Оценка биологического возраста и развития ребенка
Введение понятия “биологический возраст” объясняется тем, что календарный (хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющиеоценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны. Поэтому определять биологический возраст имеет смысл лишь у лиц старше 30 лет или даже 35 лет. Его оценка при старении необходима геронтологам, клиницистам, социальным работникам для решения социально-гигиенических задач, диагностики заболеваний, суждения о здоровье и эффективности мероприятий по замедлению темпов старения и продлению активной старости.
Считается, что при физиологическом старении организма его хронологический и биологический возраст должны совпадать. В случае отставания биологического возраста от хронологического можно предположить большую длительность предстоящей жизни, в противоположном варианте – преждевременное старение, т.е. речь, идет о физиологической или преждевременной (и патологической) старости.
Из-за разновременности возрастных сдвигов в разных системах и функциональных показателях возможны значительные расхождения: так, например, при значительном увядании кожи, появлении морщин и седины, сердце и мозг могут работать вполне исправно, то есть биологический возраст оказывается более низким, чем, если бы суждение о нем основывалось только на внешнем виде. И, наоборот, при “здоровом” виде у человека могут быть болезни важных для жизни органов. Таким образом, оценка биологического возраста возможна только на основе тщательного и всестороннего медико-антропологического обследования.
Комплекс тестов для амбулаторного исследования по программе долговременного наблюдения старения:
1) Антропометрические данные и общие показатели старения: рост стоя, рост сидя, окружность грудной клетки, плечевой диаметр, вес, толщина кожной складки, рентгенография кистей.
2) Функциональные показатели состояния органов и систем: пульс, артериальное давление, частота дыхания, жизненная ёмкость легких, максимальная задержка дыхания на вдохе и выдохе, мышечная сила кистей (динамометрия), рентгеноскопия органов грудной клетки, острота зрения, простой тест на память, ЭКГ, скорость распространения пульсовой волны, реоэнцефалография, определение вибрационной чувствительности, тест на психомоторный темп.
3) Лабораторные исследования: общий анализ крови, мочи, биохимические исследования крови (холестерин, лецитин, сахар крови).
К настоящему времени существует уже большое количество предложенных разными исследователями тестов разного объема – в зависимости от целей исследования. Преобладает мнение, что биологический возраст должен определяться на интегративной основе клинико-функциональных параметров, быть пригодным для амбулаторных условий, обеспечивать объективность, надежность и эффективность диагностики. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. В последнее время большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.
Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц:
1. кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, артериальное парциальное давление кислорода);
2. органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания);
3. двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий);
4. состояние зубов (количество здоровых зубов).
5. Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.
При определении “возрастных норм” и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.
Половая зрелость оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке и в подмышечных впадинах, набухание сосков, выступание кадыка, мутация голоса, развитие молочных желез и наступление менархе у девочек.
В период скелетной зрелости основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостенения, сохранность или закрытие эпифазарных хрящевых зон роста. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (его истончение), губчатого вещества (разрежения). В периоде старения в качестве критерия биологического возраста используется проявления остеопороза и остесклероза, остеофитоза (разрастание костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).
Зубной возраст определяется на основании числа прорезавшихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, а у взрослых ─ по состоянию стертости постоянных зубов.
При определении возрастных изменений физиологических и биохимических процессов обращают внимание на темпы обмена. С прекращением ростовых процессов основной обмен снижается.
При осмотре кожных покровов обращают внимание на варикозные расширения и другие отклонения.
Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.
О психофизиологической зрелости судят по результатам выполнения тестов Керна ─ Ирасека. Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей. На основании этого морфологическими показателями школьной зрелости служат три индекса и “филиппинский тест”.
“Филиппинский тест” ─ упражнение, состоящее в проверке того, достает ли ребенок правой рукой, положенной поперек темени, до левого уха.
Показатели зрелости
1) Уровень полового созревания, ил половое развитие определяется по времени последовательности появления, а также степени развития вторичных половых признаков; эффективно используется в перипубертатном (“околопубертантном”) периоде, т.е. от 7-8 до 16-17 лет, наиболее часто применяется в качестве критерия биологического возраста при массовых антропологических обследованиях.
События пубертатного периода разворачиваются во времени, позволяя выделить в процессе их динамики отдельные стадии, свидетельствующие о скорости достижения отдельных стадий, но их последовательность остается более или менее постоянной.
Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. Соотнесение во времени максимальных темпов развития, события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост яичек → рост пениса → увеличение гортани → лобковое оволосение → подмышечное оволосение → ростовой спурт (скачок роста длины тела) → рост волос на лице и теле.
У девочек первым признаком пубертата является увеличение половых желез ─ яичников, увеличением молочных желез, предшествующее ростовому спурту (скачку роста длины тела), оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет.
Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе).
Приведенная информация отражает важный аспект особенностей полового созревания: несоответствия физической и психологической зрелости.
2) Костный возраст, или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. В процессе роста кости претерпевают ряд характерных изменений, которые могут фиксироваться на рентгенограммах. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов.
Возрастные изменения костной системы, с учетом иных, чем у растущего организма критериев, используются для определения биологического возраста на протяжении всего периода постнатального онтогенеза. В периоде старения в качестве критериев используются сроки проявления остеопороза и остеосклероза, различные деформации в области суставов и т.д.
3) Зубной возраст, или зубная зрелость. Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент0 и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные ─ в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров).
Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков.
Определение зубного возраста находит широкое применение в криминалистике, является одним из основных методов оценки индивидуального возраста при исследовании ископаемых материалов; служит надежным показателем возрастного статуса индивида в тех случаях, когда по каким-либо причинам неизвестная точная дата рождения ребенка.
4) До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением ─ более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. Та же зависимость существует частоты дыхания: 40-45 в минуту ─ у новорожденного и в среднем 12-16 ─ у взрослого.
Некоторые физиологические функции “созревают” раньше других. Например, в раннем детстве желчь менее концентрированна, а содержание белков в сыворотке крови понижено, однако вскоре по этим показателям происходит достижение взрослого статуса. Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши ─ 120 мм. Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается.
Половой диморфизм отражается на динамике многих физиологических и биохимических показателей. Так, у девочек ростовой скачок систолического давления крови начинается раньше, чем у мальчиков. Температура ротовой полости, уменьшающаяся от рождения до зрелости, раньше достигает “взрослых” значений у девочек и т.д.
Было сделано немало попыток использовать изменения использовать физиологических и биохимических параметров в качестве маркеров физиологической зрелости, но все они были неизменно сопряжены с рядом трудностей, связанных со сложностями сбора данных и отсутствия четких возрастных нормативов.
5) Психическое развитие и биологический возраст. Проблема соотношения психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической (и социальной) зрелости современного человека.
Поиск критериев созревания субстрата психических процессов ─ ЦНС ─ основан на изучение возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапах онтогенеза. Типичны: опережение по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохрония, четкие возрастные градиенты созревания, как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивного развития цитоархитектоники корковых формаций ко времени после рождения. Признание в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, возможно, стадиоспецифичные антигенные факторы, активность АХЭ, содержание ДНК; при старении ─ липофусцин в перикарилнах нейронов, сенильные бляшки в нейропиле, атрофия дендритного древа, исчезновение дендритных шипиков, уменьшение размеров и потеря нейронов.
Проблема взаимоотношений биологического возраста с эмоциональным и умственным развитием достаточно сложна и решается пока неоднозначно. Существует лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндокринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энергетический уровень, скорость, устойчивость, темп, подвижность реакций и др.). Выделение зависящих от времени параметров темперамента является основной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и период полового созревания, т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т.е. увеличивается более чем на 50 %; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она в среднем равна 3,0 – 3,2 кг, а к концу года – 9,5 – 10 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5 – 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4-5 см.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. До начала периода полового созревания (препубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
4. Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.
В дошкольном возрасте (с 5-и лет) и младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов (на верней и нижней челюстях). В качестве дополнительных показателей могут быть использованы изменения в пропорциях тела и «Филиппинский тест».
Филиппинский тест: правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. Этот тест считается положительным в том случае, когда пальцы достигают левой ушной раковины и полностью ее закрываю. Это свидетельствует о завершении «полуростового скачка» к возрасту 7-и лет. Большинство детей в возрасте 5-6 лет это тест не выполняют
Скорость прорезывания зубов: количество постоянных зубов подсчитывается на верхней и нижней челюстях суммарно. Учитывая зубы всех стадий прорезывания от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Полученные результаты сравниваются с возрастными нормами (табл. 1). При меньшем количестве прорезавшихся зубов формируется заключение об отставании, а при большем – об опережении биологического возраста по отношению к стандартному.
В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.
Длина тела определяется с помощью ростомера, а ее прибавка – по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год.
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития, и его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников по свидетельству о рождении. Речь идет об индивидуальных биологических часах организма, имеющих своеобразие по скорости хода. Это настолько важная индивидуальная характеристика, что даже такие мощнейшие внешние синхронизаторы, как Солнце, Луна, смена времен года, смена дня и ночи, неспособны ее нейтрализовать и подчинить общему ритму течения времени. Многие показатели функциональных возможностей организма, систем его реактивности коррелируют прежде всего с биологическим возрастом, но не с календарным. Особенности биологического возраста ребенка имеют значение для принятия индивидуального режима жизни, охраны здоровья, использования разных подходов к его воспитанию и обучению. Трудно посадить за одну парту и предъявить одинаковые требования к двум друзьям 6-летнего возраста (по календарю), если биологический возраст одного из них равен 4, а второго – 8 годам. А это сплошь и рядом встречается в наших школах.
Поэтому в биологии детства предпринимались и предпринимаются попытки классификации периодов детского возраста не по календарным срокам жизни, а по сущностным биологическим чертам зрелости. Опубликованы периодизации проф. И. А. Аршавского и Г. Гримма.
Классификация И. А. Аршавского для постнатального периода жизни
- Неонатальный этап развития – от рождения до окончания вскармливания молозивным молоком.
- Период лактотрофного питания – до введения густого прикорма.
- Период сочетания молочного питания и прикорма – до реализации позы стояния.
- Преддошкольный возраст – освоение локомоторных актов. Формирование ходьбы и бега.
- Дошкольный возраст – до появления первых постоянных зубов.
- Младший школьный – до первых признаков полового созревания.
- Старший школьный – до завершения полового созревания.
Интересным моментом классификации является подчеркивание связи биологии развития с типом питания. При этом не всегда ассоциация определяется степенью зрелости ребенка. Она может быть создана произвольно. Имеется и явная тенденция к определению сущности периода, а не критериев для его выделения.
Классификация Г. Гримма
- Период новорожденности – до заживления пупочной ранки.
- Грудной возраст – до появления первого молочного зуба.
- Ясельный возраст – до овладения ходьбой.
- Дошкольный возраст – до появления первого постоянного зуба или окончания первого вытягивания.
- Младший школьный возраст – до первого признака начавшегося полового созревания.
- Старший школьный возраст – до завершения полового созревания.
- Период юношества или девичества – до достижения оптимальной работоспособности.
Эта классификация гораздо больше ориентирована на разграничительные критерии биологических возрастных периодов. Недостатком является относительная грубость деления с излишне крупными возрастными блоками.
Вариантом биологической периодизации может быть и такой:
- Преднеонатальный период (для недоношенных или маловесных) – до массы тела 2500 г и формирования устойчивых глотательного и сосательного рефлексов.
- Неонатальный период – до снятия физиологического гипертонуса сгибателей верхних конечностей.
- Ранний грудной возраст – до полного снятия физиологического гипертонуса сгибателей конечностей.
- Поздний грудной возраст – до ходьбы без опоры и поддержки.
- Ясельный возраст – до полного прорезывания молочных зубов.
- Преддошкольный – до явных признаков второго периода молочного прикуса (диастемы – тремы).
- Дошкольный возраст – до формирования положительного филиппинского теста.
- Младший школьный возраст, или предпубертатный, – до появления вторичных признаков полового созревания.
- Пубертатный первый (I-II стадия созревания по J. Таnner).
- Пубертатный второй (III-IV стадия созревания по J. Таnner).
- Пубертатный третий (V стадия созревания по J. Таnner).
- Возраст зрелости – от завершения поперечного роста (по данным измерения битрохантерного и биакромиального расстояний).
Для определения биологического возраста ребенка используют оценку развития таких признаков, которые отражают новые качественные знаки в течение процесса биологического созревания или имеют высокую степень корреляции с биологическим созреванием. Простейшими маркерами биологического возраста у детей подросткового периода могут быть признаки или стадии полового созревания. У детей раннего возраста о биологическом возрасте можно судить по развитию и исчезновению основных рефлексов новорожденных, формированию двигательных навыков, появлению молочных зубов. В дошкольном возрасте важным признаком зрелости является появление постоянных зубов. В специальных исследованиях биологический возраст определяется рентгенологически, по числу имеющихся точек и ядер окостенения. Неправильно полагать, что именно костный возраст является отражением истинного биологического возраста детского организма. Это – возраст костной системы, зависящий от сочетания факторов или условий развития опорно-двигательного аппарата. Остальные физиологические системы могут развиваться в ином темпе и иметь другие возрастные характеристики.
Удобными ориентирами для прослеживания биологического возраста могут быть эволюция гемоглобинов периферической крови, цитометрическая формула лимфоцитов, становление а-ритма электроэнцефалограммы и т. д. Все антропометрические, физиологические, метаболические, иммунологические признаки здорового ребенка, имеющие четкую и достаточно яркую возрастную динамику или функциональную эволюцию, могут быть использованы для суждения о биологическом возрасте относительно возраста календарного. Для этого необходимо иметь таблицы возрастных распределений этих признаков, желательно представленных в центильной или непараметрической форме. Биологический возраст обследуемого по данной системе (костной, сердечно-сосудистой, системе крови, функции канальцевого аппарата почки и т. д.) наиболее вероятно будет соответствовать тому календарному возрастному периоду, когда полученная количественная или размерная характеристика органа (функции) попадает в интервал между 25-м и 75-м центилями распределения. Это указывает на наиболее типичные характеристики или свойства, присущие 50% здоровых детей возрастно-половой группы. При отсутствии таблиц распределений о биологическом возрасте можно ориентировочно судить на основании максимальной приближенности выбранной количественной характеристики к одной из средних возрастных величин (средняя арифметическая, медиана или мода).
О биологическом возрасте ребенка можно с уверенностью говорить только в том случае, если по целому ряду признаков зрелости у него выявляются сходные тенденции по величине и направленности. Таким образом, биологический возраст ребенка представляет собой доминирование тех или иных биологических возрастов отдельных тканей, органов и систем организма. Его можно представить в форме наиболее частого возраста или среднего биологического возраста и некоторого описания выявленных колебаний. Это является основанием для суждения о степени гармоничности или дисгармоничности роста и созревания ребенка, или, говоря языком теоретической биологии, о степени гетерохронии развития.
Гетерохрония той или иной степени свойственна каждому ребенку, она является неотъемлемым свойством процесса развития. Выраженная дисгармонизация с отставанием развития (ретардация, или брадигенез) одних систем или опережением развития (акселерация, или тахигенез) других создает критические состояния функциональной адаптации и жизнедеятельности с повышенным риском возникновения заболеваний.
Из антропометрических признаков, наиболее тесно коррелирующих с биологическим возрастом, можно указать на массу тела, окружность груди, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела. Комплекс признаков, которые могут быть использованы для определения биологического возраста, приводится в главе, посвященной физическому развитию.
Очень информативной и ценной для практики педиатров методикой диагностики биологического возраста является его интегральная оценка по большой совокупности разных и связанных с разными физиологическими системами возрастоспецифичных признаков. Такой подход оправдал себя в перинатологии, когда возникают существенные расхождения между сроками гестации, антропометрическими данными новорожденных и характеристиками их биологической зрелости или возраста. Последнее существенно более значимо для вероятности выживания и сохранности жизненных функций ребенка. Возраст в неделях гестации определяется по сумме баллов по 22 клиническим признакам.
[1], [2], [3], [4], [5]
Признаки биологической зрелости ребенка
Признаки | Баллы |
1. Брюшное подвешивание | |
Головка свешивается, спинка дугой, конечности висят прямые | |
Головка свешивается, спинка дугой, конечности висят почти прямые | 1 |
Спинка слегка дугой, конечности слегка согнуты | 2 |
Головка на одной линии с прямым туловищем, конечности согнуты | 3 |
Головка приподнята, спинка прямая, конечности согнуты | 4 |
2. Подтягивание за ручки | |
Отставание головки полное | |
Отставание головки частичное | 1 |
Отсутствует | 2 |
Головка впереди | 3 |
3. Околососковый кружок молочной железы | |
Отсутствует | |
До 0,75 см, гладкий и плоский, края не возвышаются | 2 |
Более 0,75 см, края приподняты | 3 |
4. Прозрачность кожи на животе | |
Многочисленные вены и венулы видны отчетливо | |
Вены и венулы вполне различимы | 1 |
Отчетливо видно только несколько крупных сосудов | 2 |
Нечетко видно несколько крупных сосудов | 3 |
Не видны кровеносные сосуды на коже живота | 4 |
5. Пушок на коже спины | |
Нет пушка | |
Обильные, длинные и толстые волосы по всей спине | 1 |
Утончение волос в нижней части спины | 2 |
Пушок еще есть, но появляются небольшие участки, лишенные пушка | 3 |
Нет на половине площади спины | 4 |
6. Кожные складки стопы | |
Складок нет | |
Слабые красные полосы на передней части подошвенной стороны стопы | 1 |
Четкие красные полосы, вдавления менее чем на 1/3 передней части подошвы | 2 |
Вдавления более чем на 1/3 передней части подошвы | 3 |
Глубокие четкие складки более чем на 1/3 передней части подошвы | 4 |
7. Половые губы | |
Большие раскрыты, малые выступают наружу | |
Большие почти полностью покрывают малые | 1 |
Большие полностью покрывают малые | 2 |
8. Яички | |
Ни одного в мошонке | |
Хотя бы одно в верхней части мошонки | 1 |
Хотя бы одно в нижней части мошонки | 2 |
9. Форма уха | |
Ушная раковина плоская, бесформенная, только части ее края загнуты внутрь | |
Часть ушной раковины загнута внутрь | 1 |
Вся верхняя часть слегка загнута внутрь | 2 |
Вся и явно загнута внутрь | 3 |
10. Твердость ушной раковины | |
Ушная раковина мягкая, легко перегибается и не возвращается в исходное положение | |
Ушная раковина мягкая, легко перегибается и медленно возвращается в исходное положение | 1 |
Ушная раковина с хрящом по краю, относительно мягкая, после перегибания быстро возвращается в исходное положение | 2 |
Твердая ушная раковина, сразу возвращается в исходное положение | 3 |
11. Молочные железы | |
Не пальпируются | |
Менее 0,5 см в диаметре | 1 |
Более 1 см в диаметре | 3 |
12. Квадратное окно | |
66-90° | |
56-65° | 1 |
36-55° | 2 |
11-35° | 3 |
0-10° | 4 |
13. Косое движение локтя | |
До подмышечной линии противоположной стороны | |
Между средней линией тела и подмышечной линией противоположной стороны | 1 |
Около средней линии тела | 2 |
Не доходит до средней линии | 3 |
14. Ответная реакция ноги | |
180° | |
90-180° | 1 |
Менее 90° | 2 |
15. Ответная реакция руки | |
180° | |
90-180° | 1 |
Менее 90° | 2 |
16. Отек | |
Явный отек кистей и стоп, пастозность (ямочки) над большеберцовой костью | |
Только ямочки над большеберцовой костью | 1 |
Ни отека, ни ямочки | 2 |
17. Подколенный угол | |
90° | 5 |
90-100° | 4 |
101-120° | 3 |
121-140° | 2 |
141-170° | 1 |
170° | |
18. Поза | |
Полное сгибание рук и ног | 4 |
Ноги согнуты и разведены, руки слегка согнуты в локтях | 3 |
Руки и ноги разогнуты | |
19. Пятка – ухо | |
Пупок | 4 |
Около соска | 3 |
Ключица | 2 |
Подбородок | 1 |
Ухо | |
20. Сгибание стопы назад | |
0-9° | 4 |
10-20° | 3 |
25-50° | |
55-80° | 1 |
80-90° | 2 |
21. Структура кожи (кисти и стопы) | |
Очень тонкая, желатинозная | |
Тонкая и гладкая | 1 |
Гладкая, средней толщины, сыпь или поверхностное шелушение | 2 |
Утолщение, поверхностные трещины и шелушение, особенно на кистях и стопах | 3 |
Пергаментообразная с поверхностными и глубокими трещинами | 4 |
22. Цвет кожи | |
Темно-красный | |
Бледно-розовый, относительно равномерный | 1 |
Бледно-розовый, неравномерный | 2 |
Бледность при розовой окраске ушей, губ, ладоней и подошв | 3 |
Оценка по сумме баллов
Сумма баллов | Биологический возраст (недели) | Сумма баллов | Биологический возраст (недели) |
0-9 | 26 | 40-43 | 35 |
10-12 | 27 | 44-46 | 36 |
13-16 | 28 | 47-50 | 37 |
17-20 | 29 | 51-54 | 38 |
21-24 | 30 | 55-58 | 39 |
25-27 | 31 | 59-62 | 40 |
28-31 | 32 | 63-65 | 41 |
32-35 | 33 | 66-69 | 42 |
36-39 | 34 |
Норма, или соответствие биологического возраста календарному, в определенной степени свидетельствует о благополучии развития и функционирования всех указанных систем. Отставание биологического возраста размеров и пропорций тела может указывать на наличие патологических состояний или неадекватность среды для оптимального развития ребенка.
Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка
Здесь имеется, с одной стороны, полное признание всеми исследователями закономерного изменения с возрастом многих соотношений длинников и поперечников тела, а с другой стороны – почти полное игнорирование возможностей практического использования этих закономерностей для диагностики возраста биологического развития детей. Последнее связано с выраженной вариабельностью пропорций тела, даже у детей одного и того же пола и возраста. Поэтому достаточно точная диагностика биологического созревания через пропорции тела вряд ли возможна без разработки особых методических приемов. ?