Общие закономерности роста и развития организма ребенка
Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».
К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:
· неравномерность темпов роста и развития;
· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;
1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.
3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.
4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.
Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.
Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)
Возрастные периоды
1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.
2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет – называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 9081 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление – 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) – Муниципальное управление
Мусалимова Гульнар Сабитовна
№1160913163806
Творческая аттестационная работа
«Общие закономерности роста и развития детей и подростков»
Преподаватель Ахмадуллина Хамида М.
Уфа 2019
Введение
Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослого. Это проявляется в особенностях строения и деятельности отдельных органов и систем. Дети находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием — качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей. Одна из важных особенностей детского организма — высокая интенсивность обменных процессов.
Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: длины тела, массы, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.
В практике здравоохранения и педагогики получила распространение следующая возрастная периодизация:
Новорожденный – 1-10 дней;
грудной возраст – 10 дней-1 год;
раннее детство – 1-3 года;
первое детства – 4-7 лет;
второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
подростковый возраст – 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.
Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями, прежде всего опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также деятельности центральной нервной системы.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется
морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем;
изменяется форма органов и всего организма;
совершенствуются и усложняются функции и поведение.
Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.
Понятие роста и развития.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: дифференцировку органов и тканей, рост, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Закономерности роста и развития.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.
Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:
1. Необратимость.
2. Постепенность.
3. Цикличность.
4. Разновременность.
5. Наследственность.
6. Индивидуальность.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, то есть в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам -утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодная прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания.
Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних – к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.
Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей – лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движения выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.
Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой – в отставании роста сердца от роста сосудов.
Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2.5 раза, к 3 годам – в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.
Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость.
Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.
Периоды развития организма
Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.
В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.
8-12 лет (мальчики)
8-11 лет (девочки)
6
Подростковый возраст
13-16 лет (мальчики)
12-15 лет (девочки)
7
Юношеский возраст
17-21 год (юноши)
16-20 лет (девушки)
8
Зрелый возраст
І период
22-35 лет (мужчины)
21-35 лет (женщины)
ІІ период
36-60 лет (мужчины)
36-55 лет (женщины)
9
Пожилой возраст
61-74 года (мужчины)
56-74 года (женщины)
10
Старость
75-90 лет (мужчины и женщины)
11
долгожительство
90 лет и выше
Заключение
Соответственно последовательному развитию ребенка различают несколько периодов его возраста:
в течение первой недели жизни он считается новорожденным;
до конца первого или начала второго года жизни, с появлением первых коренных зубов, грудным;
наступление смены зубов (5, 6 или 7-ой год) заканчивает ранний детский возраст;
15-ый год жизни считается концом позднего детского возраста.
Все эти периоды определяются процессами развития ребенка, т. е. изменениями в строении и отправлениях всех систем органов в его организме. Процессы роста подчиняются определенным законам: Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 недели гестации. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе. Закон неравномерности изменений скорости роста. Характеризуется чередованием направлений роста: фазы максимальной интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их дифференцировки не совпадают во времени. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела.). Закон аллометрического роста. При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть линейно и синхронно, но детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.
Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.
Литература
Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1982 – № 2 – 67с.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд. МГУ, 1992 – 192c.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: Высш. шк., 1985.
Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. – 2002 – № 2 – 74с.
Карташев Н.Н., Соломатин С.С., Трегубов Е.М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М., 1985.
Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995 – 213с.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.
Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, в 2-х томах, Т 1. Изд: Гэотар- Медиа, 2006 – 156с.
Физиология человека /Под ред. проф. Л.З.Тель, чл.-корр. РАН Н.А.Агаджаняна. – Алма-Ата, 1992.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990.
Источник