Оцените влияние факторов внешней среды на развитие организма ребенка

Оцените влияние факторов внешней среды на развитие организма ребенка thumbnail

В формировании личности и развитии ребенка решающее значение имеют 2 фактора – наследственность и внешняя среда. Наследственность это передача набора факторов от родителей к ребенку на генетическом уровне. Несмотря на ее значимость, в большой степени на развитии малыша отражается окружающая обстановка, которая складывается из многих условий и может быть улучшена.

Понятие внешней среды в педагогике

Понятие среды включает ряд внешних условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие ребенка. Все факторы можно разделить по природе происхождения на:

  • неорганические;
  • органические;
  • социальные.

Самыми простыми и доступными в нашем обществе, но от этого не менее важными, являются неорганические причины формирования организма человека. К ним относятся температура среды, уровень освещения, качество воздуха и другие показатели, напрямую влияющие на формирование здорового организма.

Среди многочисленных факторов органического происхождения наиболее значимым является питание. Рацион малыша, особенно в период приучения к пище, совершенно обоснованно подвергается жестким требованиям. Второй составляющей биологических факторов является наличие микробов, инфекций и вирусов. Значимость органических факторов, в отличие от других, по мере взросления существенно снижается, поэтому важно следить, чтобы хотя бы в первые годы жизни негативные факторы не выходили за допустимые пределы.

К положительным социальным факторам, необходимым для развития малыша, прежде всего, относятся взаимодействия с другими людьми и регулярная смена обстановки. При этом сопутствующий этим событиям, а также процессу обучения, стресс имеет негативный характер. Социальные факторы, в противовес органическим, становятся значимее по мере взросления, и достигают пика лишь в подростковом возрасте.

Роль среды в развитии малыша

влияние внешней среды на развитие организма ребенка

В первую очередь следует рассмотреть факторы неорганической среды. Понятно, что вредная обстановка негативно сказывается на здоровье, а при развитии малыша любые отклонения от нормы приводят к негативным последствиям. Например, даже краткосрочное пребывание в запыленном, непроветриваемом помещении, приводит к легочным заболеваниям во взрослом возрасте, а недостаток освещения при обучении снижает зрение. Хотя этот фактор кажется очевидным, пренебрегать им не следует, ведь именно он оказывает основное влияние на физическое здоровье.

Недостаток или низкое качество питания, витаминов, микроэлементов и белков в детстве отражаются на здоровье человека на протяжении всей жизни. Серьезные инфекционные заболевания также могут нанести серьезный вред. Но и разнообразия в рационе, и различные детские болезни необходимы для гармоничного развития, поэтому здесь особенно важно достижение золотой середины.

При этом влияние среды нельзя подвергать строгому контролю. Рано или поздно растущему организму предстоит столкнуться и с переохлаждениями, и с несбалансированным питанием, и со стрессами. Малыша следует оберегать от опасного влияния среды, не ограничивая контакт с ней. Идеальным примером такого подхода является подготовленная среда, в которой ребенок взаимодействует с окружающими детьми и предметами, избегая большинства опасностей.

Источник

ДОКЛАД

на тему:

«Факторы 
внешней среды с точки зрения
их влияния на функционирование и 
развитие организма человека в детском 
и подростковом возрасте». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Человечество 
вступило в такой период развития,
когда эффективность работы определяется,
прежде всего, умением управлять сложными
машинами и технологическими процессами,
творчески мыслить и действовать, рационально
использовать бурно растущий поток информации.
Уровни здоровья и образования определяют
работоспособность и социальную активность
человека. В связи с этим задачей первостепенной
важности является научная разработка,
и внедрение таких правил и форм организации
труда, которые обеспечат наибольшую эффективность
умственной работы при полном сохранении
здоровья.

       
Рациональная организация умственного
труда должна способствовать еще большему
раскрытию духовных сил, волевых качеств
и умственных способностей человека и
крайне необходимо, чтобы знания и навыки
правильной организации умственной деятельности
были заложены в дошкольные и школьные
годы.

       
При современной умственной нагрузке
учащимся должны быть привиты прочные
навыки рациональной организации режима
труда и отдыха. Современные условия жизни,
стремительные темпы развития науки и
техники, совершенствование учебных и
трудовых процессов, быстрый рост объема
необходимой информации и другого. предъявляют
к организму ребенка высокие требования.

       
Пластичность функциональных систем 
растущего организма способствует
сравнительно быстрой его адаптации к
широкому кругу самых разнообразных воздействий
окружающей среды. Однако еще не вполне
сформировавшийся организм не всегда
способен адекватно реагировать на учебные
нагрузки, недостаточную двигательную
активность, что нередко приводит вначале
к функциональным расстройствам, а затем
и к заболеваниям. Значительная учебная
нагрузка, нередко отсутствие четкого
чередования умственного напряжения с
отдыхом, физическим трудом, прогулками,
занятиями физкультурой и спортом, недостаточный
сон могут привести к переутомлению школьника.
Поэтому в школе и дома должны быть созданы
условия, исключающие неблагоприятные
влияния указанных факторов на здоровье.
Итак, факторами внешней среды называется
совокупность явлений, окружающих школьника
и оказывающих всяческое воздействие
на организм, его рост, развитие  и функционирование.  
 
 
 

      Факторы
внешней среды, оказывающие влияние на
развитие ребенка можно разделить на две
основные группы:

  1. Факторы,
    положительно влияющие на развитие организма
    человека в детском и подростковом возрасте;
  2. Факторы,
    отрицательно влияющие наразвитие организма
    человека в детском и подростковом возрасте.

    Рассмотрим 
    каждую группу более подробно. 

    Факторы
    внешней среды, положительно
    влияющие на развитие
    организма человека
    в детском и подростковом
    возрасте. 

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

      Первым 
фактором в данной группе на мой 
взгляд следует назвать физическое
воспитание, поскольку необходимым
условием гармоничного развития личность
школьника является достаточная двигательная
активность. В последние годы в силу высокой
нагрузки в школе и дома и других причин
у большинства детей и подростков отмечается
дефицит движений в режиме дня, недостаточная
двигательная активность, которая может
вызвать ряд серьезных изменений в организме
ребенка.

      Исследования 
гигиенистов свидетельствуют о 
том, что до 82—85% дневного времени большинство
подростков находится в статическом положении
(сидя). Даже у младших школьников произвольные
движения (ходьба, бег, игры) занимают только16—19%
времени суток, из них на организованные
формы физического воспитания приходится
лишь 1—3%. Общая двигательная активность
детей с поступлением в школу падает почти
на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.
Установлено, что двигательная активность
в 6—7-м классе меньше, чем в 2—3-м, девочки
делают в сутки меньше шагов, чем мальчики;
двигательная активность в воскресные
дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение
величины двигательной активности в разных
учебных четвертях. Так, она особенно мала
зимой (в третью учебную четверть); весной
и осенью возрастает. Школьникам не только
приходится ограничивать свою естественную
двигательную активность, но и длительное
время поддерживать неудобную для них
статическую позу, сидя за партой или учебным
столом.

      Малая
подвижность отражается на функционировании
многих систем организма школьника, особенно
на сердечно – сосудистой и дыхательной.
При длительном сидении дыхание становится
менее глубоким, обмен веществ понижается,
происходит застой крови в нижних конечностях,
что ведет к снижению работоспособности
всего организма и особенно мозга: снижается
внимание, ослабляется память, нарушается
координация движений.

       
Вследствие недостаточной двигательной
активности снижается сопротивляемость
молодого организма «простудным» и инфекционным
заболеваниям, создаются предпосылки
к формированию слабого, нетренированного
сердца и связанного с этим дальнейшего
развития сердечнососудистой недостаточности.

      У
малоподвижных детей очень слабые
мышцы. Они не в состоянии поддерживать
тело в правильном положении, у них развивается
плохая осанка, образуется сутулость.

      Единственная 
возможность нейтрализовать отрицательные
явления, развивающиеся у школьников при
продолжительном и напряженном умственном
(учебном) труде, — это активная и определенным
образом организованная физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается
в основном из утренней физзарядки, подвижных
игр на школьных переменах, уроков физической
культуры, активного отдыха на воздухе
после обеда, занятий в кружках и спортивных
секциях, прогулок перед сном, активного
отдыха в выходные дни и каникулы. При
систематических занятиях физической
культурой и спортом происходит непрерывное
совершенствование механизмов, регулирующих
работу всех органов и систем человека.
В этом, главным образом, и заключается
положительное влияние физической культуры
как одного из мощных факторов укрепления
здоровья.

       
Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела
человека и вряд ли можно ожидать хорошего
здоровья и высокой работоспособности,
если добрая половина составляющих его
клеток не получает достаточного питания
и не обладает хорошей работоспособностью.
Под влиянием мышечной деятельности происходит
гармоничное развитие всех отделов центральной
нервной системы и ее основного звена
— головного мозга.

  При
этом важно, чтобы физические нагрузки
были систематическими, разнообразными,
достаточно интенсивными и не вызывали
переутомления. Физические упражнения
благотворно влияют на становление и развитие
таких функций центральной нервной системы
как сила, подвижность и уравновешенность
нервных процессов.

       
Достаточная двигательная активность
является необходимым условием гармоничного
развития личности. Физические упражнения
способствуют также хорошей работе органов
пищеварения, помогая перевариванию и
усвоению пищи, активизируют деятельность
печени и почек, улучшают функционирование
желез внутренней секреции: щитовидной,
половых, надпочечников, играющих огромную
роль в росте и развитии человека. Занятия
физическими упражнениями вызывают положительные
эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.
Становится понятным, почему человек,
познав «вкус» физических упражнений
и спорта, стремится к регулярным занятиям
ими.

  Постоянные
физические упражнения способствуют увеличению
скелетной мускулатуры, укреплению суставов,
связок, росту и развитию костей. Большая
ценность физических упражнений состоит
еще и в том, что, занимаясь ими, школьник
не только укрепляет свое здоровье и получает
разностороннее физическое развитие,
но и приобретает ряд двигательных моральных
качеств. К первым относятся ловкость,
быстрота, сила, выносливость, гибкость,
ко вторым — такие ценные качества как
коллективизм и товарищество, настойчивость,
смелость, честность, дисциплинированность.

       
Физическое воспитание школьников тесно
связано с трудовым. Занятия спортом, игры
всесторонне развивают, подготавливают
ребенка к выполнению посильных трудовых
движений. Школьники, систематически занимающиеся
разнообразными физическими упражнениями
в школе и дома, легче овладевают трудовыми
навыками, у них вырабатываются правильная
осанка, координация движений. В свою очередь
труд воспитывает и физически развивает
ребят, поэтому так важно приучить их с
раннего возраста выполнять несложные
обязанности по самообслуживанию, помогать
старшим в семье. Дети, не привыкшие к труду
с малых лет, часто не знают, чем заняться
на досуге. У них все не клеится. Незаметно
появляется вредная привычка бесцельно
проводить время, им больше нравится смотреть
на игры и работу других, чем самим выполнять
какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности
и леность. 

Читайте также:  Ребенок 5 месяцев социальное развитие

      Вторым 
фактором из данной группы является
питание. Правильно организованное
питание является важнейшим условием
хорошего физического и умственного развития
школьников. Когда наступает время еды,
повышается возбудимость пищевого центра,
условнорефлекторно выделяются пищеварительные
соки, повышается обмен веществ, т. е. к
каждому времени приема пищи в организме
происходит соответствующая функциональная
настройка. При беспорядочном питании
эта функциональная готовность к еде не
появляется. В результате нарушаются пищеварение
и усвоение пищи, что может привести к
заболеванию. Отсутствие пищевого режима
отражается и на многочисленных функциях
коры головного мозга. Под режимом питания
понимают его кратность в течение суток,
определенные интервалы между приемами
пищи и правильное распределение суточного
рациона.

      Для
детей оптимальным является 4—5-разовое 
питание с 3,5—4-часовыми интервалами
между приемами пищи. Кратность приема
пищи существенно влияет на качество ее
переваривания и усвоения. Жизненная деятельность
человека, в каком бы виде она ни проявлялась
— в виде физического, умственного труда
или в состоянии покоя, — осуществляется
за счет непрерывно протекающих в организме
процессов обмена веществ. В результате
этих процессов выделяется энергия, необходимая
для нормальной работы всех систем и органов
человека. В зависимости от потребности
химическая энергия обменных процессов
превращается в механическую энергию
мышечного сокращения, в электрическую
энергию нервных импульсов. Энергетическую
потребность организма обеспечивают белки,
жиры, углеводы, витамины, минеральные
соли и вода.

      Правильно
построенный рацион питания должен
включать продукты, содержащие все эти
вещества в определенном сбалансированном
соотношении с учетом физиологической
потребности организма. Ребенок должен
получать такое количество пищи, которое
не только компенсировало бы все энергетические
затраты организма, но и обеспечивало
бы его правильный рост и развитие.

      Особое 
внимание должно обращаться на недопустимость
перекармливания и малой подвижности.

       
Таким образом, правильно  организованное 
питание ребенка — необходимое условие
нормальной деятельности, роста и развития
молодого организма.

      Третьим
положительным фактором я обозначу
личную гигиену. Личная гигиена
совокупность гигиенических правил, выполнение
которых способствует сохранению и укреплению
здоровья человека. Личная гигиена включает
общие гигиенические правила, одинаковые
для людей любого возраста: правильное
чередование умственного и физического
труда, занятия физкультурой,
регулярные приемы полноценной пищи,
чередование труда и активного отдыха
,
полноценный сон.

      К
личной гигиене в узком понимании 
относятся гигиенические требования к
содержанию в чистоте тела, белья, одежды,
жилища, а также к приготовлению пищи.

      При
разработке правил личной гигиены, по
существу общих для всех людей, учитываются
возрастные, а также анатомо-физиологические
особенности женского и мужского организма.

      Для
правильного развития детей исключительно 
важно влияние таких общеукрепляющих
факторов, как воздух, солнце, водные
процедуры, физические упражнения
и подвижные игры, полноценное питание.
В школьном возрасте особенно важно, чтобы
дети как можно больше бывали на свежем
воздухе, находились в движении, регулярно
занимались физкультурой, правильно чередовали
учебные занятия с отдыхом, соблюдали
режим сна. Тяжелые физические нагрузки,
длительное сидение в школе за партой
и дома за уроками могут вызвать искривление
позвоночника и деформацию костей таза.
Как учителя, так и родители должны следить
за правильной осанкой детей. Необходимо,
чтобы парта и стол для домашних занятий
соответствовали росту ребенка и правильно
освещались; надо следить за тем, чтобы
у детей не развивались близорукость и
дальнозоркость. 
 

      Теперь 
рассмотрим четвертый фактор – сон.
После напряженного дня ребенку нужны
хороший отдых и полноценный сон. Такой
сон обеспечивает нервным клеткам головного
мозга и всему организму достаточный отдых,
вызывает чувство бодрости, поддерживает
хорошую работоспособность. День — это
период активной деятельности организма
человека, сопровождающийся большим расходом
энергии и, следовательно, требующий активных
процессов обмена веществ в организме.
Ночь — период относительно пассивной
жизнедеятельности организма человека,
характеризующийся покоем, при котором
восстановительные процессы преобладают
над процессами расходования энергии.
По современным данным, сон представляет
собой разлитое торможение, которое возникает
в коре полушарий головного мозга и оберегает
нервные клетки от перевозбуждения, истощения
и разрушения. Во время сна происходит
изменение

Источник

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Читайте также:  Набор тестов для развитие ребенка

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник