Обучаемость и уровень развития ребенка

Обучаемость и уровень развития ребенка thumbnail

НОУ ДПО “ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РЕФЕРАТ

На тему:

«Обучаемость и её критерии»

Выполнил:

Оберюхтина Наталья Александровна

г.Новосибирск, 2016

Содержание

Введение

  1. Характеристика обучаемости 3

  2. Показатели обучаемости 4

  3. Обученность 4

  4. Уровни обучаемости 6

  5. Критерии развития обучаемости 6

Заключение 9

Список использованной литературы 10

Введение

Многочисленными исследованиями и педагогической практикой доказано, что эффективность обучения зависит не только от совершенствования содержания и методов обучения, но и от уровня развития индивидуально-психологических особенностей детей, в том числе обучаемости.

Обучаемость отражает познавательную активность субъекта и его возможности усвоения новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Это связано с внедрением в практику обучения образовательных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления школьников, а также на формирование у них умения анализировать процесс собственной познавательной деятельности, способности к интеллектуальной рефлексии

1. Характеристика обучаемости.

Обучаемость – это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности. Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней (В. Д. Небылицин). Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности интеллектуальной деятельности и ее продуктивностью. Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б. Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога. Наиболее точное и полное определение данного термина дает З И. Калмыкова. Согласно ее теории, обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств индивида, различное сочетание которых определяет уровень продуктивности образовательной деятельности. К таким свойствам можно отнести обобщенность мыслительных процессов, осознанность, самостоятельность, гибкость и устойчивость мышления, восприимчивость к помощи.

2. Показатели обучаемости.

Показатели обучаемости Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели: — активное поведение при ориентировании в новых условиях; — проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям; — упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи; — положительное восприятие помощи взрослого (родителя,педагога), отсутствие протеста. Обучаемость как условие умственного развития В основе понятия «обучаемость» лежат установленные Л. С. Выготским уровни мыслительной деятельности. Первый из них – актуальный, второй – зона ближайшего развития. Именно данный фактор определяет разницу между перечнем действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно, и более широким диапазоном возможностей, которые на данный момент он может реализовать, воспользовавшись помощью взрослого. Л. С. Выготский справедливо утверждал, что зона ближайшего развития непосредственно влияет на динамику умственной деятельности, в отличие от актуального уровня. Педагогический процесс протекает наиболее плодотворно и результативно, когда образовательные задачи затрагивают и развивают возможности ребенка, которые на данный момент он не может реализовать самостоятельно. Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности.

3. Обученность.

Обучаемость – это один из важнейших диагностических показателей, определяющих успешность образовательного процесса. Ее рассматривают в основном как самостоятельную категорию. А если это необходимо, то в сравнении с обученностью. В педагогическом энциклопедическом словаре эти фундаментальные понятия трактуются следующим образом. Обученность — это совокупность знаний, умений и навыков, отражающая ожидаемый результат образования. Основные ее критерии содержатся во ФГОС. Отметка выражает обученность. И обучаемость служит в этом случае предпосылкой получения школьником высокой отметки. Она состоит из системы индивидуальных показателей темпов и качества усвоения знаний. Это свойство неразрывно связано с развитием таких познавательных процессов, как восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание. Также доказана взаимосвязь между уровнем обучаемости и формированием мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. Диагностика обучаемости у младших школьников.

Читайте также:  Схемы картинки развитие речи ребенка

Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:

1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.

2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.

3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.

Характеристика обучаемости математике младших школьников чаще всего осуществляется в соответствии с результатами диагностического исследования по методике, разработанной Ю. Гутке. Суть его заключается в выполнении 10 заданий, связанных с построением числового ряда по определенным принципам. Педагог, проводящий исследование, с помощью карточек демонстрирует испытуемому три первые цифры. Ребенок должен продолжить этот ряд, добавив еще три цифры из шести предлагаемых, вычислив при этом принцип построения. Интерпретация результатов осуществляется с учетом характера и количества ошибок

Выявление уровня обучаемости у школьников среднего и старшего звена В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня самостоятельности в образовательной деятельности. Результат исследования определяется дозой педагогической поддержки со стороны преподавателя. Значение уровня обучаемости обратно пропорционально дозе помощи. То есть, чем больше ребенок нуждается в поддержке педагога при продвижении от актуального уровня до зоны ближайшего развития, тем ниже уровень обучаемости

Суть методики состоит в том, что преподаватель в течение 7-12 минут (в зависимости от возраста испытуемых) излагает новый материал, пользуясь различными способами подачи информации. Это необходимо, чтобы «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики» находились в равных стартовых условиях. Далее проводится первичное закрепление нового материала (5-7 мин.). После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе, которая делится на 4 этапа:

– Письменное описание новой информации.

– Ответ на конкретный вопрос, касающийся содержания темы.

– Выполнение задания сначала по образцу, а затем в измененных условиях.

– Применение полученных знаний в новой ситуации, связанное с ранее изученным материалом, практической деятельностью, другими науками.

4. Уровни обучаемости.

Уровни обучаемости:

• III уровень обучаемости – самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

• II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных зна­ний в знакомой типичной ситуации.

• I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму. В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

Обучаемость и работоспособность Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка. Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова. Он рассматривал работоспособность как умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организма. Предпосылки развития обучаемости Развитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя.

  1. Критерии развития обучаемости

Читайте также:  Нарушения в интеллектуальном развитии ребенка их систематика и статистика

Обучаемость – это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия. В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка: 1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке. 2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур. 3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения. 4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой). В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях. Быстрая обучаемость Каждому человеку присуща от природы способность к усвоению знаний. Однако быстрая обучаемость может иметь место только в благоприятных педагогических условиях, обеспечивающих успешность взаимодействия обоюдонаправленной деятельности по передаче и получению новой информации. Наличие этих условий во многом определяется формой и содержанием общения учителя и ребенка, формирующим социальные отношения между ними. Проявление последних может выражаться как понимание или непонимание, симпатия или антипатия, согласие или несогласие. При этом количественным выражением данного свойства служит отношение предельно возможных результатов к достигнутым, то есть текущим. Такая формула дает возможность предвидения и прогнозирования перспектив развития обучаемости каждого школьника в отдельности или детского коллектива в целом. Информационные технологии как средство развития обучаемости В современных условиях наиболее эффективным способом, повышающим обучаемость учащихся, является использование информационных технологий в образовательном процессе. Они позволяют создать различные педагогические ситуации, решение которых предполагает расширение зоны ближайшего развития, облегчая, таким образом, выполнение большого круга педагогических задач

Применение ИКТ базируется на использовании компьютерных программ как средства моделирования разнообразных форм мышления, инициирующих как репродуктивные действия, так и умение принимать решения путем формально-логических операций. Это не только мощный катализатор процесса овладения новыми знаниями и умениями, но и инструмент развития умственных способностей в условиях современной информационной среды. Но важно понимать, что компьютер лишь тогда выступает эффективным средством развития обучаемости, когда его использование сопровождается обдумыванием. Как развивать обучаемость Особую роль в повышении уровня обучаемости играют процессы формирования в рамках определенных, сенситивных этапов развития, метакогнитивных навыков. К ним следует относить управление умственной деятельностью (планирование и самоконтроль), речь, способность к пониманию и применению разных знаковых систем. Таким образом, высокая обучаемость школьников может быть достигнута при такой организации образовательного процесса, когда взаимодеятельность ребенка и преподавателя будет направлена на поддержание постоянной активности познавательных процессов.

Заключение

В литературе наиболее часто в качестве показателей качества обучения рассматриваются такие понятия, как «образованность», «обучаемость» и «обученность».

Критерий уровня обучаемости активно используется в ходе педагогической диагностики: описаны проявления высокой обучаемости – интеллектуальная инициатива, восприимчивость к помощи, темп продвижения, обобщенность мышления, тезаурус обучаемого; дана характеристика пониженной обучаемости, предложены варианты измерения темпа усвоения учебного материала.

Обучаемость – способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по-разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование – на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, – метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Читайте также:  Советы по развитию ребенка дошкольника

Человек, находясь в определенном возрастном периоде развития, является субъектом образовательной деятельности на каждой из ступеней педагогического процесса, что обусловливает специфику учебной мотивации, системы взаимоотношений и взаимодеятельности. Именно эти особенности и определяют аспекты развития обучаемости каждого индивида.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.

  2. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников.// Вопросы психологии. 2003. №2.

  3. Бакеев В.А., Никиреев Е.М. К вопросу об экспериментальном исследовании индивидуальных различий внимания и внушения личности // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 1970. № 361.

  4. Бугуева Л. Гайсина Р. Диагностика и коррекция интеллектуально-образовательной составляющей учащихся на примере математики.// Вопросы психологии. 2004. №1.

  5. Говоркова А.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений // Вопросы психологии 1962. № 2.

  6. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.

Источник

Учащиеся
заметно отличаются друг от друга по
тому, насколько легко, прочно и глубоко
овладевают они новыми знаниями. Эту
общую способность к овладению знаниями
Б.Г. Ананьев характеризует как
«восприимчивость к усвоению знаний и
обозначает ее термином «обучаемость».
Н.А. Менчинская указывает, что этим
термином обозначается восприимчивость
к усвоению знаний и способов учебной
деятельности. Итак, обучаемость
– это способность человека к научению.
Обучаемость – это индивидуальное,
относительно устойчивое свойство
личности. Обучаемость тесно связана с
умственным развитием, однако эти понятия
не тождественны.

Умственное
развитие

это совокупность изменений качественного
и количественного характера, происходящих
в умственной деятельности в связи с
изменением возраста и обогащением опыта
человека. Естественно, что более высокая
обучаемость способствует более
интенсивному умственному развитию,
однако с высоким умственным развитием
может сочетаться более низкая обучаемость,
которая компенсируется большой
усидчивостью. Умственное развитие
повышается с возрастом, в то время как
обучаемость может сохраняться относительно
постоянной на протяжении длительного
периода, а в некоторых случаях, что
особенно ярко проявляется при овладении
речью, в более ранние возрастные периоды
она может быть даже более высокой.

Для
выявления обучаемости необходим только
обучающий эксперимент. Уровень обучаемости
учащихся часто не совпадает с успеваемостью.
Успеваемость – это оценка учебных
достижений ребенка, выраженная в
пятибалльной системе.

Тщательного
изучения и выяснения причин требуют
все случаи неуспеваемости и второгодничества.
Учителю важно при этом уметь отличать
детей умственно отсталых и детей с
дефектами психического развития от
учеников, которые не справляются со
школьной (учебной) программой в силу
временных причин, не связанных с их
индивидуальными дефектами.

Различают
следующие группы
неуспевающих школьников
:

  • педагогически
    запущенные дети
    ;

  • умственно
    отсталые дети
    ,
    перенесшие заболевания во внутриутробном
    периоде своего развития, при рождении
    или в самом раннем возрасте, которое
    остановило нормальное развитие головного
    мозга;

  • ослабленные
    дети
    , которые
    под влиянием заболевания быстро теряют
    работоспособность, воспринимают учебный
    материал лишь в течение 20-30 минут, а на
    последних уроках работать совсем не
    могут.

Продуктом
учебной деятельности является не только
изменения уровня обучаемости и
сформированности учебной деятельности,
но и усиление общего развития ребенка,
и в частности его умственного развития.
Н.А. Менчинская связывает понятие
умственного развития с понятием
обучаемости. З.И. Калмыкова ведущим
показателем умственного развития
считает экономичность и самостоятельность
мышления.

Вопросы
психического развития младших школьников
в учебной деятельности глубоко изучались
Л.В. Занковым и его сотрудниками.
Л.В. Зан­ков выделяет три линии
развития: развитие деятельности,
наблюдения, мыслительной деятельности
и практических действий. Основная идея
системы Л.В. Занкова состоит в том,
что если учебно-воспитательный процесс
будет наиболее эффективным для общего
развития школьников, то он будет и важной
основой сознательного и прочного
усвоения знаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник