Обучение ребенка с отклонениями в развитии

Как эффективно обучать детей с отклонением в развитии

Можно задаться философскими вопросами бытия и сознания, нужности и ненужности. Эффективно раскрыть гносеологический дискурс в рамках олигофоренопедагогики – чем, на своем уровне, всегда и занимается обслуживающий персонал коррекционных школ или интернатов. Но практика и накопленный опыт показали, что перед педагогами, обучающими детей с ОВЗ, должна стоять совершенно иная задача. Нужно найти эффективные приемы и методы, чтобы дать ребенку шанс стать полноправным членом общества, дать ему возможность поверить в себя, в свои силы, дать родителям таких детей надежду. В этом отчасти и состоит основная работа педагога, работающего с детьми со сложными дефектами. Педагогам нужно верить в себя, верить в то, чем занимаешься. Только так они смогут осуществлять свою деятельность в правильном, необходимом направлении.

Первое и самое главное прилечь внимание ребенка, сделать урок интересным и познавательным для него, для этого нужно обязательно представлять ребенка не просто как ученика, а как личность. Кто он, где живет, кто его родители, какой у него диагноз. Без этого нельзя подобрать наиболее подходящее для него обучение. Коррекционное обучение детей должно учитывать все их патологии и отклонения в развитии, невозможно обучать всех одинаково, не существует универсальных методов. Узнай своего ученика – вот ключ к пониманию его потребностей. Конечно, это займет много времени, но какая бы ни была у него патология: физиологическая, анатомическая или функциональная, подобрать специальные приемы и методы ее исправления можно только после всестороннего изучения ребенка. Нельзя поверхностно подходить к этому вопросу, работать по принципу: «От звонка до звонка». Нужно стараться быть всегда на связи с ребенком и его родителями, шире использовать дистанционные методы взаимодействия и обучения.

Надо постоянно помогать родителям и настойчиво вовлекать их в процесс обучения с помощью современных информационных систем.

Делать акцент на особенности личности ребенка, на выраженности его основного дефекта развития, повышать до необходимого уровня возможность его интеграции в общество. Этот факт критически важен для детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии. Нужно широко открыть для них реальные социальные перспективы.

Сегодня реализующая АООП школа (ресурсная школа), по сути, является срезом нашего современного общества с его сложными внутриэкономическими отношениями. Для детей с ОВЗ именно школа зачастую самый главный способ получить образование или выбрать ориентацию в этом сложном мире взаимосвязанных жизненных ценностей. Возможность принять и осознать свои возможности и перспективы.

Поэтому школьное коррекционное образование и является точкой сборки для существующих образовательных программ.

Обучение тогда будет эффективным, когда используемые приемы и методы простимулируют интерес школьника к познанию нового, когда он начнет думать и понимать реалии сегодняшнего времени. Обучая детей нужно широко применять новые методы обучения, смело экспериментировать, привлекать новые технологии.

Школой должна быть разработана стратегия обеспечения материально – технической поддержки процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.  Первое направление – создание единого «досье» обучающегося (специально организованный Маршрут ученика с ОВЗ, который отражает не столько учебную деятельность ребенка, а динамику его развития, процесс прогнозирования конечного результата обучения). Второе направление – развитие мастерских (мини – производство), предметных кабинетов (кабинет – лаборатория) с целью включения каждого ученика в практическую учебно-познавательную деятельность (реализация деятельностного подхода к обучению детей с ОВЗ) путем обеспечения комфортного доступа ребенка к техническим средствам обучения, использования ассистирующих средств и технологий. Третье направление – организация возможности регулярного обмена информацией между учителями, специалистами и семьей. Информационные связи участников образовательного процесса осуществляются посредством электронного дневника, журнала, сайта школы, обеспечен доступ к информационным ресурсам.  

Отсутствие специализированных компьютерных программ, рабочих тетрадей и дидактического материала, специальных учебников по отдельным предметам в школе для детей с ОВЗ вносит определенные трудности с одной стороны в организацию учебного процесса, но с другой определяет направление творческой и экспериментальной деятельности учителя ресурсной школы.

Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ОВЗ до недавнего времени было традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляла собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для школы, реализующей АООП, на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества, которую школа успешно решает как в условиях школы (дополнительное образование художественно – эстетической направленности, детские общественные организации и др.), так и путем участия в различных фестивалях и конкурсах.

Исследование особенностей мышления детей с ОВЗ  показывает, что зачастую содержание детских мыслей однообразно, сосредоточенно преимущественно на близких людях, на непосредственно окружающей их обстановке, персеверативное, инертное в том смысле, что мысли из различных областей слабо соприкасаются друг с другом, не пересекаясь. Однако, если попросить учеников (в условиях школьного класса) наугад написать 20 слов, то можно увидеть слова ещё из одной области – тема интересных текущих уроков. Что же привлекло внимание учеников? Оказывается необычность, яркость, доступность, соответствие современным стандартам, то есть то, что делает любой метод эффективным.

Читайте также:  Развитие половые органы у ребенка в животе

Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, школа, реализующая АООП,  берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду. Отсюда вытекает основная задача школы:

Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников коррекционных школ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом. Открытие новых производств и профилей трудового обучения, включая индивидуальную деятельность и частное предпринимательство – таков сегодняшний курс развития школы, реализующей АООП для детей с ОВЗ.

Источник

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Резникова О.В.

г. Белгород,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное  учреждение детский сад № 75

            Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в умственном развитии в последние годы привлекают внимание специалистов различных областей знаний. Междисциплинарный интерес сосредоточен на поиске технологий для восстановления психического и физического здоровья детского населения, оказания помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами развития.

Выбор стратегии коррекционно-педагогической помощи обосновывается теоретическими идеями и положениями отечественных психологов о возрастном и деятельностном подходах к всестороннему изучению, обучению и развитию детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). В трудах этих ученых указывается на значимость каждого возрастного периода в психическом развитии и становлении личности ребенка. Наиболее сложными являются вопросы создания условий для гармоничного развития личности, профилактики и коррекции отклоняющихся вариантов развития путем индивидуализации средств оказываемой профессиональной помощи.

          Исследование этого вопроса позволяет обратить внимание на ряд профессиональных моментов, требующих анализа ситуации развития каждого ребенка, а также индивидуального подхода к педагогической работе с родителями.

             Первый момент касается своевременно оказанной ребенку коррекционной помощи. Экспериментальные данные показывают, что в ранний период жизни детей обращение родителей за помощью к специалистам педагогам-дефектологам является наименьшим по количеству обращений.

            Самое большое количество обращений родителей за консультацией отмечается в период, когда ребенок по возрасту вступает в предшкольный период (6-7 лет) и взрослых волнует предстоящее школьное обучение, а конкретно – выбор образовательного учреждения.

             Второй момент: как правило, близких взрослых волнует речевое недоразвитие детей, что ярко проявляется в сравнении со сверстниками. Однако при всестороннем изучении психофизического развития этих детей на первый план выступают стойкое недоразвитие их познавательной деятельности, несформированность коммуникативного поведения, отсутствие самостоятельных навыков в быту и др.

                 Полученные данные используются как основание для определения образовательного маршрута каждого ребенка, а также для разработки содержания его коррекционно-развивающего обучения.

             Третий момент связан с позицией родителей относительно контроля психофизического развития своего ребенка. Анализ запроса родителей показал, что они весьма редко обращаются за консультацией к специалистам-дефектологам в целях контроля возрастных психологических достижений ребенка. В большинстве случаев контроль касается физических показателей в развитии (соматического, неврологического состояния ребенка), и на такие симптомы психического неблагополучия, как задержка речевого развития (или отсутствие речи); на отставание в умственном развитии, трудности адаптации в коллективе сверстников или социального поведения, обращается внимание лишь в ситуациях, когда ребенок начинает резко выделяться среди сверстников.

           Выделяются следующие последовательные этапы коррекционной помощи детям: диагностический, изучающий, обучающий и контролирующий. Содержательная составляющая каждого из этих этапов реализуется при использовании определенных педагогических технологий, овладение которыми позволяет специалистам оказывать дифференцированную коррекционную помощь детям с проблемами развития начиная с ранних этапов жизни.

Рассмотрим педагогические технологии более подробно.

             Технология 1. «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2005,2007) используется на диагностическом этапе коррекционной помощи детям.

             Цель – выявление структуры, характера и степени выраженности нарушений в развитии детей. Психолого-педагогическое обследование состоит из комплекса игровых и познавательных заданий для детей в разные периоды жизни. Для детей раннего возраста предлагаются предметно-игровые задания, позволяющие определить готовность ребенка к сотрудничеству с новым взрослым, уровень сформированности предметных действий и уровень развития восприятия предметного изображения. У детей дошкольного возраста важно выявить уровни: ориентировки на свойства и качество предметов, наглядно-образного мышления, сформированности ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности.

             Технология 2. «Педагогическое обследование уровня сформированности основных линий развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2011) используется на этапе педагогического изучения ребенка при поступлении его в группу детского сада.

             Цель – определение уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной), ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

Читайте также:  Как узнать умственное развитие ребенка

             Результатом использования указанной технологии является определение у каждого ребенка актуального уровня развития в познавательной деятельности и потенциальных возможностей к обучению. Эти данные служат основанием для разработки содержания коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

             Технология 3- «Алгоритм разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания» используется на этапе коррекционно-развивающего обучения.

             Цель – разработка индивидуальной программы коррекционного обучения и воспитания ребенка. Эта программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы всех специалистов с ребенком и его родителями.    

             Структура программы включает три основных раздела: требования к условиям воспитания, содержание задач обучения, рекомендации для родителей.

             В программе выделяются конкретные задачи по социальному развитию: формирование основных средств общения: экспрессивно-мимических (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.), предметно-действенных (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.); речевых (высказывания, вопросы, фразовая речь), а также формирование самостоятельности в быту.

Технология 4. «Способ контроля динамики познавательного развития детей в коррекционно-развивающем обучении» используется на этапе мониторинга.

             Цель – определение эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Методика включает комплекс рисуночных заданий (адаптированные методики А. Катаевой, В. Векслера, Ф. Гуденаф), позволяющий получить информацию о динамике развития познавательной деятельности, а также о сформированности у детей интегративных умений и навыков на основании оценки рисуночных умений и навыков. Интерпретация детских изображений служит показателем сформированности уровня восприятия, представлений об окружающем мире, умения работать по образцу, уровня сформированности графических навыков.

             В комплексе используются три рисуночных задания: «Нарисуй неваляшку!», «Геометрические фигуры» и «Нарисуй человека!».

             Этот комплекс рисуночных заданий можно предлагать ребенку в начале коррекционно-развивающего обучения, фиксируя дату на каждом листе бумаги, а потом в конце учебного года. Сравнение каждого из этих заданий, выполненных одним и тем же ребенком, позволит, с одной стороны, оценить степень и качество эффективности коррекционно-педагогической работы, а с другой – наметить дальнейшее содержание коррекционной работы с ним.

                Подчеркнем, что большинство детей с неярко выраженными отклонениями в познавательной сфере в результате своевременной коррекционно-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте адаптируются к условиям коррекционного обучения, проблемы в их умственном развитии нивелируются и уровень познавательной деятельности приближается к возрастной норме.

             Дети со стойким недоразвитием познавательной деятельности способны осваивать учебные программы адаптированного характера, в ряде случаев обучаться в условиях общеобразовательной школы совместно с нормально развивающимися детьми (в интегрированных классах); проблемы в умственном развитии компенсируются за счет формирования социально ориентированных навыков и умений, позволяющих этим детям включаться в среду сверстников, осваивать некоторые элементарные профессии в будущем (цветовод, уборщик, портниха, столяр и т.д.).

           Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями (с болезнью Дауна и др.) при своевременной коррекционно-педагогической поддержке с профессиональной точки зрения не рассматриваются в категории «необучаемых» детей, им становятся доступными содержание программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также индивидуальные программы обучения.

             Таким образом, применение на практике основного принципа коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в раннем и дошкольном детстве -от изучения к обучению – позволяет, с одной стороны, большинство из них интегрировать в среду сверстников, а с другой – раскрывает воспитательный потенциал семьи, нацеливая близких взрослых на понимание образовательных потребностей своего ребенка и активное участие в его воспитании и образовании.

Список литературы:

1. Венгер А.Л Психологические рисуночные тесты. М.: Владос, 2003.

2. Екжанова Е.А., Стребелева ЕА Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2008.

3. Закрепина А.В. Трудный ребенок. М.: Дрофа, 2007.

4. Стребелева Е.А. Изучение образовательных потребностей ребенка раннего возраста с отклонениями в познавательном развитии // Справочник педагога-психолога, зон. № 3.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2007,2013.

Источник

Коррекционные школы

Школа для “особенных” детей

К сожалению, достаточно большое количество детей рождается с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья, и, как следствие, они развиваются несколько иначе, чем большинство малышей. Чтобы помочь им максимально реабилитироваться и адаптироваться к жизни в социуме, родителям нужна помощь специалистов — медиков и педагогов.

Для малышей с особенностями развития созданы специальные компенсационные детские сады-школы, где они проходят социальную адаптацию, общаясь с другими детьми и проходя начальное обучение. После этого их принимают в подходящую коррекционную школу.

???? Подпишитесь на наш канал????

Диагнозы детей с отклонениями в состоянии здоровья

Учитывая, что дети с «отклонениями в развитии» все очень разные, и поставить им конкретный диагноз порой затруднительно, специалисты выделяют несколько основных групп проблем:

1 — слепые и слабовидящие дети, которые не могут пользоваться органом зрения при ориентировании и обучении.

2 — тугоухие и глухие дети, которые лишены возможности полноценного общения при помощи речи.

3 — малыши с задержкой психического развития (ЗПР). К этой группе относятся дети, с заболеваниями, поражающими нервную систему.

Читайте также:  Особенности психологического развития ребенка раннего возраста

4 — дети с задержкой развития речи (ЗРР) либо общим ее недоразвитием (ОНР). Это может быть вызвано как педагогической запущенностью ребенка, так и анатомическими или физиологическими причинами, и очень осложняет коммуникацию ребенка с окружающим миром и возможности обучения.

5 — ребята с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это синдром нарушения психоэмоциональной сферы, который возникает при нарушении функций центральной нервной системы. У малышей проявляется в виде неврологических расстройств, у старших дошкольников это гиперактивность, социальная дезадаптация, задержка психического развития.

???? Подпишитесь на наш канал????

6 — дети с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата (НОДА). Это может быть результатом ДЦП, либо травмы или врожденным недостатком. Эти дети не могут двигаться так свободно и координированно, как их сверстники, что часто вызывает не только физические, но и психологические проблемы.

7 — дети, у которых диагностировано нарушение интеллекта. Это аутисты, эпилептики, олигофрены, шизофреники, и ребята с целым рядом других подобных заболеваний.

Чисто медицинские проблемы тут только у групп с НОДА и детей с выраженным нарушением слуха и зрения. Все остальные определения довольно размыты. Например, очень сложно провести границу между ОНР и ЗРР, между ЗПР и ММД. Непросто диагностировать ранний детский аутизм — настолько разные поведенческие проявления этой болезни у малышей. С диагнозом «Гиперактивность» вообще надо быть очень осторожным, так как очень легко можно ошибиться и отправить в коррекционный детский сад просто подвижного шаловливого ребенка.

Поэтому очень важно родителям быть внимательным к своему малышу и перепроверить правильность установленного диагноза у нескольких специалистов.

Коррекционные школы

После детского сада дети с особенностями развития переходят в школу.

Учитывая разнообразные диагнозы таких детей, в стране создана сеть коррекционных школ. По назначению их делят на восемь видов.

Школы I вида открыты для глухонемых и слабослышащих детей. Их учат общаться между собой, адаптируют к жизни в социуме.

Школы II вида также предназначены для детей с проблемами слуха, но сюда попадают те, у кого слух отсутствует только частично, соответственно, они умеют говорить, хотя речь обычно развита слабо и звучит неестественно. Для обеспечения активной речевой практики в работе с этими ребятами используется звукоусиливающая аппаратура.

В школах III и IV видов обучают детей со слабым зрением и совсем слепых.

Заикающиеся ребята и те, у кого диагностировано значительное нарушение речи, проходят обучение в школах V вида.

Школы VI вида работают со школьниками, у которых имеются проблемы в физическом развитии — это дети, перенесшие ДЦП, спинномозговые или черепно-мозговые травмы. Часто такие школы размещаются на базе неврологических клиник, где обучение идет параллельно с лечением и реабилитацией.

???? Подпишитесь на наш канал????

VII вид школ принимает на обучение обучения ребят с ЗПР. Они обычно способны к интеллектуальному развитию, но проблемы с памятью, вниманием, эмоциональной сферой не дают возможности им учится наравне со здоровыми ровесниками.

В специальных общеобразовательных школах VIII вида работают с умственно отсталыми детьми. Их учат чтению, письму, счету, ориентированию в социально-бытовых условиях. В этих учебных заведениях всегда есть мастерские, где учащиеся могут овладеть простейшими профессиями столяра, швеи, слесаря, сельскохозяйственного рабочего и т.п.

Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?

Диагноз «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Однако, это не приговор, и нужна конкретному ребенку коррекционная школа или обычная, а, может, стоит предпочесть заочное или надомное обучение, зависит от родителей. Родителям могут помочь определиться советы врачей, логопедов, педагогов, психологов, родителей детей с такими же диагнозами. Но прежде всего нужно реально оценить проблемы ребенка и возможности семьи оказать ему помощь.

Так, дети с ДЦП могут быть совершенно необучаемы, а могут плохо ходить и не очень четко произносить звуки, но обладать при этом совершенно светлой головкой! А ребенок-заика может комфортно себя чувствовать среди таких же заикающихся детей и постепенно восстанавливаться. А может вдруг заговорить чисто, стараясь дотянутся до окружающих сверстников, речь которых льется без проблем.

???? Подпишитесь на наш канал????

Надомное обучение тоже подходит не всем. В первую очередь потому, что лишает ребенка возможности общаться со сверстниками. А такая изоляция может еще сильнее затормозить как умственное, так и физическое развитие ребенка.

Дети очень разные и подход к реабилитации должен быть всегда индивидуален.

Если все же обучение в коррекционной школе необходимо, проконсультируйтесь у членов ПМПК, какая из возможных школ будет наиболее подходящей для вашего малыша, учитывая его проблемы, способности и недостатки. Посетите подходящие школы вашего региона, познакомьтесь с директорами, учителями, будущими одноклассниками. Оцените порядок, чистоту, условия пребывания детей в них. И самое главное — почувствуйте, как в школе относятся к своим воспитанникам. Ведь находится в комфортной среде – это самое главное условие для восстановления здоровья детей.

Поставьте ЛАЙК, пожааалуйста !????????????

Вот еще интересные материалы нашего канала:

Множество полезных статей нашего канала

Оригинал этой статьи опубликован на сайте EduGid.ru

Источник