Обследование развития ребенка от 3 до 4 лет

           Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ  1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, миш­ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас­кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока­жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы.

      Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти­нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори­ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч­ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка,  коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить следующие действия:   «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко­робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи­тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

    Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан­ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус­воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан­ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче­ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают­ся состояние фонематического слуха, готовность артику­ляционного аппарата к произнесению звуков и произно­шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован­ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

    Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст­рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

   Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш­ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред­метного словаря по темам: «Игрушки»,  «Одежда»,  «Наше тело»

Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.

      Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло­гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо­ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением различных действий и от­ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де­вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо­ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба­тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

     Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак­тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.  Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки – зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий,   часто   встречающихся   в   жизни   детей:   мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве­ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч­ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга­ет со скакалкой.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес­ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во­просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло­вом, фразой, грамматически правильно строить предложе­ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя­ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я    м и м и ч е с к о й    м у с к у л а т у р ы:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза­тельно в игровой форме.

С т р о е н и е    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от­крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы­чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре­буемое движение по словесной инструкции или по пока­зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко­му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх­ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре­бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь­ных движений, насильственных движений, саливация. Су­щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе­ния, застревания на одном движении. С этой целью мож­но использовать следующие упражнения:

«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поце­луй его);

«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыб­нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – по­тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – по­кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра­фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла­чет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)»  и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про­изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана­лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе­ния звуков. Методика предъявления изолированных зву­ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

                                      СХЕМА ПРОТОКОЛА

   ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ  1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи,  что ты наденешь  на голову,  когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?     ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела______________________________________________________________________

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ

Что делает мальчик? ____________________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делает мама? _______________________________________________________________

Что делают дети?_______________________________________________________________

  1. СКАЖИ КАКОЙ

Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________

Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Пила, рыба, часы_______________________________________________________________

Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________________________

Диван, лимон, батон ____________________________________________________________

Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________

СЕРИЯ 5

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ

Назови, что делает зайка ________________________________________________________

Назови, что делает мишка _______________________________________________________

  1. РАССКАЖИ СТИШОК

«Зайка» ______________________________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________________________

  1. РАССКАЖИ

Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________

Девочка рисует________________________________________________________________

Девочка поливает цветы _________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей ________________________________________________________

Девочка танцует________________________________________________________________

Мальчик катается на коньках ______________________________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания __________________________________________________________

надувание щек _________________________________________________________________

наморщивание_________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка _______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо_____________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________

пощелкать язычком_____________________________________________________________

«часики» ______________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте________________________________________

«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________

«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________

Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________

Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________

Как гудит поезд? _______________________________________________________________

Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________

Как кричит лошадка? ___________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________________

Рекомендации:       

Источник

Приложение №1

 Мониторинг развития ребенка от 3 до 4 лет

  Умственное воспитание.

1. Группировать предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету.

2. Устанавливать тождество и различие предметов по свойствам: величине, форме, цвету.

3. Знает формы: круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная.

4. Отвечает на разнообразные вопросы взрослых, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

5. Застегивать кнопки и пуговицы (рамки).

6. Зашнуровывать ботинок (рамка) .

7. Застегивать молнию (рамка).

Физическое воспитание.

  1. Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное педагогом направление, выполнять задания: остановиться, присесть, повернуться.
  2. Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, тип бега в соотношении с указаниями педагога.
  3. Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
  4. Прыжок с места на 2х ногах, не менее чем на 40 см.
  5. Катать мяч в заданном направлении.
  6.  бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы.

Развитие речи:

1.  По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого   рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

2. Достаточно легко находить общий язык с детьми.

3. Наизусть или по азбуке произносить буквы и слоги.

Развитие элементарных

математических представлений:

1. Группировать предметы по цвету, форме, величине.

2. Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из  группы.

3. Находить в окружающей обстановке один или много одинаковых предметов.

4. Сравнивать два контрастных по величине предмета (используя приемы наложения, приложения их друг к другу), показывать, какой из предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий низкий.

5. Понимать слова: впереди – сзади, верху – внизу, слева – справа,  над – под, верхняя – нижняя

 (пространственные ориентировки относительно себя самого).

 Нравственное воспитание:

1. Сказать «Привет», «Пока», «Здравствуйте», «До свидания»  

2. Сказать «Пожалуйста» и «Спасибо» при какой-либо просьбе или помощи.

Художественная литература:

1. Заинтересованно слушать стихи и сказки в течение 10-15 минут.

2. Без сопровождения взрослого рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книжке.

3. Отвечать на вопросы воспитателя.

Называть произведение, прослушав отрывок из него.

Рисование:

1. Свободно держать фломастер, кисть, карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.  Использовать акварельные краски при рисовании.

2. Знает основные цвета и оттенки (розовый, голубой, серый)

3. Умеет изображать предметы разной формы: округлой, прямоугольной, и предметы, состоящие из комбинации разных форм и линий: неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.

4. Передать сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (сад, елочки в лесу) или изображать разнообразные предметы.

Лепка:

1. Украшать вылепленные предметы, используя палочки с заточенным концом.

2.  Создавать предметы, состоящие из 2-3 частей.

Аппликация:

1. Сам складывать на листе предварительно вырезанные детали в определенной последовательности.  

2. Намазывать детали клеем и распределять на листе.

3. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам или по собственному желанию.

Конструирование:

1. Знать, называть, использовать детали строительного материала.

2. Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Различать части постройки по величине (большая – маленькая, узкая –  широкая.)

Источник