Обследования ребенка при задержке развития
Ранее я поднимала тему к каким врачам прежде всего стоит идти. А в этой статье я бы хотела поговорить об обследованиях, которые необходимо пройти, если вы обнаружили у ребенка симптомы проблем с речью, аутизма и ЗПР. Их обязательно нужно сделать, чтобы исключить ситуации, когда родитель мечется и не знает чем помочь ребенку, а у ребенка на самом деле просто нарушена какая-то физиологическая функция. Например, он глухой и ему нужен слуховой аппарат и сурдолог, в то время как мама высаживает его на безглютеновые диеты, кормит БАДами и водит по логопедам, которые в силу отсутствия слуха вряд ли чего-то от него добьются.
Ниже пойдет речь о довольно распространенных состояниях, при которых развитие ребенка может затормозиться и выглядеть как алалия, аутизм и другие “замечательные” вещи, с которыми лучше на практике никогда не знакомиться. Только если раньше мы обсуждали причины нарушений развития, с которыми практически ничего уже нельзя сделать, то сейчас речь пойдет о более-менее исправимых состояниях, которые можно диагностировать, пролечить и компенсировать, если не полностью, то хотя б значимую часть.
Нарушение кровоснабжения головного мозга
Человеческий мозг так устроен, что наибольший доступ к потоку крови, а значит и к кислороду, имеют самые важные, по мнению природы, его части. Это лимбическая система (эмоции), ствол и продолговатый мозг (ниже на картинке – рептильный), а также мозжечок (красный). Эти отделы мозга называются архикортекс и палеокортекс – если не вдаваться в пространные рассуждения, то это попросту отделы “старого мозга” – основа мозга для практически всех животных.
изображение из открытых источников
Почему по мнению природы так важны именно эти части? Потому, что наше тело заточено под самосохранение любой ценой. Для выживания важно, чтобы работало сердце, вы могли справлять естественные нужды, дышали (ствол + продолговатый мозг), могли убежать или сражаться при опасности (мозжечок+лимбическая система), испытывать голод, сексуальное влечение и материнский инстинкт (лимбическая система).
Но для вашего выживания совсем необязательно говорить, логически мыслить и осуществлять какую-то сложную умственную деятельность. Из-за этого неокортекс, особенно лобно-височные доли мозга, ответственные за интеллект, получают снабжение в последнюю очередь. Если по какой-то причине кровоснабжение мозга нарушается, в первую очередь пострадает именно неокортекс, то есть мышление, речь, интеллект, что приводит к задержке развития. Развивается дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП).
Как обнаружить:
Проблемы с кровоснабжением может обнаружить офтальмолог при осмотре глазного дна. При ДЭП обычно повреждаются микрососуды на дне глаза.
Более глубокие исследования – транскраниальное УЗДГ сосудов головы и дуплекс брахиоцефальных сосудов (исследование сосудов шеи с поворотными пробами).
Новообразования в мозге, внутричерепное давление
Если новообразования (кисты, опухоли) небольшие по размеру, какое-то время они могут не вызывать видимых нарушений, а сигнализировать о себе будут тем, что ребенок, например, все никак не заговорит, плохо слышит без патологий со стороны органов слуха, странно себя ведет (аутичные симптомы) и т.д.
Повышенное внутричерепное давление тоже на глаз не распознается, но когда оно долго сохраняется на постоянном уровне, мозговые ткани начинают раздражаться, что приводит к ухудшению их питания. Итогом может стать ЗПР, алалия и аутизм.
Как обнаружить:
Родничок у детей в норме закрывается к 2 годам. Если родничок не закрылся, а проблемы видны, можно сделать нейросонографию (УЗИ мозга).
С помощью НСГ конечно далеко не все можно увидеть, зато оно безопасное и безболезненное. НСГ может обнаружить крупные кисты, смещение структур мозга, новообразования, повышение внутричерепного давления.
МРТ конечно более информативный метод со значительно лучшим разрешением. МРТ считается безопасным, но его имеет смысл проводить как уточнение после других исследований, если у вас уже есть намеки на какие-то нарушения. Почему? Потому, что на МРТ требуется хотя бы 30 минут неподвижно лежать. Ребенок до 5 лет, да ещё и с диагнозами вроде алалии или аутизма, просто неспособен на такой подвиг. Физиологический сон не прокатит, так как аппарат сильно шумит. Поэтому МРТ маленьким детям делают исключительно с наркозом, который тоже не безвредная конфетка.
Своему ребенку, честно скажу, я МРТ сделала, так как всё думала, что врачи что-то проглядели. Но сейчас я считаю, что это была зряшная затея. Опухоли и кисты можно увидеть и на НСГ, показывать наличие новообразований, кстати, косвенно может и ЭЭГ. Нарушения кровообращения видит допплер. Поэтому глубинного смысла в МРТ без назначения врача обычно нет.
Эпилепсия, очаги повышенной судорожной готовности
“Эпилепсия – это же когда человек падает и дергается?” – спросите вы.
И да, и нет. Существует огромное количество форм эпилепсии. Далеко не вся она связана с видимыми припадками. Бывает, абсансная эпилепсия – человек просто теряет сознание на несколько секунд, а потом возвращается к своим делам как ни в чем ни бывало. Это могут не заметить ни он, ни другие люди. Бывает, что нет никаких припадков, зато есть неудержимые приступы смеха. Если смотрели фильм “Джокер”, то у главного героя расстройство как раз напоминающее геластическую эпилепсию – смех, вместо припадков, который появляется к месту и без. Бывает, что всё выражение эпилепсии – это плохое настроение после сна и крики во время него.
фото из открытых источников
Как обнаружить:
Эпилепсия способна здорово испортить жизнь. Мозг, который постоянно атакует эпилепсия, не успевает от нее оправиться. В итоге развиваются повреждения мозговой ткани, что, опять же, приводит к появлению аутичного поведения, алалии, ЗПР. Кроме того, при повышенной судорожной готовности не рекомендуется пить многие лекарства и ноотропы, чтобы не провоцировать мозг на приступы. Поэтому при задержках развития абсолютно показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Существует три вида ЭЭГ. Рутинная (в состоянии бодрствования 30 минут), ЭЭГ дневного сна (1-3 часа) и ЭЭГ ночного сна (8-10 часов).
- Рутинная ЭЭГ чаще всего может поймать только какие-то намеки, чтобы дальше обследовать мозг, если она не делается прямо во время приступа;
- ЭЭГ дневного сна более информативно потому, что существует группа бессудорожных эпилепсий, активных только во сне. Она же и рекомендуется как основное ЭЭГ, так как включает в себя исследование всех стадий работы мозга: провокационные пробы, бодрствование, засыпание, сон, пробуждение;
- ЭЭГ ночного сна наиболее подробное из всех. Рекомендуется для уточнения диагноза, если раньше на ЭЭГ уже находили эпиочаги.
Слуховая нейропатия
Это нарушение слуха, при котором звук нормально проходит до улитки (внутреннего уха), но при этом дальше, по слуховому нерву до мозга, он идет с помехами.
При слуховой нейропатии человек может быть как полностью глухим, так и слышать всё, кроме речи. Речь будет казаться неразборчивой. Почему страдает именно распознавание речи? Потому, что в речи присутствует одновременно очень много звуков разной тональности. При слуховой нейропатии эти звуки слипаются в кучу и превращаются в неразборчивую кашу. Детям со слуховой нейропатией часто ошибочно ставят сенсорную алалию или аутизм.
Как обнаружить:
Сделать КСВП.
КСВП похоже на ЭЭГ, только там не так много электродов. На ребенка одевают электроды и наушники. В наушники подают щелчки разной громкости и смотрят как ведет себя слуховой нерв и как при этом отвечает мозг.
фото из открытых источников
Впридачу к КСВП стоит сделать отоакустическую эмиссию и импедансометрию, чтобы исключить проблемы с органами слуха. Если слух снижен не до тотальной глухоты, может наблюдаться ситуация, при которой ребенок в принципе реагирует на звуки, но не на речь, так как она попросту сложнее для восприятия.
Гипотиреоз
Очень распространенное заболевание, связанное с нехваткой йода и, соответственно, гормонов щитовидной железы. Россия и страны СНГ относятся к регионам с дефицитным содержанием йода в почве. В наших краях нет доступа и к другим резервуарам этого микроэлемента – морепродуктам и водорослям. Соответственно, проблема йододефицита у нас стоит достаточно остро.
У взрослых, пока дефицит йода не станет тотальным, гипотиреоз вызывает смазанные симптомы: усталость, ухудшение памяти, выпадение волос, снижение либидо. Неприятно, но в принципе жить можно.
Для детей, особенно в период до 3 лет, йод – критически важный микроэлемент для развития мозга. Если йода остро не хватает, ребенок отстает в физическом и психическом развитии. Нарушения психики варьируются по тяжести: может быть сравнительно легкая неврология с пониженным мышечным тонусом и плохой координацией, или такое отставание, что ребенок не в состоянии ходить и говорить.
Как обнаружить:
Пройти обследование у эндокринолога. Врач проведет общий осмотр и отправит на анализ крови. Обычно достаточно трёх показателей: ТТГ, Т3 и Т4. Дальше по ним будет подбираться соответствующее лечение.
Честно скажу, может быть и так, что в ходе обследования окажется, что ребенок здоров, как космонавт, и видимых причин для беспокойства нет. Однако, эти обследования стоит пройти, так как выявляемые ими болезни достаточно сильно распространены. Поэтому существует немалая вероятность, что вы сможете обнаружить проблему, пролечите ребенка и забудете о таких страшных словах, как алалия, ЗПР и аутизм, как о кошмарном сне.
Спасибо всем прочитавшим! Ставьте лайки и подписывайтесь 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Источник
Обследование при задержке развития детей. Лабораторные исследования при задержке развития детей.
Правильный диагноз у ребенка со статической энцефалопатией может быть установлен лишь только на основании данных анамнеза и объективного обследования. В качестве примера можно привести ребенка с большим сроком недоношенности, страдающего множественными осложнениями, включающими кровоизлияние в желудочки головного мозга, у которого на момент осмотра определяются спастический тетрапарез и умственное недоразвитие. Анамнез должен включать информацию об осложнениях беременности, родов и родоразрешения, последующих травмах и заболеваниях, а также подробный семейный анамнез. В истории заболевания необходимо документировать основные этапы развития ребенка и время появления симптомов и признаков болезни. На основании данных анамнеза обычно возможно определение прогрессирующей или не прогрессирующей форм течения заболевания. Трудности возникают в тех случаях, когда у ребенка имеется тяжелое метаболическое нарушение, проявляющееся в неонатальном периоде, и когда имеет место медленно прогрессирующее расстройство, характеризующееся иногда отклонением от “линии» нормального развития, но с сохранением основных этапов. В первом случае диагноз предполагают, когда неясна причина энцефалопатии в неонатальном периоде. Во втором случае может быть необходимо повторное обследование.
Объективное обследование. Стандартное педиатрическое и неврологическое обследование помогает определить категорию патологии, что делает более эффективными лабораторные исследования. Признаки дисморфизма могут наблюдаться при хромосомных болезнях и болезнях накопления. Поражения кожи наблюдаются при нервно-кожных заболеваниях, болезни Фабри и адренолейкодистрофии, Неврологические симптомы и органомегалия описаны в разделе V при классификации причин дегенеративных заболеваний. Полезна консультация офтальмолога. Атрофия зрительного нерва развивается при большинстве лейкодистрофий; макулярная или ретинальная пигментная дегенерация наблюдаются при восковидном липофусцинозе, абеталипопротеинемии, синдроме Рефсума и некоторых мукополисахаридозах. Вишнево-красные пятна обнаруживают при болезни Тея-Сакса, сиалидозе, в некоторых случаях при болезни Ниманна-Пика и GM ганглиозидозе. Помутнение хрусталика (катаракту) определяют при галактоземии болезни Вильсона, синдроме Маринеску-Шегрена и гомоцистинурии. Катаракты сопровождают определенные болезни накопления. В диагностике болезни Вильсона оказывает помощь обнаружение кольца Кайзера-Флейшера.
Лабораторные исследования при задержке развития детей
1. Не прогрессирующие энцефалопатии не требуют назначения большого количества исследований. Нейровизуализация (КТ, МРТ) помогает выявить пороки развития головного мозга и дифференцировать их от гидроцефалии и опухолей. Если этиология энцефалопатии остается неясной, необходимо исключение хромосомной патологии. Оценка зрения и слуха позволяет правильно планировать развитие и образование ребенка.
2. Прогрессирующие энцефалопатии. Объем необходимых исследований определяют после сбора анамнеза и обследования.
Для исключения гидроцефалии или объемного образования может быть необходима КТ или МРТ. МРТ позволяет также выявить демиелинизацию при лейкодистрофиях.
ЭЭГ необходима для оценки эпилептических припадков.
Исследование функции щитовидной железы должно быть проведено при грубом изменении черт лица.
У ребенка с эпилептическими припадками и задержкой умственного развития должно быть проведено исследование мочи на органические кислоты и аминокислоты. Анализ мочи показан при подозрении на галактоземию, когда выявляют гепатомегалию и катаракту. Определение мукополисахаридов в моче должность выполнено при выраженном изменении черт лица и органомегалии.
Замедление проводимости по периферическим нервам и снижение параметров вызванных потенциалов наблюдают при лейкодистрофиях.
Изменение или отсутствие электроретинограмм характерно для пигментной ретинопатии и тапеторетинальной дегенерации сетчатки.
Окончательный диагноз при многих нарушениях данной группы требует подтверждения недостатка ферментов в лейкоцитах или культивированных фибробластах.
Идентификация и клонирование генов и мутаций, связанных с врожденными неврологическими заболеваниями, привели к изменениямв тактике обследования. Все возрастающее количество специфических ДНК тестов становится доступным для идентификации прогрессирующей энцефалопатии. Консультации с генетиками могут быть полезны.для остальных врачей, желающих получить информацию о новейших методах диагностики. Свежая информация доступна также на сайте www. meduniver.com.
– Также рекомендуем “Неэпилептиформные пароксизмальные состояния. Обследование при параксизмальном состоянии у детей.”
Оглавление темы “Обследование в неврологии. Детская неврология.”:
1. Полисомнография. Множественный тест латентности сна. Люмбальная пункция.
2. Противопоказания к люмбальной пункции. Осложнения люмбальной пункции.
3. Задержка развития детей. Статическая энцефалопатия. Прогрессирующая умственная отсталость.
4. Обследование при задержке развития детей. Лабораторные исследования при задержке развития детей.
5. Неэпилептиформные пароксизмальные состояния. Обследование при параксизмальном состоянии у детей.
6. Эпизодические двигательные нарушения у детей. Эпизодические сенсорные нарушения у детей.
7. Головные боли у детей. Хронические головные боли у детей.
8. Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.
9. Энурез у детей. Двигательные нарушения детей.
10. Синдром вялого ребенка. Причины синдрома вялого ребенка.
Источник
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник