Обследование ребенка дошкольного возраста познавательное развитие методики

Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста

Методика исследования мышления детей 5 – 6 лет. “Времена года”

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

 10 баллов

– за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов

– ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов

– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов

– ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла

– ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. 
8-9 баллов – высокий. 
6-7 баллов – средний. 
4-5 баллов – низкий. 
0-3 балла – очень низкий 

          Диагностика внимания

  1. Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Эту методику применяют при обследовании детей,  которые хорошо знают цифры. Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.

Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.  Время выполнения заданий регистрируется.

Для детей  8-9  лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4

9

5

11

23

20

14

25

17

19

13

3

21

7

16

1

18

12

6

24

4

8

15

10

2

22

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

1

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8

5

 14

 12

 23

 2

16

 25

 7

 24

 13

11

  3

20

 4

 18

8

 10

 19

 22

 1

21

 15

 9

 17

 6

  1. Корректурная проба

С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем  переключение  и распределения внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

 ж   ф   с   я   а   б   ц   у   и   к   е   н   г   ш   щ  з   х   ф   м   о

 ы   в   а   и   р   о   о   л   д   ж   з   я   ч    м   и   т   ь   с   т   в

 о   б   ю   е   а   в   ы   р   е   н   о   л   б   ж   д   л   о   р   у   к

 ц   у   к   е   н   г   ш   щ   з   х   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж

 я   ч   с   м   и   т   ь   б   ю   э   ж   д    л   о   р   п   а   в   в   ы

 е   а   е   ы   ф   я   ч   с   м   и   т  б   ю   ф   ы   в   а   к   й    ц

 э   л   д   ж   э   ц   у   к   е   н   г   ш   щ   н   е   к   ц   ф   у   к

 и   м   с   ч   я   а   х   о    х   р   з   х   о   щ   н   е   к   у   ы   в

 ц   к   э   д   ж   л   о   н   с   а   в   и   ф   ю   в   м   б   ю   и  м

 е   к   у   ц   з  щ   ш   г   н   е   к   у   ц   и   м   с   ч   ю   т   и

 ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж   з   щ   ш   г   н   е   к   у   н   г

 ж   д   л   о   р   п   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж  ю  б   и   м

 ф   ы   в   к   у   ц   е   н   г   ш   щ   л   о   р   п   и   т   м   с   ч

 р   п   а   о   л   д   и   м   с   ч   и   т   б   л   о   д   ш   е   н   г

 а   п   р   о   н   е   г   к   у   в   а   п   л   д   ж   и   т   б   м   с

 п   а   е   к   н   г   о   л   п   д   ж   ш   н   г   к   у   в   м   с   и

 э   л   д   ш   г   н   щ   у   к   е   н   д   о   р   г   с   и   т   п   р

 к   у   е   н   г   ш   л   о   р   д   ж   в   а   п   р   н   д   и   т   в

 в   а   п   р   н   г   о   л   д   и   т   ж   з   х   к   у   п   р   н   е

 с   и   т   р   н   г   ц   е   ы   в   с   и   м   п   р   о   н   е   г   б  

 Инструкция:   По сигналу  «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.

   Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация  – по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее).  

    Работоспособность учащихся можно определить по формуле:

                                                                          2

           Работоспособность =  (количество строк)

                                                   количество ошибок

        Чем больше работоспособность и чем меньше число  ошибок, тем  более устойчивым является внимание.

       Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р» , на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч».

      ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных

                                  Общее количество просмотренных строк

Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета.

Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов) ; интервал между сериями один день.

Представим описание данной методики.

Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) .

Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.

Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.

Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.

Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Критерии оценки:

– выбор и размещение цвета по наглядному образцу;

– выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.

Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:

I уровень (высокий) : размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.

II уровень (средний) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.

III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.

Мы полагаем, что данная методика позволит нам детально выявить особенности сформированности зрительного восприятия цвета у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Методика . «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).

Цель: использование методики Д.Векслера позволяет исследовать зрительную память детей дошкольного возраста.

Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер каждой 20х30.(Приложения 2; 3)

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.

Инструкция ребенку:  «Сейчас на некоторое время я покажу тебе картинку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. После того, как я уберу картинку, ты можешь начинать рисовать»

Анализ результатов:

Подсчитать количество баллов по каждому рисунку.[20]

Фигура А:

  • две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
  • правильно расположенные флажки — 1 балл;
  • правильный угол пересечения линий — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Фигура Б:

  • большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
  • четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
  • две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
  • четыре точки в квадратах — 1 балл;
  • точность в пропорциях — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

Фигура В:

  • большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
  • все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
  • маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.

 Максимальная оценка — 3 балла.

Фигура Г:

  • открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
  • центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
  • фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Вывод: максимальный результат — 14 баллов.

Результаты:

10 – 14 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти;

9 – 6 баллов – средний уровень развития зрительной памяти;

5 – 0 баллов – низкий уровень развития зрительной памяти.

Методика «Назови животного и его детеныша».

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш – котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

 Методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью  творческого акта» 
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств 
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
 2. Порядок исследования.
 Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
 Приложение 1(табл.1,2) 
 
 Анализ результатов.
Все работы детей  можно поделить на 4 группы.
1 группа –  оригинальные изображения во  всех 3х случаях.
2 группа –  оригинальные изображения в 2х  случаях.
3 группа –  оригинальные изображения в одном  случае.
4 группа –  нет оригинальных изображений.
   Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
  Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек. 

     Второй  этап – формирующий.
   Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку  взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить  ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине. 

   Приложение 2(табл. 3)
Анализ результатов:
1 человек –  4 названия 7%
3 человека –  по 3 названия 20%
5 человек –  по 2 названия 33%
6 человек –  по 1 названию 40% 

Модифицированный  тест Роршаха.
 Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
 Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
  Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. 
В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
    Приложение 2(табл.4,)
    Вывод: Два ребенка нашли сходство с тремя объектами, Остальные дети хуже справились с заданием. 

Источник

Диагностика познавательных процессов  в рамках реализации проекта «Юный исследователь»

 Задачи: выявить уровень заинтересованности детей к исследовательской деятельности.

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

Показатели

Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной деятельности

 Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности

Уровни сформированности экспериментальной деятельностью

 Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).

Уровень развития любознательности, познавательной активности

 Мини тесты «Изучение познавательной инициативы». «Игровое упражнение «Да -Нет» Л. А. Венгер

Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целепологание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в до стижении результатов, помня о цели работы

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, н несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

Диагностическое задание 1. «Игровое упражнение «Да – Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

 Диагностическое задание 2.По методике«Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) – 3 балла, за четвертый (экспериментирование) – 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.

Диагностическое задание 3.Наблюдение«Изучение познавательных интересов»

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

 б) иногда

 в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

 в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

 б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать.

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Диагностическое задание 4.Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природеавторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.разработаны мини-тесты,в которых ребѐнку предлагаются следующие вопросы:

1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.

 2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

 4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

6. Расскажи о свойствах магнита.

 7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.

 9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Обследование детей по диагностике изучения познавательных интересов показало, что на начало года  35 % -8 человек имеют высокий уровень и 65%-17 детей не проявляют выраженного интереса к занятиям по экспериментированию и на вопросы по познавательному развитию предпочитает не отвечать. Слабо выражена связная речь, умение формулировать предложения для ответа на поставленный вопрос.

На конец учебного года диагностика выявила следующие показатели.55%-14 человек имеют высокий уровень сформированности  интереса к познавательному развитию, 45 %-11 человек показали средний уровень. Они начали проявлять интерес к познавательной литературе, активно задавать интересующие вопросы. Научились частично применять полученные знания на практике.

Низкий уровень отсутствует.

Источник