Обучения в умственном развитии ребенка

Слайд 1

Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников. Преподаватель психолого – педагогических д исциплин Жаринова Е.Г.

Слайд 2

План урока: Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников. Взаимосвязь понятий обучение, умственное развитие, умственное воспитание, познавательная деятельность дошкольника, развивающее обучение. Разработка теорий обучения дошкольников в зарубежной и отечественной науке: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, Ф. Фребель , В.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков , В.И. Логинова, Л.А. Венгер . Причины проблем умственного развития дошкольников Домашняя работа: Тезаурус по курсу

Слайд 3

Что такое дидактика? это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика дает ответ на вопросы: « Для чего учить?» (цель обучения ); « Чему учить?» (содержание обучения ); « Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала).

Слайд 4

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка.

Слайд 5

Обучение это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение).

Слайд 6

Обучение ( В.И. Ядэшко ) в дошкольном возрасте – это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний , формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.

Слайд 7

Ведущим элементом процесса обучения является цель Педагог как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате , к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми , помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.

Слайд 8

Содержание обучения Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Слайд 9

Методы обучения Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Методы обучения являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.

Слайд 10

Ф орма обучения Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду – занятие . Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.

Слайд 11

Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему .

Слайд 12

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитеных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Слайд 13

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.

Слайд 15

В ысокие темпы умственного развития Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности . Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Слайд 16

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Основная цель работы воспитателя по формированию опыта познавательной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Система работы воспитателя по формированию опыта познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей старших дошкольников, развития их мышления.

Слайд 17

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучащегося и их реализацию. Суть развивающего обучения состоит в том, что обучающийся не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Слайд 18

Процесс обучения детей является предметом дошкольной дидактики.

Слайд 19

Что такое дидактика? Слово «дидактика» происходит от греческого « дидактикос », что означает – обучающий, наставляющий, поучающий Основатель дидактики — великий чешский педагог Я. А. Коменский (1632, «Великая дидактика»).

Слайд 20

Дошкольная дидактика детского сада Ее основы заложены в труде чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). В труде «Материнская школа» ( 1632) представлена развернутая система воспитания и обучения детей от рождения до 7 лет. Материнская школа — первая ступень в образовании, на которой учителем является мать. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.

Слайд 21

Дошкольная дидактика детского сада Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), швейцарский педагог, считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности , он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей . Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении

Слайд 22

Дошкольная дидактика детского сада Термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире, ввел немецкий педагог Фридрих Фрёбель (1782–1852). В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Ф. Фрёбель называл «садовницей», ярко проявились его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться. Ф. Фрёбель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий , разработал методические указания к их проведению.

Слайд 23

Дошкольная дидактика детского сада Итальянский педагог Мария Монтессори (1870–1952) доказала возможность самообучения детей дошкольного возраста в специально подготовленной развивающей среде, основанной на принципе авто – дидактизма. Благодаря специально разработанным М. Монтессори материалам осуществляется сенсорное развитие ребенка, освоение счета, письма и чтения.

Слайд 24

Дошкольная дидактика детского сада В отечественной педагогике становление дошкольной дидактики связано с именем Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Работая с детьми в начальной школе, он увидел, что многое зависит от того, как ребенок подготовлен к школе. Он считал, что обучение дошкольников своеобразно, существенно отличается от школьного обучения: ребенку необходимо помочь познать окружающий мир, научить выражать мысль в слове , необходимо использовать в обучении игру и наглядность.

Слайд 25

Дошкольная дидактика детского сада Аделаида Семеновна Симонович (1840–1933) вместе с мужем (детским врачом Я.М.Симоновичем ) открыла в Санкт- Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад (1866). По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. Ребенок , продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

Слайд 26

Дошкольная дидактика детского сада Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) в своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она предложила родителям и работникам детских садов оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр.

Слайд 27

Дошкольная дидактика детского сада В начале ХХ века Елизавета Ивановна Тихеева создала программу обучения детей в «детском саду по методу Тихеевой» (1928) Б ыли выделены основные разделы образовательной работы: знакомство с окружающим миром и природой, развитие речи, математика, сенсорное воспитание. Но не все содержание образования может быть освоено ребенком в повседневной жизни, нужны специальные занятия, на которых ребенок осваивает более трудное содержание. Е . И. Тихеевой было показано, что занятие должно быть связано с детской деятельностью: у малышей — с игрой, у старших дошкольников — с активной познавательной деятельностью, трудом-игрой.

Слайд 28

Дошкольная дидактика детского сада Александра Платоновна Усова (1898–1965) разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. В труде «Обучение в детском саду» (1958) доказана целесообразность обучения детей на занятиях, необходимость программы обучения ; выявлено, что обучение на занятиях обеспечивает высокий уровень развития познавательной деятельности детей. Ею была выявлена сущность явления необучаемости у детей — это несформированность учебной деятельности.

Слайд 29

Дошкольная дидактика детского сада Вера Иосифовна Логинова (1932–1992) обосновала применение принципа системности в обучении детей дошкольного возраста (1984 ). Освоение детьми системных знаний возможно в условиях организованного обучения, которое выступает ведущим средством становления ребенка как субъекта умственной деятельности и познания . Идеи В. И. Логиновой, раскрывающие принцип системности в обучении детей дошкольного возраста, нашли отражение в современных общеобразовательных программах дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.).

Слайд 30

Причины проблем умственного развития дошкольников 1. Воспитатели далеко не всегда используют возможности обучения в умственном развитии на ранних его ступенях, как правило, основные задачи начинают решаться в старших группах, что затрудняет планомерную работу в умственном воспитании детей. 2 . Задачи умственного воспитания в основном решаются при проведении занятий по познавательному развитию, в то время как при проведении музыкальных занятий, изобразительных, физкультурных – такие задачи вообще не ставятся.

Слайд 31

Причины проблем умственного развития дошкольников 3. Проводимые занятия с детьми в детском саду не всегда отвечают предъявляемым требованиям. Воспитатели часто испытывают серьезные трудности при отборе и планировании программного материала занятий. 4. Одной из существенных причин, влияющих на уровень умственного развития детей является недостаточное владение многими воспитателями методами и приемами развивающего обучения, современными образовательными технологиями.

Слайд 32

Спасибо за внимание

Источник

«Умственное воспитание дошкольников»

Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.

На протяжении многих лет одной из основных задач в области дошкольной педагогики является умственное воспитание ребенка.

Большой вклад в разработку проблем умственного воспитания, особенно взаимодействия языка и мышления, внесли советские ученые-психологи Л.С. Выготский, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и другие.

1.Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка).

Умственное воспитание – это  целенаправленное воздействие взрослого на развитие активной мыслительной деятельности детей, основной целью которого выступает формирование способности к умственному труду, приобретение новых знаний, умений, навыков.

Некоторые ученые различают эти два понятия и пытаются установить между ними связь. Так, М.А.Данилов указывает, что целью и сердцевиной умственного воспитания является умственное развитие. Умственное воспитание делает человека способным к систематическому умственному труду, к приобретению новых знаний и способов их практического использования, а умственное развитие делает человека способным открывать новое в науке, технике, труде, творить новую жизнь.

2. Проблема умственного развития представлена в психолого-педагогической литературе различными научными теориями по изучению особенностей и закономерностей развития ребенка в зависимости от его возрастных особенностей, индивидуальных способностей, педагогических условий воспитания и обучения. В этой связи наиболее актуальным является вопрос о соотношении процессов развития и обучения.

В последнее время в связи с рядом коренных изменений во взглядах исследователей на вопрос о роли и месте развития и обучения детей дошкольного возраста, в дошкольной педагогике, также как и в психологии, все чаще стало использоваться понятие “умственное развитие».

На умственное развитие оказывает влияние социальная среда. В ходе общения с окружающими дети усваивают язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. Наиболее активно умственное развитие протекает в деятельности; общении, действиях с предметами, игре, обучении, труде. Особая роль при этом отводится обучению и воспитанию (JLС.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Л.В.Занков, И.Б. Котов, А.Н.Леонтьев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Е.Н. Шиянов, Д.Б.Эльконин и др.).

3. Содержание умственного воспитания составляют знания основ наук о природе и обществе, об основах современного производства, выработка инициативности, деловитости, умения самостоятельно решать задачи, выдвигаемые учением и жизнью.

В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.

Выделим задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

  • формирование правильных представлений о простейших

явлениях окружающей жизни.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками и т.д.

  • развитие познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи;

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

  • развитие любознательности и умственных способностей;

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

  • развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Решать задачи умственного развития детей дошкольного возраста можно различными методами и приёмами.

Методы умственного воспитания дошкольников:

  • Наглядные методы.
  • Словесные методы (рассказ,  чтение,  беседа)
  • Практические методы
  • Игровые методы

Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными методами, каждому воспитателю необходимо учитывать принципы умственного воспитания дошкольников.

Дидактические принципы:

 -принципы развивающего обучения,

-принцип воспитывающего обучения,

 -принцип доступности обучения,

-принцип систематичности и последовательности,

-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний,

-принцип наглядности,

-принцип индивидуального подхода к детям.

4.Условно средства умственного воспитания распределяются на две группы:

– деятельность детей;

– произведения духовной и материальной культуры.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие.

Важным средством умственного воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества. Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий. Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.

В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности – наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.

Одним из средств умственного воспитания является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей:

– сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

– игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

– строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

-дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации и т.д.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения (в том числе и пространственного), смекалки, творчества. Труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

В жизнь ребенка рано входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п. В последние годы все активнее стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п.

5. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются: усвоение системы знаний, познавательная активность (Д.Н.Богоявленский, Н.В.Левитов, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин); развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности (З.И. Калмыкова, О.К.Тихомиров); интериоризация – переход выполнения действий в умственный план (Л.С.Выготский, П.Я.Хальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др,); внутренний план действия – ВПД (Я.А.Пономарев); экстериоризация как применение усвоенных, перешедших во внутренний план, знаний на практике (НА. Менчинская); действия с использованием знаковых средств (В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Д.Б.Эльконин и др,).

За последние годы существенное продвижение получил один из главных вопросов дошкольной дидактики — вопрос о последовательности усложнения знаний, начиная с тех исходных, которые были положены в основу системы. Разработка таких знаний позволила полнее реализовать принцип доступности обучения. В качестве исходных были выделены знания, которые, будучи вполне доступны детям в своем первоначальном виде, таили в себе широкие возможности усложнения и развития.

Важные результаты были получены в процессе изучения стихийного опыта детей. Так, у старших дошкольников были обнаружены особого рода знания, содержащие в самой элементарной форме отражение таких реальных связей, которые являлись центральными для той или иной области действительности. Например, старшие дошкольники обладали способностью целостного, еще недостаточно расчлененного «схватывания» в образном плане кинематических зависимостей (зависимости пройденного пути от скорости и времени движения, зависимости времени движения от скорости и расстояния и т. д.). Подобные знания мы использовали как своего рода предпосылку для формирования у детей более глубокого понимания основных связей и отношений той или иной области действительности. Дело в том, что если у ребенка имеется пусть самое элементарное, но уже верное отражение взаимосвязи между двумя или более объектами как единого целого, то создается принципиальная возможность, не нарушая этого целого, последовательно его усложнять, делая акцент, то на одном, то на другом компоненте. Такой путь наиболее эффективен для последовательного подведения старших дошкольников к пониманию достаточно сложных связей и отношений. При другом способе обучения, когда ребенка вначале последовательно знакомили с каждым компонентом связи безотносительно друг к другу и лишь, затем обращали его внимание на связь компонентов, дети испытывали значительные затруднения.

Такой подход к разработке проблемы умственного воспитания дошкольников, при котором у детей формируют умения рассматривать окружающие предметы и явления в разных аспектах, позволяет значительно усилить слабые стороны мыслительной деятельности дошкольников.

На основе результатов современных психолого-педагогических исследований и обобщения передового опыта была разработана экспериментальная программа обучения детей подготовительных групп детских садов. В ней удалось реализовать ряд важных теоретических принципов воспитания и обучения, разработанных А. В. Запорожцем и его сотрудниками, в частности развивающего обучения, соответствия содержания и методов обучения детей их психофизиологическим особенностям.

Заключение

Рассмотрев роль умственного воспитания в развитии личности, особенности умственного развития детей дошкольного возраста, задачи, средства, методы и принципы умственного воспитания дошкольников можно сделать вывод: умственное развитие дошкольников происходит постоянно под руководством взрослых в процессе различных видов деятельности.

Развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,1985

2. Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И.Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.

3. Вилькеев Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. – С-Пб., 2000.

4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 1984г.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999

6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: МГПУ, 1985. – 45с.

7. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся пед.училищ./ Под ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.

8. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников.,2004

9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 2000. – 218 с.

10. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

11.Роттенберг В. Психология поиска // Педология. 2001. №6. С. 8-13.

12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М.А, М., 1987

13. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.

14. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.С.Сохина. – М.; Просвещение, 1984. – 207 с.

15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. Пособие для студ. сред.учеб.пед.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-336 с.

16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240 с.

17. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи,/Под ред. В.В. Гербовой, М.1988.

Источник