Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

елена юрьева
Как обучать детей с нарушениями слуха

Меня зовут Юрьева Елена Евгеньевна, я педагог –психолог МБДОУ № 229.

Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ:

2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, (17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с2 до 7 лет)

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог- психолог, музыкальный руководитель, педагог).Он включает в себя:

• Создание предметно-развивающей среды;

• Материально-техническое оснащение;

• Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития.

• Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы.Она включает в себя четыре основных направления:

I. Обучение, воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций.

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового)в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям,т. е к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.

При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рановозникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детейважное место отведено классификации:

-глухие без речи (ранооглохшие);

-глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

-слабослышащие

– кохлеарные импланты

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.

1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

3. Программа «Общение», под редакцией Э. И. Леонгард

Потому что программа обучения и воспитания детей с нар-ми слуха содержит прежде всего разделы по физическому, эстетическому,нравственному,сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.

Вместе с тем наше ДОУ огромную коррекционную работу проводит с каждым ребёнком, чтобы максимально компенсировать недостатки и отклонения в развитии детей. В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей.

Уровень развития речи зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения,условий воспитания, индив-х особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена,нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх,не воспринимают детских передач по радио,не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов,приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Возвращаясь к вышеизложенному, поговорим о компонентах, необходимых для общения речью. Современные СА/КИ обеспечивают ребёнку возможность слышать тихие звуки. Слышать речь- не значит её понимать. СА/КИ заменяют только плохо работающее ухо. Поэтому, чтобы ребенок с СА/КИ мог общаться речью, т. е понимать речь и говорить,ему необходимо развивать:

1. Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов

2. Овладеть системой родного языка- знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)

3. Научиться произносить разные звуки речи,соединять их в слова

4. Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т. к дети с нар-ми слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях

Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепеннно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (т. е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит (звукопроизношение). Наиболее важны первые 2 г. жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали.

Читайте также:  Гуо слонимский дошкольный центр развития ребенка

Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении.

Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения,поэтому с самого начала нужно у малыша развивать:

У ребенка с нарушенным слухом, который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом, процесс обучения слушанию и речи является активным- это не столько обучение, сколько научение, т. е сначала нужно научить обучаться.

Обучение происходит на тактильной основе, пространство общения отличается спецификой

Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка

2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»);

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие;

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка;

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка;

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша;

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам;

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;

9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним;

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша;

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;

12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет) ;

13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;

14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка;

15. Используйте при обучении случайные ситуации;

16. Всгда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;

17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;

18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша;

19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство;

20. Занятия лучше проводить в утреннее время.

Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции, структуру нарушения, время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›”Воспитание и обучение детей с нарушением слуха”

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в школьный период

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в школьный период

Описание слайда:

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в школьный период

2 слайд

Педагогическая система «Билингвистический подход» является новым направлением

Описание слайда:

Педагогическая система «Билингвистический подход» является новым направлением в сурдопедагогике, которое появилось в мире в начале 80-х гг. Латинские слова «билингвистический», «билингвизм» переводятся на русский язык как «двуязычный», «двуязычие» (bi— два, lingua — язык). По отношению к глухим термин билингвизм начал применяться не более 25 лет назад. Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского (или иного национального) языка (в устной, письменной и тактильной форме) и русского (или иного) жестового языка. Оба языка являются равными партнерами в общении между слышащими и глухими учителями, учениками, родителями.

3 слайд

В России работает только одна билингвистическая школа — Московская билингвис

Описание слайда:

В России работает только одна билингвистическая школа — Московская билингвистическая гимназия, существующая с 1992 г. (научный руководитель проф. Г. Л. Зайцева). Как отмечает Г.Л.Зайцева (1998) и другие специалисты, использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе устраняет все коммуникативные барьеры между педагогами и учащимися и создает искренние, доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивает эмоционально окрашенное обучение. Устранение коммуникативных барьеров позволяет: значительно увеличить объем учебной информации; ускорить ее передачу и восприятие. Это позволяет расширить круг учебных предметов и областей знаний, ранее недоступных глухим школьникам по причине сложности преподавания этих дисциплин на языке словесной речи. Появляется возможность получения глухими учащимися полного среднего образования за 10 лет, т.е. становится возможным прохождение учебной программы общеобразовательной школы в полном объеме и в те же сроки, которые предусмотрены для обычных слышащих учащихся.

Читайте также:  Методики определения развития личности ребенка

4 слайд

Педагогическая система обучения глухих на основе словесной речи 	Первоначальн

Описание слайда:

Педагогическая система обучения глухих на основе словесной речи Первоначально, основное внимание сурдопедагогов было сосредоточено преимущественно на внешней, произносительной стороне речи глухих. Задача: выработка идеального произношения, чистой устной речи, мало чем отличающейся от произношения слышащих («чистый устный метод обучения»). Известным советским сурдопедагогом проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками был предложен новый подход к освоению глухими языка словесной речи. Эта система получила название коммуникационная. Важнейшие положения коммуникационной системы: формирование и развитие речи глухих детей в условиях предметно-практической деятельности; целенаправленная работа по развитию мышления в связи с усвоением языка; успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании речи в познавательной деятельности.

5 слайд

Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает идея развития

Описание слайда:

Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает идея развития общения как деятельности. Принципы коммуникационной системы структурно-семантический генетический деятельностный разработан Л. П. Носковой применительно к глухим детям дошкольного и школьного возраста. Предполагает в качестве исходного использование предложения как материала для системного изучения языка, как единицы речевого высказывания. предусматривает необходимость программирования содержания и методов обучения с ориентацией на все возрастные этапы обучения на основе знания о развитии языка в онтогенезе и в филогенезе. предусматривает необходимость создания таких условий, в которых словесная речь и освоение языка станут потребностью. Для возникновения и развития потребности в общении организуется коллективная предметно-практическая деятельность.

6 слайд

Обучение глухих детей языку в условиях коммуникационной системы обеспечивает

Описание слайда:

Обучение глухих детей языку в условиях коммуникационной системы обеспечивается не только уроками предметно-практического обучения, но и занятиями по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Каждый из этих предметов обеспечивает подкрепление определенных компонентов речевой деятельности. Активизация слухового восприятия его использование ребенком в процессе жизнедеятельности обеспечивают ему более полное социальное и эмоциональное развитие.

7 слайд

Обучение глухих и слабослышащих детей в специализированных школах и школах –

Описание слайда:

Обучение глухих и слабослышащих детей в специализированных школах и школах – интернатах. Для глухих детей создаются специальные общеобразовательные школы-интернаты. Такие заведения решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. Обеспечивают своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта. Особое внимание в коррекционной и учебно-воспитательной работе уделяется: формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического мышления; расширению активной речевой практики; развитию остаточного слуха.

8 слайд

Основой дидактической системы обучения: предметно-практическая деятельность,

Описание слайда:

Основой дидактической системы обучения: предметно-практическая деятельность, выступающая в качестве базы для общего и речевого развития, формирования познавательной активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главное требование к процессу образования — это организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Функции специализированных школ и школ – интернатов: воспитание; образование и трудовая подготовка; преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей. Применяются методы, максимально стимулирующие детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, с лица. Значительна роль наглядных средств (сюжетных картин, макетов, муляжей, видеоматериалов), они должны не столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений. К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима. Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными средствами обучения.

9 слайд

Работа, проводимая с детьми в учреждении: реабилитационная; санитарно-гигиен

Описание слайда:

Работа, проводимая с детьми в учреждении: реабилитационная; санитарно-гигиеническая; консультационная. Вся работа направлена на максимальное сохранение остаточного слуха. Разработанные программы ранней коррекции недостатков слуха у детей способствуют достижению следующих результатов: часть детей даже с глухотой уже к 3-5 годам максимально сближается по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими детьми, что позволяет организовать их интегрированное обучение в среде слышащих без постоянной специализированной помощи; некоторые дети получают возможность обучаться в массовой школе при постоянной помощи сурдопедагога; большинство детей впоследствии могут обучаться в школах для слабослышащих.

10 слайд

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный пр

Описание слайда:

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1 ступень — начальное общее образование (5-6 или 6-7 лет, в зависимости от того, обучался ли ребенок в подготовительном классе); 2 ступень — основное общее образование (5-6 лет); 3 ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы). В первый класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность характеризуется работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. С целью использования остаточного слуха регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи. В школах, работающих на билингвистической основе, не только осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.

Читайте также:  Польза раннего развития для ребенка

11 слайд

В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со с

Описание слайда:

В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта. Количество детей в классе со сложной структурой дефекта — до 5 человек. Благодаря словесной речи неслыщащие дети могут развиваться всесторонне, овладевать основами наук, вступать в общение со слышащими, на основе чего и происходит их социальная адаптация. Трудовое обучение детей с нарушениями слуха начинается с 12-летнего возраста и занимает основное место в образовательной программе.

12 слайд

В специальной школе II вида обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети. К

Описание слайда:

В специальной школе II вида обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети. Коррекционная школа для слабослышащих детей имеет два отделения для детей с легким для детей с тяжелым нарушением речи нарушением речи В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие 7 лет, если они посещали детский сад. Наполняемость класса в первом отделении — до 10 человек, во втором — до 8 человек. Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое, его переводят в первое отделение согласно рекомендации МППК и с согласия родителей. Педагогический процесс в школе слабослышащих строится таким образом: с одной стороны, расширить возможности учащихся самостоятельного обогащения их речи вне специального обучения, с другой — скорригировать самостоятельно приобретенный речевой материал (уточнение звукового состава слов, их лексических и грамматических значений, лексики в самостоятельных высказываниях).

13 слайд

В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответс

Описание слайда:

В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1 ступень — начальное общее образование (в первом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет); 2 ступень — основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях); 3 ступень — среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

14 слайд

Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

15 слайд

Обучение слабослышащих детей в массовой школе В массовой общеобразовательной

Описание слайда:

Обучение слабослышащих детей в массовой школе В массовой общеобразовательной школе может обучаться ребенок с незначительным снижением слуха. Очень важно правильно посадить ребенка: лучше всего посадить его за первую или вторую парту. Учителю, к которому в класс попал слабослышащий ребенок, важно знать как можно больше об особенностях глухих и слабослышащих, о своеобразии развития речи таких детей и восприятия ими речи окружающих, о том, какую роль выполняет слуховой аппарат и много другое.

16 слайд

Методы исследования слуха детей К субъективным методикам относятся: - регистр

Описание слайда:

Методы исследования слуха детей К субъективным методикам относятся: – регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки; – условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением; – игровая аудиометрия; – тональная аудиометрия. Объективные методы: импедансометрия; аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам; – регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Аудиометрия повторяется через какое-то время, так как степень тугоухости может изменится.

17 слайд

Спецификой образовательного процесса в школе-интернате (I вида) №1 является р

Описание слайда:

Спецификой образовательного процесса в школе-интернате (I вида) №1 является развитие остаточного слуха с целью более внятного произношения. В учебный план введены предметы определяющие специфику школы-интерната: -фронтальные занятия в слуховом кабинете; -индивидуальные занятия по развитию речевого слуха  и формированию произносительной стороны речи; -предметно-практическое обучение; -социально-бытовая ориентировка.     На индивидуальных занятиях проводится  слухо-речевое развитие учащихся, в том числе учащихся после кохлеарной имплантации.      В рамках работы на индивидуальных и фронтальных занятиях ежегодное проведение речевых конференций включающих в себя инсценирование сказок и литературных произведений, литературные композиции.      В школе проводятся факультативные занятия по слухоречевому развитию с учащимися после кохлеарной имплантации.

18 слайд

Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

19 слайд

Перечень школ Санкт - Петербурга 1. Школа-интернат № 1 (для глухих детей) Адр

Описание слайда:

Перечень школ Санкт – Петербурга 1. Школа-интернат № 1 (для глухих детей) Адрес: 194156, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 4 2. Школа-интернат № 31 (для глухих детей) Адрес: 193029, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 7а 3. Школа-интернат (для глухих детей) Адрес: пос. Сясьстрой 4. Школа-интернат № 33 (для слабослышащих детей) Адрес: 194223, Санкт-Петербург, 1-й Муринский пр., д. 24 5. Школа-интернат № 20 (для слабослышащих детей) Адрес: 197137, Санкт-Петербург, Песочная наб., д. 14а 6. Школа-интернат (для слабослышащих детей) Адрес: 188652, Всеволожский р-н, пос. Юкки, ул. Школьная, д. 14

20 слайд

Источники https://www.myshared.ru/slide/294991 https://refleader.ru/polatybewpo

Описание слайда:

Источники https://www.myshared.ru/slide/294991 https://refleader.ru/polatybewpolpol.html https://www.studfiles.ru/preview/6014864/page:21/ https://clubshik.ucoz.ru/publ/kak_obuchat_i_vospityvat_v_uslovijakh_massovoj_obshheobrazovatelnoj_shkoly_detej_s_narusheniem_slukha/1-1-0-69 https://infourok.ru/rabota-s-detmi-s-narusheniem-sluha-1217892.html https://yandex.ru/images/search?textparent-reqid=1482589255421319-12470100806275333646183040-man1-3536 https://shkola001.intsz.ru/

Выберите книгу со скидкой:

Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-350239

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник