Общие закономерности развития ребенка с ограниченными возможностями
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Неравномерность развития – различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.
Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим.
Кумулятивность психического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность—конвергентность хода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.
Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ.
Накладывание вторичного дефекта на первичный
Пример: интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта определенного заболевания, порождает вторичные нарушения – отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
Замедление темпа возрастного развития
проявляется в
изменении сроков перехода от одной фазы к другой;
общем снижении психической активности.
Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер.
Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон.
Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер.
Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе.
Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи
Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития
Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное.
При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным.
Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания.
Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и мн.др.
Недоразвитие моторики
Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика.
В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.
В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.
Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи.
Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом.
Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.
Нарушение системы социальных отношений
проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций.
Нарушается социальное поведение ребенка:
характер установления контакта (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
характер и протекание адаптации ребенка (быстро или медленно);
уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации).
Психологические особенности развития детей с ОВЗ
Восприятие | низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. |
Мышление | наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. |
Память | ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. |
Внимание | неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. |
Речь | имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. |
Эмоционально-волевая сфера | Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. |
Особенности личности | Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны |
Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Звездочка» г.Зернограда
Закономерности развития дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: воспитатель
Т.А.Лысенко
2017год
Понятие нормы
- Термин, используемый для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения).
- Некое идеальное образование, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
Общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием
- общие направления развития процессы
- общие этапы и периоды развития
- наличие сензитивных периодов в развитии
- роль речи в развитии высших психических процессов
- роль деятельности в развитии личности
- роль опережающей направленности обучения
Специфические особенности детей с ОВЗ
- недоразвитие речи
- нарушение аналитико-синтетической деятельности)
- отставание в развитии моторики
- физическая ослабленность
- дисбаланс в развитии эмоционально-волевой сферы
- низкий уровень понятийных обобщений
- меньший объем поступающей информации извне, снижена скорость ее переработки, снижение объема запоминаемого материла и слабость следов памяти
- снижение активности, в том числе познавательной
- низкая работоспоосбноть
- несформированность произвольного поведения
- нарушение общения
- затруднения в социализации
- задержка в накоплении личного жизненного опыта
Типичные образовательные затруднения дошкольников с ОВЗ
- ограниченны представления об окружающем мире
- темп выполнения заданий очень низкий
- нуждаются в постоянной помощи взрослого
- низкий уровень сформированности свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение)
- низкий уровень речемыслительной деятельности
- трудности в понимании инструкций
- нарушение координации движений
- низкая самооценка
- повышенная тревожность
- высокий уровень психомышечного напряжения -повышенная утомляемость.
Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство – повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству или тормозимость, пассивность, безволие.
Дети с нарушением слуха
Нарушение слуха влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Особенности личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Дети с нарушением зрения
Дети существенно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по параметрам работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Фрагментарность восприятия, поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют. Слабо развиты неречевые формы общения. Характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры стереотипны и неразвернуты
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития влияют на формирование личности ребенка, всех психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Существенно нарушена саморегуляция. Не формируется в достаточной степени знаково-символическая функция
Дети с соматическими заболеваниями
Недостаточно развита познавательная сфера, проблемы в развитии самосознания, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к деятельности
ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Грубая задержка в физическом развитии, общая психическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, существенная задержка в развитии речи, стойкие нарушения произношения и фонематического слуха. Снижение коммуникативной (социальной) функции речи, преобладание наглядно-действенного мышления. Нарушения в освоении бытовых навыков
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность Недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, трудности в процессе всех видов восприятия, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации, в наибольшей степени страдает вербальная память. Трудности в формировании сферы образов-представлений: сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят, прогрессирует с возрастом, склонность к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Общение основывается на предметно-практических операциях, сниженная потребность в общении, снижение потребность в игре.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Задержка психического развития по типу психического инфантилизма, незрелость эмоционально-волевой сферы, в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, высокая внушаемость, неспособность к волевому усилию. Эмоциональная нестабильность, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, резкие перепады настроения, неравномерный характер нарушений отдельных психических функций, выраженная астения, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, прежде всего, недостаточность пространственных и временных представлений
Дети с расстройствами аутистического спектра
Полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них; обособленность от окружающего мира . Слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада), чувствительность к слабым раздражителям, однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.); наблюдается мутизм, эхолалии. Непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Стереотипии и аутостимуляция, своеобразие моторики.
Общие психолого-педагогические рекомендации
- Принимать ребенка таким, какой он есть, отмечать его сильные стороны
- Как можно чаще общаться с ребенком
- Избегать переутомления
- Использовать упражнения на релаксацию
- Не сравнивать ребенка с окружающими
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Источник
Инфоурок
›
Коррекционное обучение
›Презентации›Презентация по психологии на тему: “Общие закономерности развития детей с ОВЗ”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ Подготовила: студентка 4 курса филологического факультета группы РЯЛ_14 Филимонова Ольга.
2 слайд
Описание слайда:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
3 слайд
Описание слайда:
Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: – с расстройством поведения и общения; – с нарушениями слуха; – с нарушениями зрения; – с речевыми дисфункциями; – с изменениями опорно-двигательного аппарата; – с отсталостью умственного развития; – с задержкой психического развития; – комплексные нарушения.
4 слайд
Описание слайда:
Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии. Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения: – Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное) – Приобретенные
5 слайд
Описание слайда:
По обратимости возникающих отклонений: необратимые частично обратимые практически обратимые Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение): церебрально-органического происхождения психогенного происхождения соматогенного происхождения Классификация по количеству факторов: – монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы – мультифакторные – комбинация двух и более патологий
6 слайд
Описание слайда:
Классификация Лебединского (наиболее распространена): – Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость – Задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости – Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами – Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата – Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития – Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.
7 слайд
Описание слайда:
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ: Неравномерность развития – различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.
8 слайд
Описание слайда:
Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим. Кумулятивность психического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя. Дивергентность—конвергентность хода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
9 слайд
Описание слайда:
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.
10 слайд
Описание слайда:
Накладывание вторичного дефекта на первичный Пример: интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта определенного заболевания, порождает вторичные нарушения – отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
11 слайд
Описание слайда:
Замедление темпа возрастного развития проявляется в изменении сроков перехода от одной фазы к другой; общем снижении психической активности. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер. Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон. Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер. Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи
12 слайд
Описание слайда:
Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное. При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным. Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания. Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и многое другое.
13 слайд
Описание слайда:
Недоразвитие моторики Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика. В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.
14 слайд
Описание слайда:
Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом. Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.
15 слайд
Описание слайда:
Нарушение системы социальных отношений проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций. Нарушается социальное поведение ребенка: характер установления контакта (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно); характер и протекание адаптации ребенка (быстро или медленно); уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации).
16 слайд
Описание слайда:
Психологические особенности развития детей с ОВЗ Восприятие низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Мышление наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
17 слайд
Описание слайда:
Речь имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Эмоционально-волевая сфера Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Особенности личности Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны
18 слайд
Описание слайда:
Принципы обучения Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: 1. Психологическая безопасность. 2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям. 3. Единство совместной деятельности. 4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
19 слайд
Описание слайда:
Источники: https://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-detey-s-ovz https://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/konsultatsii/128-kharakteristika-osobykh-obrazovatelnykh-potrebnostej-detej-s-ovz https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/obshchiie-zakonomiernosti-psikhichieskogho-razvitiia-dietiei-s-ovz https://allrefrs.ru/5-31583.html
20 слайд
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-304940
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник