Общий подход к развитию ребенка
Школа молодого родителя
Общие педагогические подходы к воспитанию детей:
1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7. Онтологический (бытийственный) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования (“единицы”) морального сознания, основные его идеи, понятия, “ценностные блага”, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно – наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11. Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).
Список литературы:
1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . – М: Просвещение, 1989г № 5. – с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Развитие – изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
В.В. Зеньковский писал: «Дитя становится личностью – оно медленно раскрывается само для себя, – медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя». [ 25. С.285].
Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми организму, индивидуальности или личности и тем, чем располагает человек и как он может ответить на эти требования).
Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводят к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других.
В педагогике и психологии постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологический подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, заданных задатками.
Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешения различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности.
· противоречие между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;
· противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;
· противоречие между целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.
Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:
· «уровень актуального развития» – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.
· «зона ближайшего развития» – отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.( 15,Т.2, ,с.246-247)
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка, то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Задача педагога – способствовать развитию у ребенка организма (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: “Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору”.
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.
Что такое социализация?
Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения социального опыта происходит формирование социальных чувств: социальных симпатий и антипатий.( В.В. Зеньковский)
От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.
Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.
Говоря о социализации человека, мы имеем в виду, прежде всего формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение – выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеский, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. П.Н.Наторп писал: “Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг-друга, непрестанно реагируя на эти влияния” [41.С.76].
Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы. Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова “Ночь после выпуска”. “Люблю ли я школу? – Голос звенящий, взволнованный. – Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается – сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все – прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю… Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного – что мне нравиться, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравиться, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и … и не смела сильно любить… Теперь вот оглянулась, и оказалось – ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы, и школы. И тысячи дорог – и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!” [61.С.12].
Юлечку и других героев повести можно назвать “жертвами социализации”. Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего только себе присущего способа социального поведения.
Такими же “жертвами” социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.
Критерии социализации
В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор». (22 ,с.86)
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами “Быть со всеми” и “Оставаться самим собой”. Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.
Источник
Дети учатся у нас, у родителей, у педагогов, дети видят больше чем мы. Желаете понять ребёнка, посмотрите его глазами на картину мира.
Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения, потенциалы не только реализуются, но подчас блокируются под влиянием страха». Основная задача взрослых помочь детям расти, раскрыть природный талант.
Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и самое главное старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения с взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться.
Поэтому необходимо отказываться от устаревших методик воспитания детей, так как они не позволяют раскрыться в полной мере заложенному в детях потенциалу. Способности ребенка, которые в недалеком прошлом считались бы феноменальными, в нынешней реальности являются абсолютной нормой. Никогда в истории человечества не было такого, чтобы дети разбирались в чем- то лучше, чем взрослые.
Еще 10 лет тому назад умение трехлетнего ребенка включить кнопкой телевизор, было для родителей поводом гордиться ранним развитием своего малыша, а сейчас не редкость, когда 2-3 летние дети осваивают ноутбуки и планшеты.
Соответственно каждый педагог должен быть заинтересован в освоении новых методов и форм общения с современными детьми, и направлять родителей, которые нуждаются в нашей педагогической поддержке и пониманию в общение с нашими детьми. Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.
Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения.
Итак, познакомимся с методиками воспитания современных педагогов-психологов:
- . «Принятие ребенка: любовь или вседозволенность».
Ветхие педагогические идеи «меня били, и я буду бить!», «куда он денется – как-нибудь вырастет», кажется, побеждены, но теперь ответственный принимающий «родитель-победитель» попал в ловушку собственной сознательности: мы многое узнали о детских травмах и… до смерти боимся самих себя. Каким вырастет ребенок? Что ему сейчас сказать, чтобы не травмировать его психику? Не слишком опекаю?.. Справиться с этими и другими переживаниями помогут тезисы лекции известного психолога Людмилы Петрановской «Принятие ребенка: любовь или вседозволенность».
№1: Не требуйте от себя слишком многого:
Очень много лет родители растили детей, не очень понимая, как на них отражаются действия, поступки, их эмоциональное состояние: ребенок и ребенок, куда он денется, вырастет! С развитием психологии, психиатрии стало выясняться, что на самом деле то, как родители строят отношения с детьми, на детях очень сильно отражается. Это знание в свое время очень впечатлило человечество…
Пришло понимание, что нужно ребенка принимать, понимать, нужно идти навстречу его потребностям, принимать его чувства.
№ 2: Не воспринимайте ребенка как объект борьбы
В голове людей сильна идея борьбы с ребенком. Мы привыкли воевать с детьми. Часто можно услышать от родителей: «Ребенок делает то-то и то-то. Как с этим бороться?» или «Ребенок не делает того и того. Мы с этим боремся, но ничего не получается!»
Не воюйте с ребенком. Он же ваш детеныш и любит вас всем сердцем. Если чувствуете, что увязли в борьбе, самое время – перелезть через баррикаду и встать рядом с ребенком.
№ 3: Не устанавливайте «железобетонные» принципы
Если мы уверены в себе как родители, как педагоги, мы понимаем, что разберемся. Когда мы не уверены в себе, не уверены, что разберемся, мы устанавливаем жесткие правила.
Надо больше прислушиваться к себе, быть больше в контакте с собой, не стараться следовать жестким рецептам, а отталкиваться от ситуации.
№ 4: Не подчиняйте ребенка своим ожиданиям
Принятие ребенка со всеми его особенностями – это не про то, что нужно всегда ему все разрешать, со всем, что он говорит, соглашаться, а про то, что мы его должны принимать таким, какой он есть. Это сложная задача – расширять зону принятия можно всю жизнь…
№ 5: Не забывайте: опыт принятия себя – самое лучшее, что мы можем дать детям, так как они – великие подражатели!
Ещё одна важная тема, которую раскрывает Петрановская
«Ленивые родители-шанс ребёнка».
В этой теме Петрановская говорит о том, что родители которые занимаются ранним развитием, затормаживают в ребенке такое главное качество, как мотивация, т.е ребенок не успевает включать свою познавательную активность , в итоге вся мотивация ( а это то, что идёт изнутри, то, что я сам хочу), присваивается родителям. Дети развиваются, не потому что мы их развиваем, а потому что они запрограммированы природой развиваться.
Фоном для этого являются просто впечатления, то, что с ребенком разговаривают, гуляют, ребенок видит птичек, животных, растения, просто то, что ему нравятся какие-то предметы, с которыми он взаимодействует, вот от этого он и развивается. Но эта мысль для родителей пугающая, как это так! Вот так просто живём, а он развивается? Не солидно, мы получаемся плохими родителями, чего сидим то надо развивать! Это на самом деле не весёлая ситуация, потому что к подростковому возрасту типичная жалоба на таких детей: ничего не хочет, лежит на диване, играет в компьютер, учиться не хочет, работать не хочет, т.е мотивация полностью «отгрызана», полностью отнята она не существует у самого ребенка. Что же является благоприятным условием для развития ребенка? На самом деле, всё очень просто. Когда ребенок спокоен, когда уверен, что его любят, когда уверен, что его принимают таким, какой он есть, что же ему ещё делать, как не развиваться. Развиваться ребёнок может о любые палочки, камешки обо что угодно, потому что для него всё идёт в ход, палка станет лошадью, крапива станет врагом. Все будет происходить само по себе.
Главное условие для развития детей – хорошее отношение с родителями.
Теория привязанности- следование за своим взрослым. Каждый ребёнок привязан к тому взрослому, кто заботится о нём. Чувство привязанности тоненькой ниточкой проходит через всю жизнь ребёнка.
Эксперимент в конце, которого мерили познавательную активность детей.
Маму приглашали с ребенком (дошкольником 4-6 лет) на собеседование с психологом. Говорили, что речь пойдет о его способностях. Мама приходила в комнату, которая была заполнена всякими развивалками, игрушками… и психолог говорил, что ему нужно срочно отлучиться поговорить по телефону, я скоро вернусь, а вы пока располагайтесь, чувствуйте себя, как дома, располагайтесь, можно все брать, делать все, что хотите, я вернусь, и мы с вами займемся. И выходил на 15-20 минут. И коварно наблюдал через зеркало Гезелла за тем, что происходит в комнате.
Через какое-то время набрался объем информации, и удалось разделить способы поведения родителей на 4 группы:
1) В одной группе мама говорила ребенку: «Ничего не трогай, сломаешь!», сажала его рядом с собой на стул и все 20 минут они сидели и ждали психолога.
2) В другой группе мама, услышав от психолога, что можно все трогать, говорила: «Ну, ладно, подождем!», доставала из сумки журнал и начинала читать его, не обращая внимания на ребенка, а он что-то трогал, смотрел…
3) В третьей группе мама говорила: «Слушай, нам разрешили все посмотреть, смотри, как тут много всего интересного», и они начинали вдвоем все рассматривать, брать одну игру за другой, и мама объясняла: это нужно вот так, а это вот так. Они взаимодействовали, делая все вдвоем.
4) В Четвертой группе, услышав, что все можно брать, мама, забыв про ребенка, с горящими глазами начинала хватать эти учебные пособия, начинала что-то там с ними делать, изучать самостоятельно.
После этого измеряли познавательную активность. Самые хорошие результаты оказались у тех мам, которые, забыв про ребенка, сами начали с азартом изучать и исследовать эти пособия. Понятно почему, да? Мы помним про следование за взрослым, ребенок присоединялся к маме следом, но она ничего ему не объясняла, ничего не показывала, как что делать, никак его не ограничивала, ситуацию оценки не задавала: ребенок видит, как это все интересно, поэтому тоже все начинал изучать и пробовать. Т.е. у него тут же включалась познавательная активность.
На втором месте были те дети, чьи мамы доставали журнал и начинали читать. Мама давала ребенку свободу. Никакой тревоги, никаких оценок, ребенку можно делать, все, что он хочет. Мама рядом сидит, ребенок спокоен. Мама занята своим делом, а вокруг много всего интересного.
Самые последние результаты разделили те дети, чьи мамы говорили «Ничего не трогай» и те, чьи мамы брали развитие на себя.
«Ленивые родители» – это те родители, которые сами развиваются, которым интересно жить, они сами что-то постоянно делают, читают, узнают новое, учатся, у них глаз горит, которые не тюкают ребенка постоянными оценками и осуждениями.
Пример мотивации для педагогов ( пример с пирамидкой).И в этом смысле, как педагоги подавая пример интересной деятельности +создавая условия выполнения интересной задачи, вы создаёте благоприятную почву для развития мотивации у детей.
«Воспитание с видом на будущее».
Петрановская выделяет 4 компетенции нужные ребенку в современном мире: 4к
- Коммуникация ( учим ли мы детей разнообразным способам общения)
- Кооперация (способность согласовано действовать с другими людьми добиваясь энергии ресурсов).
- Креативность (взлом шаблонов, сделать так, как никто не делал до меня)
- Критическое мышление (нестандартно мыслить).
Созвучно этой статье про мотивацию, позиция психолога, арт-терапевта Анны Быковой;
«Дети инфантильны и не самостоятельны, когда это выгодно взрослым».
В своей книге: «Самостоятельный ребёнок или как стать «ленивой мамой», Анна говорит о том, чем опасна родительская гиперопека и чрезмерный контроль. Почему так важно давать ребёнку выбор, когда стоит помочь ребёнку, а когда воздержаться.
«Ленивая мама-это принцип воспитания при котором гармоничным образом сочетаются интересы взрослых и интересы детей. Без жертвенности, без гиперопеки ,без подавления воли ребёнка. В основе – любовь, принятие ответственность и формирование здоровых границ личности. Гарантия счастья ребёнка – это счастливые родители. Дети считывают эмоциональное состояние взрослых. Невозможно поменять поведение ребёнка, если родители сами не хотят меняться. Ленивая мама – та, которая не делает за ребёнка лишнего. Не делает за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Сопровождает его при освоении новых навыков , расширяет зону ближайшего развития ребенка, позволяя ему получать новый опыт.
У нынешних родителей энергии столько, что её хватает, чтобы проживать жизнь ещё и за своих детей, участвуя во всех их делах принимая за них решение, планируя их жизнь. Вопрос, нужно ли это самим детям?
Мы, как педагоги должны помочь нашим родителям взрастить в себе готовность отпустить ребенка в самостоятельную жизнь.
О воспитании детей в современном мире вносит своё веское слово популярный сейчас психолог Михаил Лабковский.
Он говорит, также о том, что психологическое состояние родителей очень важно в отношениях с ребёнком. «Счастливый ребёнок вырастит только у счастливого родителя». «Детям не нужны наши жертвы – говорит Лабковский, родители не должны посвящать свою жизнь детям, у них должна быть своя собственная жизнь, ребёнок должен в эту жизнь вливаться, а не быть её смыслом. В вопросах физических наказаний Лабковский занимает резко отрицательную позицию. Любое физическое насилие травмирует психику маленького человека. Те, кто посильнее сам становится агрессивным после взросления. Те, кто послабее, становятся забитыми, сломленными. У них патологически занижена самооценка, сознание жертвы, они постоянно перед всеми извиняются и чувствуют себя виноватыми во всем. И те и другие во взрослой жизни тянутся к партнерам, склонным к агрессии, у них это заложено на уровне подсознания.
( ремарка).
«Сынок, иди домой
Мама, я замёрз
Нет, ты хочешь кушать»
Также Лабковский признает, что в стране большая проблема с материнской гиперопекой. Активные матери почти до совершеннолетия не позволяют своим отпрыскам принимать решения и все делают за них. Потому что «он (или она) сделает плохо».
Лабковский настоятельно рекомендует родителям избавиться от этой пагубной привычки. В современной психологии расписаны все нормы поведения, согласно любому детскому возрасту. Например, в пять лет малыш вполне способен самостоятельно одеваться и завязывать шнурки. С 8-9 лет он может пылесосить и мыть посуду. Надо эту возможность ему предоставить. И, конечно же, любить своего ребенка, просто так безо всяких условий.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Автор более семидесяти научных работ. На сегодняшний день один из самых востребованных специалистов в России.
Если понимать своего ребенка, гораздо проще найти способы взаимодействия с ним. Гиппенрейтер заявляет, что в области воспитания сохранилось много ошибочных мнений, устарелых и порочных традиций. Среди них: практика принуждений, строгих наказаний, подавление свободы и личности ребёнка. Подобная практика сохраняется поколениями, передается современным родителям, приводит к проблемам в семьях. Обычно воспитание сводится к тому, что родители пытаются прививать своему ребёнку качества или свои собственные, или другие, которые для себя считают важными. Часто родители не знают, как действовать по-другому, потому что с ними так поступали в детстве. Функции пап и мам не должны сводиться к глаголам «учить», «приучать» и «поучать». Дети нуждаются в том, чтобы родители поддерживали их, направляли. Чем раньше родители поймут, что воспитывать ребёнка нужно с учётом его способностей, данных от рождения, тем проще будет и ребёнку и его родителям выбирать для него профессию.
«Непослушание – единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним».Нередко детское непослушание рассматривается как корень многих проблем, однако в большинстве случаев оно является прямым следствием наших поступков, слов и интонаций.
Дисциплина должна быть «…не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них».Дисциплина, безусловно, необходима. Но вопреки сложившемуся стереотипу, её невозможно добиться путём исключительно критических замечаний, напоминаний и требований. В этом случае ребёнок, даже если он формально подчиняется , станет хитрить и использовать каждую удачную возможность выйти за рамки установленных правил.
Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».Часто мамы и папы сетуют на характеры детей, на наследственность – на всё что угодно, только не на свои собственные промахи. Нередко можно слышать от них, что дети их «доводят», заставляя терять самообладание, опускаться до ругани и прочего антипедагогичного поведения. Ю.Б. Гиппенрейтер уверена: ответственность за формирование детских страхов, комплексов и проблем в поведении лежит на родителях. Именно они изначально взяли неверный тон в общении с ребёнком, и спрашивать им стоит только с себя. К счастью, в большинстве случаев по-честному выполненная «работа над ошибками» способна принести добрые плоды.Дети эмоциональные и тонко чувствующие острее реагируют на жизненные трудности, потрясения, более восприимчивы к тому, как обращаются с ними взрослые. В связи с этим автор призывает нас задуматься: «трудный» ребёнок нуждается не в критике и наказаниях, а в помощи.
«Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили»
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека.
Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:
_1.погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;
2.направим его взор на свой внутренний, духовный мир;
3.пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;
4.разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;
5.разовьем познавател?