Обучение ребенка с отклонением в развитии

Как эффективно обучать детей с отклонением в развитии

Можно задаться философскими вопросами бытия и сознания, нужности и ненужности. Эффективно раскрыть гносеологический дискурс в рамках олигофоренопедагогики – чем, на своем уровне, всегда и занимается обслуживающий персонал коррекционных школ или интернатов. Но практика и накопленный опыт показали, что перед педагогами, обучающими детей с ОВЗ, должна стоять совершенно иная задача. Нужно найти эффективные приемы и методы, чтобы дать ребенку шанс стать полноправным членом общества, дать ему возможность поверить в себя, в свои силы, дать родителям таких детей надежду. В этом отчасти и состоит основная работа педагога, работающего с детьми со сложными дефектами. Педагогам нужно верить в себя, верить в то, чем занимаешься. Только так они смогут осуществлять свою деятельность в правильном, необходимом направлении.

Первое и самое главное прилечь внимание ребенка, сделать урок интересным и познавательным для него, для этого нужно обязательно представлять ребенка не просто как ученика, а как личность. Кто он, где живет, кто его родители, какой у него диагноз. Без этого нельзя подобрать наиболее подходящее для него обучение. Коррекционное обучение детей должно учитывать все их патологии и отклонения в развитии, невозможно обучать всех одинаково, не существует универсальных методов. Узнай своего ученика – вот ключ к пониманию его потребностей. Конечно, это займет много времени, но какая бы ни была у него патология: физиологическая, анатомическая или функциональная, подобрать специальные приемы и методы ее исправления можно только после всестороннего изучения ребенка. Нельзя поверхностно подходить к этому вопросу, работать по принципу: «От звонка до звонка». Нужно стараться быть всегда на связи с ребенком и его родителями, шире использовать дистанционные методы взаимодействия и обучения.

Надо постоянно помогать родителям и настойчиво вовлекать их в процесс обучения с помощью современных информационных систем.

Делать акцент на особенности личности ребенка, на выраженности его основного дефекта развития, повышать до необходимого уровня возможность его интеграции в общество. Этот факт критически важен для детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии. Нужно широко открыть для них реальные социальные перспективы.

Сегодня реализующая АООП школа (ресурсная школа), по сути, является срезом нашего современного общества с его сложными внутриэкономическими отношениями. Для детей с ОВЗ именно школа зачастую самый главный способ получить образование или выбрать ориентацию в этом сложном мире взаимосвязанных жизненных ценностей. Возможность принять и осознать свои возможности и перспективы.

Поэтому школьное коррекционное образование и является точкой сборки для существующих образовательных программ.

Обучение тогда будет эффективным, когда используемые приемы и методы простимулируют интерес школьника к познанию нового, когда он начнет думать и понимать реалии сегодняшнего времени. Обучая детей нужно широко применять новые методы обучения, смело экспериментировать, привлекать новые технологии.

Школой должна быть разработана стратегия обеспечения материально – технической поддержки процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.  Первое направление – создание единого «досье» обучающегося (специально организованный Маршрут ученика с ОВЗ, который отражает не столько учебную деятельность ребенка, а динамику его развития, процесс прогнозирования конечного результата обучения). Второе направление – развитие мастерских (мини – производство), предметных кабинетов (кабинет – лаборатория) с целью включения каждого ученика в практическую учебно-познавательную деятельность (реализация деятельностного подхода к обучению детей с ОВЗ) путем обеспечения комфортного доступа ребенка к техническим средствам обучения, использования ассистирующих средств и технологий. Третье направление – организация возможности регулярного обмена информацией между учителями, специалистами и семьей. Информационные связи участников образовательного процесса осуществляются посредством электронного дневника, журнала, сайта школы, обеспечен доступ к информационным ресурсам.  

Отсутствие специализированных компьютерных программ, рабочих тетрадей и дидактического материала, специальных учебников по отдельным предметам в школе для детей с ОВЗ вносит определенные трудности с одной стороны в организацию учебного процесса, но с другой определяет направление творческой и экспериментальной деятельности учителя ресурсной школы.

Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ОВЗ до недавнего времени было традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляла собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для школы, реализующей АООП, на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества, которую школа успешно решает как в условиях школы (дополнительное образование художественно – эстетической направленности, детские общественные организации и др.), так и путем участия в различных фестивалях и конкурсах.

Исследование особенностей мышления детей с ОВЗ  показывает, что зачастую содержание детских мыслей однообразно, сосредоточенно преимущественно на близких людях, на непосредственно окружающей их обстановке, персеверативное, инертное в том смысле, что мысли из различных областей слабо соприкасаются друг с другом, не пересекаясь. Однако, если попросить учеников (в условиях школьного класса) наугад написать 20 слов, то можно увидеть слова ещё из одной области – тема интересных текущих уроков. Что же привлекло внимание учеников? Оказывается необычность, яркость, доступность, соответствие современным стандартам, то есть то, что делает любой метод эффективным.

Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, школа, реализующая АООП,  берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду. Отсюда вытекает основная задача школы:

Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников коррекционных школ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом. Открытие новых производств и профилей трудового обучения, включая индивидуальную деятельность и частное предпринимательство – таков сегодняшний курс развития школы, реализующей АООП для детей с ОВЗ.

Читайте также:  Общая характеристика психического развития ребенка в раннем детстве

Источник

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Резникова О.В.

г. Белгород,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное  учреждение детский сад № 75

            Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в умственном развитии в последние годы привлекают внимание специалистов различных областей знаний. Междисциплинарный интерес сосредоточен на поиске технологий для восстановления психического и физического здоровья детского населения, оказания помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами развития.

Выбор стратегии коррекционно-педагогической помощи обосновывается теоретическими идеями и положениями отечественных психологов о возрастном и деятельностном подходах к всестороннему изучению, обучению и развитию детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). В трудах этих ученых указывается на значимость каждого возрастного периода в психическом развитии и становлении личности ребенка. Наиболее сложными являются вопросы создания условий для гармоничного развития личности, профилактики и коррекции отклоняющихся вариантов развития путем индивидуализации средств оказываемой профессиональной помощи.

          Исследование этого вопроса позволяет обратить внимание на ряд профессиональных моментов, требующих анализа ситуации развития каждого ребенка, а также индивидуального подхода к педагогической работе с родителями.

             Первый момент касается своевременно оказанной ребенку коррекционной помощи. Экспериментальные данные показывают, что в ранний период жизни детей обращение родителей за помощью к специалистам педагогам-дефектологам является наименьшим по количеству обращений.

            Самое большое количество обращений родителей за консультацией отмечается в период, когда ребенок по возрасту вступает в предшкольный период (6-7 лет) и взрослых волнует предстоящее школьное обучение, а конкретно – выбор образовательного учреждения.

             Второй момент: как правило, близких взрослых волнует речевое недоразвитие детей, что ярко проявляется в сравнении со сверстниками. Однако при всестороннем изучении психофизического развития этих детей на первый план выступают стойкое недоразвитие их познавательной деятельности, несформированность коммуникативного поведения, отсутствие самостоятельных навыков в быту и др.

                 Полученные данные используются как основание для определения образовательного маршрута каждого ребенка, а также для разработки содержания его коррекционно-развивающего обучения.

             Третий момент связан с позицией родителей относительно контроля психофизического развития своего ребенка. Анализ запроса родителей показал, что они весьма редко обращаются за консультацией к специалистам-дефектологам в целях контроля возрастных психологических достижений ребенка. В большинстве случаев контроль касается физических показателей в развитии (соматического, неврологического состояния ребенка), и на такие симптомы психического неблагополучия, как задержка речевого развития (или отсутствие речи); на отставание в умственном развитии, трудности адаптации в коллективе сверстников или социального поведения, обращается внимание лишь в ситуациях, когда ребенок начинает резко выделяться среди сверстников.

           Выделяются следующие последовательные этапы коррекционной помощи детям: диагностический, изучающий, обучающий и контролирующий. Содержательная составляющая каждого из этих этапов реализуется при использовании определенных педагогических технологий, овладение которыми позволяет специалистам оказывать дифференцированную коррекционную помощь детям с проблемами развития начиная с ранних этапов жизни.

Рассмотрим педагогические технологии более подробно.

             Технология 1. «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2005,2007) используется на диагностическом этапе коррекционной помощи детям.

             Цель – выявление структуры, характера и степени выраженности нарушений в развитии детей. Психолого-педагогическое обследование состоит из комплекса игровых и познавательных заданий для детей в разные периоды жизни. Для детей раннего возраста предлагаются предметно-игровые задания, позволяющие определить готовность ребенка к сотрудничеству с новым взрослым, уровень сформированности предметных действий и уровень развития восприятия предметного изображения. У детей дошкольного возраста важно выявить уровни: ориентировки на свойства и качество предметов, наглядно-образного мышления, сформированности ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности.

             Технология 2. «Педагогическое обследование уровня сформированности основных линий развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2011) используется на этапе педагогического изучения ребенка при поступлении его в группу детского сада.

             Цель – определение уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной), ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

             Результатом использования указанной технологии является определение у каждого ребенка актуального уровня развития в познавательной деятельности и потенциальных возможностей к обучению. Эти данные служат основанием для разработки содержания коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

             Технология 3- «Алгоритм разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания» используется на этапе коррекционно-развивающего обучения.

             Цель – разработка индивидуальной программы коррекционного обучения и воспитания ребенка. Эта программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы всех специалистов с ребенком и его родителями.    

             Структура программы включает три основных раздела: требования к условиям воспитания, содержание задач обучения, рекомендации для родителей.

             В программе выделяются конкретные задачи по социальному развитию: формирование основных средств общения: экспрессивно-мимических (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.), предметно-действенных (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.); речевых (высказывания, вопросы, фразовая речь), а также формирование самостоятельности в быту.

Технология 4. «Способ контроля динамики познавательного развития детей в коррекционно-развивающем обучении» используется на этапе мониторинга.

             Цель – определение эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Методика включает комплекс рисуночных заданий (адаптированные методики А. Катаевой, В. Векслера, Ф. Гуденаф), позволяющий получить информацию о динамике развития познавательной деятельности, а также о сформированности у детей интегративных умений и навыков на основании оценки рисуночных умений и навыков. Интерпретация детских изображений служит показателем сформированности уровня восприятия, представлений об окружающем мире, умения работать по образцу, уровня сформированности графических навыков.

Читайте также:  Программа развития музыкально одаренного ребенка

             В комплексе используются три рисуночных задания: «Нарисуй неваляшку!», «Геометрические фигуры» и «Нарисуй человека!».

             Этот комплекс рисуночных заданий можно предлагать ребенку в начале коррекционно-развивающего обучения, фиксируя дату на каждом листе бумаги, а потом в конце учебного года. Сравнение каждого из этих заданий, выполненных одним и тем же ребенком, позволит, с одной стороны, оценить степень и качество эффективности коррекционно-педагогической работы, а с другой – наметить дальнейшее содержание коррекционной работы с ним.

                Подчеркнем, что большинство детей с неярко выраженными отклонениями в познавательной сфере в результате своевременной коррекционно-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте адаптируются к условиям коррекционного обучения, проблемы в их умственном развитии нивелируются и уровень познавательной деятельности приближается к возрастной норме.

             Дети со стойким недоразвитием познавательной деятельности способны осваивать учебные программы адаптированного характера, в ряде случаев обучаться в условиях общеобразовательной школы совместно с нормально развивающимися детьми (в интегрированных классах); проблемы в умственном развитии компенсируются за счет формирования социально ориентированных навыков и умений, позволяющих этим детям включаться в среду сверстников, осваивать некоторые элементарные профессии в будущем (цветовод, уборщик, портниха, столяр и т.д.).

           Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями (с болезнью Дауна и др.) при своевременной коррекционно-педагогической поддержке с профессиональной точки зрения не рассматриваются в категории «необучаемых» детей, им становятся доступными содержание программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также индивидуальные программы обучения.

             Таким образом, применение на практике основного принципа коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в раннем и дошкольном детстве -от изучения к обучению – позволяет, с одной стороны, большинство из них интегрировать в среду сверстников, а с другой – раскрывает воспитательный потенциал семьи, нацеливая близких взрослых на понимание образовательных потребностей своего ребенка и активное участие в его воспитании и образовании.

Список литературы:

1. Венгер А.Л Психологические рисуночные тесты. М.: Владос, 2003.

2. Екжанова Е.А., Стребелева ЕА Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2008.

3. Закрепина А.В. Трудный ребенок. М.: Дрофа, 2007.

4. Стребелева Е.А. Изучение образовательных потребностей ребенка раннего возраста с отклонениями в познавательном развитии // Справочник педагога-психолога, зон. № 3.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2007,2013.

Источник

Шангина Т.В.,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 614

Любая физиологическая, анатомическая или функциональная патология обуславливает специфику приемов и методов ее исправления. Особенности коррекционного обучения детей с разными патологиями и отклонениями в развитии заключаются в том, что невозможно обучать всех некими универсальными усредненными методами. Поэтому в рамках школьного коррекционного образования существуют различные образовательные программы (стандарты), рассчитанные на особенности познавательной и учебной деятельности детей, имеющих разные возможности обучения. Но нельзя начинать реализацию любой программы, не изучив всесторонне объект обучения.

Основная задача всех исследований в коррекционной педагогике – это разработка эффективных способов (методов) предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.  

Методы обучения тогда будут эффективны, когда они стимулируют познавательный интерес школьника, активизируют его мыслительную деятельность, заставляют понять реалии сегодняшнего времени. Нельзя учить детей «по старинке», не меняя привычных приемов и методов обучения, не экспериментируя, не привлекая новых технологий.

Исследование особенностей мышления умственно отсталых детей  показывает, что содержание детских мыслей однообразно, сосредоточенно преимущественно на близких людях, на непосредственно окружающей их обстановке, персеверативное, инертное в том смысле, что мысли из различных областей слабо соприкасаются друг с другом, не пересекаясь. Однако, если попросить учеников (в условиях школьного класса) наугад написать 20 слов[1], то можно увидеть слова ещё из одной области – тема интересных текущих уроков. Что же привлекло внимание учеников? Оказывается необычность, яркость, доступность, соответствие современным стандартам, то есть то, что делает любой метод эффективным.

Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, коррекционная школа берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду. Отсюда вытекает основная задача школы: ориентируясь на особенности основного дефекта развития ребенка, максимально повысить возможность интеграции в общество детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии, открыть для них реальные социальные перспективы. По нашему мнению, коррекционная школа должна являть модель современного общества с его сложными экономическими отношениями, так как для детей с серьезными ограничениями в развитии школа зачастую –  единственный способ получить образование,  ориентацию в сложной структуре жизненных ценностей, наконец, осознать свои возможности и перспективы.

Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников коррекционных школ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом. Открытие новых производств и профилей трудового обучения, включая индивидуальную деятельность и частное предпринимательство – таков сегодняшний курс нашей школы.

Начали мы с того, что задались вопросом: какую же новую составляющую грамотности умственно отсталого школьника можно предложить сегодня в условиях коррекционной школы?

Решили пойти по пути внедрения компьютерных технологий во все составляющие учебного процесса. Наметились три направления. Первое – использование готового программного продукта на предметных уроках. Второе – факультативные занятия по обучению учащихся элементам компьютерной грамотности. Третье – использование возможностей компьютера для решения конкретных практических задач из различных областей знаний; знакомство с профессиями, предполагающими навыки уверенного пользователя.

Читайте также:  Календарь развития ребенка до года занятия

К программам со спецификой коррекционной школы можно отнести «Тренажер по производственному обучению детей с нарушением интеллекта» (фирма «Дельта») и др. Все они наполнены полезным развивающим и обучающим материалом, однако в эти программы не всегда возможно внести желаемые изменения.         Кроме того, учитель технологии коррекционной школы сам может создавать учебные презентации (Power Point), решать расчетные задачи с помощью электронных таблиц (Excel) и т.д. Практика показывает, что умелое использование компьютера на различных этапах урока делает процесс учения более привлекательным для учащихся. Для проведения тестирования лучше  применять уже готовые оболочки, например, «Конструктор тестов», которые помогают быстро и качественно составить тест по любой тематике.

        На уроках биологии в 5-9 классах используются учебные компьютерные программы «Естествознание». Программа знакомит с миром животных и растений, грибов и бактерий, природными зонами и полезными ископаемыми, реками и морями, даёт начальные знания по экологии, учит работать с планом и картой, помогает усвоить основы анатомии человека.  Итоги  работы выводятся на экран и сохраняются в текстовый файл. И это только малая часть того, что уже практикуется в школе.

Второе направление связано с представлением информатики как новой составляющей грамоты умственно отсталых школьников в коррекционных школах VIII вида. Для этого в нашей школе была разработана программа факультативного пропедевтического курса обучения компьютерной грамотности. Целью программы стала выработка у учащихся устойчивых навыков применения  основ компьютерной грамотности в повседневной жизни. А круг задач  факультативного курса формулировался следующим образом: сформировать у учащихся представление об основных понятиях информатики (алгоритм, информация); о главных устройствах компьютера и их назначении; расширять кругозор учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой; сформировать у учащихся первичные навыки решения простейших логических задач; учить строгому соблюдению правил техники безопасности при работе с компьютером.

Третье направление – использование знаний, полученных на занятиях информатикой, на других предметных уроках.

        При работе на компьютерах на уроках картонажно – переплетного дела учащиеся используют навыки, полученные на занятиях в компьютерном классе – это перетаскивание объектов, копирование, вставка данных и пр. С помощью компьютера учащиеся получили возможность изучения изделий в трёхмерном пространстве, изучения технологии изготовления в динамике, а  использование обратной связи в программах, когда действия учащиеся каким-либо образом оцениваются, делают использование компьютера более продуктивным и интересным.

Подготовка к выпускным экзаменам по трудовому обучению для учащихся школы VIII вида длительный процесс: постоянный тренинг и многократное повторение теоретического материала. Этот процесс  можно сделать более привлекательным для учащихся: разнообразить форму его подачи, используя приобретённые на занятиях информатикой навыки общения с компьютером.            

        Для правильного построения процесса обучения необходимо определить тот минимум содержания предмета информатики, который способны воспринять учащиеся коррекционной школы VIII вида, а это можно сделать только путем проведения экспериментальной работы.

В 2006-2007 учебном году в нашей школе начала работать экспериментальная площадка «Компьютерные технологии и социализация учащихся школ VIII вида». Первоначальные наблюдения показали, что приобщать к экспериментальной работе целесообразней всего учащихся, начиная с третьего класса. Приоритетная задача: определить минимум содержания предмета информатики, предъявляемого к изучению в условиях специальной (коррекционной) школе VIII вида. Разработать собственную методику использования компьютера на уроках трудового обучения. Планируемый объем работ: примерное тематическое планирование факультативных занятий по информатике для школьников (3-9 классы). Подбор  и установка программного обеспечения. Написание некоторых частных методик: методика составления технологических карт по изделиям для 5 класса; методика конструирования и построения графических изображений. Предполагаемые результаты: учащихся должны знать основные устройства компьютера и их назначение. У учащихся должно быть выработано умение выполнять различные манипуляции с мышью (реализация принципа «DRAG and DROP»). Учащиеся должны уметь включать и выключать компьютер, открывать и закрывать необходимую для работы программу. Владеть некоторым приемам выполнения гимнастики для глаз.

В этом учебном году открылся класс углублённой профессиональной подготовки. Содержание образования в 10 классе представлено следующими основными составляющими: русский язык, чтение, математика, информатика и профессиональное трудовое обучение.

В рамках апробации программы углублённого профессионального трудового обучения в 10 классе (в перспективе 11-12 классы) планируется создание программы «Изучаем основы экономики» с примерной тематикой : расчёт заработной платы, ведение табеля. Также планируется создание рабочих мест на предприятиях округа и в школьных мастерских с гарантированным заработком для старшеклассников и выпускников школы.

Программа по информатике «Учимся работать на компьютере» для 10 класса является базовой для проведения эксперимента по определению места в учебном плане, формы проведения и содержания  данной дисциплины в специальных (коррекционных) школах VIII вида. В основу программы положены рекомендации для начинающих пользователей ЭВМ и содержание учебной программы по информатике для старших классов общеобразовательных школ. Кроме того, программой предусмотрен, во – первых, новый подход к моделированию изделий, изготовление которых планируется программами по трудовому обучению; во – вторых, выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток; в – третьих, решение расчетных задач, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).

Все используемые программы носят экспериментальный характер, поэтому тематику планируемой исследовательской работы пришлось значительно расширить.  Итогом текущего учебного года должен стать экспериментально апробированный опыт организации образовательного процесса в 10 классе.

[1] Опыт Альфреда Бине, работа «Экспериментальное исследование интеллекта»

Источник