Обучение программированию ребенка раннее развитие

Обучение программированию ребенка раннее развитие thumbnail

Привет Хабр! Меня зовут Оксана Селендеева. Я считаю, что лучше начинать программировать с юного возраста — 4-5 лет, потому что кодинг активно развивает у детей когнитивные функции мозга, и это впоследствии помогает им отлично усваивать точные науки. А попробовать себя в программированию можно через обучающие игры. Мы с преподавателями школы программирования для детей CODDY составили такую подборку.

Для дошкольников

Box Island — мобильная 3D-игра, которая обучает основам кодирования через увлекательное приключение. Игроки путешествуют по острову Box и помогают персонажу собирать звезды, разбросанные по пустыне. Через игровой квест дети изучают основы алгоритмов, последовательностей, циклов и условных выражений, а ещё игра развивает алгоритмическое мышление и распознавание образов.

CodeKarts — приложение для подготовки дошкольников к изучению кодинга. Головоломка развивает наблюдательность, концентрацию внимания и логику. Действие игры происходит на треке: дети пишут код и составляют путь для гоночной машины. Игра доступна в двух режимах: с одним автомобилем без ограничений по времени или соревнование с самим приложением CodeKarts.

Игры в CodeKarts

ScratchJr — вводный язык программирования для детей, который помогает создавать собственные интерактивные истории и игры. Дети оживляют персонажей, чтобы они двигались, прыгали, танцевали и пели. Ребята научатся решать проблемные ситуации, разрабатывать проекты и творчески выражать свои мысли с помощью технологий.

ElChavo — бесплатная игра, разработчики которой призывают родителей учиться вместе с детьми, потому что в 21 веке программирование должно стать таким же обязательным предметом, как письмо или чтение. С помощью игры ребенок научится программировать инструкции для персонажа и управлять объектом в трёхмерном пространстве, а еще он зарабатывает очки и медали.

Константин Жучков, преподаватель курса «Программирование для самых маленьких»

FixThe Factory — головоломка с препятствиями от LEGO. Дети управляют роботом EV3RSTORM, который раскладывает батарейки на фабрике по правильным местам. Игра развивает логическое и пространственное мышление, обучает основным операциям. Я советую игру FixTheFactory, потому что у неё красивое оформление и понятные задачи. Дети решают задачки словно щёлкают орешки. А больше всего детей поражает, что в свои 4-5 они уже программируют.

SpriteBox — полномасштабная приключенческая игра, которая помогает быстро перейти к кодингу на реальном языке программирования. Обучение начинается с управления иконками, которые затем уступают текстовым командам. Дети решают головоломки и изучают последовательности, операции, циклы, а также.

Lightbot — мобильное приложение от создателей SpriteBox, которое учит программировать с помощью несложных головоломок. Ребенок пишет код и командует роботом, который может ходить, поворачиваться, прыгать и включать свет.

ПиктоМир — российская разработка для обучения детей основам программирования. В «ПиктоМире» ребёнок собирает несложную программу из пиктограмм и управляет роботом. Игра ориентирована на дошкольников, поэтому писать код не требуется.

Для школьников

Scratch — популярная игра по программированию для обучения детей от 8 до 16 лет. Она подходит для изучения алгоритмов, данных и переменных, освоения базовых понятий. Игра проста, понятна и приводит к быстрым результатам — ребенок создает мультики, анимацию, мини-игры с помощью новых навыков. Scratch учит не только программированию, но и дизайну. Для начала работы достаточно посмотреть обучающее видео или прочитать книгу «Scratch для детей».

Minecraft — любимая игра детей по всему миру. Она вдохновила корпорацию Microsoft на создание образовательной программы на её основе. Ребенок выбирает героя и пишет код, чтобы взаимодействовать с персонажем. В процессе он узнает базовые понятия программирования и научится использовать команды, чтобы управлять движениями героев в игровом мире. В Швеции Minecraft включен в школьную программу в качестве инструмента по развитию цифрового творчества. Лучше разобраться в программировании с Minecraft можно с помощью книги Крейга Ричардсона.

Александр Цегенько, преподает курс «Программирование Майнкрафт»

Minecraft развивает воображение ребенка. Он помогает детям понять, из каких материалов сделаны инструменты и вообще весь наш мир. Благодаря разделению игрового мира на кубики у детей развивается пространственное воображение. Также ребята учатся охранять природу, потому что в игре настоящие причинно-следственные связи. Если начнется пожар, то лес может полностью выгореть. Если истребить класс животных, то они перестанут появляться.

CodeMonkey — веселая и познавательная игра, в которой дети научатся программировать на реальном языке. Они будет помогать обезьянке доставать бананы и взаимодействовать с другими животными. Игра развивает творческие способности, логику, критическое мышление и навыки решения проблем с помощью IT.

Tynker — платформа с множеством обучающих курсов и игр по HTML&CSS, JavaScript, Python и другим языкам программирования. Темы постепенно усложняются — от основ кодирования ученики переходят к дизайну игры, робототехнике и дополненной реальности. Всего в Tynker около 2000 игр для начинающих и продвинутых кодеров. Также игры делятся на универсальные, для мальчиков и девочек.

Kodu — игра для визуального программирования от Microsoft. У нее простое управление с помощью иконок, уроки разбиты на инструкции и действия. С помощью Kodu можно создать 3D-игру, например, на Xbox.

Алиса Петровская, преподаватель курса «Программирование Kodu Game Lab»

Я люблю Kodu Game Lab, потому что она позволяет наглядно показать ребёнку логику программирования, развивает объемное мышление и имеет красочное оформление. Дети легко могут создать собственную игру, в которую потом можно сыграть с друзьями.

Grasshopper — мобильная игра от Google для изучения JavaScript. Дети учатся разбираться в основных понятиях программирования через визуальные головоломки. Помогает им в этом веселый кузнечик.

Code Kingdoms — игра для изучения Java и Lua. Разработчики обещают, что ребята смогут создать собственные игры и проекты в Minecraft и Roblox.В игре интересные задачи и механики, хорошая визуализация результатов, есть библиотека видеокурсов и онлайн-поддержка.

Codecombat — это платформа для изучения информатики. Игры и курсы разработаны при поддержке учителей, чтобы изучение программирования было быстрым и качественным. Ученики пишут код, начиная с первого уровня игры, и видят, как их изменения обновляются в реальном времени. Это помогает быстро осваивать синтаксис и учит писать грамотный код.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад строитель

Разработка игры в Codecombat

Андрей Фурлетов, преподает Unity 3D Python в Школе программирования для детей CODDY
Рекомендую CodeCombat — полноценный тренажер, оформленный в виде РПГ-игры, в котором плавно растет сложность, а интерес подогревается прокачкой персонажа. Ребята осваивают программистские инструменты через решение логических задач. После их выполнения становятся доступны новые, оформленные в виде лута, благодаря чему сразу хочется попробовать их в деле. Видно, что разработчики вложили в программу много труда и тестировали ее на реальных людях.

Gamefroot — простой инструмент для разработки и тестирования игр с возможностью поделиться творением с друзьями. Ребенок научится создавать анимацию и игры с современной графикой.

Arduino — программное обеспечение, которое заинтересует ребенка робототехникой. Изначально разрабатывалось для создания прототипов студентами без опыта в программировании. Позже Arduino приобрел популярность у детей и подростков, и разработчики адаптировали приложение. Оно стало ещё проще, но увлекательности не потеряло.

Flexbox Froggy — игра для изучения современного способа верстки Flexbox. Ребенок научится кодом выравнивать объекты на странице, и в этом ему поможет лягушонок Фрогги. В игре есть инструкция, как перемещать лягушат на лилии.

Интерфейс игры Flexbox Froggy

Grid Garden — похожая на Flexbox Froggy игра, которая научит писать CSS-код, чтобы вырастить морковный сад. С помощью CSS-свойств поливают огород, и чем лучше получается, тем больше урожай.

Мы рассказали не обо всех играх для детей, только о самых интересных. Чтобы выбрать подходящую для ребенка, ориентируйтесь не только на возраст, но и на характер, и способности.

Источник

Программирование – это творческое занятие, в котором может участвовать любой ребенок. Вашему ребенку может быть не интересно писать алгоритмы обработки данных, но ему может нравиться создавать игры, программировать музыку, создавать веб-сайты или просто играть с кодом.

Написано уже множество книг, чтобы научить новичков всех возрастов программированию, и я знаю по своему опыту, что вам не нужно считать себя техником или “хорошим математиком”, чтобы учиться. Фактически, дети часто могут учиться программировать быстрее, чем взрослые именно потому, что они не знают, каким должно быть «сложное» кодирование.

Простой визуальный редактор для обучения детей программированию

Если вы не знаете, как писать код, но хотели бы научиться учить своего ребенка, посмотрите книгу по Python для начинающих, « Автоматизируйте скучный материал с помощью Python» , которую вы можете прочитать бесплатно в Интернете.

Если вы разработчик программного обеспечения или у вас нет опыта программирования, вот шесть советов, которые помогут вашему ребенку начать создавать свои программы:

1. Используйте Scratch для детей младшего возраста, Python для детей постарше.

MIT’s Scratch – это бесплатный инструмент программирования, разработанный для детей, который работает в любом современном веб-браузере. Каждый может запустить его по адресу  https://scratch.mit.edu . На его визуальный стиль повлияла программа Logo , основная часть уроков программирования для детей 80-х и 90-х годов. Но Scratch – это гораздо больше.

Среда программирования для детей

Дети в возрасте от 8 до 13 лет получат пользу от простого графического интерфейса Scratch. Блоки кода перетаскивания в Scratch объединяются. Куски кода, которые не имеют смысла в вычислениях, не подойдут друг другу, делая синтаксические ошибки буквально невозможными. Отлично подходит для детей младшего возраста которые не умеют особо печатать или даже читать, фактически даже на английском языке им будет проще привыкнуть, пока не понимая что конкретно они делают, а интуитивно и на ассоциациях развивать навык.

Для подростков и подростков подростковый язык программирования, такой как Python, является более подходящим. Python является отличным первым языком программирования, потому что он имеет простой синтаксис (в отличие от языков, таких как Java или C), создает читаемый код (в отличие от Perl или JavaScript) и имеет большое и дружелюбное сообщество разработчиков. Если ваш ребенок перерос Scratch, Python – лучший следующий шаг.

2. Показать исходный код для реальных программ. Не просто говорите о них.

Несмотря на свою интеллектуальную репутацию, программирование – это практический навык, который требует практики, а не просто чтения книг. Интерактивные оболочки поощряют эксперименты, чтобы выяснить, что делает кот или иной код.

Если вы обучаете своих детей напрямую, написание кода проходит долгий путь по сравнению с простым обсуждением их концепций. Даже после изучения переменных, циклов и функций сидеть перед пустым редактором и запускать новую программу пугает. Сядьте с ними и опишите код, который они должны написать построчно.

Или, если вы используете онлайн-ресурсы, чтобы поделиться со своим ребенком, ищите исходный код для небольших игр. Программы с менее чем двумя сотнями строк кода работают лучше всего.

Сайт Scratch автоматически делится источником всех проектов на своем сайте. Поощряйте вашего ребенка вносить изменения в код и смотреть, как они изменяют окончательную программу.

3. Игры – это веселые программные проекты.

Программирование видеоигр является распространенной отправной точкой для многих молодых программистов. Angry Birds, Minecraft, Flappy Bird, Five Nights at Freddy’s и другие игры являются основными источниками вдохновения. Возьмите бесплатную книгу «Изобретите свои собственные компьютерные игры с Python» , в которой демонстрируются концепции кодирования с полным исходным кодом для нескольких простых игровых проектов (Tic Tac Toe, Hangman и т. д.).

Имейте в виду, что игры, которые любят ваши дети, могут не стать отличным программным проектом, когда они только начинаются. Многие игры требуют, чтобы команды разработчиков, художников и дизайнеров собрались вместе. Игры, которые требуют много дизайна уровней и художественного оформления, могут ошеломить новичков. Завершить простую игру гораздо приятнее, чем начать и никогда не заканчивать масштабный проект.

Читайте также:  Развитие ребенка год и четыре мес

Обратитесь к списку из 49 небольших игр с простой игровой механикой для практических идей.

Несмотря на то, что игры веселые, я обычно рекомендую не использовать специальное программное обеспечение для создания игр или создания игр. Как и Scratch, эти приложения часто пытаются представить упрощенную среду программирования. Но в отличие от Scratch, они имеют тенденцию смягчать аспекты программирования. Программирование с ними имеет тенденцию становиться более похожим на настройку уже существующего программного обеспечения.

Книга Python для детей, есть на русском языке …

4. Держите руки подальше от клавиатуры и мыши.

Обмен знаниями – это интересно. Показывать кому-то, что вы знаете о программировании, это здорово. Но программирование – это навык, который усваивается на практике, поэтому пусть дети занимаются этим. Избегайте собственных действий, даже временно. Если им нужно щелкнуть меню или кнопку, наведите курсор на экран, вместо того, чтобы брать мышь и щелкать по ней самостоятельно. Всякий раз, когда есть код, который нужно напечатать, попросите его набрать его. Это может быть быстрее, если вы сделали это сами, но вашему ученику нужна практика больше, чем вам.

5. Если вы ведете занятия, дайте каждому ребенку свой компьютер.

Если вы преподаете в группе, постарайтесь дать каждому ученику свой компьютер. Как и игра на музыкальном инструменте, программирование – это навык, который усваивается на практике, а не на наблюдении за кем-то еще.

Raspberry Pi – это дешевый простой компьютер, который стоит около 70 долларов США за стартовый комплект . Хотя добавление новой клавиатуры, мыши и монитора повышает общую стоимость, чтобы быть сопоставимым с дешевым ноутбуком. Избегайте Chromebook, iPad и планшетов, потому что заставить тот же Python работать на них сложно.

В противном случае я рекомендую использовать дешевый ноутбук, особенно если у вас нет выделенного места и вам необходимо хранить компьютеры после учебный класс. Ноутбуки имеют меньше кабелей, чтобы их было легче хранить.

Если отдельные компьютеры невозможны, дети могут объединиться и по очереди. Помните Совет № 4: научите их с самого начала спрашивать у своего напарника клавиатуру и мышь, а не просто хватать их.

Некоторые дети могут быть хвастливыми и стремиться доминировать над машиной, а менее уверенные в себе дети с радостью позволят им это сделать. У одного ребенка быть А , а другой B . Во время урока явно попросите группу поменяться местами, чтобы A (или B ) находились перед клавиатурой и мышью в равной степени.

6. Пропустить информатику.

Самая простая программа для того, чтобы показать как это работает …

Если вы разработчик программного обеспечения, вы можете поделиться своими техническими знаниями. Быть брошенным в глубокий конец не так весело для ученика из-за полного или частичного непонимания материала. Не затрагивайте сложные темы в начале, а стремитесь придумывать максимально простые и доступные вещи, чтобы эффект от минимума был максимальный, положительно эмоциональный. Не следует брать следующие темы:

  • Объектно-ориентированного программирования
  • Рекурсия
  • Шаблоны проектирования
  • Структуры данных, кроме списков / массивов и словарей / хэш-карт (связанных списков, двоичных деревьев и т. д.)
  • Сетевые протоколы (помимо простых HTTP-запросов)
  • Базы данных SQL или другие доменные языки

Хорошее эмпирическое правило: если этот вопрос появится в интервью в Google, пропустить его может быть лучше. В начале лучше охватить широкий круг тем, чем углубляться в технические детали. Пусть ваши дети найдут свою страсть. Как только ваш ребенок попробует то, что может предложить мир программирования, он будет в восторге от того, что ему по душе.

Рад что вы дочитали статью до самого конца, надеюсь вам пригодятся эти советы. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и конечно делитесь статьей с другими родителями и педагогами!

Источник

Для начала нужно определиться с интересами будущего разработчика — от них зависят и дальнейшие шаги.

Обучение программированию ребенка раннее развитие

Олег Хейфец

Директор по продукту, сооснователь школы программирования для детей Kodland.

Расскажем по порядку, с чего начать обучение, как выбирать учебники и что поможет не потерять мотивацию.

Определиться с целью

Прежде чем искать уроки с заголовком «Программирование для детей», родителям важно узнать, чем ребёнок хочет заниматься. Чаще всего дети мечтают создавать игры, но встречаются подростки, фанатеющие от крутых сайтов, роботов или сервисов Google.

В зависимости от цели подбирается нужный язык программирования. Среди тысяч наименований востребованными сегодня остаются около 50. Одни языки заточены под определённые задачи, другие — универсальны. Например, Swift служит для создания iOS‑приложений, когда как на Python разрабатываются как игры, так и искусственный интеллект.

Чтобы собрать рекомендации, я опросил 70 преподавателей нашей школы — выпускников технических вузов и сотрудников международных компаний. Наиболее популярными, универсальными и простыми в освоении оказались Python и JavaScript. Благодаря первому обновили World of Tanks и YouTube, а второй подарил нам Netflix и Ам Няма из Cut the Rope. Не будет ошибкой, если подросток осознанно решится изучить Java, C или C++, однако они более требовательны к ученику и сложны в освоении. Я рекомендую приступать к ним после получения базовых знаний на интуитивно понятных языках.

Детям до 11 лет часто предлагают начинать кодить через Scratch. Интерактивный интерфейс и простота в освоении призваны прежде всего заинтересовать ребёнка миром программирования, а не сделать из него специалиста. На Scratch создаются только простенькие проекты — небольшие игры и анимация. Однако это хорошая стартовая площадка, чтобы затем перейти к освоению Python и JavaScript.

Учить английский

Если подросток сидит на YouTube или в Twitch и зависает в Dota 2, то, скорее всего, он уже имеет базовые представления об английском. Общение с иностранными игроками по Сети и просмотр видео от зарубежных пользователей мотивируют изучать язык сильнее пятёрки в дневнике. Не удивляйтесь: онлайн‑игры — отличное дополнение к урокам английского в школе. Родители могут воспользоваться моментом и предложить ребёнку занятия с репетитором, лингвистический сервис или хороший учебник.

Незнание языка — серьёзный барьер в изучении программирования. Английские слова и аббревиатуры используются в коде, а множество полезных сервисов, учебников и видеоуроков не переведены на русский.

К счастью, базовых знаний английского вполне хватит. Грамматические и пунктуационные правила в программировании собственные, поэтому главное — понимать общий смысл при прочтении. В будущем же владение английским языком поможет устроиться в международную компанию.

Читайте также:  Центр развития ребенка белоснежка дудинка

Найти ментора

Понять основы языка программирования не сложнее, чем освоить базовый английский. При этом совершенно неважно, что легче даётся школьнику — информатика или литература.

Другое дело — стать полноценным специалистом.

Учитывая возраст, увлечения и школьные уроки, самостоятельное изучение алгоритмов и инструментов — непростое занятие даже для амбициозного подростка.

Легче всего составить список ресурсов для самообразования и надеяться, что подросток будет исправно заниматься. По факту же большинство сохранят ссылки в закладки и забудут про них. К сожалению, безграничное количество бесплатного контента заставило людей прокрастинировать: всё полезное и бесплатное откладывается на потом. По статистике, только 3–5% студентов открытых онлайн‑курсов оканчивают их.

Другой важный момент — во время учёбы постоянно возникают вопросы: почему код выдаёт ошибку, какой именно учебник выбрать, что изучить следом. В огромном объёме информации в Сети ребёнок запросто запутается.

На помощь приходят частные школы и педагоги. Оба варианта дадут ученикам самое важное: продуманную образовательную программу и менторскую поддержку. Частные школы обходятся дороже, но предлагают проверенный учебный курс, коллаборативную работу и различные сервисы. Родители могут также найти частного преподавателя: занятия со студентом технического вуза или Junior‑программистом заметно ускорят темп обучения. Педагог станет проводником, указывающим верное направление в поисках знаний. А главное — ребёнок не потеряет мотивацию продолжать учиться.

Использовать полезные ресурсы

Чтобы начать писать код, не нужны дорогостоящие и «тяжёлые» программы. Часть разработчиков использует Sublime Text. Это удобный текстовый редактор с поддержкой множества плагинов. У него есть бесплатная версия. Позже ребёнок сможет выбрать инструмент под себя, аналогов великое множество: от Notepad++ и Visual Studio Code до стандартного «Блокнота».

Также порекомендуем книги, каналы и курсы, качество которых проверено на личном опыте.

Учебники

Перед покупкой книг обратите внимание на дату выпуска. Несмотря на неизменность основных понятий, языки программирования постоянно обновляются. Выбирайте учебники поновее и следите за актуальными версиями языков в интернете — на специализированных сайтах или вбивая запрос в поисковик.

1. «Scratch 3 для юных программистов», Денис Голиков

Детям до 12 лет проще начать кодить через Scratch. Красочный и понятный учебник Голикова — отличный проводник для создания первых игр и анимаций.

2. «HTML и CSS. Разработка и дизайн веб‑сайтов», Джон Дакетт

Путь к программированию подростку проще начать с HTML и CSS. Несмотря на то что это не языки программирования, изучение разметки поможет понять строение сайтов и облегчит освоение Python и JavaScript в дальнейшем. Учебник Джона Дакетта наполнен понятными примерами и практическими иллюстрациями.

3. «Python для детей. Самоучитель по программированию», Джейсон Бриггс

Замечательный иллюстрированный учебник с практическими заданиями. По программе Бриггса работает множество школ и частных педагогов.

4. «Изучаем программирование на JavaScript», Эрик Фримен, Элизабет Робсон

Простое изложение и понятная структура обеспечили этой книге место на полках множества программистов. Пусть ребёнка не пугает внушительный объём (600 страниц!). Книга насыщена иллюстрациями, примерами и графикой, а содержание охватывает всё необходимое для старта разработки на JavaScript.

Сайты

1. Code.org

Бесплатные интерактивные занятия в браузере. Это благотворительный проект с рубрикой «Час кода» (Code Break), в рамках которой предлагаются мини‑уроки, задания и челленджи для учеников любого возраста и уровня знаний.

2. freeCodeCamp

Более 6 000 бесплатных уроков. К сожалению, сервис работает только на английском.

3. Invent with Python

Бесплатная библиотека Аля Свейгарта. Здесь есть учебники по основам Python и Scratch, созданию игр, а также практические видеокурсы. Материалы доступны на английском языке, но часть книг переведена на русский, их можно найти через поисковик.

4. CodeCombat

Интерактивные занятия, посвящённые Python и JavaScript, а также основам информатики. Благодаря геймификации обучение проходит легко и увлекательно.

Курсы

1. YouTube‑канал Sentdex

Более 1 000 видео на тему Python‑разработки, включая создание проектов в реальном времени.

2. Программирование на Python от Института биоинформатики

Бесплатный курс на платформе Stepik по основам языка Python. Содержит 28 уроков с практическими заданиями от сильных педагогов.

3. JavaScript — основы и функции

Курс от разработчиков «Яндекса» на Coursera. Понятные и простые лекции, посвящённые языку JavaScript. Практические и тренировочные занятия помогут начинающим создать свои первые программы и библиотеки. Курс рассчитан на 5 недель с постоянным доступом к видеоматериалам.

В качестве заключения предлагаем чек‑лист, который поможет начать обучение:

  1. Узнайте, что хочет ребёнок. Программирование охватывает множество направлений: от создания игр до разработки роботов.
  2. Отталкиваясь от цели, выберите язык программирования. Подросткам мы советуем начинать с Python и JavaScript. Дети до 11 лет могут попробовать свои силы в Scratch, а позже перейти ко «взрослым» языкам.
  3. Параллельно с изучением программирования подтяните английский. Вовсе не обязательно становиться лингвистом с исключительной грамотностью, однако понимание текста в учебниках и лекций на иностранном языке заметно ускорит обучение.
  4. Выберите частную школу или педагога. Ментор посоветует юному программисту подходящий учебник, укажет на ошибки и поможет самостоятельно получать знания без потери мотивации.
  5. Выбирайте литературу посвежее. Следите за обновлениями изданий и языков программирования.
  6. Вступите в сообщество. Обучаться в команде проще и веселее, чем работать «в стол». Ребёнок будет более мотивирован, делясь результатами со сверстниками.

Источник