Оценка достижений и развития ребенка по программе развитие

Мониторинг в ДОУ осуществляется по диагностическим материалам                                      Ю.А. Афонькиной “Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей.”  Издательство “Учитель”.

         

Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.

Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

Структура системы оценки:

Первый этап — определение целей, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей и методов диагностики.

Второй этап — проведение диагностики. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга.

 Третий этап — анализ и обсуждение  полученных данных, их интерпретация и описание.

Четвертый этап — Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию образовательной системы.

Мониторинг – процесс отслеживания результативности программ, развития педагогического процесса в ДОУ,  повышения профессионального уровня педагогов, состояния развивающей среды.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                        Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                         Начало года___________Конец года __________    

Ф.И.

ребенка

 Направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

     Итог

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целеноправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального

интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе

Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Направления

Уровни

высокий

средний/ высокий

средний

низкий/ средний

низкий

низкий/ низший

низший

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда  и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                              Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                               Начало года________ Конец года __________    

Ф.И.

ребенка

 Направления реализации образовательной области «Познавательное  развитие»

Итог

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений  об особенностях природы

Читайте также:  Развитие памяти ребенка дошкольного возраста литература

Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Направления

Уровни

высокий

средний/ высокий

средний

низкий/ средний

низкий

низкий/ низший

низший

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Формирование  первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений  об особенностях природы

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область « Речевое развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Ф.И.ребенка

 Направления реализации образовательной области « Речевое развитие»

         Итог

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)

Образовательная область « Речевое развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Направления

Уровни

высокий

средний/ высокий

средний

низкий/ средний

низкий

низкий/ низший

низший

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Ф.И.ребенка

 Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Итог

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искуства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Читайте также:  Консультации для родителей ребенка с отклонениями в развитии

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Направления

Уровни

высокий

средний/ высокий

средний

низкий/ средний

низкий

низкий/ низший

низший

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искуства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Физическое  развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Ф.И.

ребенка

 Направления реализации образовательной области «Физическое развитие»

   Итог

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей

развитию крупной и мелкой  моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)

Образовательная область «Физическое  развитие»

Возрастная группа _________________________________________                                                                  Дата заполнения:

Воспитатель______________________________________________                                                                   Начало года_______________ Конец года ____________    

Направления

Уровни

высокий

средний/ высокий

средний

низкий/ средний

низкий

низкий/ низший

низший

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей

развитию крупной и мелкой  моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Источник

Пояснительная
записка

Реализация основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО)
предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч.
оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и
лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.
Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает
использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы
ДОО.

Система оценки индивидуального развития
детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил,
диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку
динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников,
эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного
образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных
пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.

В условиях ДОО оценка индивидуального
развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим
направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)

:
– социально-коммуникативное развитие;

 – познавательное развитие;


речевое развитие;


художественно-эстетическое развитие;


физическое развитие.

Возрастные характеристики достижений
ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии
с ФГОС ДО).

Педагогическая диагностика развития
ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения
обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.

Читайте также:  Развитие логики для ребенка 6 лет

Результаты проведения педагогической
диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:


индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его
образовательной траектории);


оптимизации работы с группой детей.

Оценка
индивидуального развития детей:


поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста; 


учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

Оценка индивидуального развития детей
осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех
возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и
«индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и
апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки
индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.

В качестве показателей оценки
индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики,
соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО

Результаты
педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития
ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).

Основным
механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника,
посредством наблюдения .

 Фиксация
показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

 • не сформирован; 

• находится в
стадии формирования;

• сформирован.

Ведение «Индивидуальной карты развития
ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с
раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.

          Содержание индивидуальной работы по
результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном
листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с
родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под
подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с
ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной
деятельности.

Индивидуальные карты развития ребенка
хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ

Предлагаемая оценка
индивидуального развития детей     
разработана с целью оптимизации образовательно­го процесса в любом
учреждении, работающим с группой детей старшего воз­раста (5—6 лет), вне
зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и
контингента детей. Это достигается путем исполь­зования общепринятых критериев
развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений
ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или
организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга
содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образователь­ному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное раз­витие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и
при необходимо­сти индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка
педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным облас­тям:

·Не сформирован    

·Частично сформирован  

·Сформирован   

Таблицы  оценки индивидуального развития детей       заполняются дважды в год, если другое не
предусмотрено в образовательной организации, — в начале и кон­це учебного года
(лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается ито­говый
показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных
кружочков).

Этот
показатель необходим для написания характеристики на конкрет­ного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результа­тов освоения образовательной
программы.

Этап 2. Когда
все дети прошли оценку
индивидуального развития детей   ,
тогда подсчитывается итого­вый показатель по группе (зависит от количества
зелёных кружочков). Этот показатель необходим для описания общегрупповых
тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к
групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета обще­групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая
система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять де­тей с проблемами в развитии.
Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные
образовательные маршруты и оперативно осу­ществлять психолого-методическую
поддержку педагогов.

Образовательная область

Уровень сформированности

сформирован

частично сформирован

не сформирован

Социально-коммуникативное
развитие

11 – 14

6 – 10

1 – 5

Познавательное
развитие

8 – 11

4 – 7

1 – 3

Познавательное развитие
ФЭМП

7 – 9

4 – 6

1 – 3

Речевое развитие

8 – 10

4 – 7

1 – 3

Художественно-эстетическое
развитие

5 – 6

3 – 4

1 – 2

Физическое развитие

7 – 9

4 – 6

1 – 3

Личностное развитие

6 – 7

4 – 5

1 – 3

Детская инициатива

4

2 – 3

1

Наличие обработки
результатов оценки
индивидуального развития 
образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов
каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс
в группе детей образовательной организации

Наличие математической обработки результатов
педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и
сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать
педа­?