Обследование ребенка с отставанием в развитии

Обследование ребенка с отставанием в развитии thumbnail

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Читайте также:  Мадоу 411 центр развития ребенка

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.
Читайте также:  Поэтапное развитие ребенка в утробе фото

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник

Ранее я поднимала тему к каким врачам прежде всего стоит идти. А в этой статье я бы хотела поговорить об обследованиях, которые необходимо пройти, если вы обнаружили у ребенка симптомы проблем с речью, аутизма и ЗПР. Их обязательно нужно сделать, чтобы исключить ситуации, когда родитель мечется и не знает чем помочь ребенку, а у ребенка на самом деле просто нарушена какая-то физиологическая функция. Например, он глухой и ему нужен слуховой аппарат и сурдолог, в то время как мама высаживает его на безглютеновые диеты, кормит БАДами и водит по логопедам, которые в силу отсутствия слуха вряд ли чего-то от него добьются.

Ниже пойдет речь о довольно распространенных состояниях, при которых развитие ребенка может затормозиться и выглядеть как алалия, аутизм и другие “замечательные” вещи, с которыми лучше на практике никогда не знакомиться. Только если раньше мы обсуждали причины нарушений развития, с которыми практически ничего уже нельзя сделать, то сейчас речь пойдет о более-менее исправимых состояниях, которые можно диагностировать, пролечить и компенсировать, если не полностью, то хотя б значимую часть.

Нарушение кровоснабжения головного мозга

Человеческий мозг так устроен, что наибольший доступ к потоку крови, а значит и к кислороду, имеют самые важные, по мнению природы, его части. Это лимбическая система (эмоции), ствол и продолговатый мозг (ниже на картинке – рептильный), а также мозжечок (красный). Эти отделы мозга называются архикортекс и палеокортекс – если не вдаваться в пространные рассуждения, то это попросту отделы “старого мозга” – основа мозга для практически всех животных.

изображение из открытых источников

Почему по мнению природы так важны именно эти части? Потому, что наше тело заточено под самосохранение любой ценой. Для выживания важно, чтобы работало сердце, вы могли справлять естественные нужды, дышали (ствол + продолговатый мозг), могли убежать или сражаться при опасности (мозжечок+лимбическая система), испытывать голод, сексуальное влечение и материнский инстинкт (лимбическая система).

Но для вашего выживания совсем необязательно говорить, логически мыслить и осуществлять какую-то сложную умственную деятельность. Из-за этого неокортекс, особенно лобно-височные доли мозга, ответственные за интеллект, получают снабжение в последнюю очередь. Если по какой-то причине кровоснабжение мозга нарушается, в первую очередь пострадает именно неокортекс, то есть мышление, речь, интеллект, что приводит к задержке развития. Развивается дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП).

Как обнаружить:

Проблемы с кровоснабжением может обнаружить офтальмолог при осмотре глазного дна. При ДЭП обычно повреждаются микрососуды на дне глаза.

Более глубокие исследования – транскраниальное УЗДГ сосудов головы и дуплекс брахиоцефальных сосудов (исследование сосудов шеи с поворотными пробами).

Новообразования в мозге, внутричерепное давление

Если новообразования (кисты, опухоли) небольшие по размеру, какое-то время они могут не вызывать видимых нарушений, а сигнализировать о себе будут тем, что ребенок, например, все никак не заговорит, плохо слышит без патологий со стороны органов слуха, странно себя ведет (аутичные симптомы) и т.д.

Повышенное внутричерепное давление тоже на глаз не распознается, но когда оно долго сохраняется на постоянном уровне, мозговые ткани начинают раздражаться, что приводит к ухудшению их питания. Итогом может стать ЗПР, алалия и аутизм.

Как обнаружить:

Родничок у детей в норме закрывается к 2 годам. Если родничок не закрылся, а проблемы видны, можно сделать нейросонографию (УЗИ мозга).

С помощью НСГ конечно далеко не все можно увидеть, зато оно безопасное и безболезненное. НСГ может обнаружить крупные кисты, смещение структур мозга, новообразования, повышение внутричерепного давления.

Читайте также:  Пожелание воспитателю в развитии моего ребенка

МРТ конечно более информативный метод со значительно лучшим разрешением. МРТ считается безопасным, но его имеет смысл проводить как уточнение после других исследований, если у вас уже есть намеки на какие-то нарушения. Почему? Потому, что на МРТ требуется хотя бы 30 минут неподвижно лежать. Ребенок до 5 лет, да ещё и с диагнозами вроде алалии или аутизма, просто неспособен на такой подвиг. Физиологический сон не прокатит, так как аппарат сильно шумит. Поэтому МРТ маленьким детям делают исключительно с наркозом, который тоже не безвредная конфетка.

Своему ребенку, честно скажу, я МРТ сделала, так как всё думала, что врачи что-то проглядели. Но сейчас я считаю, что это была зряшная затея. Опухоли и кисты можно увидеть и на НСГ, показывать наличие новообразований, кстати, косвенно может и ЭЭГ. Нарушения кровообращения видит допплер. Поэтому глубинного смысла в МРТ без назначения врача обычно нет.

Эпилепсия, очаги повышенной судорожной готовности

“Эпилепсия – это же когда человек падает и дергается?” – спросите вы.

И да, и нет. Существует огромное количество форм эпилепсии. Далеко не вся она связана с видимыми припадками. Бывает, абсансная эпилепсия – человек просто теряет сознание на несколько секунд, а потом возвращается к своим делам как ни в чем ни бывало. Это могут не заметить ни он, ни другие люди. Бывает, что нет никаких припадков, зато есть неудержимые приступы смеха. Если смотрели фильм “Джокер”, то у главного героя расстройство как раз напоминающее геластическую эпилепсию – смех, вместо припадков, который появляется к месту и без. Бывает, что всё выражение эпилепсии – это плохое настроение после сна и крики во время него.

фото из открытых источников

Как обнаружить:

Эпилепсия способна здорово испортить жизнь. Мозг, который постоянно атакует эпилепсия, не успевает от нее оправиться. В итоге развиваются повреждения мозговой ткани, что, опять же, приводит к появлению аутичного поведения, алалии, ЗПР. Кроме того, при повышенной судорожной готовности не рекомендуется пить многие лекарства и ноотропы, чтобы не провоцировать мозг на приступы. Поэтому при задержках развития абсолютно показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

Существует три вида ЭЭГ. Рутинная (в состоянии бодрствования 30 минут), ЭЭГ дневного сна (1-3 часа) и ЭЭГ ночного сна (8-10 часов).

  • Рутинная ЭЭГ чаще всего может поймать только какие-то намеки, чтобы дальше обследовать мозг, если она не делается прямо во время приступа;
  • ЭЭГ дневного сна более информативно потому, что существует группа бессудорожных эпилепсий, активных только во сне. Она же и рекомендуется как основное ЭЭГ, так как включает в себя исследование всех стадий работы мозга: провокационные пробы, бодрствование, засыпание, сон, пробуждение;
  • ЭЭГ ночного сна наиболее подробное из всех. Рекомендуется для уточнения диагноза, если раньше на ЭЭГ уже находили эпиочаги.

Слуховая нейропатия

Это нарушение слуха, при котором звук нормально проходит до улитки (внутреннего уха), но при этом дальше, по слуховому нерву до мозга, он идет с помехами.

При слуховой нейропатии человек может быть как полностью глухим, так и слышать всё, кроме речи. Речь будет казаться неразборчивой. Почему страдает именно распознавание речи? Потому, что в речи присутствует одновременно очень много звуков разной тональности. При слуховой нейропатии эти звуки слипаются в кучу и превращаются в неразборчивую кашу. Детям со слуховой нейропатией часто ошибочно ставят сенсорную алалию или аутизм.

Как обнаружить:

Сделать КСВП.

КСВП похоже на ЭЭГ, только там не так много электродов. На ребенка одевают электроды и наушники. В наушники подают щелчки разной громкости и смотрят как ведет себя слуховой нерв и как при этом отвечает мозг.

фото из открытых источников

Впридачу к КСВП стоит сделать отоакустическую эмиссию и импедансометрию, чтобы исключить проблемы с органами слуха. Если слух снижен не до тотальной глухоты, может наблюдаться ситуация, при которой ребенок в принципе реагирует на звуки, но не на речь, так как она попросту сложнее для восприятия.

Гипотиреоз

Очень распространенное заболевание, связанное с нехваткой йода и, соответственно, гормонов щитовидной железы. Россия и страны СНГ относятся к регионам с дефицитным содержанием йода в почве. В наших краях нет доступа и к другим резервуарам этого микроэлемента – морепродуктам и водорослям. Соответственно, проблема йододефицита у нас стоит достаточно остро.

У взрослых, пока дефицит йода не станет тотальным, гипотиреоз вызывает смазанные симптомы: усталость, ухудшение памяти, выпадение волос, снижение либидо. Неприятно, но в принципе жить можно.

Для детей, особенно в период до 3 лет, йод – критически важный микроэлемент для развития мозга. Если йода остро не хватает, ребенок отстает в физическом и психическом развитии. Нарушения психики варьируются по тяжести: может быть сравнительно легкая неврология с пониженным мышечным тонусом и плохой координацией, или такое отставание, что ребенок не в состоянии ходить и говорить.

Как обнаружить:

Пройти обследование у эндокринолога. Врач проведет общий осмотр и отправит на анализ крови. Обычно достаточно трёх показателей: ТТГ, Т3 и Т4. Дальше по ним будет подбираться соответствующее лечение.

Честно скажу, может быть и так, что в ходе обследования окажется, что ребенок здоров, как космонавт, и видимых причин для беспокойства нет. Однако, эти обследования стоит пройти, так как выявляемые ими болезни достаточно сильно распространены. Поэтому существует немалая вероятность, что вы сможете обнаружить проблему, пролечите ребенка и забудете о таких страшных словах, как алалия, ЗПР и аутизм, как о кошмарном сне.

Спасибо всем прочитавшим! Ставьте лайки и подписывайтесь 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник