Общие закономерности психического развития ребенка при сенсорных нарушениях

общие закономерности
развития ребенка при нарушениях
сенсорной сферы

Введение

Сенсорное воспитание – это развитие 
восприятия ребенком и формирование его 
представления о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, запахе, вкусе и так далее.1 С восприятия предметов и явлений
окружающего мира начинается познания.
Поэтому нормальное эстетическое развитие
невозможно без опоры на полноценное восприятия.
Развитие восприятия и ощущения происходит
успешнее в условиях целенаправленной,
содержательной деятельности (рисование,
лепка, аппликация, конструирование) 
не только создает благоприятные условия
для развития ощущения и восприятия, но
вызывает потребность в овладении формой,
цветом, пространственными ориентировками.
Сенсорное развитие является условием
успешного овладения любой практической
деятельностью. А истоки сенсорных способностей
лежат в общем уровне сенсорного  развития
достигаемого в младшем дошкольном возрасте2.  Именно ранний и дошкольный
возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. Значение
сенсорного развития несомненно: с восприятия
предметов и явлений окружающего мира
начинается познание; все другие формы
познания – запоминание, мышление, воображение
– строятся на основе образов восприятия.
Поэтому нормальное умственное развитие
детей невозможно без опоры на полноценное
восприятие предметов.

Основными критериями нормального 
протекания сенсорного развития является
соответствие определенным формальным
показателям сформированности отдельных
психических функций (восприятия, моторики,
речи и т.д.)

Глава 1. Общие 
закономерности развития сенсорной 
сферы ребенка

Существует пять сенсорных 
систем, с помощью которых человек 
познает мир: зрение, слух, осязание,
обоняние, вкус.

 В развитии сенсорных 
способностей важную роль играет 
освоение сенсорных эталонов 
– общепринятых образцов свойств предметов.
Например, 7 цветов радуги и их оттенки,
геометрические фигуры, метрическая система
мер и другие. Сенсорное воспитание создает
необходимые предпосылки для формирования
психических функций, имеющих первостепенное
значение для возможности дальнейшего
обучения. Оно направлено на развитие
зрительного, слухового, тактильного,
кинетического, кинестетического и других
видов ощущений и восприятий.

Ранний этап развития ребенка 
предполагает формирование широкой 
ориентировки в предметном окружении,
т. е. не только традиционное ознакомление
с цветом, формой, величиной предметов,
но и совершенствование звукового 
анализа речи, формирование музыкального
слуха, развитие мышечного чувства 
и др. с учетом той важной роли,
которую играют эти процессы в 
осуществлении музыкальной, изобразительной 
деятельности, речевого общения, простейших
трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П.
Усова). Необходимость точно и полно воспринимать
свойства предметов ясно возникает перед
ребенком в тех случаях, когда он должен
эти свойства воссоздать в процессе своей
деятельности, так как от того, насколько
успешно осуществляется восприятие, зависит
результат.

В дошкольном возрасте начинается
этап непосредственного усвоения и 
использования сенсорных эталонов.
Программой воспитания в дошкольном
учреждении четко определен тот 
объем сенсорных знаний и умений,
которым должны овладеть дети каждой
возрастной ступени. Мы не будем подробно
останавливаться на этом вопросе, лишь
отметим, что на данном этапе происходит
ознакомление как с основными 
образцами (эталонами), так и с 
их разновидностями.

Если в дошкольном возрасте
не создать благоприятных условий 
для развития восприятия, то связанные 
с ним психические процессы будут 
формироваться в замедленном 
темпе, что затруднит освоение учебной 
деятельности в младшем школьном
возрасте.

       Итак, рассмотрим,
какими знаниями и умениями, приобретенными 
в процессе восприятия, должны 
овладеть дети к концу дошкольного 
возраста:

       — различать 
форму предметов: круглую, треугольную, 
четырехугольную, многоугольную;

       — измерять 
и сравнивать длину, ширину, высоту 
предметов с помощью условной 
мерки;

       — различать 
основные цвета и оттенки;

       — выражать
словами местонахождение предмета по
отношению к себе, к другим предметам (слева,
справа, вверху, внизу, впереди, перед,
за, между, рядом);

       — ориентироваться 
на листе бумаги (слева, справа,
вверху, внизу, в середине);

       — знать 
дни недели, последовательность 
частей суток и дней недели.

Глава 2. Общие закономерности
развития ребенка при нарушениях сенсорной
сферы

К нарушениям сенсорной сферы 
ребенка мы можем отнести нарушения 
слуха (слабослышащие, глухие, глухонемые),
нарушения зрения (слабовидящие, слепые)
или же сочетанные нарушения. Нередко,
дефекты сенсорного развития осложняются 
нарушениями речи или интеллектуальным
недоразвитием.

Нарушения зрения и слуха 
— наиболее важные дефекты чувствительности,
встречающиеся у младенцев и 
новорожденных. Если наблюдается сочетанное
нарушение, обычно имеет место тяжелое 
поражение головного мозга; только
в более старшем возрасте, когда возможно
полное обследование ребенка, становится
очевидным, что проблема заключается не
в поражении периферического чувствительного
аппарата, а в повреждении центральных
интегрирующих механизмов головного мозга.

Психическое развитие детей 
со сложным сенсорным нарушением
опирается на сохранные интеллектуальные
и сенсорные (обоняние, вибрационная
и кинестетическая чувствительность)
возможности и их совершенствование.
Наблюдения за развитием маленьких детей
с врожденной слепоглухотой и сохранными
возможностями познавательного развития
показывают большие возможности осязания
и обоняния. Если не препятствовать развитию
сохранной активности такого ребенка
и способствовать его своевременному
хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности
в бытовых действиях, можно добиться совершенно
свободной ориентировки в помещении и
развития полноценных предметных действий.
Такой ребенок способен уже в раннем детстве
совершенно свободно передвигаться по
знакомому помещению, узнавать близких
ему людей по запаху, характерным движениям
и по ощупыванию ног и обуви, доставать
понравившиеся ему предметы и игрушки
и действовать с ним в соответствии с их
назначением. Ощущение и восприятие у
детей со сложными сенсорными нарушениями
имеет ряд особенностей.

Кожная чувствительность
и двигательная память становятся у 
слепоглухих особым способом познания
окружающего. И.А.Соколянский описывал,
как легко слепоглухие дети находят 
окна и двери даже в незнакомом
помещении благодаря восприятию
кожей лица изменений воздушной 
волны и температуры, излучаемой
окном.

Известно, что осязание складывается
из тактильной и кинестетической 
чувствительности, которые включены
в пространственную схему организованного 
движения всего тела человека Будущая 
ориентировка человека в окружающем
его пространстве постепенно складывается
из ориентировки в движениях собственного
тела, из его осознания. Слепой или 
слабовидящий с детства ребенок 
не может полноценно контролировать
свои движения с помощью зрения.
Нарушенный слух лишает такого ребенка 
возможности ориентироваться в 
движениях по направлению звуков.
Слепоглухой должен опираться во
всем на свой собственный двигательный
и осязательный опыт. Поэтому от
своевременного появления самостоятельной 
разнообразной двигательной активности
— переворачивания, подтягивания, хватания,
сидения, вставания, ползанья и хождения
во многом зависит будущая ориентировка
в пространстве и восприятие слепоглухого
человека. Развитию движений слепоглухого
ребенка с раннего детства 
нужно придавать самое большое 
значение.1

Не следует заботу о 
развитии ребенка направлять только
на решение познавательных задач. В 
случаях сложного сенсорного нарушения 
особенно велика вероятность ущербного,
иждивенческого, эгоистического развития
личности ребенка. Возможность такого
развития личности объясняется рядом 
причин. Первое — это причины, обусловленные 
собственно сложным нарушением, которое 
приводит к разной степени изолированности 
ребенка от внешнего мира. Такая 
изоляция неизбежно ведет к вторичным 
нарушениям развития — слабости и искаженности
эмоциональных и социальных связей с широким
миром людей, к эгоцентризму. Кроме того,
сказывается чрезвычайно большая зависимость
ребенка от повседневной помощи других
людей, невозможность своевременного
формирования всех необходимых бытовых
навыков (приготовления пищи, умения делать
покупки, самостоятельно пользоваться
транспортом и т.д.). Это может привести
к развитию пассивной и даже иждивенческой
жизненной позиции, создать почву для
развития эгоизма, отторжения от интересов
других людей, выделения собственных интересов
и нужд как главных не только для самого
слепоглухого, но и для его окружения.

Вторая группа причин связана 
с отношением к нему окружающих людей.
Как правило, окружающие слепоглухого
ребенка близкие люди, осознав 
его тяжелые нарушения, могут 
проявлять излишнюю тревогу и 
жалость. Очень часто родители достаточно
долго ориентируются только на возможность 
излечения ребенка, не допуская даже
мысли о том, что нужно приспособиться
к новым условиям существования.
Требования к ребенку могут резко 
снизиться, а оценка успешности его 
действий стать излишне высокой 
или даже неадекватной. Может создаться 
ситуация гиперопеки, когда ребенок становится
центром существования семьи и интересы
всех других ее членов отодвигаются на
второй план, считаются незначительными.
Возможным результатом в этом случае становится
завышенная самооценка ребенка, стремление
уйти от любых трудностей.

К третьей группе причин
можно отнести проблемы, связанные 
с практикой обучения и воспитания,
при которой сам ребенок на
протяжении всего дошкольного и 
школьного обучения остается его 
объектом. Его учат и воспитывают,
а не он сам учится и воспитывается.
В особых условиях специального дошкольного 
и школьного учреждения, где наш 
ребенок постоянно находится 
среди таких же детей, как он сам,
у него не возникает потребности 
осознать свои нарушения. Специальные 
исследования показали, что большинство 
глухих и слепоглухих детей старшего
дошкольного и младшего школьного
возрастов не осознают свою глухоту или
зрительные нарушения. Без своевременной
психолого-педагогической помощи осознание
своего дефекта может наступить в подростковом
возрасте и достаточно негативно сказаться
на душевном состоянии человека.

Даже максимально ограниченная
сенсорная сфера слепоглухого ребенка 
создает условия для его психического
развития. При сохранных познавательных
возможностях и правильном поведении 
родителей слепоглухой ребенок 
способен к определенному спонтанному 
развитию. Показателем успешного 
развития является появление общения 
между ребенком и его близкими
с помощью естественных жестов. Однако
усвоение словесной речи возможно только
при специальном обучении.

Любой ребенок не может 
развиваться как личность, не овладев 
предметным миром, не научившись самостоятельно
ориентироваться во времени и 
в окружающем пространстве, не владея
навыками самообслуживания. В обучении
детей со сложными нарушениями этот
период может занять и дошкольный
и школьный возраст ребенка. Овладение 
письмом и чтением часто занимает
весь школьный период развития такого
ребенка.

Заключение

Список литературы

  1. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для уч-ся по спец.2002 «Дошкольное воспитание и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях»/В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина, 2 – изд.испр.и доп., – М.,1986
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для твоспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, – М., Просвещение
  3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой
  4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М. 2004.

1
Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для
уч-ся по спец.2002 «Дошкольное воспитание
и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях»/В.И.Ядэшко,
Ф.А.Сохина, 2 – изд.испр.и доп., – М.,1986, –
С. 130 – 131.

2
Воспитание сенсорной культуры ребенка
от рождения до 6 лет. Кн.для твоспитателя
дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под
ред.Л.А.Венгера, – М., Просвещение, – С.4 –
6.

3Основы
специальной психологии: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.
В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева
и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой

Источник

2.4.1. Çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè äåôèöèòå ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè

Çíà÷èòåëüíîå íàðóøåíèå íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ àíàëèçàòîðîâ (ñëåïîòà, ãëóõîòà, ñëåïîãëóõîòà) ñîçäàåò íåîáû÷íûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ðåáåíêà. Îãðàíè÷åííûé ïðèòîê èíôîðìàöèè ïðèâîäèò ê íåäîñòàòêó íåîáõîäèìûõ ñâåäåíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå, ïîýòîìó íàðóøåíèÿ â ðàáîòå àíàëèçàòîðîâ âûçûâàþò òàê íàçûâàåìîå äåôèöèòàðíîå (îò ëàò. deficit – íåäîñòàåò) ðàçâèòèå ðåáåíêà. Íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî è íàðóøåííîå êà÷åñòâî ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ ôåíîìåíîâ äåïðèâàöèè (îò ëàò. deprivatio – ïîòåðÿ, ëèøåíèå), êîòîðûå ìîãóò áûòü ïðåäñòàâëåíû îáùåé ëîãèêîé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â îñîáûõ óñëîâèÿõ íåäîñòàòêà èíôîðìàöèè.  ñâîþ î÷åðåäü ïðîÿâëÿòüñÿ ýòè äåïðèâàöèîííûå ôåíîìåíû áóäóò ïî-ðàçíîìó – â çàâèñèìîñòè îò ìîäàëüíîñòè è õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ àíàëèçàòîðîâ.

Ïåðâàÿ îáëàñòü èçó÷åíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ äåôèöèòà ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè è âûÿâëåíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé åãî ðàçâèòèÿ – îáëàñòü èññëåäîâàíèÿ ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Ïðè ðàññìîòðåíèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, èìåþùåãî äåôèöèò ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè, íàèáîëåå ïîêàçàòåëüíî âûñòóïàåò îñíîâíàÿ çàêîíîìåðíîñòü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ äåôåêòà, êîòîðàÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî íà îñíîâàíèè ïåðâè÷íîãî íàðóøåíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ âòîðè÷íûå ñèìïòîìû (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé)[231]. Ïî ìíåíèþ Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî, ïåðâè÷íûå äåôåêòû àíàëèçàòîðîâ âûçûâàþò áîëüøîé, èåðàðõè÷åñêè ïîñòðîåííûé êîìïëåêñ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé. Íàðóøåíèå çðèòåëüíîãî èëè ñëóõîâîãî àíàëèçàòîðà ïðèâîäèò ê ïåðâè÷íîìó äåôåêòó â îáëàñòè îùóùåíèé è âîñïðèÿòèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî àíàëèçàòîðà.  äàëüíåéøåì â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ýòî ïðèâîäèò ê íåäîðàçâèòèþ ó íåãî îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, íàèáîëåå òåñíî ñâÿçàííûõ ñ ïåðâè÷íûì äåôåêòîì. Îäíàêî íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî âîçíèêàþùèå â äàëüíåéøåì âòîðè÷íûå ñèìïòîìû èìåþò ñëîæíóþ, ìíîãîñòóïåí÷àòóþ ñòðóêòóðó. Ýòà ñëîæíîñòü îáóñëîâëåíà òåì, ÷òî ïðè ôîðìèðîâàíèè âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé ðàáîòàþò ðàçëè÷íûå ìåõàíèçìû – íà÷èíàÿ îò áëèçêèõ áèîëîãè÷åñêèõ è çàêàí÷èâàÿ ïàðàìåòðàìè, ñâÿçàííûìè ñ ñîöèàëüíîé äåïðèâàöèåé[232].

Âòîðàÿ îáëàñòü èçó÷åíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ äåôèöèòà ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè – ýòî èçó÷åíèå îñîáåííîñòè åãî ñîöèàëèçàöèè.  ïðîöåññå óñâîåíèÿ ñîöèàëüíîãî îïûòà ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå êàê ëè÷íîñòíîé, òàê êîãíèòèâíîé ñôåðû ðåáåíêà. Ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè, òàêèì îáðàçîì, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì çâåíîì óñëîæíåíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè ëþáûõ îñîáåííîñòÿõ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.  ñâÿçè ñî çíà÷èòåëüíûì îïîñðåäóþùèì âëèÿíèåì ñîöèàëüíîãî îïûòà îñîáîå âíèìàíèå íåîáõîäèìî óäåëèòü ðàññìîòðåíèþ òðóäíîñòåé ñîöèàëèçàöèè äåòåé ñ ñåíñîðíûìè íàðóøåíèÿìè. Çíà÷èòåëüíûå çàòðóäíåíèÿ âî âçàèìîäåéñòâèÿõ è âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé ïðèâîäÿò ê ïðîáëåìå íåïîñðåäñòâåííîé ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, îäíàêî ê íåé íå ñâîäÿòñÿ. Çäåñü â áîëüøåé ñòåïåíè íåîáõîäèìî àêöåíòèðîâàòü ïðîáëåìó êóëüòóðíîé äåïðèâàöèè, êîòîðàÿ ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ êà÷åñòâåííî îòëè÷àåòñÿ îò òàêîâîé ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà. Î÷åíü òî÷íî îïðåäåëèë è âûäåëèë ýòî îòëè÷èå Ë.Ñ. Âûãîòñêèé: «… ïîó÷èòåëüíî ñîïîñòàâèòü ïñèõîëîãèþ è âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ ñëåïîãî è ãëóõîãî. Ñ òî÷êè çðåíèÿ ÷èñòî îðãàíè÷åñêîé, ãëóõîòà åñòü ìåíüøèé äåôåêò, ÷åì ñëåïîòà… Íàø ìèð îðãàíèçîâàí áîëåå êàê çðèòåëüíûé ôåíîìåí, ÷åì çâóêîâîé. Ïî÷òè íåò íèêàêèõ áèîëîãè÷åñêè âàæíûõ ôóíêöèé, êîòîðûå èñïûòûâàëè áû íàðóøåíèå â ñâÿçè ñ ãëóõîòîé; ñî ñëåïîòîé æå ïàäàåò ïðîñòðàíñòâåííàÿ îðèåíòèðîâêà è ñâîáîäà äâèæåíèé, ò. å. âàæíåéøàÿ æèâîòíàÿ ôóíêöèÿ»[233]. Ïðè ãëóõîòå îòêðûòû áîëüøèå âîçìîæíîñòè äëÿ áèîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè. Ñëåïîé ÷åëîâåê, êàê è ñëåïîå æèâîòíîå, âåðîÿòíî, áîëåå áåñïîìîùåí, ÷åì ãëóõîé. Ðàçâèòèå öèâèëèçàöèè òàêæå èäåò ïî ïóòè âèçóàëèçàöèè èíôîðìàöèè, ÷òî óñóãóáëÿåò òðóäíîñòè íåïîñðåäñòâåííîé ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè ÷åëîâåêà ñ ãëóáîêèìè íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ. Îäíàêî êóëüòóðà êàê ñèñòåìà íîðì, öåííîñòåé, çíàêîâ, òðàíñëèðóþùèõ îïûò, ñâÿçàíà ñ ðå÷üþ, ÷àñòî èìåííî ñ óñòíîé òðàäèöèåé ïåðåäà÷è çíàíèé[234]. Ðàçâèòèå ñóáúåêòíîñòè, âíóòðåííåãî ìèðà ÷åëîâåêà èäåò ïî ïóòè îñâîåíèÿ èì ñëîâåñíîé ðåàëüíîñòè.  ýòîì ñìûñëå î÷åíü âàæíî «óñëûøàòü ñëîâî», ïîíÿòü åãî, íàó÷èòüñÿ ðàáîòàòü â ñëîâåñíîé ðåàëüíîñòè. Èòàê, ñ áèîëîãè÷åñêîé ñòîðîíû ñëåïîé ïîòåðÿë áîëüøå, ÷åì ãëóõîé. Íî äëÿ ÷åëîâåêà, ó êîòîðîãî ìåðîé ìèðà ñòàíîâèòñÿ çíàê, à ïóòåì ôîðìèðîâàíèÿ âíóòðåííåãî ìèðà ÿâëÿåòñÿ ñëîâî, ãëóõîòà îçíà÷àåò ãîðàçäî áîëüøèé íåäîñòàòîê, ÷åì ñëåïîòà (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, 2003). Âàæíåéøàÿ çàäà÷à ðàçâèòèÿ ëþáîãî ÷åëîâåêà – ýòî ïåðåõîä ê âíóòðåííåìó îñìûñëåíèþ ñâîåé æèçíè. Çäåñü íåîáõîäèìî «ïðîáèòüñÿ» ê ñìûñëàì è, òàêèì îáðàçîì, ïåðåéòè îò àäàïòèâíîãî, ñâîéñòâåííîãî æèâîòíûì, åñòåñòâåííîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ê ñîçíàòåëüíîé, âíóòðåííå ñâîáîäíîé, ïðîèçâîëüíîé æèçíè. «Ãëóõîòà âûçûâàåò íåìîòó, ëèøàåò ðå÷è, èçîëèðóåò ÷åëîâåêà, âûêëþ÷àåò åãî èç ñîöèàëüíîãî êîíòàêòà, îïèðàþùåãîñÿ íà ðå÷ü (ñëîâî). Ãëóõîòà êàê îðãàíèçì, êàê òåëî èìååò áîëüøèå âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ, ÷åì ñëåïîòà, íî ñëåïîé êàê ëè÷íîñòü, êàê ñîöèàëüíàÿ åäèíèöà íàõîäèòñÿ â íåèçìåðèìî áîëåå áëàãîïðèÿòíîì ïîëîæåíèè: ó íåãî åñòü ðå÷ü, à ñ íåé âìåñòå è âîçìîæíîñòü ñîöèàëüíîé ïîëíîöåííîñòè. Òàêèì îáðàçîì, ëåéòëèíèÿ â ïñèõîëîãèè ñëåïîãî ÷åëîâåêà íàïðàâëåíà íà ïðåîäîëåíèå äåôåêòà ÷åðåç åãî ñîöèàëüíóþ êîìïåíñàöèþ, ÷åðåç ïðèîáùåíèå ê îïûòó çðÿ÷èõ, ÷åðåç ðå÷ü. Ñëåïîòó ïîáåæäàåò ñëîâî»[235].  òîæå âðåìÿ è ïðè íàðóøåíèÿõ ñëóõà îñíîâíîé çàäà÷åé ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñòàíîâèòñÿ íàõîæäåíèå è îñâîåíèå ñïåöèàëüíûõ ïóòåé äëÿ îâëàäåíèÿ ñëîâîì è ïîãðóæåíèÿ â ðå÷åâóþ ðåàëüíîñòü.

Ñôîðìóëèðîâàííàÿ Ò.À. Âëàñîâîé çàêîíîìåðíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ó àíîìàëüíûõ äåòåé òðóäíîñòåé îáùåíèÿ, êîììóíèêàöèè, íàðóøåíèé ñðåäñòâ îáùåíèÿ îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿåòñÿ ïðè íàðóøåíèÿõ àíàëèçàòîðíûõ ñèñòåì. Âûðàæåííûå íàðóøåíèÿ çðåíèÿ è ñëóõà ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé îñîáûå ôîðìû ñåíñîðíîé äåïðèâàöèè, ïåðåõîäÿùåé â êîììóíèêàòèâíóþ äåïðèâàöèþ (Â.Ì. Ñîðîêèí)[236]. Íåîáõîäèìî òàêæå îòìåòèòü, ÷òî ó ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ äåòåé â áîëüøåé ñòåïåíè îòìå÷àþòñÿ òðóäíîñòè ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ (èíòåðàêöèè), â òî âðåìÿ êàê ãëóõèå è ñëàáîñëûøàùèå áîëüøå ñòðàäàþò â îáëàñòè îáùåíèÿ, ñîöèàëüíîé êîììóíèêàöèè. Áåçóñëîâíî, â ñàìîé ñëîæíîé ñèòóàöèè íàõîäÿòñÿ ñëåïîãëóõèå, òàê êàê íóæäàþòñÿ â íàèáîëåå ñïåöèàëèçèðîâàííûõ óñëîâèÿõ ñîöèàëèçàöèè êàê â îáëàñòè êîììóíèêàöèè, òàê è â îáëàñòè ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, è òî, êàêèì îáðàçîì è ñ ïîìîùüþ êàêèõ ñðåäñòâ ðåøàåòñÿ ïðîáëåìà îáùåíèÿ, ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ è êîììóíèêàöèè, íàñêîëüêî ãëóáîêî îíà îñîçíàåòñÿ ïðè êîððåêöèè, èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà ñ ñåíñîðíûì äåôèöèòîì (âîññòàíîâëåíèå ïîëíîòû îáùåíèÿ, âîçìîæíîñòè âåñòè äèàëîã).

Òðåòüÿ îáëàñòü èçó÷åíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ äåôèöèòà ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè îõâàòûâàåò ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ åãî ëè÷íîñòè è ñàìîñîçíàíèÿ. Æ.È. Øèô (1965) îòìå÷àåò, ÷òî îáùèì äëÿ âñåõ ñëó÷àåâ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ñîâîêóïíîñòü ïîðîæäàåìûõ äåôåêòîì ñëåäñòâèé ïðîÿâëÿåòñÿ â èçìåíåíèÿõ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè àíîìàëüíîãî ðåáåíêà â öåëîì[237]. Îäíàêî Ë.Ñ. Âûãîòñêèé íàñòàèâàë íà òîì, ÷òî «ðåáåíîê ñ äåôåêòîì íå åñòü íåïðåìåííî äåôåêòèâíûé ðåáåíîê. Îò èñõîäà êîìïåíñàöèè, ò. å. îò êîíå÷íîãî ôîðìèðîâàíèÿ åãî ëè÷íîñòè â öåëîì, çàâèñèò ñòåïåíü åãî äåôåêòèâíîñòè è íîðìàëüíîñòè»[238]. Ñëîæíûå, ñîöèàëüíî îáóñëîâëåííûå ëè÷íîñòíûå îáðàçîâàíèÿ îòíîñÿòñÿ ê íàèáîëåå îòäàëåííûì, òðåòè÷íûì íàðóøåíèÿì, íå èìåþùèì íåïîñðåäñòâåííûõ ñâÿçåé ñ ïåðâè÷íî ïîâðåæäåííîé ôóíêöèåé çðèòåëüíîãî èëè ñëóõîâîãî àíàëèçàòîðà.

Â.Â. Ëåáåäèíñêèé íà îñíîâàíèè îïèñàíèé èçìåíåíèé ëè÷íîñòè ó äåòåé ñ äåôåêòàìè çðåíèÿ è ñëóõà (Ò.Ï. Ñèìåîí, Ã. Øòóòòå, Ë.Ñ. Âûãîòñêèé è äð.) ïðåäñòàâëÿåò êëèíèêî-ïñèõîëîãè÷åñêóþ ñòðóêòóðó òàêîãî äåôèöèòàðíîãî òèïà ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò ñëåäóþùèå îáùèå ïðèçíàêè: ïîíèæåííûé ôîí íàñòðîåíèÿ, àñòåíè÷åñêèå ÷åðòû, íåðåäêî ñ ÿâëåíèÿìè èïîõîíäðè÷íîñòè, òåíäåíöèÿ ê àóòèçàöèè êàê ñëåäñòâèå îáúåêòèâíûõ çàòðóäíåíèé êîíòàêòîâ, ñâÿçàííûõ ñ îñíîâíûì äåôåêòîì, è ãèïåðêîìïåíñàòîðíîãî óõîäà âî âíóòðåííèé ìèð, íåðåäêî â ìèð ôàíòàçèé. Îòìå÷àåòñÿ, ÷òî ñòðåìëåíèå ê àóòèçàöèè, à òàêæå ôîðìèðîâàíèå íåâðîòè÷åñêèõ, èíîãäà èñòåðèîôîðìíûõ ñâîéñòâ ëè÷íîñòè íåðåäêî óñóãóáëÿþòñÿ íåïðàâèëüíûì âîñïèòàíèåì ðåáåíêà â âèäå ãèïåðîïåêè, èíôàíòèëèçèðóþùåé åãî ëè÷íîñòü, åùå áîëåå òîðìîçÿùåé ôîðìèðîâàíèå ñîöèàëüíûõ óñòàíîâîê. Ñîîòâåòñòâåííî ýìîöèîíàëüíûå è ëè÷íîñòíûå ðàññòðîéñòâà, êàê ïðàâèëî, ôîðìèðóþòñÿ ó òàêèõ äåòåé, åñëè îíè íàõîäÿòñÿ â íåàäåêâàòíûõ óñëîâèÿõ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì ïîä÷åðêèâàåòñÿ âåäóùàÿ ðîëü ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ, êîòîðûå óñóãóáëÿþò ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ôîðìèðîâàíèþ íåãàòèâíûõ ëè÷íîñòíûõ îáðàçîâàíèé.

Â.Ì. Ñîðîêèí, àíàëèçèðóÿ ðåçóëüòàòû èçó÷åíèÿ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè äåòåé è ïîäðîñòêîâ ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè, ïðèõîäèò ê âûâîäó, ÷òî âûÿâëåííûå îñîáåííîñòè íîñÿò îòðèöàòåëüíûé õàðàêòåð è õàðàêòåðèçóþò ëè÷íîñòü â öåëîì ñî ñòîðîíû åå íåçðåëîñòè. Îí óêàçûâàåò íà òî, ÷òî «íå óäàåòñÿ îáíàðóæèòü íè êîíêðåòíîé ÷åðòû èëè ñî÷åòàíèÿ ÷åðò, òèïè÷íûõ òîëüêî äëÿ îäíîé ôîðìû íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ»[239]. Ëþáîïûòíûì, íà íàø âçãëÿä, ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî íå áûëà îïèñàíà êàê òàêîâàÿ ñïåöèôèêà ëè÷íîñòè ñëåïîãî ÷åëîâåêà èëè ãëóõîãî êàê îïðåäåëåííîå ñâîåîáðàçèå, ñâîåîáû÷íîñòü, íåîáû÷íîñòü. Íå óêàçûâàþòñÿ òàêæå íåêîòîðûå ïîëîæèòåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè, êà÷åñòâåííî íàïîëíåííûå ñâîåîáðàçèåì, à íå îòðèöàòåëüíûìè ïðèçíàêàìè – «ñíèæåíè养, «íåäîñòàòî÷íîñòü…». Òàêîãî ðîäà îïèñàíèÿ ìîæíî íàéòè â õóäîæåñòâåííûõ îïèñàíèÿõ æèçíåííîãî ïóòè îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà, èñïûòûâàþùåãî íåäîñòàòîê ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè (À.Ì. Ùåðáèíà, Ë. Áðàéëü, Î.È. Ñêîðîõîäîâà, À.Â. Ñóâîðîâ è äð.). Ñïåöèôèêà ëè÷íîñòè íå óêàçûâàåò îäíîçíà÷íî íà ïðèñóòñòâèå íåãàòèâíîãî ñîäåðæàíèÿ: îíà ÷àùå âñåãî ãîâîðèò î íåîáû÷íîñòè, íåïðèâû÷íîñòè óñòðîéñòâà ëè÷íîñòè, ïîêàçûâàåò êà÷åñòâåííîå ñâîåîáðàçèå, êîòîðîå, âîçìîæíî, ÿâëÿåòñÿ íå ñîâñåì óäîáíûì äëÿ ñîöèóìà (âïðî÷åì, êàê è âñå íåñòàíäàðòíîå), íî â òî æå âðåìÿ ïîêàçûâàåò êàê ïðîáëåìíûå çîíû ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ ëþáîãî ÷åëîâåêà, òàê è ñèëüíûå êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè, çàëîæåííûå â ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà.  ýòîé îáëàñòè íàó÷íîãî àíàëèçà è îáúÿñíåíèÿ íàðÿäó ñ âûÿâëåíèåì ñðåäíèõ, òèïè÷íûõ òåíäåíöèé ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ðàññìîòðåíèå êðàéíèõ ñëó÷àåâ íåáëàãîïðèÿòíîãî, íåãàòèâíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, à ñ äðóãîé ñòîðîíû ïîçèòèâíîãî, êîìïåíñàòîðíîãî òèïà ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè â óñëîâèÿõ äåôèöèòàðíîãî ðàçâèòèÿ.

Êà÷åñòâåííîå ñâîåîáðàçèå ñòàíîâëåíèÿ âíóòðåííåãî ìèðà ëè÷íîñòè ðåáåíêà ñ äåôèöèòàðíûì ðàçâèòèåì ñâÿçàíî ñî ñëåäóþùèìè ìîìåíòàìè: âî-ïåðâûõ, ñ ïðèìåíåíèåì ñðåäñòâ êîìïåíñàöèè íåäîñòàòêà èíôîðìàöèè, âî-âòîðûõ, ñ êà÷åñòâîì ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé, âçàèìîäåéñòâèÿ è îáùåíèÿ è, â-òðåòüèõ, ñ êà÷åñòâîì ñìûñëîâûõ îðèåíòèðîâ, çàäàííûõ ðåáåíêó â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ.

Источник