Обучение и развитие ребенка учебная деятельность

Обучение и развитие ребенка учебная деятельность thumbnail

Учебная деятельность. Становление, формирование, развитие.

Психологическую теорию учебной деятельности сформировали главным образом отечественные психологи Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, А.К.Маркова. Учебная деятельность понятие многогранное, так как иногда определяется синонимом обучения и научения. Также, она рассматривается как специальная форма социальной активности, выявляя себя познавательными и предметными действиями, то есть как ведущая деятельность младшего школьного возраста. По Эльконину, учебная деятельность – это вид деятельности учеников, цель её в усвоении ими теоретических знаний, умений, навыков через дискуссии и диалоги.

Сама концепция учебной деятельности сложилась на основе принципа единства психики и деятельности. Обучение должно решать одновременно несколько задач – обеспечивать познание и обеспечивать психическое развитие. Эльконин и Давыдов разработали концепцию учебной деятельности, где эти задачи реализуются формированием у школьников и студентов теоретического мышления с помощью специальной организации учебной деятельности. Субъект познания, то есть учащийся, должен суметь  познать научные понятия теоретического типа, также отразить в своей деятельности логику научного познания, и конечно уметь переходить от абстрактного к конкретному. В учебной деятельности образовательный процесс толкуется как развитие психических новообразований и познавательных способностей. Через выстраивание предметного содержания учебный предмет формирует познание учащегося.  Ученик здесь находится в роли «познающего новое» в специально организованных условиях.  А источник развития познавательной активности заключается в организованном обучении. Поэтому чем лучше созданные условия обучения, тем легче будет идти развитие учащегося.

Результатом учебной деятельности является изменение субъекта познания, развитие у него теоретического мышления, а именно рефлексии, планирования, анализа, абстракции и обобщения.

Учебная деятельность, как и любой вид деятельности, имеет свои особенности. Это такая деятельность, которая побуждается только адекватными мотивами, а именно мотивами личностного роста, то есть она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. Это деятельность, заключающая в себе овладение общими способами действия в области научных понятий. Результат этой деятельности в изменении психических свойств и поведения учащегося.

Рассматривая такое понятие как «учебная деятельность» необходимо остановиться подробнее на её структурных элементах. Основная составляющая это понимание учащимся учебных задач, она помогает ему овладеть новыми способами действий и обобщенными отношениями изучаемых знаний. Еще один элемент это выполнение учащимся учебных действий, которые направлены на выявление ведущих принципов, моделирование отношений, приобретение способов перехода от общего к частному и наоборот. Ну и конечно третья составляющая это осуществление учеником контроля и оценки, то есть учащийся сопоставляет свои результаты с образцом, и при несовпадении корректирует их.

Также в структуре учебной деятельности выделяют потребности и мотивы учебных действий. Потребность учебной деятельности это стремление ученика овладеть теоретическими знаниями из какой либо научной области. Потребность учебной деятельности уточняется в мотиве, здесь общее стремление ученика к овладению теоретическими знаниями направлено на усвоение общего способа решения задач.

Чтобы у учащихся сформировалась учебная деятельность следует овладеть учебными действиями, необходимо чтобы их деятельность стала именно деятельностью по решению учебных задач, также важно чтобы в учебном процессе главенствующее место занимали саморазвитие и самовоспитание. Формирование учебной деятельности – есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя [1].

Становление учебной деятельности заключается в развитии каждого из элементов учебной деятельности и их взаимосвязей, в развитии операционального и мотивационного компонентов учения, важно присутствие развивающего и воспитывающего аспектов учебной деятельности, ну и конечно изменение учащегося в субъекта своей учебной деятельности.

Управление учителем становлением учебной деятельности учащегося, это и есть процесс формирования учебной деятельности. В процесс этого управления входит совершенствование учащимся каждой составляющей учебной деятельности, взаимосвязь этих составляющих, а также переход некоторых элементов к учащемуся для самостоятельного обучения им.

По В.В.Репкину учебная деятельность возникает тогда, когда появляется потребность понять объективное обоснование каких либо действий. Многие ученые считают, что учебная деятельность рождается посредством перехода от игровой деятельности ребенка, но есть мнение, что в игре у малыша лишь возникают какие-то свойства и особенности, а учебная деятельность впоследствии на них опирается. Таким образом, игра создает предпосылки для развития учебной деятельности. Формирование учебной деятельности начинается с решения практических задач. Этот процесс значим для ребенка, так как происходит овладение каким-либо практическим умением. Далее, эта практическая задача превращается в практически-познавательную, здесь способ и результат расчленяются в сознании ребенка. Затем, учебная задача превращается в учебную по смыслу, она становится учебно-практической, то есть ребенок должен найти способ для решения практической задачи. Здесь важно чтобы задача поиска способа решения стояла не в частном, а в общем виде. Это задает ребенку путь к самостоятельному решению последующих задач. Также стоит отметить, что ставит задачу, условия и выделяет неизвестное учитель, поэтому ученик здесь еще не субъект учебной деятельности. Становление субъекта начинается дальше, с возникновением учебного интереса, учащийся чувствует, что может что-то сделать, какое-то открытие, что-то новое для себя. Ребенок уже может не только организовать действие, но и осуществить контроль над ним.  Это была первая стадия – ребенок стал участником деятельности коллективно-распределенной.  На следующем этапе в обучение вводится система понятий. Здесь ребенок находит общий принцип построения действий, и он уже способен самостоятельно строить действия. Учебно-практическая задача становится учебно-исследовательской, а интерес учащегося здесь учебно-познавательного характера. Далее, на третьем этапе учебно-познавательный мотив превращается в побудительный мотив, практическое действие перевоплощается в операцию, а практическая задача становится учебно-теоретической. При смене этапов меняются особенности общения между участниками учебной деятельности, и их формы организации взаимодействия.

Функция учителя в учебной деятельности состоит в её организации, а не в передаче знаний. Он занимается постановкой задач и организует их решение. Учитель должен глубоко знать свой материал, отлично ориентируясь в нём,  умея найти что-то новое. Ведь решение задачи – это достижение какой-то цели, а чтобы поставить цель необходимо исходить из какого-то нового знания. Деятельность здесь совместно распределенная, коллективная, и учитель выступает как участник идеи.  

Нагляднее всего рассмотреть деятельность учителя в рамках структуры учебного занятия. Оно имеет три части: мотивационно-ориентировочная, операционально-исполнительная, рефлексивно-оценочная. В первой части учитель «уравновешивает» знания учеников, нужных для выполнения учебной деятельности. Создает мотивацию учебной деятельности и задает цель деятельности, то есть ставит учебную задачу. Планирует деятельность по усвоению новых способов действий, и выбирает для этого средства и методы. На следующем этапе учитель должен создавать предпосылки для ввода ученика в процесс решения учебно-практических задач. Здесь учитель приводит ученика к тому, что ему нужно самому овладеть общим способом действий. Также его деятельность направлена на предоставление образца общего способа действий и плана его овладения, а также на использование учащимися плана общего способа действия для аргументации хода решения учебных задач. Результатом выше перечисленного становится достижение цели учебной деятельности – учащиеся познают общий способ решения задач. В третьей части выполняется оценка своей деятельности, рефлексия, и обучение получения позитивных эмоций от решения задачи.

Читайте также:  Как помочь ребенку с особенностями в развитии

Учебная деятельность – это ведущая деятельность младшего школьного возраста. В результате этой деятельности возникают такие новообразования как произвольность учебно-познавательных действий, развитие основ теоретического мышления, самого субъекта этой деятельности. Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов; объяснение возникающих в школьном возрасте основных новообразований невозможно вне анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня [2]. Формирование учебной деятельности это акт постепенного перемещения исполнения каких-либо элементов учебной деятельности к учащемуся для самостоятельного осуществления.  

Список использованных источников

Электронные издания (интернет источники)

1 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1074. С.49

 https://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm  
Учебные издания

2 Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

Черновцова Г.С.

Источник

В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленной на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий (см.: [7. С. 13]).

В концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова учебная деятельность — это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на освоение теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.

В такой трактовке учебная деятельность является исключительно формой активности ученика, хотя она всегда может быть дополнена другой деятельностью — педагогической деятельностью учителя, который направляет, организует и содержательно наполняет деятельность ученика.

Учебную деятельность нельзя отождествлять с любыми формами присвоения общественно-исторического опыта, так как присвоение опыта может присутствовать и в других видах деятельности: трудовой, игровой. Особенностью учебной деятельности является ее институциональный характер и социальная нормативность. Институциональный характер означает, что учебная деятельность может быть реализована только в учреждениях, образующих социальный институт обучения и воспитания (детские сады, школы, интернаты, институты, университеты, академии, учреждения дополнительного образования). Каждое такое учреждение должно быть признано государством (аттестовано и аккредитовано) как учреждение образования, что дает ему право на осуществление образовательной деятельности и выдачу документов об образовании государственного образца. Социальная нормативность означает, что процедура и условия реализации учебной деятельности, ее содержание и результаты подлежат нормативному контролю со стороны государства и общества.

Структура учебной деятельности включает мотивационный, ориентационный, операционный и оценочный компоненты (см.: [7. С. 13]).

Мотивационный компонент выполняет функцию побуждения и сохранения интереса к учебной деятельности. Эту функцию выполняют две психологические структуры: потребности и мотивы.

Ориентационный компонент связан с процессом целеполагания, когда учащийся должен, ориентируясь на личностные потребности и требования со стороны внешней среды, определить стратегические и тактические цели своего учения, сформулировать критерии желаемого результата.

Операционный компонент включает действия и операции. Действия, в соответствии с теорией А. Н. Леонтьева [4] направлены на решение задач деятельности, операции как способ выполнения действия соотносятся с условиями его выполнения. В психологии существует несколько типологий учебных действий. В. А. Крутецкий делит все действия на практические и умственные, К. К. Платонов — на импульсивные (неосознанные), рабочие действия, среди которых есть ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие, и поступки, при выполнении которых осознается их социальный смысл. Л. Д. Сто- ляренко [5] выделяет общие действия (логические приемы и психологические умения, и специфические (предметные) действия, а также действия, соответствующие логике исполнения деятельности:

  • 1) действия целеполагания;
  • 2) действия планирования;
  • 3) исполнительские действия, включающие вербальные, материальные, практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемиче- ские, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие;
  • 4) действия контроля (самоконтроля);
  • 5) действия оценки (самооценки).

Еще одну типологию учебных действий предлагает В. В. Давыдов [3]. В качестве главного основания он предлагает рассматривать учебную задачу как основную структурную единицу учебной деятельности. Учебная задача представляет собой обобщение множества конкретных и практических задач. Таким образом, можно все содержание учебного процесса рассматривать как определенную последовательность учебных задач, выстроенных в соответствии с логикой изложения учебного материала. Поскольку каждая учебная задача имеет один обобщенный способ решения, способность к их решению тесно связана с развитием теоретического мышления. Решение каждой учебной задачи реализуется с помощью следующих учебных действий:

  • — принятия от учителя или самостоятельной постановки учебной задачи;
  • — преобразования условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • — моделирования выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
  • — преобразования модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • — построения системы частных задач, решаемых общим способом;
  • — контроля за выполнением предыдущих действий;
  • — оценки усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Все эти действия можно свести в четыре группы:

A. Постановка задачи, которая заканчивается принятием учащимся учебного задания.

Б. Решение задачи, куда входят действия преобразования условий, моделирование выделенного в задаче отношения, преобразование модели и построение частных задач.

B. Контроль за выполнением действий, который включается в общую систему управления действиями.

Г. Оценка результатов деятельности, включающая оценку объективных и субъективных последствий и рефлексивный анализ процесса выполнения деятельности.

Эти действия служат основой для формирования интегральных процессов психической регуляции учебной деятельности и способствуют координации психических процессов первого уровня (память, интеллект) в рамках деятельностной задачи.

Читайте также:  Природа и творческое развития ребенка

Рассмотрим выделенные действия в процессе решения учебной задачи.

Источник

марина лескина
Особенности обучения детей дошкольного возраста

план

1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений

2. Общая характеристика учебной деятельности

а. Структура учебной деятельности

б. Становление элементов учебной деятельности; условия необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

3. Формы организации обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении

4. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Тема: Особенности обучения детей дошкольного возраста

Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений.

Процесс передачи знаний, умений, навыков выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу, и называются обучением.

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.

Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.

Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.

Трудовые умения, умения пользовательной деятельности, умения умственной деятельности умения учебной деятельности, умения речевой деятельности, умения в художественной деятельности, умения общения и поведения человека.

Владение динамичической системой умений – составная часть образования. Умения образуются на основе знаний и включает ранее приобретённые навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий. Это целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления и способах деятельности, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира.

В течении дошкольного детства ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.

Общая характеристика учебной деятельности

Центральным, основным компонентом обучения является учение-учебная деятельность. Процесс познания, происходящий в учебной деятельности ребёнка, отражает диалектику познания в её основных положениях. Познание ребёнком окружающей действительности идёт по тем же законам, что и познание мира человечеством в ходе его истории.

Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, дошкольника. Формирование личности ребёнка дошкольного возраста осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

Основная задача обученияпредставлена в его образовательной функции: обеспечить освоения основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах познания, полноту этих знаний, их системность и осознанность.

Для учения характерны все основные компоненты,составляющие любую деятельность: цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения. Цель учения – освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения – представлена системой постепенно усложняющихся конкретных учебно – познавательных задач.

Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.

Учебная деятельность у детей вызывается и определяется системой разнообразных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.)ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечения активной позиции обучающихся в процессе обучения.

Таким образом, деятельность детей в едином процессе обучения представлена учебной деятельностью с её целью, средствами и мотивами. Овладение навыками и умениями этой деятельности, как и процесс освоения знаний, осуществляется под руководством педагога.

Деятельность педагога в процессе обучения направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков и умений.При этом он выполняет ряд функций: информационную – выступает как источник знаний; организационную – организует познавательную деятельность учащихся; контрольно – диагностическую – определяет уровень и степень освоения содержания и в соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения; воспитательную – формирует отношение к познаваемым объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка. Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения в формировании личности ребёнка: образовательную, развивающую, воспитывающую (Г. И. Щукина).

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения. Процесс обучения строится линейно – концентрически и осуществляется различными методами.

Читайте также:  Влияние наследственности хромосомные нарушения на развитие ребенка

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно – воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности обучающего, направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированный деятельностью взрослого.

Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений. Этому способствует и использование в процессе обучения разнообразных методов (наглядных, практических и словесных).каждая группа методов строится на основе той или другой ведущей формы мышления (наглядно – действенной, наглядно – образной, словесно – логической, что и создаёт условия для прочного усвоения содержания обучения.

В процессе обучения используются самые разнообразные методы – рассказ взрослого (педагога, учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обучающие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д.необходимость использования разнообразных методов диктуется разными причинами: многообразием содержания обучения, уровнем сформированности учебно – познавательной деятельности обучающихся, структурой учебного процесса на разных этапах его осуществления и.

Формы организации обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся, характеру взаимодействия между учащим и обучающимся (степенью активности и самостоятельности), способам (методами и приёмами) деятельности; месту проведения, а также по удельному весу – по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно – воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения. Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и практической деятельности.

На первых этапах обучения дошкольников мл. гр. для них характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи. Лишь постепенно у детей возникает умение принимать учебную задачу в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу восприятия и наблюдения.

На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада происходит постепенная дифференцировка практической и учебно – познавательной задачи. Сохраняющаяся связь учебно – познавательной задачи с практической требует от воспитателя учёта детского опыта при формулировке задач, а также установления связи между занятиями разного содержания.

Важнейшими условиями дальнейшего формирования у детей умения принимать учебно – познавательную задачу являются её конкретность и определённость, связь с практической задачей и близость детскому опыту.

В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа с детьми осуществляется в связи с организацией их жизни и разнообразной неучебной деятельностью в повседневном общении, в процессе руководства играм и т. д.

В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – занятиями.При этом решаются две дидактические задачи: предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется на занятиях, или отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных на занятиях. В этих же целях в повседневном педагогическом процессе применяется групповая форма обучения, которая охватывает небольшое количество детей. Использование индивидуальных и групповых форм обеспечивает дифференциацию обучения, более конкретный учёт уровня развития учебно-познавательной деятельности детей и их активное включение в процесс обучения на занятии. Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Однако в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста, занятия приобретают форму дидактической игры.

Для занятия как формы организации обученияхарактерен ряд признаков:

1. на занятии идёт освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному программой.

2. занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей.

3. занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков (А. П. Усова)

На занятиях осуществляется освоение содержание программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребёнка в окружающем: в предметном мире, созданным людьми (с разнообразием свойств и качеств вещей и предметов); в мире природы, в мире человеческой деятельности и отношений и т. д. Ребёнок овладевает основными видами деятельности: предметной, трудовой, игровой, учебной и т. д.

В целом обучения на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью детей, разнообразием приёмов и действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приёмов обучения.

Литература

Аванесова В. Н. обучение самых маленьких в детском саду. – М., 1968г.

Бабанский Ю. К. оптимизация процесса обучения. – М., 1977г.

Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. В 2 ч. Ч. 2. методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / В. И. Логинова, П. Г. саморукова, Б. С. Лейкина и др. ; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. саморуковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1988г. – 270 с.

Лернер И. Я. дидактические основы методов обучения. – М., 1981г.

Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А. В. запорожца, Т. А. Марковой. – М.,

1980г.

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980г.

Усова А. П. Обучение в детском саду. – М., 1981г.

Источник