Обучение опирающееся на зону ближайшего развития ребенка

Обучение опирающееся на зону ближайшего развития ребенка thumbnail

Наболевшая тема — о том, насколько губительным может быть искажённое понимание абсолютно правильной и полезной вещи. Одна из наших подписчиц «Вконтакте» при обсуждении устного счёта подняла такой вопрос:

«…Очень интересно размышление о зоне ближайшего развития как источнике стресса для ребёнка. Где можно подробнее почитать о такой точке зрения? Потому что в официальной педагогике, по крайней мере, дошкольной, господствуют идеи Выготского о необходимости развития через зону ближайшего развития, и все занятия должны предлагаться именно “на опережение”, иначе, мол, ребёнок не развивается. Мне эта идея интуитивно казалась странной — как можно чему-то научиться, если всё делать с помощью взрослого? И ребёнку, конечно же, некомфортно».

Огромное спасибо ей за этот вопрос. Итак, давайте разберёмся в том, что говорил Лев Семёнович Выготский и чего он не говорил, и на каком этапе развитие его правильной идеи дало сбой, вследствие чего педагогическая мысль пошла по совершенно неправильному пути.

В чём идея Выготского? Все задачи, с которыми ребёнок может столкнуться, можно разделить на три категории, схематично представив их в виде трёх зон. Первая зона (на рисунках она обозначена внутренним кругом) — зона актуального развития. Это круг задач, с которыми дети могут справиться самостоятельно. Пятилетний ребёнок может самостоятельно съесть суп ложкой, но не способен его сварить. Очевидно, первая задача входит в зону актуального развития, а вторая лежит за её пределами. 

зоны выготский

Вторую зону Выготский назвал зоной ближайшего развития. Это задачи, которые ребёнок может решить с помощью взрослого. Мудрая мама начинает постепенно привлекать пятилетнюю дочку к домашним делам. Они вместе варят суп. Мама чистит овощи и показывает дочке, как их резать. Даёт неострый ножик, и дочка пробует резать сама. А теперь они вместе кладут нарезанные овощи в кастрюльку, где совершается волшебство! Помешали… Теперь нужно посолить… «Попробуй, Машенька, соли хватает?» Её восторгу нет предела! Она совсем как мама — режет картошку и морковку! И каким вкусным становится этот суп, когда готовишь его сама! Итак, приготовление супа для пятилетней девочки — задача, которая лежит в зоне ближайшего развития.

А вот учитель объясняет детям доказательство теоремы Пифагора. Если он спросит их, чему равен квадрат гипотенузы, маловероятно, что кто-то ему ответит. Но вот учитель делает рисунок на доске и спрашивает учеников: «Как найти площадь большого квадрата?» Ребята предлагают вариант. «А другим способом?» И снова находится кто-то, кто предлагает, как это можно сделать по-другому.

— А теперь что мы можем сделать?
— Мы можем приравнять эти два выражения! 
— Конечно! Давайте сделаем это!

При природосообразном обучении на каждом уроке учитель за руку выводит ребёнка в зону его ближайшего развития. Объём этой зоны для каждого урока очень чётко методически продуман и выверен; её размер таков, чтобы ребёнок с опорой на свой личный опыт смог сразу же сделать новую тему частью своей актуальной зоны, расширив её, и выполнял бы домашнее задание, уже находясь в новой расширенной области актуального развития. На следующем уроке этот процесс повторяется. Таким образом зона актуального развития в классическом обучении динамично расширяется. 

природ педагог

И, наконец, третий тип задач, всё, что лежит за пределами второго круга, — это задачи, недоступные ребёнку даже с помощью взрослого. Пятимесячный малыш даже с родителями не может сварить суп, но сможет постоять на ножках и немного «пошагать» с поддержкой. Пятилетний ребёнок не сможет даже с помощью взрослого доказать теорему Пифагора, а вот сварить суп со взрослым — это уже реально. Ребёнок не может сам выстраивать своё обучение, так как для этого нужно иметь знания и опыт взрослого: системное видение предмета (курса математики, например), понимание детской психологии для точного расчёта каждого методического шага, для благоприятной бесстрессовой актуализации нового знания.

Очевидно, зона актуального развития с возрастом расширяется. Как это происходит? Постепенно задачи из зоны ближайшего развития становятся привычными и понятными, и ребёнок может справляться с ними уже самостоятельно. Пройдёт несколько лет, и дочка скажет маме, вернувшейся с работы: «Мама, я приготовила ужин, угощайся!» А Эндрю Уайлс докажет великую теорему Ферма, над которой математики бились не одно столетие… Да-да, и такие задачи способны попасть в зону актуального развития!

Итак, успешно решаемые задачи из зоны ближайшего развития постепенно «интериоризуются» (то есть переходят во внутренний план — термин Л. С. Выготского) и расширяют зону актуального развития. Вследствие этого расширяется и зона ближайшего развития, открывая новые горизонты возможностей.

До этого момента всё абсолютно верно и абсолютно в русле идей Льва Семёновича. Но вот под «брендом» развивающего обучения в педагогику вкрадывается малозаметная, но фатальная ошибка! Сравните два утверждения:

1. «Чтобы ребёнок развивался, ему необходимо решать задачи в зоне ближайшего развития вместе со взрослым».

2. «Чтобы ребёнок развивался, он должен ПОСТОЯННО находиться в зоне ближайшего развития вместе со взрослым».

Чувствуете разницу? Что это? Случайная ошибка или преступная халатность, нарушающая принцип «не навреди»?

Работа в зоне ближайшего развития необходима для развития ребёнка (простите за тавтологию). Это так. Но опыт зоны ближайшего развития абсолютно не может быть усвоен без привязки к фундаменту, то есть опыту зоны актуального развития. Для его успешного усвоения необходимо постоянно возвращаться в зону актуального развития, чтобы ощутить почву под ногами. «Повторенье — мать ученья!» — гласит мудрая пословица. Образование только в зоне ближайшего развития — это за́мок, построенный на песке!

Здесь хочется выделить ещё один важный момент. Работа в зоне ближайшего развития по определению невозможна без взрослого. Если обучение подразумевает постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, то взрослый ребёнку нужен ВСЕГДА! Ничего не напоминает?

«Мы вчера делали английский до двух часов ночи!» (жалобы мамы второклассника)

«Если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, вы должны вместе делать домашние задания!» (слова первой учительницы, которые не все родители приняли всерьёз…)

«Девочки, помогите!!! Как составлять схему предложений в первом классе? Какие-то треугольники, прямоугольники цветные, ничего не понимаю!» (вопрос на «мамском» форуме)

Что из этого следует? Ребёнок лишается опыта самостоятельной работы, и вся эта раздутая «зона ближайшего развития» совершенно не усваивается! В одно ухо влетело, в другое вылетело. И по окончании начальной школы наш отличник чист как белый лист, не считая напрочь убитого познавательного интереса и испорченных родительских нервов. 

развив обуч

Ужасно? Но это ещё полбеды! Вслед за этим искажением — новое! Ведь непорядок же, что дети без родителей не могут учиться! Мир стремительно меняется, откуда этим родителям, да и учителям тоже, знать, что понадобится детям через 11 лет? Нам нужно образование будущего! Долой ретроградов, навязывающих устаревшее видение мира! Долой устаревшие знания! Универсальные учебные действия — вот что нужно детям! Пусть теперь они учат себя сами! Такие встроенные автоматические программы переработки любых данных, приводящие к единственному правильному результату, а школа должна стать тренингом, формирующим эти механизмы! Головокружительная идея, открывающая новые горизонты! Этакая «метапедагогика» не для средних умов. Но время не ждёт, внедряем! И в помощь нам — новый ФГОС!

Что же мы имеем в результате? Наш бедный ученик теперь помещён в третью, вовсе недоступную ему зону — в зону потенциального развития (ЗПР), где он даже со взрослым чувствовал бы себя беспомощно. И он там брошен СОВЕРШЕННО ОДИН, без поддержки старших. Ему не на кого опереться, он должен выплывать сам, как брошенный в воду котёнок… Излишне говорить о том, что для ребёнка это огромный хронический стресс.

фгос фгос

Итак, ФГОС вытесняет ребёнка в запредельную для него зону потенциального развития — ЗПР, что неизбежно блокирует все процессы, вызывая задержку психического развития — ЗПР, если не как диагноз, то как массовую тенденцию — развитие-то задерживается! Роковое совпадение аббревиатур…

Убитые желание и способность учиться, хроническая тревожность, СДВГ, школьные неврозы, депрессии, суицидальность… То ли ещё будет! Эксперимент продолжается.

А Выготский здесь совершенно ни при чём.

Источник

Алёна Рыбалко
Консультация «Зона ближайшего развития ребенка»

Зона ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.

Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Зона ближайшего развития, логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», – писал Л. С. Выготский.

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом.

По мнению Л. С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития»позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.

Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи – показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.

Помощь взрослого ребенкуможно подразделить на несколько этапов:

первая «доза» – подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развитияприводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возрастапосредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

В статье «Проблема возраста» он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.

Я предлагаю рассмотреть это понятие на примере 10ти месячного малыша. Итак, наш малыш умеет замечательно ползать и можно сказать, что он достиг в этом умении совершенства. Значит, ползание является для малыша зоной активного развития – умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Само по себе ползание уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом оно – важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Ребенок подползает к маме и встает на ножки. Он хочет идти, но пока не получается. И мама, слегка поддерживая малыша, помогает ему шагать. Ходьба, в данном случае, – умение, которое ребенок только осваивает. Она то и находится в зоне его ближайшего развития. То есть навык скоро появится, но пока еще ходьба доступна только с помощью. Далее малыш пополз к своим игрушкам и взял, скажем, небольшую пирамидку. Сам стряхнул кольца, но одеть их в правильном порядке самостоятельно пока не может. Мама протягивает малышу нужные колечки и – пирамидка собрана. Собирание пирамидки – это тоже зона ближайшего развития, скоро это действие станет доступным и без помощи. А вот стряхивание колечек – это уже действие вполне освоенное и являющееся опорой для дальнейшего развития. Каждое действие, для выполнения которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически подстегивает его развитие. Однако, необходимо помнить, что польза от такого развития будет лишь тогда, когда новые навыки опираются на уже достигнутые. Резкое форсирование развития вещь неуместная, поскольку слишком часто приводит не к развитию психических функций, а к комплексам неполноценности, к детскому «перегоранию».

Особенно актуально понятие зоны ближайшего развития для тех детей-дошкольников, чьи родители всерьез увлечены методиками раннего развития. Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет родителям одновременно находится на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.

Позади – для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных представлений о том, что ему должно быть интересно. А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание, а также необходимую для развития навыка среду.

Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.

Обычно, в таком случае говорят о наличии способностей. Но практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребенок все более и более совершенствуется. Главное – заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.

У постоянного нахождения внутри зоны ближайшего развития ребенка есть и еще одно очень важное свойство. Определение зоны невозможно без теснейшего общения и сотрудничества со своим ребенком. А общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. И тут хотелось бы напомнить, что любые методики раннего развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна вашему конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное, это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае вам удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.

Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент. Ребенку нужно предлагать то, что он, во-первых, легко усвоит в данный период, что ему будет естественно усваивать, а во-вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочный базис для дальнейшего развития.

Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.

Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.

В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения»он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно.»

Источник