Обучение грамоте как средство развития речи ребенка

Обучение грамоте как средство развития речи ребенка thumbnail

Ковалева Татьяна Игоревна,

воспитатель,

МБДОУ «ДСОВ № 135»,

г. Братск

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ РАЗВИТИЯ

ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Аннотация. В данной статье освещен подход к вопросу обучения грамоте дошкольников старшего возраста, а также представлен опыт работы по данному направлению. Материал статьи может быть полезен для методической и практической работы педагогов дошкольного учреждения.

Ключевые слова: обучение грамоте, звуковая культура речи, фонематические компоненты, фонематический слух, фонема.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становиться универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях:

  • звуковая культура речи

  • развитие речи

  • ознакомление с художественной литературой

  • обучение грамоте

Мне хочется остановиться на этапе осознания речи ребенком, на этапе вычленения языковых единиц, который является непосредственной подготовкой к обучению грамоте.

Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования – дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться. С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации.

Еще К. Д. Ушинский рекомендовал начинать обучение грамоте с анализа «живой речи». По его словам, сознательно писать и читать может тот, кто понял звуковое, слоговое строение слова, словесный состав предложения и другие моменты. Осознание речи, происходящее при обучении грамоте, имеет большое значение и для общего речевого развития.

  • Что включает в себя процесс овладения грамотой на начальном этапе в работе нашего дошкольного учреждения?

– полная сформированность фонематических процессов (умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка).

– готовность к анализу и синтезу звукового состава речи.

  • Какими умениями должны овладеть дошкольники в процессе обучения?

– знать понятия «устная и письменная речь», их различия (устная – это то, что мы слышим и говорим; письменная – видим и пишем);

– знать, слышать и выделять гласные звуки в словах, определять позицию, ударный гласный звук;

– знать, слышать и выделять согласные звуки, уметь давать характеристику согласному звуку (твердый – мягкий; звонкий глухой), определять местоположение в данном слове;

– делить слово на слоги, опираясь на знания гласных звуков; определять ударный слог;

– знать и различать термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

– составлять звуковые схемы слов и (наоборот) подбирать слова к звуковой схеме;

– составлять схему предложения и подбирать предложение к схеме.

Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.

На первом этапе детей знакомят с неречевыми звуками и гласными звуками человеческой речи, используя символ. Важность этого этапа в том, что очень часто дети не слышат, пропускают гласный звук (букву), что ведет к нарушению письма и чтения в дальнейшем. На этом этапе дети учатся:

– владеть артикуляцией каждого гласного звука, уметь по артикуляции определять гласный звук (и наоборот);

– выделять данный звук среди других звуков, из слогов и слов из текста на заданный звук;

– определять позицию звука в слове.

Второй этап. Знакомство с согласными звуками.

– артикуляция конкретного согласного звука (дети видят отличия в произношении в сравнении с гласными звуками);

– умение определять его позицию в слоге, в слове;

– умение давать характеристику, подбирать символ по цвету;

Третий этап. Звуковой анализ и синтез слов русской речи. Полный звуковой анализ слова включает определение и состав звуков в слове, их качественное своеобразие и порядок их исследования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных, звонкость и глухость согласных звуков, установить последовательность всех звуков.

Уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных; название первого звука в слове. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове, определяют количество слогов и ударный слог, оперируют схемами слов.

Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому, ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Далее возникает анализ интонационно – смысловых групп: существительных и глаголов (термины не даются). И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, учатся составлять схему предложения на основе количества слов в нем и составлять предложение к схеме.

Читайте также:  Теория развития ребенка в детской психологии

Хочется еще отметить то, что речь самого педагога должна быть многогранна, эмоционально насыщенна, богата интонациями, достаточно громкой и неторопливой, максимально точной и грамотной. Воспитатель должен в совершенстве владеть фонематическими, грамматическими, орфоэпическими знаниями, чтобы обучить детей и помочь родителям следовать тем же правилам устной и письменной речи.

Литература.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф. А. Сохина. М. Просвещение, 1977

  2. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л. П. Федоренко, Г. А. Лотарев, А. П. Николаичева. – М., 1964. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи»)

  3. Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду». Изд. «Педагогика», М., 1978г.

Источник

Обучение грамоте – это метод, с помощью которого развивается навык письма и чтения. Обучение детей грамоте можно осуществить только если у них хорошо развит фонематический слух и восприятие.

Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность. Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи. Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

С чего начинать обучение грамоте?

Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью

Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.

Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.

Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.

К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.

Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.

При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.

Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.

А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.

Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.

Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.

Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе.

Методы обучения грамоте

Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.

При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.

Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое  развитие школьников. И вот эти направления работы:

  • нужно познакомить ребенка со словом: он должен научиться выделять слова, как самостоятельную единицу речи;
  • познакомить детей с предложением: дети также должны уметь выделять предложения, как речевые единицы;
  • познакомить с тем, каков словесный состав бывает у предложения: дети должны научиться делить предложения на слова и составлять из двух-четырех слов  предложения;
  • познакомить детей с тем, каково слоговое строение слов: дети могу разделять небольшие слова на слоги и составлять из разных слогов слова;
  • познакомить детей с звуковым строением слова, нужно развивать их способности анализировать звуковой состав слова, определять количество звуков, их последовательность, составлять слова с заданными звуками, понимать смыл фонемы.
Читайте также:  Ребенок 4 года отстает в развитии на два года

Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Игровые ситуации в обучении грамоте

Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку  довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.

Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.

Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.

Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.

Дидактические игры в обучении грамоте

Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:

  • нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
  • нужно формировать их фонематический слух;
  • нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
  • нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
  • нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
  • нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
  • нужно научить детей читать и писать.

Современные подходы к изучению грамоты   опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.

Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.

После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно. Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий.

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

Читайте также:  Характеристика на ребенка с отставанием в речевом развитии

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Составляющие грамматически правильной речи

Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:

  • нужно создать для детей эффективную речевую среду, которая содержит много речевых образцов;
  • нужно повышать речевую культуру окружающих ребенка людей;
  • нужно специально изучать с детьми сложные грамматические формы, чтобы не допустить развитие ошибочного их употребления;
  • нужно формировать грамматические навыки;
  • нужно исправлять грамматические ошибки, которые допускает ребенок.

Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.

Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание.

Речевая среда как средство обучения грамоте

Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.

Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.

Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.

Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.

Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.

Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:

  • театры;
  • различные наглядные пособия;
  • книжные полки.

Используемые пособия могут быть такими:

  • дидактические игры настольного типа;
  • альбомы по звукопроизношению;
  • иллюстрированные материалы;
  • картины.

При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.

Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.

Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.

Источник