Обучение как фактор развития личности ребенка

Обучение как фактор развития личности ребенка thumbnail

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Учебное пособие

Для студентов высших педагогических учебных заведений

Рекомендовано Южным отделением Российской Академии образования

Москва ACADEM’A 1999

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, ректор университета

Российской Академии образования, академик РАО Б. М. Бим-Бад;

доктор психологических наук, академик РАО А. В. Петровский

Шиянов Е.Н., Котова И. Б.Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с. ISBN 5-7695-0356-0

В учебном пособии представлены современные теоретические подходы к процессу обучения, в том числе концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения. Основное внимание авторы уделяют гуманистически ориен­тированному подходу, цель которого – гармоничное развитие личности.

Авторами представлены сущность, природа, закономерности, принципы и концепции личностноразвивающего обучения. Рассматриваются формы, методы и технологии обучения, стимулирующие развитие личности.

Учебное пособие может быть интересно также аспирантам педагогических вузов, учителям и руководителям учреждений образования.

УДК 37.0:004(075.8) ББК 74.202.5я73

Учебное издание

Шиянов Евгений Николаевич Котова Изабела Борисовна

Развитие личности в обученииУчебное пособие

Редактор М. А. Степанова. Оформление серии: В. И. Феногенов.

Содержание  
Предисловие……………………………………………………………………………………………
1. Обучение как фактор развития личности……………………………………………..
1.1. Научение как базовая категория теории обучения …………………………
1.2. Природа и сущность процесса обучения………………………………………. 1?
1.3. Соотношение обучения и развития личности ………………………………..
1.4. Учение и учебная деятельность как составляющие обучения …………
2. Теоретические основания обучения………………………………………………………
2. 1 . Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения …….
2.2. Закономерности обучения …………………………………………………………… W
2.3. Традиционные принципы обучения и их современная интерпретация ..63
2.4. Концепции развивающего обучения……………………………………………..
2.5. Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения….
3. Психологические факторы развивающего обучения…………………………….
3.1. Установка и внимание в обучении………………………………………………..
3.2. Изменение восприятия в процессе обучения………………………………….
3.3. Условия организации продуктивного запоминания в обучении …….
3.4. Развитие самостоятельности в процессе обучения…………………………
3.5. Формирование у учащихся научных понятий………………………………..
3.6. Обучение учащихся умениям и навыкам……………………………………….
3.7. Влияние эмоций на результаты обучения ……………………………………..
3.8. Развитие саморегуляции в процессе обучения……………………………….
4. Содержание образования как средство развития личности ……………………
4.1. Сущность содержания образования и его исторический характер….
4.2. Теории формирования содержания образования…………………………..
4.3. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования …….
4.4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования ……
4.5. Государственный образовательный стандарт: содержание общего среднего образования ………..
4.6. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы …….
4.7. Учебные программы и учебная литература …………………………………..
5. Формы, методы и технологии обучения………………………………………………..
5.1. Организационные формы и системы обучения………………………………
5.2. Виды современных организационных форм обучения: Урок как основная форма обучения ……………………………………………..
5.3. Методы обучения и дидактические средства …………………………………
5.4. Технологии обучения ……………………………. v…………………………………..
Семинарские занятия ………………………………………………………………………………
Тема: Непрерывное образование и его уровни…………………………………….
Тема: Личностноразвивающий потенциал обучения…………………………….
Тема: Современное содержание общего среднего образования …………….
Тема: Технологии обучения ………………………………………………………………..

Предисловие

Среди факторов развития личности обучение – один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единствен­ным способом получения систематического образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психиче­ских и личностных новообразований, приобретение опыта осуще­ствления учебной, познавательной, исследовательской деятельно­сти, совместных действий, общения, достижения успехов и преодо­ления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятель­ности.

Однако обучение на протяжении столетий остается самым слож­ным процессом, изучаемым такой отраслью педагогики, как ди­дактика (теория обучения), основы которой были изложены чешским педагогом-гуманистом Я.А.Коменским (1592-1670) в его всемирно известной «Великой дидактике»[1]. Ее цель – выяв­ление общих закономерностей обучения, составляющих его тео­ретические основы.

Отражая все существенные признаки педагогического про­цесса (двусторонность, субъект-субъектный характер, направ­ленность на гармоничное развитие личности, единство содержа­тельной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Оно находится в пря­мой зависимости от целей образования, которые определяют его содержание, ведущие принципы и структуру. Цели образования воплощаются в деятельности педагогов, осуществляющих про­цесс обучения, в учебных программах, учебниках, методических пособиях.

Традиционно обучение рассматривают как совокупность после­довательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, на­правленных на сознательное и прочное усвоение обучаемыми сис­темы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. Это обусловлено тем, что в дидактике исторически складывались концепции обучения, в которых утверждалось положение о необ­ходимости передачи учителем знаний учащимся, шла речь о «есте­ственном» развитии ребенка в процессе приобретения собственно­го опыта или о непрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ наук и их последующего практического применения (С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, П.Н.Груздев и др.).

В работах Б.П.Есипова, Ш.И.Ганелина, И.Я.Лернера, М.И.Мах-мутова, И.Т.Огородникова, М.Н.Скаткина нашло подтверждение выдвинутое прогрессивными дидактами прошлого требование активного усвоения знаний в процессе обучения и доказано, что развитие активности и самостоятельности учащихся происходит в познавательной деятельности.

Благодаря теоретическим и экспериментальным исследовани­ям были раскрыты сложные связи между обучением и развитием детей.

Представление о том, что прочное усвоение знаний возможно лишь в том случае, когда оно опирается на достигнутый учащим­ся уровень психического развития, было пересмотрено в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Они доказали, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно ориентируется не на завершенные циклы умст­венного развития, а, наоборот, подталкивает это развитие, про­кладывает ему дорогу.

Активная разработка и внедрение этой идеи в образовательную практику начались только в условиях новой социальной ситуации в России. Она отразилась как на парадигмальном строе отечест­венной педагогики в целом, так и на понимании сущности процес­са обучения, его целей, содержания и технологий.

Положение о том, что развитие учащихся зависит от характера обучения, сегодня уже стало аксиоматичным. При этом приорите­ты отдаются такому обучению, в котором происходит развитие самопознания, самодеятельности, саморегуляции.

Заметный акцент на субъектности обусловлен не новыми тео­ретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию обучаемого в учеб­ном процессе. Вместо традиционного рассмотрения его как объ­екта обучения формируется отношение к учащемуся как субъекту учения.

В этой связи изменяются роль и характер деятельности учителя (преподавателя) в процессе обучения. С первых этапов включения ребенка в обучение педагог транслирует в совместной с ним дея­тельности не только предусмотренные учебными программами знания, но и свой личностный потенциал, понимание, видение мира, оценку событий, фактов истории и современности. Именно педагог формирует у учащихся в повседневных актах обучения концептуальное видение мира, способы преодоления стрессовых и напряженных ситуаций, стремление сохранять соб­ственную субъектность («самость»), намечает зоны личностного и профессионального роста, демонстрирует образцы конструктивного поведения.

Отраженная учащимся, субъектность учителя эстафируется даль­ше умножая «человеческое в человеке», воспроизводя эталоны достойного нравственного поведения, способы решения не только учебных, но и жизненных задач, формируя доверительное отно­шение к людям и к самому себе.

Речь идет о гуманизации образования, идеи которой находят свое отражение в сущности, принципах и технологиях личностно-развивающего обучения.

ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Источник

Дополнительное образование как фактор развития личности ребенка .

В любое время, для любой страны одним из приоритетов развития общества было становление социально зрелой, умеющей грамотно взаимодействовать с другими людьми, личности. И чем раньше эта личность начнет формироваться, тем более эффективным будет ее развитие.

Одно из определений понятия «личности» звучит так: «Личность – это человек, взятый со стороны таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в его связях и отношениях с социальной средой. (Р.С.Немов) Эти характеристики определяют разнообразные действия и поступки человека, значимые для него самого и окружающих людей». В связи с этим, всегда актуальна задача педагогов уметь правильно влиять на эти характеристики, грамотно направляя человека в его становлении. В современных условиях общество оказывает свое влияние на подрастающее поколение через различные социальные институты воспитания. Особая роль среди них принадлежит организациям дополнительного образования. Они являются частью социальной микросреды, в которой личность реализует свой творческий потенциал, потребности в индивидуальной психической, физической и социальной компетенции в свободное время. Рыночные отношения, конкуренция, свободный выбор стимулируют потребность детей и подростков в дополнительном образовании, раннем профессиональном самоопределении, усиливается интерес родителей к внешкольной деятельности детей.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Посещение ребенком, развивающейся личностью, объединений дополнительного образования не должно остаться для него незамеченным. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.Цельюдеятельности МБУДО «ЦДТ «Радуга» является формирование личности обучающегося, адаптированной к социуму, через современные подходы к воспитанию и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

– формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

– обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания обучающихся;

– выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

– профессиональную ориентацию обучающихся;

– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

– формирование общей культуры обучающихся;

– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований Следует этому принципу и объединение «Увлекательный английский», которое работает на базе МБУДО «ЦДТ «Радуга» города Бузулука. Дополнительные занятия по английскому языку оказывают самое благоприятное воздействие на развитие детей, их познавательных и языковых способностей, содействует решению многих воспитательных и образовательных задач. Возможности влияния дополнительного образования по английскому языку на развитие личности ученика поистине уникальны, у детей развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества, общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и другие. Кроме того, приобщение ребёнка с помощью дополнительных занятий по английскому языку к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Правильно организованные занятия достаточно эмоциональны, способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и педагогом. Эффективности работы объединения способствует максимальный учет способностей обучающихся, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения. Для реализации целей дополнительного образования необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы занятие стало эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Дополнительное образование не только углубляет и расширяет знания английского языка, развивает умения и совершенствует навыки коммуникативной деятельности, но и способствует раскрытию творческих способностей учащихся, их социокультурному развитию и, тем самым, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, учит толерантности, что особенно актуально в нашей многонациональной стране. Ведь в связи с интенсивными процессами социокультурной интеграции в современном мире возникает актуальная необходимость формировать и развивать у учащихся толерантное отношение к межкультурным различиям. Практическое применение данного объединения дополнительного образования занимает важное место в процессе обучения английскому языку, создаёт условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом профессиональный и личностный потенциал педагога. Тематическое разнообразие содержания программы объединения определяется его центрацией на изучении двух коммуникативных сфер: повседневно-бытовой и социально-культурной, тем самым обучающийся не только узнает новый дополнительный материал, но и учится взаимодействовать с другими детьми, учится правильному выстраиванию диалога, обретает коммуникативные навыки, столь необходимые в наше время.

В современной стремительно развивающейся ситуации цифровизации дети чаще выбирают выбирают виртуальное общение при помощи гаджетов, многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности.

На занятиях в нашем объединении происходит моделирование и воссоздание

организационных форм, имеющих место в реальном общении.

Очень хорошо «работают» в этом плане разнообразные дидактические игры.

Объясняется это тем, что игра является действенным средством социализации личности. Игровая деятельность способна изменить и расширить сферу деятельности личности. Управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих.

Например, игра «Каждому ёжику –своя еда». Основной задачей игры является закрепление грамматического материала, в частности форм глагола to be.

Задача детей разложить фрукты и овощи для каждого ежика в соответствии с формой глагола. (Например, помидор с надписью «you» кладем к ёжику с формой are) Вместе c тем в игре дети учатся договариваться, принимать мнение другого, оспаривать свое, причем именно коллективная форма этой игры вызывает больший интерес у детей, чем индивидуальный ее вариант.

Играть можно поочередно небольшими группами, тем самым направляя детей на то, чтобы они наблюдали за действиями других участников игры, выслушивали мнения сверстников. По окончании игры проводится анализ результатов групп. У каждой группы подчеркивается основное достижение (правильность выбора, готовность помочь сверстнику, быстрота работы и т. д).

Порой на занятиях становится заметным то, что у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, выказывает недовольство, когда ему делают замечания, и так далее. Все это несомненно вредит его развивающейся личности и задача объединения «помочь» и в этой ситуации.

Для самых маленьких наших обучающихся используются такие задания как «Послушай и раскрась правильно». Каждому ребенку даётся лист с заданием, где нарисованы предметы, которые он уже знает (игрушки, еда, транспорт, школьные принадлежности) и пустые круги рядом с ними. Послушав задание, ребенку необходимо выбрать нужный предмет и раскрасить круг в заданный цвет. Например, a trainred colour, a hat yellow colour. Решая несколько задач, ребенок учится правильно воспринимать информацию, быстро её анализировать, получать правильный результат от своей работы. После выполнения задания педагог читает правильный вариант ответов и дети смотря на свои работы, видят свои успехи или промахи, которые обсуждаются педагогом и детьми совместно. Нужно отметить, что оценивается именно выполненное задание, но никак не ребенок, который его сделал.

Одним из интересных заданий, имеющих целью дать правильное развитие определенных личностных качеств, является защита мини-проектов на тему «Я супер-герой». Обучающимся на выбор даются шаблоны супер-героев (мальчика или девочки). Дети, используя английский язык, должны придумать имя своему герою, его суперспособности и качества, которые помогают людям. Мини-проекты мы используем как для самостоятельной работы на занятии, так и в качестве домашнего задания. После подготовки, каждый обучающийся показывает своего героя и зачитывает рассказ о нём. Задача педагога состоит в том, чтобы побудить детей в своих героях выразить себя и возможно те качества, которых у них нет и они хотели бы иметь, чтобы правдивости было больше, чем выдумки.

Таким образом, мы видим, что обучающиеся в нашем объединении входят посредством занятий в многообразный мир социальных взаимодействий, для них открывается простор для творчества социальных отношений. В этой деятельности возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои действия, предвидя реакцию других людей, а также для реализации своих возможностей. При этих условиях дополнительное образование становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

.

Источник