Обучаемость как показатель психического развития ребенка
В психологии рассматриваются разные виды обучаемости (см. рис. 13). Обычно различаются: а) обучаемость общая – способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая – показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.
- В основе обучаемости лежат (см. рис. 14):
- уровень развития познавательных процессов субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
- уровень развития его сфер – мотивационно-волевой и эмоциональной;
- развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания “рецептивного” (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость, воспитуемость – имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения. “Учесть динамику воспитуемости личности – значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания”.
Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.
Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость – это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации) (Калмыкова З.И., 1979. С. 7). Обучаемость – это “система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности – при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии”. Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости.
- О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
- быстрота формирования новых понятий, обобщений;
- гибкость мыслительных операций;
- способность решать задачи разными способами;
- память на общие понятия;
- обобщенные знания;
- интеллектуальная активность и др.
- В целом, признаками обучаемости считаются:
- активность ориентировки в новых условиях;
- перенос известных способов решения задач в новые условия;
- быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
- темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
- и, главное, – восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (см. рис. 15).
*******
Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.
Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными “пластами” УАР, по А.К. Марковой, являются обученность, воспитанность, развитость, а ЗБР – обучаемость, развиваемость и воспитуемость.
В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.
Резюме
- Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии
- В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).
- К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие – тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).
- Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.
- Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).
- Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
- Основными “пластами” уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
- Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
- Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, – восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.
Источник
Статья
Понятие «обучаемость» в психологии и педагогике
Как указывает Каштанова С.Н. процесс обучения предполагает усвоение ребенком конкретной, заданной, в зависимости от возраста, системы знаний, умений и навыков. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса, проявляющиеся в типе темперамента, степени развития памяти, внимания и восприятия. Именно сочетание данных характеристик личности ребенка обуславливает его успешность, определяя интегративное свойство, которое в педагогике и психологии принято называть обучаемостью.
В целом обучаемость – это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности. Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней. Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности интеллектуальной деятельности и ее продуктивностью.
Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б.Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога.
Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «…совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности»
Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.
А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели: — активное поведение при ориентировании в новых условиях; — проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям; — упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи; — положительное восприятие помощи взрослого (родителя, педагога), отсутствие протеста.
Л. С. Выготский справедливо утверждал, что зона ближайшего развития непосредственно влияет на динамику умственной деятельности, в отличие от актуального уровня. Педагогический процесс протекает наиболее плодотворно и результативно, когда образовательные задачи затрагивают и развивают возможности ребенка, которые на данный момент он не может реализовать самостоятельно. Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности.
Обучаемость – это один из важнейших диагностических показателей, определяющих успешность образовательного процесса. Ее рассматривают в основном как самостоятельную категорию. А если это необходимо, то в сравнении с обученностью. В педагогическом энциклопедическом словаре эти фундаментальные понятия трактуются следующим образом. Обученность — это совокупность знаний, умений и навыков, отражающая ожидаемый результат образования. Основные ее критерии содержатся во ФГОС. Отметка выражает обученность. И обучаемость служит в этом случае предпосылкой получения школьником высокой отметки. Она состоит из системы индивидуальных показателей темпов и качества усвоения знаний. Это свойство неразрывно связано с развитием таких познавательных процессов, как восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание. Также доказана взаимосвязь между уровнем обучаемости и формированием мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:
1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.
2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.
3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.
Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости, по мнению Сазоновой С.Н. доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка.
Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова «работоспособность умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организма.»
Развитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя. Проявление обучаемости возможно только в ходе образовательного процесса. Следовательно, каждый шаг при передаче знаний должен быть направлен на достижение согласованности между различными видами педагогических воздействий, обеспечивающих расширение зоны ближайшего развития. Программу организации образовательного процесса можно считать лучшей, когда она обеспечивает наивысшее проявление обучаемости.
Обучаемость – это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия. В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:
1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.
2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.
3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.
4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой). В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях.
Таким образом, понятие обучаемости является сложным и многокомпонентным понятием, под которым в психологии и педагогике принято понимать индивидуальные показатели качества усвоения обучающимся различных знаний, умений или навыков в процессе обучения и развития.
Источник
· Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость) есть потенциальные возможности и в сфере развития (см. рис. 9). А.К. Маркова называет это явление развиваемостью (см. рис. 10). Это определяется:
o способностью, возможностью к дальнейшему развитию;
o готовностью к переходу на новые уровни развитости;
o проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.
Есть различные подходы к развитию способностей.
· Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития – воспитуемость (см. рис. 11), которая определяется:
o откликаемостью на воспитательные воздействия извне;
o готовностью к переходу на новые уровни развития личности.
Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития (https://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-odar.html; см. лабораторию психологии одаренности ПИ РАО).
Обучаемость как способность к обучению
· 4.4.1. Понимание обучаемости
· 4.4.2. Показатели обучаемости
Понимание обучаемости
В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью. Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что “школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция – главное зло организации учебно-воспитательного процесса” (Гончарова Т.И., 1987. С. 27).
Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения (см. рис. 12).
Есть разные оттенки в понимании обучаемости. “Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах <…> один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой – 9-летнего” (Выготский Л.С., 1991. С. 399). Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. Н.С. Лейтес, подтверждая положение о несовпадении развития (развитости) и обучаемости, приводит слова Аристотеля: “Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся” (Лейтес Н.С., 1971).
“Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития” (Выготский Л.С., 1991. C. 390).
Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого.
· К ним прежде всего относятся:
o познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи);
o особенности личности – мотивация, характер, эмоциональные проявления;
o отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.
Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности.
Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека – при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности.
· Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются:
o управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.);
o речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.
Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника – возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента – возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения.
Показатели обучаемости
В психологии рассматриваются разные виды обучаемости (см. рис. 13). Обычно различаются: а) обучаемость общая – способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая – показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.
· В основе обучаемости лежат (см. рис. 14):
o уровень развития познавательных процессов субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
o уровень развития его сфер – мотивационно-волевой и эмоциональной;
o развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания “рецептивного” (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость, воспитуемость – имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения. “Учесть динамику воспитуемости личности – значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания”.
Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.
Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость – это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации) (Калмыкова З.И., 1979. С. 7). Обучаемость – это “система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности – при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии”. Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости.
· О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
o быстрота формирования новых понятий, обобщений;
o гибкость мыслительных операций;
o способность решать задачи разными способами;
o память на общие понятия;
o обобщенные знания;
o интеллектуальная активность и др.
· В целом, признаками обучаемости считаются:
o активность ориентировки в новых условиях;
o перенос известных способов решения задач в новые условия;
o быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
o темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
o и, главное, – восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (см. рис. 15).
*******
Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.
Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными “пластами” УАР, по А.К. Марковой, являются обученность, воспитанность, развитость, а ЗБР – обучаемость, развиваемость и воспитуемость.
В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.
Резюме
· Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии
o В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).
· К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие – тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).
o Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.
o Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).
· Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
o Основными “пластами” уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
o Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
o Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, – восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.
Словарь терминов
1. Воспитанность
2. Воспитуемость
3. Задатки
4. Зона ближайшего развития (ЗБР)
5. Интеллект
6. Мышление
7. Научение
8. Обучаемость
9. Обучение
10. Обученность
11. Память
12. Развиваемость
13. Развитие
14. Развитость
15. Созревание
16. Способности
17. Становление
18. Уровень актуального развития (УАР)
19. Психическое развитие
20. Развивающее обучение
21. Учение
22. Формирование
Вопросы для самопроверки
1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?
2. С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?
3. Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
4. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
5. Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?
6. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?
7. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.
8. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?
9. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?
10. Что такое зона ближайшего развития?
11. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?
12. Назовите основные показатели, “пласты” актуального развития учащегося.
13. Что понимается под обученностью?
14. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).
15. Чем отличается воспитанность от воспитуемости?
16. Что понимается под обучаемостью?
17. Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.
18. Чем отличается общая обучаемость от специальной?
19. Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
3. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. М., 1962.
4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.
5. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
6. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
9. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни // Педагогический поиск. М., 1987.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. М., 1975.
13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
14. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
15. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.
16. Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.
17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
18. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
20. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
22. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1996.
24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
25. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: