Обучение психического развития ребенка с нарушениями слуха
елена юрьева
Как обучать детей с нарушениями слуха
Меня зовут Юрьева Елена Евгеньевна, я педагог –психолог МБДОУ № 229.
Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ:
2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, (17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с2 до 7 лет)
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог- психолог, музыкальный руководитель, педагог).Он включает в себя:
• Создание предметно-развивающей среды;
• Материально-техническое оснащение;
• Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития.
• Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В связи с этим сформирована чёткая система работы.Она включает в себя четыре основных направления:
I. Обучение, воспитание, развитие.
II. Коррекцию нарушенных функций.
III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.
IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового)в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям,т. е к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.
При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рановозникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.
Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детейважное место отведено классификации:
-глухие без речи (ранооглохшие);
-глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
-слабослышащие
– кохлеарные импланты
Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.
1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц
2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц
3. Программа «Общение», под редакцией Э. И. Леонгард
Потому что программа обучения и воспитания детей с нар-ми слуха содержит прежде всего разделы по физическому, эстетическому,нравственному,сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.
Вместе с тем наше ДОУ огромную коррекционную работу проводит с каждым ребёнком, чтобы максимально компенсировать недостатки и отклонения в развитии детей. В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей.
Уровень развития речи зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения,условий воспитания, индив-х особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена,нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх,не воспринимают детских передач по радио,не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов,приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.
Возвращаясь к вышеизложенному, поговорим о компонентах, необходимых для общения речью. Современные СА/КИ обеспечивают ребёнку возможность слышать тихие звуки. Слышать речь- не значит её понимать. СА/КИ заменяют только плохо работающее ухо. Поэтому, чтобы ребенок с СА/КИ мог общаться речью, т. е понимать речь и говорить,ему необходимо развивать:
1. Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов
2. Овладеть системой родного языка- знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)
3. Научиться произносить разные звуки речи,соединять их в слова
4. Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т. к дети с нар-ми слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях
Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепеннно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (т. е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит (звукопроизношение). Наиболее важны первые 2 г. жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали.
Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении.
Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения,поэтому с самого начала нужно у малыша развивать:
У ребенка с нарушенным слухом, который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом, процесс обучения слушанию и речи является активным- это не столько обучение, сколько научение, т. е сначала нужно научить обучаться.
Обучение происходит на тактильной основе, пространство общения отличается спецификой
Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка
2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»);
3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие;
4. Следуйте за направлением внимания ребёнка;
5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка;
6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша;
7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам;
8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;
9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним;
10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша;
11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;
12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет) ;
13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;
14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка;
15. Используйте при обучении случайные ситуации;
16. Всгда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;
17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;
18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша;
19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство;
20. Занятия лучше проводить в утреннее время.
Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции, структуру нарушения, время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.
Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.
Источник
Программы
1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001
Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению
2. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»-М.: Гном и Д, 2006.
Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст -от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обученияВ пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.
Методическое обеспечение
1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции
2. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.-М.: Владос, 2004.
В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности –учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.
3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика–М: Владос, 2004 г.
В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.
4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. -М.: 2001.
В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.
5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. –М., 1999.
В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики
6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. –М.: Теревинф, 2009.
В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения -в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха», существующей с 1966 г
7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. -М.: Владос, 2001.
В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье
Большую роль в успешности работы является профессиональное обучение сурдопедагога, а также постоянное повышение его квалификации. Помимо специализированных ВУЗов, где можно получить данную специальность, есть профессиональные курсы в Москве для переподготовки специалистов.
Определите, какой логопедический массаж требуется при орофациальных и речевых дисфункциях.
Получите три комплекса логопедического массажа по авторской технологии. Освойте схему направлений и приемы массажных движений при повышенном тонусе и гиперкинезах в артикуляционных мышцах.
????Для Вас комплект практических вебинаров по теме «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ ОРОФАЦИАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ ДИСФУНКЦИЯХ»!
Вы получите 6 персональных сертификатов о прохождении обучения.
Каждый по 2 ак. часа!
Источник
Статья:
Введение
В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется преподавателем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).
Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.
Характеристика и психофизические особенности детей с нарушениями слуха.
Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:
Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.
Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.
В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:
слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);
слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).
Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.
Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.
Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.
Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
преобладание письменной речи над устной;
недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.
Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.
Особенности познавательной сферы.
Особенности внимания.
сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;
меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;
низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;
трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.
Особенности памяти.
образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);
уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.
Особенности мышления.
у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;
уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.
Особенности личностной сферы.
Особенности развития эмоциональной сферы.
плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;
ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.
Межличностные отношения.
для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;
у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;
возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;
приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;
“неагрессивная агрессивность” – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.
Особенности коммуникации с окружающими людьми.
плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
испытывает значительные трудности в ситуации диалога;
у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.
Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.
Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений.
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.
Список литературы
Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
Сороки, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник