Обследование речи ребенка умственного развития
Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
За основу взяты логопедические методики обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные И.Д.Коненковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой, Т.Б..Филичевой, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой.
Направление 1. Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата
Прежде всего необходимо выявить аномалии в строении губ, языка, челюстей, нёба. Затем проверяется моторика артикуляционного аппарата.
Инструкция: «Посмотри и сделай как я, подержи язычок/губы в таком положении, пока я буду считать». Ребёнок выполняет каждое упражнение под счёт экспериментатора от 1 до 10.
«Улыбка» (оскал)
«Хоботок» (губы вытянуты в трубочку)
«Лопатка» (широкий передний край языка положить на нижнюю губу)
«Иголка» (узкий язык высунуть далеко вперёд)
«Улыбка» – «хоботок» (чередование движений)
«Качели» (рот открыт, попеременно поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним зубам)
«Маятник» (кончик языка переводить от одного уголка рта к другому)
«Лошадка» (щёлкать языком медленно и сильно)
«Орешек» (оттопырить правую, затем левую щеку языком, рот закрыт)
Оценка:
5 баллов – все движения доступны, выполнение точное, объём полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены. 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 – движения выполняются, темп выполнения и переключаемость снижены, объём движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряжённое удерживание позы, требуются повторные показы движений;
2 – для выполнения большинства движений требуется подробная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение, тремор кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 – невыполнение, отказ от деятельности.
Направление 2. Изучение звукопроизносительной стороны речи
Проводится обследование произношения согласных (если есть необходимость, то и гласных) звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Ребёнку предлагают назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями.
Оценка:
5 баллов – все звуки произносятся правильно;
4 – один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребёнок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет их;
3 – нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;
2 – нарушено произношение двух-трёх групп звуков, но не более десяти звуков;
1 – нарушено произношение более 10 звуков.
Направление 3. Обследование фонематического слуха
- Отражённое воспроизведение слоговых рядов (пар)
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Экспериментатор предлагает повторить серии из трёх слогов с оппозиционными звуками. Если ребёнок дефектно произносит звуки в предлагаемых пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне.
да-та-да та-да-та са-ша-са ша-са-ша
га-ка-ка ка-га-ка жа-ша-жа ша-жа-ша
ба-па-ба па-ба-па ча-тя-ча тя-ча-тя
ка-ха-ка ха-ка-ха ся-ща-ся ща-ся-ща
са-за-са за-са-за ра-ла-ра ла-ра-ла
ва-фа-ва фа-ва-фа
2. Отражённое воспроизведение рядов (пар) слов
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
кот-год-кот том-дом-том
день-тень-день почка-бочка-почка
Оценка:
- баллов – все задания точно воспроизводятся;
4 – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;
3 – задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары – точно;
2 – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
1 – невыполнение.
3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов
Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно – не хлопай». Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Шанки-фанки-сянки-санки-танки
Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа
Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска
Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч
Оценка:
- баллов – все задания выполнены верно;
4 – часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
3 – ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 – невыполнение.
- Изучение дифференциации звуков в произношении
Серия А. Повторение пар слов:
мишка – миска рожи – розы
чёлка – тёлка цапля – сабля
каска – качка чёлка – щёлка
галька – гайка галка – галька
рак – лак марка – майка
моряк – маяк почка – бочка
тачка – дачка кости – гости
мышка – мишка косы – козы
Серия Б. Повторение фраз:
Старший братишка рассказывал страшную сказку.
Старушка сушила пушистую шубу.
Течёт речка, печёт печка.
Юля уронила фарфоровое блюдце.
Чайка отличается от цапли.
У Сони цветик-семицветик.
Жутко жуку жить на суку.
В домишке жили мышки.
Оценка:
- баллов – все задания выполнены верно;
4 – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
3 – задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 – задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 – неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 4. Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов
1. Отражённое воспроизведение слов.
Инструкция: «Послушай и повтори за мной».
бегемот сосна
танкист сквозняк
лекарство сковорода
термометр пингвинёнок
фотографирую
Оценка:
- баллов – все слова точно воспроизводятся;
4 – большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
3 – слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 – большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 – отказ от выполнения, неадекватные ответы.
- Отражённое воспроизведение фраз.
Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности как я».
Хоккеисты выиграли турнир.
Лариса связала братишке джемпер.
Утром на деревьях защебетали ласточки.
Саша возвращается с работы на транспорте.
Мама покупает в универсаме фрукты.
Оценка:
- баллов – все фразы точно воспроизводятся;
4 – в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный, темп, запинки;
3 – отмечаются искажения слоговой структуры слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 – многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 – отказ от выполнения, неадекватные ответы.
Таким образом, максимально успешный результат за всю методику составляет 35 баллов.
Количественная обработка результатов представлена в табл.
Таблица
Обработка и анализ результатов обследования речи дошкольников с умственной отсталостью
Параметры обследован. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Средний балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Моторика | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,7 |
Звукопроизн | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,0 |
Фонем.слух | 8 | 7 | 9 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 9 | 7 | 7,9 |
Слогов.стр. | 5 | 4 | 6 | 6 | 7 | 4 | 8 | 6 | 7 | 3 | 5,6 |
Общий балл | 17 | 16 | 20 | 19 | 20 | 16 | 21 | 18 | 21 | 14 | 18,2 |
% успешн. | 48% | 45% | 56% | 53% | 58% | 47 % | 61% | 51% | 62 % | 39% | 52% |
Уровень успешности | I | I | II | II | II | I | II | II | II | I | II |
Высчитанное количественное выражение качества выполнения методики (в %) можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности:
IV уровень – 100 – 80% успешности;
III уровень – 79,9 –65%;
II уровень – 64,9 – 50%;
I уровень – 49,9% и ниже.
Источник
Логопедическое обследование
детей с нарушением интеллекта
Особенности когнитивной сферы
у детей с нарушением интеллекта:
У детей с нарушением интеллекта нарушены все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также эмоционально-волевая сфера.
Нарушение восприятия характеризуется тем, что дети данной категории с трудом узнают предметы, находящиеся в непривычном ракурсе: контурные, схематические, перечеркнутые или перекрывающие друг друга изображения часто не узнают, смешивают сходные по написанию буквы.
Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется неустойчивостью, сниженной концентрацией, что ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля.
У детей данной категории преобладает кратковременная память над долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение)
У детей с нарушением интеллекта мышление поверхностно, инертно, несамостоятельно, неосознанно, некритично.
У этих детей несформирован контроль за своей деятельностью, отмечается слабость волевых процессов.
Особенности речи у детей с нарушением интеллекта:
У детей с нарушением интеллекта могут наблюдаться все формы нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.).
Особенностью речевых расстройств данной категории детей является семантический дефект.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система.
В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.
При умственной отсталости различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру.
Расстройства речи детей с нарушением интеллекта характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Обследование детей с нарушением интеллекта.
Для обследования детей данной категории используются различные методики:
Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой,
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамной,
Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой .
«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой представляет собой иллюстрированный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей:
– обследования звукопроизношения;
– фонематических представлений;
слоговой структуры слова;
словаря;
грамматического строя речи;
– самостоятельной речи.
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д Забрамной включает в себя материалы для исследования:
Внимания,
Восприятия,
Мышления,
Памяти,
Эмоционально-волевой сферы, качеств личности.
Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагностировать характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей.
При разработке методики были использованы в модифицированном виде некоторые методы, описанные в работах Т.В. Ахутиной, А.Р. Лурия, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др.
Данная методика включает в себя разделы:
I исследование внутреннего программирования связных речевых высказываний,
II исследование внутреннего программирования отдельных речевых высказываний,
III исследование лексических операций и грамматического структурирования,
IVисследование сенсомоторных операций порождения речевых высказываний:
V исследование языкового анализа и синтеза:
Предлагаемая методика может быть использована в целях диагностики практическими логопедами, психологами, при подготовке диссертационных, дипломных и курсовых работ. При выполнении дипломных и курсовых работ возможно использование отдельных разделов методики с учетом задач исследования. Речевой и дидактический материал может варьироваться в соответствии с возрастом, уровнем интеллекта и речевого развития.
Специфика логопедического обследования
детей с нарушением интеллекта.
Особенностью логопедического обследования детей с нарушением интеллекта является:
Обязательное выяснение анамнеза, состояние ребенка на учете у врачей (узких специалистов), так как умственная отсталость нередко сочетается с другими дефектами (например, снижение зрения).
Большая часть детей с нарушением интеллекта является безречевой, поэтому задания для этих детей в процессе логопедического обследования предъявляются на действие : «Покажи..» (а не «Назови…»).
Дети данной категории быстро устают, не могут долго сосредотачиваться на одном деле, поэтому логопедическое обследование может проходить не за один раз. Учитель-логопед наблюдает за ребенком на уроках, переменах, в свободной деятельности.
В логопедическом заключении определяются:
1 степень системного недоразвития речи.
2 нарушения устной речи,
3 нарушение письменной речи
У детей с нарушением интеллекта компоненты речи могут быть нарушены в различной степени и в разных сочетаниях. Среди детей с нарушением интеллекта встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно высоким уровнем владения речи.
Логопедическое обследование является необходимой составляющей работы учителя-логопеда. Оно позволяет педагогу получить знания о тех нарушениях речи, которые наблюдаются у конкретного ребенка и построить коррекционную работу, основываясь на эти знания.
Список литературы:
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед.-комис. – М.: Гуманитар.издл.центр ВЛАДОС, 2008. – 32с., 115 карт.- (Коррекционная педагогика)
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: КН. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей – М., 2004
Источник
«Диагностика уровня речевого развития ребёнка»
Речь – сложная психическая функция, которая опосредует другие психические процессы, оказывает влияние на их формирование и развитие, регулирует поведение человека, формирует его личность. Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка. Поэтому в системе комплексного обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.
Цель диагностики:
– Выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей.
– Определение уровня речевого развития ребёнка (соответствие или несоответствие возрастной норме).
– Определение маршрута индивидуального развития.
Задачи диагностики:
Обнаружить наличие/отсутствие отклонений в речевом развитии ребенка.
Определить характер дефекта с точки зрения первичности/вторичности речевого недоразвития, или в качестве компонента сложного (сочетанного) дефекта.
Выявить структуру дефекта.
Установить уровень развития речи и сформулировать логопедическое заключение.
Спрогнозировать степень обучаемости ребенка в аспекте формирования полноценной речевой деятельности, выявить наличие рисков в освоении им программного материала, определить программу и организационную форму обучения.
Итак, цель и задачи ясны, далее вы подбираете методику и дидактический материал для обследования. Это очень важный момент от которого будет зависеть результат (ваше заключение). Характер и содержание дидактического материала будет зависеть:
От возраста ребенка (чем меньше ребенок по возрасту, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку).
От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал).
От уровня психического развития ребенка.
От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, НО НЕ ЗАУЧЕН! ребенком).
При обследовании уровня развития речи ребёнка очень важно принимать во внимание следующие показатели:
1) Эмоциональная реакция ребенка на само обследование. Возможна некоторая доля скованности, волнение, являющиеся нормальной реакцией ребенка на новую обстановку.
2) Адекватное восприятие и понимание методики и цели задания. Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания.
3) Характер его деятельности при обследовании и выполнении задания.
ВНИМАНИЕ, ВАЖНО:
В процессе анализа результатов обследования обращаем внимание не на единичные ошибочные ответы, а на их совокупность, регулярность и устойчивость!
После проведённого обследования Вы интерпретируете полученные данные и заполняете логопедическое представление, которое считается обязательным отчетным документом учителя-логопеда. Это представление имеет определённую форму, с которой логопеды обязаны быть знакомы, т.е. специалисты заполняют это представление по установленной форме а не в произвольной.
Итак, логопедическое представление для ТПМПК имеет следующие разделы:
паспортная часть;
речевое окружение;
3) анамнестические данные;
общая характеристика общения;
состояние общей и мелкой моторики;
состояние просодической стороны речи;
особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата;
раздел, посвященный общей характеристике речи:
– звукопроизношение;
– фонематические процессы;
– состояние словаря;
– грамматический строй речи;
– связная речь;
– чтение;
– письмо;
9) логопедическое заключение;
При заполнении логопедического представления указываются: наличие или отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер проявлений. И далее рассмотрим основные показатели диагностики.
Показатель «Просодическая сторона речи»
Оценивает:
интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий);
характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная);
тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет);
тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный);
продолжительность максимальной фонации.
Степени выраженности дефекта:
без особенностей – в процессе коммуникации не возникает никаких проблем. Голос звонкий, эмоционально окрашенный, нет временных ограничений.
легкая степень нарушения – незначительное изменение тембра голоса, заметное, как правило специалисту. Возможна повышенная утомляемость голоса, монотонность.
средняя степень нарушения – изменения тембра заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению, голос слабый, измененный тембр, иссякающий, маломодулированный.
тяжелая степень выраженности нарушения – отсутствие звучного голоса или ярко выраженная назализация, препятствующая установлению коммуникативного взаимодействия.
Показатель «Темпо-ритмическая сторона речи»
Оценивается темп речи, а также наличие запинок судорожного и несудорожного характера. Наряду с отметкой о недостатках собственно темпо-ритмической стороны речи необходимо также фиксировать наличие/отсутствие фиксации на дефекте.
Степени выраженности:
– без особенностей – речь соответствует возрастным особенностям;
– легкое нарушение темпо-ритмической стороны речи: незначительное ускорение/замедление темпа речи, которое может носить ситуативный характер; наличие единичных запинок судорожного/несудорожного характера; фиксация на речи отсутствует;
– нарушение средней степени тяжести: значительное ускорение/замедление темпа речи, которое может носить ситуативный характер и препятствовать эффективной коммуникации; наличие запинок судорожного/несудорожного характера; фиксация на речи присутствует, но количество ситуаций, в которых затруднено общение ограничено рамками публичного общения;
– нарушение тяжелой степени – особенности речи препятствуют эффективному общению, выраженные судороги речевого аппарата, страх речи резко ограничивает даже бытовое общение.
Показатель «Звуковая сторона речи»
Характер недоразвития / нарушения звуковой стороны речи имеет следующие составляющие:
– Фонетический дефект – отсутствие/наличие дефектов звукопроизношения, преимущественно в виде пропусков и искажений звуков родного языка. Оценивается уровень сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявления и использования языкового материала, а также характер нарушения звуков (искажения, замены, смешения).
– Фонематическое недоразвитие – проблемы, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и фонематического слуха.
– Несформированность слоговой структуры слова – неумение сохранять звуко-слоговой образ слова в процессе говорения.
Степени выраженности:
Соответствует возрастной норме – каждый из компонентов может быть рассмотрен как вариант нормативного развития.
Легкая степень недостаточности: – звукопроизношение – дефектна одна из фонетических групп звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения одной-трех оппозиционных пар звуков. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении сложных по слоговой структуре слов.
Средняя степень недостаточности: – звукопроизношение – дефектны две-три фонетические группы звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения 4 – 6 оппозиционных пар звуков, неспособность услышать наличие/отсутствия звука в слове. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении трехсложных слов и слов со стечением трех и более согласных.
Тяжелая степень недостаточности: звукопроизношение – дефектны четыре и более фонетические группы звуков, что препятствует коммуникации, поскольку речь неразборчива; Фонематическое восприятие – трудности различения 7 и более оппозиционных пар звуков, трудности различения слов, близких по звуковому составу. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении двух и трехсложных слов, преобладание лепетных слов (для детей старше 1,5 лет).
Показатель «Лексический запас»
Развитие словарного запаса определяется несколькими компонентами: прежде всего, возрастом ребенка, социальным окружением, местом проживания и проч.
– Определение количественного и качественного состава активного и пассивного словаря.
– Выявление уровня владения значением лексических единиц.
– Определение особенности парадигматических и синтагматических связей.
– Выяснение характера лексических ошибок.
Показатель «Грамматический строй речи»
Определяется уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание); определяется степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц; выясняется характер грамматических ошибок.
Оценка уровня сформированности:
Тяжелая степень недоразвития: отсутствие грамматического оформления речи или наличие отдельных грамматических форм и конструкций, которые ребенок использует не всегда адекватно; резкое ограничение понимания грамматических форм и конструкций, которые ребенок должен был усвоить к данному возрасту.
Средняя степень недоразвития: освоение ребенком наиболее частотных грамматических форм и конструкций, которые он использует неустойчиво. Отмечаются явления замен, смешений, трудности линейного развертывания грамматических форм и конструкций. Понимание достаточное на бытовом уровне, при усложнении структуры предложения, использование относительно редкоупотребляемых грамматических моделей наблюдаются трудности. Невысокая обучаемость грамматическим моделям.
Легкая степень недоразвития: в речи ребенка наблюдаются отдельные аграмматизмы, которые могут носить неустойчивый характер. Понимание грамматических форм и конструкций достаточное.
Соответствует возрастной норме: грамматическое оформление собственных высказываний и понимание соответствует возрасту ребенка и диалектным особенностям региона.
Показатель «Связная речь»
Результаты оцениваются в соответствии со следующей шкалой:
– соответствует возрастной норме (с учетом возраста ребенка) – ребенок составил рассказ самостоятельно или при небольшой стимулирующей помощи, рассказ соответствует теме, тема раскрыта полностью, отсутствуют отступления от темы, в рассказе все предложения связаны между собой, текст последователен и логичен, используются разнообразные лексико-грамматические средства; понимание аудируемого текста – понимает фактологию и смысл текста.
– легкая степень недоразвития – не соблюдается от 1 до 2 признаков текста, при этом понимание фактологии и смысла текста в полном объеме.
– средняя степень недоразвития – не соблюдается от 3 до 4 признаков текста, при этом понимание фактологии в основном сохранно, затрудняется в передаче смысла текста.
– тяжелая степень недоразвития – составление текста невозможно, либо только с опорой на смысловые вопросы. Понимание фактологии текста фрагментарно или невозможно. Смысл текста недоступен.
Показатель «Чтение»
При анализе уровня сформированности чтения учитывается и техника чтения и понимание прочитанного.
Шкала оценки:
– соответствует программным требованиям и возрастной норме;
– легкая степень нарушения: у ребенка при чтении отмечается наличие отдельных ошибок (могут иметь различный характер), понимание прочитанного в полном объеме;
– средняя степень нарушения – количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, ребенок вынужден перечитывать отдельные слоги, слова и предложения. Либо ребенок по способу чтения отстает от программных требований более чем на год. Понимание в целом фрагментарное, хотя общую тему текста может установить.
– тяжелая степень нарушения – количество допускаемых ошибок препятствует пониманию прочитанного / не сформированы продуктивные способы чтения. Понимание прочитанного практически отсутствует.
Показатель «Письмо»
Оцениваем состояния техники письма и самостоятельной письменной речи.
Уровни сформированности навыка:
– соответствует требованиям и возрастной норме – у ребенка не отмечается специфических дисграфических ошибок на письме; самостоятельные письменные работы соответствуют требованиям ООП.
– легкая степень нарушениям письма – отдельные специфические (дисграфические) ошибки, которые могут носить, в том числе, неустойчивый характер. Самостоятельные письменные высказывания соответствуют требованиям ООП.
– средняя степень нарушения письма – работы насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке, и успешному усвоению полученных знаний. В самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических) ошибок возрастает, отмечается некоторая стереотипность используемых лексики и синтаксических конструкций.
– тяжелая степень нарушениям письма – работы насыщены специфическими (дисграфическими) ошибками или ребенок освоил только элементы звуко-буквенного анализа и синтеза. Самостоятельные письменные работы представляют собой псевдотексты: отдельные стереотипные по структуре предложения и однообразная лексика.
К логопедическому представлению школьников прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. На полях работы отмечают характер ошибок: орфографические ошибки; пунктуационные; дисграфические(специфические).
В соответствующем разделе логопедического представления формулируются выводы, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преобладают.
Это можно показать проанализировав реальные письменные работы учеников и показать на конкретных примерах наглядно, что из себя представляют устойчивые дисграфические ошибки.
Первый пример. Работа ученицы 2 класса. Списывание «В лагере». Диктант «Осень».
Слайд № 17
В списывании подчеркнут заголовок, который написан в той же строчке, где начинается основной текст. Это говорит о неумении оформлять текст и не является дисграфической ошибкой, но подобные проблемы также корректирует логопед.
И в списывании, и в диктанте допускается большое число дисграфических ошибок (выделены зелёным цветом): пропуски букв в словах и недописывание слов до конца ( любим=любм, много=мног и т.п). Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). Об этом же свидетельствует добавление лишних букв (ветер = вететер).
Встречаются ошибки, которые связаны с неразличением фонем на слух (чаще=щаще, льёт= лод). Пропуск мягкого знака так же может относиться как к фонематической дисграфии, так и к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Слитное написание предлогов со словами корректируется в рамках работы над диграфией на почве языкового анализа и синтеза (а именно при анализе предложения на слова) и при коррекции аграмматической дисграфии.
Маленькая буква в начале предложения говорит о неумении обозначать границы предложения.
Интересная двойная ошибка(в поле=в доле, т.е. замена п на д) Почему эта ошибка двойная? Первоначальной была ошибка в различении звуков: П девочка распознала, как Б, а у же при написании была допущена оптическая ошибка замена Б на Д.
Я обозначила основные дисграфические ошибки в этом диктанте. На основании вышеописанного можно сделать вывод, что у ребёнка дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической и оптической дисграфии. Конечно же учитывалось и состояние устной речи и проводилась дополнительная диагностика, но основные выводы можно сделать, анализируя именно письменные работы.
Ещё один пример дисграфии. Ученик 2-го класса. Тот же диктант и то же списывание.
Дисграфические ошибки очевидны и достаточно грубы. Вы видите, что ошибки также носят устойчивый характер, и это значит, что нарушение письменной речи в этом случае имеет место быть.
Итак, какие выводы можно сформулировать после сказанного? Конечно же от того будете ли вы соблюдать полную, развернутую схему логопедического обследования, будут ли предлагаемые вами задания детям и материал к ним соответствовать требованиям и показателям возрастной нормы, и конечно же ваша методическая грамотность при реализации диагностических заданий – от всего этого и будет зависеть адекватность и точность вашего логопедического заключения!
Источник