Обухова л развитие ребенка дошкольника

Обухова л развитие ребенка дошкольника thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Обухова.

Людми́ла Фили́пповна Обу́хова (22 июля 1938, Москва, СССР — 20 июля 2016, Москва, Россия) — советский и российский ученый в области психологии, доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ (1999—2016).

Биография[править | править код]

В 1955—1960 годах училась на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

1960 г. — старший лаборант философского факультета МГУ, позднее — младший научный сотрудник.

В 1970-е гг. во время проведения «Загорского эксперимента» курировала группу слепоглухих студентов, обучавшихся в МГУ (в том числе ныне известного психолога А. В. Суворова). В этой работе ей большую поддержку оказывали главный учитель и воспитатель этой группы психолог А. И. Мещеряков и философы Э. В. Ильенков и Ф. Т. Михайлов.

В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию «Формирование элементов научного мышления у ребёнка» под руководством П. Я. Гальперина.

В 1996 году — защитила докторскую диссертацию «Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке».

Действительный член РАЕН (1996), член Международного общества культурно-деятельностных исследований. Работала экспертом ЮНЕСКО по проблеме «Маленький ребёнок и семья» (с 1988 по 1990 год[1].

Научная деятельность[править | править код]

В сфере фундаментальных теоретико-методологических исследований Л. Ф. Обуховой представлена система возможных интерпретаций психического развития ребёнка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования — естественно-научную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития[2].

Л. Ф. Обухова провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальному опровержению ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина[2].

Л. Ф. Обухова принимала участие во многих исследованиях, посвящённых изучению умственного развития детей, влиянию семейных отношений на развитие ребёнка. Участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. В составе научного коллектива центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца” она участвовала в разработке программы дошкольного образования «Истоки», направленной на обогащение (амплификацию) психического развития ребёнка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода[3].

Людмила Филипповна не только учёный и педагог, но и прекрасный пропагандист и организатор науки. По её инициативе, при её поддержке и участии начиналась и развивается педагогическая и научно-исследовательская работа во многих университетах и педагогических институтах РФ (Архангельск, Нижний Новгород[4], Сургут, Самара, Дубна[5] и др.). Она — почётный доктор Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск)[6].

Л. Ф. Обухова реализовывала проект «Конференция „На пороге взросления“» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 11-06-14057 г.). В 2009—2011 гг. прошли три всероссийские научно-практические конференции, посвящённые самым современным тенденциям развития детей и подростков, живущих в разных социокультурных условиях[7].

Преподавательская деятельность[править | править код]

Людмила Филипповна читала в МГППУ курсы «Возрастная психология», спецкурсы «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов», «Теория Ж.Пиаже», «Актуальные проблемы современной психологии развития», «Основы общей (генетической) психологии», «Теория П. Я. Гальперина»; в МГУ преподаёт общий курс «Возрастная психология», спецкурс «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов»[1].

Также Л. Ф. Обухова являлась руководителем международной магистерской программы «Психология развития» в МГППУ.

Под руководством Обуховой Л. Ф. успешно защищено более 30-ти кандидатских диссертаций. Людмила Филипповна — автор фундаментального учебника «Возрастная психология», ставшего уже классическим, по нему учатся многие студенты не только в России, но и в ближнем зарубежье. C 1994 г. учебник выдержал несколько переизданий, новейшее на сегодняшний день: Л. Ф. Обухова «Возрастная психология». — М., Юрайт, 2011. Для сохранения научно-педагогической значимости учебника, в первоначальный текст были внесены существенные изменения и дополнения. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения.

Читайте также:  Значение сказки для развития и воспитания ребенка

Издательская деятельность[править | править код]

Л. Ф. Обухова являлась членом редколлегий журналов:

  • “Вестник Московского университета. Серия «Психология»
  • «Психологическая наука и образование»[8]
  • «Культурно-историческая психология»[9]
  • Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

Основные публикации[править | править код]

Л. Ф. Обуховой опубликовано более 70 научных работ, включая статьи на немецком, английском, французском языках.

  1. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
  2. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  3. Обухова Л. Ф. Современная американская психология развития. — М.: Издательство Московского университета, 1986. — 128 с.
  4. Обухова Л. Ф., Шаповаленко И. В. Формы и функции подражания в детском возрасте. — М.: МГУ, 1994.
  5. Обухова Л. Ф. Развитие творческого мышления дошкольника. — М., 1995.
  6. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.
  7. Парамонова Л. А., Новоселова С. Л., Тарасова К. В., Обухова Л. Ф. «Истоки». Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. Концепция. — М., 1995.
  8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  9. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. — М.: Тривола, 1998.
  10. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребёнок: психологический аспект детского развития. — М.: Правительство Москвы, Департамент образования, 1999.
  11. Обухова Л. Ф. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. — М.: Гардарики, 2001.
  12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2004.
  13. Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арушанова А. Г., Богина Т. Л., Давидчук А. Н., Обухова Л. Ф. и др. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Карапуз-Дидактика, 2004.
  14. Обухова Л. Ф. «Детская возрастная психология» (Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия). — М.: МГППУ, 2004.
  15. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Интервью с Л. Ф. Обуховой
  • Видео публичной лекции Л. Ф. Обуховой «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребёнка»
  • Видео публичной лекции Л. Ф. Обуховой «Психология развития»
  • Видео-интервью с Л. Ф. Обуховой
  • Сборник материалов конференции «На пороге взросления» 2011

Источник

Статьи:

  1. Обухова Л.Ф. Способы формирования логического знания у старших дошкольников. // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. – М., 1970.
  2. Обухова Л.Ф. Особенности перехода от донаучного мышления к элементам научного. // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. – Тбилиси, 1971.
  3. Обухова Л.Ф. Die Ausbildung eine Systems  physikalischer Begriffe unter dem  Aspert des Losens von  Aufgaben 
    I.Lomscher(Hrsg) Sowjetischer Beitrage zur dernthorie. Die schule P.J.Galperin. Pabl-Rugenstein., 1973.
  4. Обухова Л.Ф. Общее и специфическое в психическом развитии слепоглухонемого ребенка. // Проблемы  периодизации развития психики в онтогенезе. – М., 1976. (В соавт.)
  5. Обухова Л.Ф. Два пути формирования простой системы научных понятий. // Управляемое формирование психических процессов. – М., 1977. 
  6. Обухова Л.Ф. Решение экстраполяционных задач детьми дошкольного возраста. // Доклады Академии наук СССР. – М., 1977. (В соавт.) 
  7. Обухова Л.Ф. Проблема обучения решению задач детей дошкольного возраста. // Материалы V Всесоюзного cъезда психологов. – М., 1977. (В соавт.) 
  8. Обухова Л.Ф. Образы сновидений у слепоглухих. // Бессознательное. Природа. Функции, Методы исследования. – Тбилиси: Изд-во “Мецниереба”, 1978. (В соавт.)
  9. Обухова Л.Ф. Нейропсихологический анализ пространственных нарушений представлений у детей и взрослых. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №3. (В соавт.)
  10. Обухова Л.Ф. К вопросу о механизме преодоления  эгоцентризма в дошкольном возрасте. // Тезисы республиканской конференции. – Таллин, 1982. (В соавт.) 
  11. Обухова Л.Ф. Женевская школа  генетической психологии. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. 
  12. Обухова Л.Ф. Операции интеллекта. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. 
  13. Обухова Л.Ф. Сенсо-моторный интеллект. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983.
  14. Обухова Л.Ф. Эгоцентрическая речь. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. 
  15. Обухова Л.Ф. Формальные операции. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. 
  16. Обухова Л.Ф. Циркулярные реакции. // Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983.
  17. Обухова Л.Ф. Из истории развития советской детской психологии. // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 
  18. Обухова Л.Ф. Условия возникновения множества идей при решении дивергентных задач дошкольниками. // Вестник  Моск. ун-та. Сер. 14.  Психология. 1992. № 4. (переведена на англ. яз.   Journal of Russian and East Europen Psychology. –1992. –Vol. 30,  no 1. 1992) (В соавт.) 
  19. Обухова Л.Ф. О воспитании и обучении умственно-отсталых детей-сирот в Ульяновской школе-интернате. // Чернобыльский след. Пострадавшие дети. – М., 1992. 
  20. Обухова Л.Ф. Жизнь семьи в условиях радиактивного загрязнения местности (феномен Чернобыльской АЭС). // Чернобыльский след. Пострадавшие дети. – М., 1992.. 
  21. Обухова Л.Ф. The Theory of Vygotsky and his School and Developmental Tasks // Developmental Tasks: towards a cultural analysis of human development. Ed. de Jan J.F.ter Laak, Peter G.Heymans, A.Podol’skij. – 1994. 
  22. Обухова Л.Ф. Развитие ребенка в нетрадиционной семье. // Особый ребенок и его окружение. – М., 1994. (В соавт.) 
  23. Обухова Л.Ф. Семья: психологический аспект. // Образование: Россия, США. 1994.  (В соавт. с Шаграевой О.А.)
  24. Обухова Л.Ф. Wege der Entwicklung des mathematishen Denbken in der Anfangsperiode des Unterrichts. // Evangelische akademie Bad Boll. 1995. 
  25. Обухова Л.Ф. Гальперин и Пиаже. // Психологическая наука и образование. 1995. №1. 
  26. Обухова Л.Ф. Александр Владимирович Запорожец (к 90-летию со дня рождения). // Дошкольное воспитание. 1995. №9 (В соавт. с К.В. Тарасовой).
  27. Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке (научный доклад) // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М.,1996. –  48 c.
  28. Обухова Л.Ф. Неоконченные споры: П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
  29. Обухова Л.Ф. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» // Психологическая наука и образование. 1996. №3.
  30. Обухова Л.Ф. Знакомьтесь: народная психология. // Наш малыш. 1996. №№ 3 –6 (В соавт. с  О.А. Шаграевой).  
  31. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. №5.
  32. Обухова Л.Ф. L’apprentissage, moteur du developpement. // Prospects, vol. XXV1, n 1, Commemorative issue on Piaget. 1996. 
  33. Обухова Л.Ф. Learning – the driving force of development. // Prospects, vol. XXVI, no.1, March. 1996. 
  34. Обухова Л.Ф. Л.С.Выготский возвращается к нам сегодня. // Начальная школа. 1996. №42 (ноябрь). 
  35. Обухова Л.Ф. J.Piaget  and P.Ja.Gal’perin. // Iind Conference for socio-cultural research.  Vygotsky – Piaget. Geneva. 1996. 
  36. Обухова Л.Ф. What is Actually Developing? // Iind Conference for socio-cultural research. Vygotsky – Piaget. Geneva. 1996. 
  37. Обухова Л.Ф. Учитель из плеяды мудрецов. // Выдающиеся психологи Москвы. – М., 1997. 
  38. Обухова Л.Ф. Wege zur Entwicklung des mathematischen Denkens im Anfangsunterricht. // Grundbildung fur alle in Schule und Erwachsenenbildung. Stuttgart-Munchen. 1997. 
  39. Обухова Л.Ф. Einfuhrung in das Problem der Entwicklungsaufgaben im Kontext der Theorie von Vygotskij und seiner Schule. // Mitteilungen der Luria-Gesellschaft 1/97 und II/97. 
  40. Обухова Л.Ф. Формирующий эксперимент в детской и педагогической психологии. // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / под ред.Т.В.Корнило-вой. – М., 1998. 
  41. Обухова Л.Ф. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2000. №3.
  42. Обухова Л.Ф. Детская психология накануне нового века. // Психология на рубеже веков. – Тула, 2000. 
  43. Обухова Л.Ф. Трудности усвоения начального курса математики в форме квазиисследовательской деятельности // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  44. Обухова Л.Ф. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  45. Обухова Л.Ф. Конструирование компьтерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. №5.   (Соавт.: А.В. Поршнев, Е.Р. Поршнева, С.А. Гапонова)
  46. Обухова Л.Ф. At the Origins of General (Developmental) Psychology // Book of abstracts Fifth Congers of the International Society for Cultural. 2002. 
  47. Обухова Л.Ф. Das Phanomen des funften Lebensjahres. Eine entwicklungspsychologische Studie // In: Feuser,G; Berger, E.; Erkennen und Handeln. Momente einer kulturhistoschen (Behinderten-) Padagogik und Therapie, Berlin: Pro Business. 2002.
  48. Обухова Л.Ф. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения. // Психологическая наука и образование. 2003. №3. (Соавт. И.В. Шаповаленко, Обухова О.Б.)
  49. Обухова Л.Ф. Einfuhrung in das Problem der Entwicklungsaufgaben im Kontext der Theorie von Vygotskij und seiner Schule (статья) In: Обухова Л.Ф. Entwicklungsorientierter Lese- und Schreibunterricht fur alle Kinder, Beltz: 2004. 13 c. 
  50. Обухова Л.Ф. Понятие «сенсорная культура» в педагогике и психологии развития: М. Монтессори и Л.А. Венгер (тезисы доклада) // Способности: познание и … или личность. Тезисы статей научной конференции, посвященной 80-летию Л.А. Венгера. – М, 2005. 
  51. Обухова Л.Ф. Пространственно-временная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. №3. (Соавт. И.А. Корепанова).
  52. Обухова Л.Ф. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель. // Вопросы психологии. 2005. № 6. с. 13 – 26. (в соавт.).
  53. Обухова Л.Ф. Представления о структуре предметного действия в психологии // Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы».3-4 октября 2006 года. – М.: МГППУ, 2006.
Читайте также:  Игры для развития интеллекта ребенка до года

Книги

  1. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (1972)
  2. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 191 с.
  3. Обухова Л.Ф. Современная американская психология развития. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 128 с.
  4. Обухова Л.Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте (монография). – М.: МГУ, 1994. (соавт.)
  5. Обухова Л.Ф. Развитие творческого мышления дошкольника. – М., 1995. (соавт.)
  6. Обухова Л.Ф. Развитие дивергентного мышления (монография). – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. (В соавт.)
  7. Обухова Л.Ф. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция. – М., 1995. ( Соавт.: Парамонова Л.А., Новоселова С.Л.,Тарасова К.В.).
  8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с
  9. Обухова Л.Ф. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – // М., 1997. – 270 с.
  10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.: ил.
  11. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок. Психологический аспект. – М.: Правительство Москвы, Департамент образования, 1999.  
  12. Обухова Л.Ф. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. – М.: Гардарики, 2001. – 624 с., ил. 
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2004. – 372 с. 
  14. Обухова Л.Ф. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004. (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, А.Г.Арушанова, Т.Л.Богина, А.Н. Давидчук и др.)
  15. Обухова Л.Ф. «Детская возрастная психология» (Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия). – М.: МГППУ, 2004.
  16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с. – (Основы наук).

Источник