы.
Этап 2. Когда
все дети прошли оценку
индивидуального развития детей ,
тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (зависит от количества
зелёных кружочков). Этот показатель необходим для описания общегрупповых
тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к
групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая
система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.
Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные
образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую
поддержку педагогов.
Образовательная область | Уровень сформированности | ||
сформирован | частично сформирован | не сформирован | |
Социально-коммуникативное | 11 – 14 | 6 – 10 | 1 – 5 |
Познавательное | 8 – 11 | 4 – 7 | 1 – 3 |
Познавательное развитие | 7 – 9 | 4 – 6 | 1 – 3 |
Речевое развитие | 8 – 10 | 4 – 7 | 1 – 3 |
Художественно-эстетическое | 5 – 6 | 3 – 4 | 1 – 2 |
Физическое развитие | 7 – 9 | 4 – 6 | 1 – 3 |
Личностное развитие | 6 – 7 | 4 – 5 | 1 – 3 |
Детская инициатива | 4 | 2 – 3 | 1 |
Наличие обработки
результатов оценки
индивидуального развития
образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов
каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс
в группе детей образовательной организации
Наличие математической обработки результатов
педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и
сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать
педа?