Обзор литературы по периоды развития ребенка

Обзор литературы по периоды развития ребенка thumbnail

…Однажды к А. С. Макаренко пришла молодая мать и спросила, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка.
— А сколько лет вашему ребенку? — поинтересовался Антон Семенович.
— Ему всего три недели.
— Ну что ж… Вы опоздали ровно на три недели.
Л.Пантелеев. “Наша Маша. Книга для родителей”

Если собрать в одной книге все вопросы, которые мучают молодых родителей, получится том, не уступающий по толщине бумажному изданию Википедии. А в нем, как известно, пять тысяч страниц. И все они постоянно крутятся в головах несчастных мам и пап! Как не выбиться из сил, пытаясь разобраться со всеми проблемами сразу?

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир… Кажется, еще далеко начальная школа, и полный штормов и подводных камней подростковый период, но — как считают и мамы, и специалисты по детской психологии — как думать о будущем нужно начинать с первых месяцев жизни малыша. Цитируя автора одной из популярнейших методик раннего развития Масару Ибуку: после трех уже поздно!

С момента рождения надо постоянно пристально следить за здоровьем и поведением ребенка: правильное питание, сон, гимнастика. Порой ответ на какой-то вопрос требуется немедленно. Еще лет тридцать назад молодым родителям были доступны, пожалуй, только книги доктора Бенджамина Спока. Опыт педиатрии и психоанализа доктор Спок использовал для создания пособий для родителей, где вместе освещаются вопросы и детского здоровья, и питания, и общения. Книга “Ребенок и уход за ним” остается востребованной до сих пор, хотя многие советы за давностью лет (впервые она была издана в 1946 году) уже утратили актуальность. Но иметь ее на полке не помешает и в XXI веке.

Большинство современных авторов не отрицают опыт Спока, а скорее перерабатывают его под новые условия жизни. Как правило, они уделяют внимание вопросам как физиологии и роста, так и психологии и развития ребенка. Уильям и Марта Сирс — семейная пара, родители восьми детей — создали целую библиотеку книг для родителей, используя свой жизненный и врачебный опыт. В их книгах можно найти практические советы по уходу за детьми и по общению с ними для каждого этапа взросления ребенка.

Среди российских авторов наиболее полно пишет об уходе за детьми Евгений Комаровский. В книге “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников” сочетаются советы по обустройству жизни ребенка, подробный рассказ о возможных болезнях и опасностях, а заодно рекомендации по укреплению нервной системы родителей. Кроме того, Комаровский — автор серии “Справочников здравомыслящих родителей”, призванных помочь родителям в профилактике и лечении детских инфекций.

Но важно не только здоровье. В какой-то момент легко впасть в заблуждение, что силы родительской любви и внимания достаточно, чтобы вырастить идеального ребенка. Но любые крайности, как известно, опасны — а разработать гармоничный подход самому непросто. Крайностей же множество — позволять малышу до поры до времени делать все, что вздумается; напротив, с пеленок приучать к буквам и слогам, чтобы к пяти годам он самостоятельно читал Бажова и Линдгрен; с детства погружать его в мир спорта, воспитывая в здоровом теле здоровый дух… Не переусердствовать и органично привить ребенку необходимые навыки помогут разработанные педиатрами и психологами методики. В чем-то они пересекаются между собой, в чем-то — категорически не сходятся. В каждой из них во главе угла что-то свое: здоровье, чтение, мелкая моторика. Выбирая ту или иную методику, стоит помнить, что применять к ребенку жесткие требования, по меньшей мере, неправильно. У каждого малыша свой темп развития и познания мира. В любом случае придется запастись терпением, силой духа и подручными материалами.

Дети крайне восприимчивы к обучению, и при правильном подходе можно очень рано понять, к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую “среду” (разместить на большом пространстве различные предметы, материалы) — и позволить самостоятельно выбирать, что ему более интересно. Стоит обратить внимание, что этот метод больше подходит для занятий воспитателей с группами и предполагает в первую очередь развитие самостоятельности, логики, внимательности, а не, например, ранее обучение чтению и счету.

Методика Глена Домана (“Гармоничное развитие ребенка”), напротив, ориентирована именно на занятия родителей со своим ребенком, причем именно у родителей здесь самая активная роль. Упражнения, разработанные Доманом, отлично тренируют память и дают ребенку огромную базу знаний за первые годы жизни. Доман предлагает использовать для обучения карточки с различными фактами из области географии, истории, биологии, а также с первых месяцев учить читать и считать.

К родителям обращена и книга “Поверь в свое дитя” Сесиль Лупан, одной из самых известных мам в мире. В основе ее методики лежит внимание к своему ребенку, постепенное раскрытие его индивидуального потенциала, а советы или упражнения варьируются в зависимости от того, к чему у ребенка возникает интерес. Лупан превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

Российскими педагогами разработаны целые комплексы игр, призванных развить творческие способности ребенка и его мышление. Например, головоломки Бориса и Елены Никитиных, тренирующие логику и образное мышление ребенка (“Интеллектуальные игры” Б. Никитина), или кубики с цифрами и буквами Николая Зайцева, к которым прилагается подробное “руководство по эксплуатации”: можно распевать слоги или складывать слова, обращаться к таблицам слогов (есть и отдельные — по арифметике). Занимающиеся по этой методике дети к четырем годам самостоятельно читают, а к пяти умеют считать до ста.

Конечно же, интерес к книге невозможно привить только с помощью кубиков и таблиц. Детские издания — с красочными иллюстрациями, простыми и звучными стишками, а также “неубиваемые”, то есть способные выдержать активный интерес малышей — неотъемлемый арсенал родителей, желающих развить в детях любовь к чтению. К счастью, существуют книжки, не только сочетающие понятные и яркие картинки с загадками и сказками, но и созданные из экологически чистых материалов. Превращение чтения в веселую игру с пазлами или картонными вставками, а то и в “литературное купание”, сразу привлекает внимание к процессу.

Авторских методик обучения чтению множество. В книге “Учим ребенка читать” Валерия Марусяка предлагается череда игр и нескучных занятий, с помощью которых можно подвести ребенка к чтению постепенно, не отбивая охоту вообще держать в руках книгу. Речь идет в большей степени о детях постарше, лет четырех-шести, так что эта методика подходит родителям, считающим, что торопить события — вредно для ребенка. В приложении есть множество практических заготовок, а сами задания затрагивают все важные для ребенка стороны развития — и сенсорику, и моторику, и становление речи. Автор, профессиональный педагог, также приводит самые частые ошибки, которые делают неопытные родители, желающие отправить ребенка в школу уже читающим, и рассказывает, как их избежать.

Однако формирование мировоззрения и личностных качеств все равно определяется в большей степени не тем, как рано он научится читать и считать, а той средой, которая окружает ребенка. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями — эмоциональной нестабильностью или недоверием, родителям важно контролировать все стороны взаимодействия с детьми. Масару Ибука (“После трех уже поздно”), основатель компании Sony и автор одной из самых популярных методик раннего развития, предлагает уникальную систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка, от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству. Он делает акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, и настаивает, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука подчеркивает, что для детей не существует “слишком сложных” вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания.

Как объяснить малышу, что можно и что нельзя, не разбудив обиды и добившись своей цели? Как реагировать на слезы или замкнутость, как, наконец, рассказывать о том, что сами взрослые-то представляют себе с трудом?

Кроме неподъемных трудов о детской психологии есть множество книг, в которых родители могут найти ответ на главный вопрос: как понять своего ребенка? Среди них, например, “Маленькие дети и их матери” и “Разговор с родителями” английского психоаналитика Дональда Винникотта, доступно отражающие важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении. “Книга для неидеальных родителей” практикующего психолога Ирины Млодик посвящена описанию возрастных особенностей детей и влияющих на их чувства и желания факторов. Поклонникам современной американской популярной психологии будет интересно познакомиться с методикой Джона Грэя в книге “Дети с небес”, а приобщиться к практике можно, прочитав книгу Елены Николаевой “111 баек детских психологов”.

Много полезных рекомендаций и советов можно найти в книге известного писателя, психотерапевта и психолога Владимира Леви “Нестандартный ребенок”. Как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст — Леви делится с родителями профессиональными секретами, но при этом не призывает родителей следовать какой-то четкой схеме воспитания. Такой, разумеется, просто не существует.

Главное, с чем мамам и папам придется смириться, это что учиться придется не только ребенку. В книге “Воспитываем ребенка? Или себя?” практикующий психолог Светлана Иевлева предлагает родителям поразмышлять о том, из-за чего дети ведут себя так, а не иначе, и как выйти из затруднительного положения. Ведь именно от родителей в итоге зависит, как спустя много лет адаптируется ребенок к самостоятельной жизни. Она рассматривает все периоды взросления — от рождения до школьного возраста — и снабжает подробными комментариями бытовые ситуации, которые, оказывается, иногда играют большую роль, чем кажется на первый взгляд.

Детям свойственно ставить взрослых в тупик, и иногда их изобретательность поражает. Найти правильный и понятный ответ порой не так просто. Нужно взглянуть на мир глазами ребенка — и обнаружить другую, отличающуюся от взрослой логику и новые законы реальности. В этом могут помочь книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш (“Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили”, американского психолога и педагога Эды ле Шан (“Когда ваш ребенок сводит вас с ума”), нашей соотечественницы Юлии Гиппенрейтер (“Общаться с ребенком. Как?”). Бретт Дорис написала книгу “Жила-была девочка, похожая на тебя”, в которой рассказывает, как помочь детям преодолевать страхи и тревоги, а в разрешении всевозможных конфликтов родителей проинструктируют Екатерина Мурашова (“Ваш непонятный ребенок”) и Елена Алексеева (“Как понять ребенка”). Чувства детей, особенности поведения, всевозможные фобии — эти книги помогут найти с ребенком общий язык.

Литературы, призванной помочь родителям сориентироваться в детском мире, очень много. Если вы ждете прибавления в семье или вокруг уже ползает (а то и вовсю бегает) карапуз — готовьтесь освобождать место на полках!

Источник

  • 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  • 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
  • 3. Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2004. – №3, С. 76-90.
  • 4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. – М.: «Когито-Центр», 2000 г. – С. 26 – 38.
  • 5. Возрастная и педагогическая психология/под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.Михальчик. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.
  • 6. Вопрос про кризисы [Электронный ресурс]/ Сообщество Профессионалов Информация и помощь. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://webcommunity.ru/201/
  • 7. Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. – С. 145 – 150
  • 8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]/Л.Н. Галигузова, И.А. Мещерякова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 301с.
  • 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтер /. – М.: Сфера. 2003, – 300с.
  • 10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. [Текст] / Грановская, 2-е изд.– Л.: ?Изд-во Ленинградского университет. 1988, – 560с.
  • 11. Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова. – Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. – 38с.
  • 12. Детская практическая психология: учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
  • 13. Ефимкина Р.П. Детская психология. [Текст] / Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – с.
  • 14. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. [Текст] / А.И. Захаров. — М.: Просвещение. 1986, – 128с.
  • 15. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания/И.А. Зимняя // Классный руководитель. – 2002. – №5. – С.70-78
  • 16. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия [Электронный ресурс]/ Ярославский государственный педагогический университет – Электрон. Дан. – Ярославль, [8101]. – режим доступа: www.yspu.yar.ru:8101/parts/ facultets/institut/conf/conf4.htm
  • 17. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до трех лет. [Текст] / В. Ильина. – – М.: изд-во У-фактория, издательская группа. 2003, – 432с.
  • 18. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.// Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2004. –480 с.: ил.
  • 19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст] / И.Ю. Кулагина – М.: Изд. УРАО. 1997, – 176 с.
  • 20. Люблинская А.А. Детская психология. [Текст] / А.А. Любинская – М.: Педагогика. 1971, – 415с.
  • 21. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Изд. Академия. 1998, – 456 с.
  • 22. Эльконин Д. Б. Детская психология. [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. – 384с.
  • 23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст]: учебник. / Л.Ф. Обухова. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
  • 24. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) / Под общей ред. И.А.Зимней. – М., 2001. – Кн. 1, 2.- 316с.
  • 25. Отрывки из дневников и монографии Эльзы Келер. [Электронный ресурс]/ Структура и развитие нервной системы ребенка. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://www.kidsnerve.ru/chast-11
  • 26. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
  • 27. Ребенок от года до трех. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Куб. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://www.koob.ru
  • 28. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания/ М.И. Рожкова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С.134.
  • 29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст]/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики. 2005, – 349с.
  • 30. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, – С. 156
  • 31. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М, 1965.
  • 32. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, – С. 134
  • 33. Энциклопедия детской психологии. [Электронный ресурс]/Детская психология – Электрон. дан. и прогр. – М. : Мультитрейд . 2004 – CD – ROM: (С)

Источник

Кузьмина Надежда Игоревна

Предварительный просмотр:

БИБЛИОГРАФИЯ

«Раннее детство»

Диагностическое обследование детей раннего возраста

  1. Н.А. Ноткина и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – С.-Пб: «Акцидент». 1999.
  2. А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – Москва: «Когито-Центр. 2000.
  3. К.Л. Печора « Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года  3 месяцев до  6 лет».
  4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003.
  5. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс, 2005.
  6. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
  7. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

Организация и содержание работы по адаптации детей в ДО

  1. Кирюхина  Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие/- 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей /— М. : Просвещение, 2007.  
  3. Ильина И.С. Адаптация ребёнка к детскому  саду. Общение, речь, эмоциональное развитие.- Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.
  5.  Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  6. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Воспитание, обучение  и развитие детей раннего возраста

  1. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие/ Под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
  3. Г.Г. Григорьева. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию   детей до 3 лет. –Москва: «Просвещение». 2000.
  4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  5. Кисляковская В.Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1983.
  6. Н.Я. Иванова, Е.А. Лебедева. Самые маленькие в детском саду.-  Москва: «Просвещение». 1985.
  7. Л.Н. Павлова.  365 дней и ночей из жизни младенца. – Москва: «Айрис -Пресс. Рольф». 2001.
  8. Л.Н. Павлова.  365 дней и ночей из жизни ребенка. Год третий.  – Москва: «Педагогика-  Пресс».1996.
  9. Л.Н. Павлова. Наглядно-дидактическое пособие.- Москва:  2000.«Просвещение».1984.
  10. Л.Н. Павлова.  Воспитание и обучение детей раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1986.
  11. Г.М.  Лямина.  Воспитание и развитие детей раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1981.
  12. С.В. Попова. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – Москва.
  13. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  14. Л.Ф. Островская. Первый год жизни вашего ребенка.-  Москва: «Педагогика». 1977.
  15. В. Алямовская. Ясли – это серьезно. – Москва: «Линка- Пресс». 1999.Просвещение. 1972.
  16. С.В.Фонарева. Развитие и воспитание детей второго года жизни. – Москва:  Просвещение. 1977.
  17. И.С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Помоги мне сделать самому ( развитие навыков самообслуживания). -С.Пб: «Паритет».2003.
  18. Аксарина Н.М.  Воспитание детей раннего возраста.-  Москва: Медицина. 1977.
  19. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  20. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года.-М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
  21. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
  22. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Первая младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  23. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет.- М.:Айрис-пресс, 2009.
  24. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

Познавательно-речевое развитие

  1. Ю.В. Микляев, В.Н. Сидоренко. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Л.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления (1 –3 года). – Москва: «Мозаика-синтез». 2000.
  3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие.- Москва: «Мозаика-синтез». 2000.
  4. Л.Н. Павлова. Знакомим малышей с окружающим миром.- Москва: «Просвещение».1987.
  5. Э.Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша. – Москва: «Просвещение». 1996.
  6. В. Петрова. Методика занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.- Москва: «Просвещение». 1995.
  7. В. Петрова. Ладушки, ладушки.-  Москва: «Знание». 1995.
  8. Л.А. Венгер,Э.Г. Пилюгина , Н.Б. Венгер  «Воспитание сенсорной культуры ребенка ». Москва. «Просвещение». 1988.
  9. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Зенина Т.Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
  11. О.А. Айрих. Эмоциональное развитие детей. Занятия в 1-й младшей группе. Дидактические игры. Работа с семьёй.- Волгоград: Учитель, 2008.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Т.Н.  Доронова, С.Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации. – Москва: «Просвещение». 1992.
  2. Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность младших дошкольников.-  Москва: «Просвещение». 1980.
  3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  4. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
  5. Л.А. Парамонова. Детское творческое конструирование. – Москва:«Карапуз».1999.

Игровая деятельность  с детьми

  1. Е.В. Зворыгина.Первые сюжетные игры малышей. – Москва: «Просвещение».1988.
  2.  О.Н. Козак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Пб: «Союз»1998.
  3. В.М. Сотникова. Действия с предметами и предметные игры для детей. – Москва:  «Мипкро». 2000.
  4. С.Л. Новоселова. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1985.
  5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.- Ярославль: Академия развития. 1997.
  6. Н.Б. Куприянова. Игры и занятия с детьми до трех лет.
  7. А. Ануфриева, О. Митюкова. Игры и занятия для малышей.-  Горьковское книжное издательство. 1985.
  8. Родина Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.- Москва: «Просвещение». 1972.
  9. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение. 1991.
  10. Е.А. Тимофеева. Подвижные игры младших дошкольников.-  Москва: Просвещение. 1991.
  11. Л.А. Венгер. – Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.-  Москва: «Просвещение». 1983.
  12. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
  13. Крупенчук О.И. Тренируем  пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  14. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Коскова Н.В. Поиграй со мной! Развивающие игры и упражнения для детей  трёх лет. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.
  16. Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2010.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

  1. З.С. Уварова, Р.Г. Сорочек . Гимнастика для детей  раннего возраста. – Москва: «Медицина».1965.
  2. Л.Д. Глазырина. Нетрадиционные занятий по физической культуре для самых маленьких. –Минск: «Бестпринт». 1997.
  3. НИЦ  им. А.В. Запорожца.Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста.-  Москва,  1994.
  4. С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей.- Москва: «Просвещение». 1987.
  5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет.
  6. С.Я. Лайзане. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. – Москва: «Просвещение». 1989.
  7. Масякина Ж., Соломина К.Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.

Взаимодействие с семьями  воспитанников

  1. Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей  не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится  (2)

Источник