Общие вопросы развития личности ребенка в изобразительной деятельности
Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков – не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.
Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития? Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности?
На эти и другие вопросы пытаются ответить философия, социальная и возрастная психология, педагогика и другие науки.
Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общественных отношений, в которых развивается индивид, психологический – деятельность, в условиях которой происходит ее развитие.
Реализация идеи развития личности ребенка в теории и практике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положения философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оптимальных условий для развития ребенка.
Итак, что же такое личность?
Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. В данном определении личности ярче представлен психологический аспект. Личность – не просто представитель общества, но и уникальный, самобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ставит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоятельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.
При всем множестве теорий личности в них есть общие положения, в частности, касающиеся условий ее развития.
1. Личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерностей развития личности, признаваемая всеми.
2. Личность порождается и развивается в деятельности.
В психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность».
По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности – это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями»
Личность рассматривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной); субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание человеком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности – это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера. Таким образом, без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности.
Какую бы деятельность личность ни осуществляла, она всегда вносит в нее неповторимые особенности – ее результаты оригинальны и индивидуальны. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделанное другим или им самим. Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н.Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве. Он выделил две формы детского экспериментирования: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование – два генетических источника творчества. В процессе поисковой деятельности формируется эвристическая структура личности.
Деятельность человека подчиняется его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности.
В психологии потребность определяется как состояние человека, обусловленное нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, необходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают органические и социальные. Среди последних – материальные (жилье, одежда и т.п.) и духовные (в общении, познании, творчестве, созидании). В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и признании других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализации или самоактуализации, свободе и т.д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей.
Когда определяется предмет, который может удовлетворить потребность, у человека возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). В этом случае он может поставить цель по удовлетворению этой потребности и организовать деятельность по ее достижению.
В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интересы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Интересы имеют свое содержание, привлекательное для человека.
Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами – представлениями о наиболее ценных, привлекательных чертах, которые хотелось бы иметь. Предпосылки их развития – в раннем возрасте. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано.
Зрелая личность в поведении и деятельности руководствуется и убеждениями (система осознанных и прочувствованных жизненных принципов).
Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокупности составляют мотивационно-потребностную сферу личности, определяющую ее направленность. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, которые и определяют отношение человека к миру, обществу и себе независимо от конкретных ситуаций, меняющихся условий.
Направленность личности многие психологи считают центральным моментом и главным показателем ее развития. Именно мотивационно-потребностная сфера считается «ядром» личности, она определяет развитие всех других ее особенностей (интересы, черты характера, стремления и т.п.)
Таким образом, мотивационно-потребностная сфера и именно высоконравственная направленность личности способствуют развитию творчества.
Во всех теориях личности отмечается, что развитие ее мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Поэтому для ее определения иногда используется термин «эмоционально-потребностная сфера».
Эмоция, чувство есть реакция человека на успешность удовлетворения потребностей. Сама потребность субъективно ощущается как та или иная эмоция, переживание. В психологии определено, что эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции; в них выражена оценкапроисходящего, степень значимости предметов, явлений. Они побуждаютк деятельности, активизируютее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношениелюдей к тому или иному явлению (выразительная функция) и др. То, есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, иначе оно не искусство. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство и собственная деятельность – благодатнейшее средство для их развития.
Л.С. Выготский отмечал, что главное в развитии высших психических функций – это их опосредование и изменение межфункциональных связей и отношений. Примером межфункциональных связей, определяющих целостность личности, является не только единство и взаимовлияние аффекта и интеллекта, но и развитие волевых процессов. Недоразвитие воли как способности овладения собой, своим поведением – одна из причин, сдерживающих общее психическое развитие человека.
Идеи Л.С. Выготского о развитии воли, о межфункциональных связях и отношениях важны для понимания не только проблемы целостности личности, взаимосвязанного развития всех ее сфер, но и проблемы самодвижения, саморазвития личности. Большинство исследователей личности отмечают момент самодвижения, саморазвития как одну из сущностных ее характеристик. При всех заботах и общества, и отдельных людей о человеке он изначально строит себя, свою жизнь и судьбу сам. Человек постоянно живет в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но неприятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих притязаниях или ставить новые цели и т.д. и т.п.? То есть человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз решает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность.
Никто не сделает из человека личность, кроме него самого. А.Н.Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития человека, подчеркивал, что личность выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Поэтому процесс развития личности – это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Что же определяет процесс самодвижения, саморазвития личности?
Как показывают психологические исследования, только примерно к трем годам у ребенка появляются первые признаки волевого поведения. Малыш, освоив многие предметные действия, хочет действовать сам. Возникают личные желания, стимулирующие его инициативную активность, настойчивость («Я хочу», «Я сам»).
В дошкольном возрасте отмечается начало волевого преодоления себя и обстоятельств, что является показателем и условием становления личности. У дошкольника можно заметить проявления борьбы мотивов.
Таким образом, целостное, взаимосвязанное функционирование всех сфер личности представляет собой процесс ее развития.
Воспитание осуществляется в соответствии с идеалом, воплощающим требования общества.
Личностно-ориентированный подход предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослыми, педагогами и родителями условий содействия развитию личности. Первое из них, хотя и трудно выполнимое, – надо помнить, что только личность воспитывает личность. Это условие в первую очередь должно быть создано в семье. Родителям необходимо осознать истину, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет в первую очередь семья. Родитель – «профессия педагогическая», а потому необходимо соответствовать этому назначению. Чувство ответственности за ребенка заставляет родителей посмотреть на себя другими глазами, предъявить к себе более высокие требования. То же относится и к личности педагога.
Необходимо включение ребенка в различные виды деятельности в условиях семьи и ДОУ – это второе условие развития личности. В раннем и дошкольном возрасте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и другие виды деятельности. На первых порах любая деятельность, в том числе изобразительная, осуществляется совместно со взрослыми. Совместная деятельность – это основа содержательного общения взрослых и детей. Постепенно дети овладевают деятельностью и становятся все более самостоятельными в ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и выполнить, получая результат.
Третье условие – уважительное отношение к личности ребенка. В чем это должно проявляться? Общаясь и взаимодействуя с ребенком, необходимо занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е. взаимодействовать с детьми преимущественно на принципах сотрудничества, партнерства.
Будучи сам личностью, педагог обладает следующими знаниями и умениями:
1. Знанием общих закономерностей развития личности дошкольника; способностью видеть, понимать, чувствовать конкретного ребенка и разумно пользоваться общими знаниями в общении с ним.
2. Способностью к самостоятельному и обоснованному определению задач и средств воспитания каждого ребенка и группы в целом.
3. Знанием искусства и способностью чувствовать его.
4. Пониманием особенностей детской изобразительной деятельности и возможностей развития детей в ее условиях. Осознанием смысла культивирования ее в дошкольном возрасте.
5. Способностью видеть перспективу развития изобразительной деятельности и ребенка в ней и определять на этой основе задачи и средства воспитания ребенка и группы детей в целом.
6. Владением вариативной методикой воспитания детей в изодеятельности, адекватной, с одной стороны, уровню наличного и возможного развития конкретного ребенка, с другой – интересам, возможностям, способностям самого педагога как субъекта педагогической деятельности.
7. Умением предвидеть, прогнозировать результаты взаимодействия с детьми в процессе применяемых технологий, методик воспитания.
8. Способностью к педагогическому творчеству и др.
9. Способностью к анализу и коррекции своей деятельности на основе рефлексии.
К педагогической рефлексии в психологии отнесены:
– осознание педагогом мотивов собственной деятельности;
– умение отличать свои затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников;
– способность к эмпатии, децентрации;
– оценка собственных личностных влияний, оказываемых на воспитанника1.
Таким образом, педагог должен обладать профессиональными умениями: гностическими, проектировочными, прогностическими, коммуникативными, рефлексивными. В результате взаимопроникновения профессиональных умений и индивидуальных интересов, убеждений, идеалов, потребностей педагога формируется воспитательная позиция его личности.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 839 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Развитие ребенка как субъекта в изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием этой деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.
Одно из важнейших условий развития ребенка – это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.
Развитие детской изобразительной деятельности, теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Общая потребность – жить одной жизнью с взрослыми людьми, участвовать в их деятельности и отношениях – рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Так, известно, что в раннем возрасте доминирует ориентация ребенка на предметный мир и способы употребления предметов. То есть отношение «ребенок – общественный предмет» является главным, основным. Это отношение реализуется в предметной деятельности, которая становится ведущей в данный период. Зарождающаяся изобразительная деятельность в этот период так же несет на себе отпечаток этой потребности. Полагаем, что она возникает не как художественная, а как разновидность предметной деятельности и развивается определенное время по ее законам. Важно видеть поэтому, как постепенно она вычленяется из предметной и становится целенаправленной изобразительной деятельностью, сохраняя при этом на всех последующих этапах ее развития многие черты предметной деятельности.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок также испытывает потребность жить одной жизнью с взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нем. Однако предмет этой потребности меняется. Ребенок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И потому он в большей степени ориентирован не столько на предметный мир, сколько на человека и его действия с этими предметами, взаимодействие и отношения людей в деятельностном общении. Ведущим становится отношение «ребенок – взрослый человек».
Наиболее доступной деятельностью, в которой ребенок реализует эту потребность и практическим путем постигает, осмысливает описанные выше явления, становится игра. Она приобретает ведущее значение для развития ребенка. Игра в большей степени отвечает этой доминирующий потребности ребенка и возможностям ее удовлетворения. Изобразительная деятельность, в этот период, развиваясь по своим законам, в то же время несет на себе влияние сменившихся приоритетов в предметах потребности. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности, о чем будет сказано ниже. Специфика и место изобразительной деятельности в иерархии других деятельностей в большой степени определяются доминирующим отношением ребенка к миру, т. е. социальной ситуацией развития, а, следовательно, и ведущим видом деятельности.
Процесс освоения изобразительной деятельности малышом есть процесс становления его как субъекта этой деятельности. При этом реализуются субъектно-объектные отношения в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются и субъект-субъектные отношения. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно направленных, с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата (созданных образов).
Таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему общественных отношений через содержание деятельности (общественно направленный мотив, социальное содержание замыслов, эстетическое восприятие готовых образов другими людьми).
Кроме того, возникают субъект – субъектные отношения ребенка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке; в процессе обучения ребенка педагогом и т. п.).
Иными словами, процесс освоения деятельности ребенком есть процесс развития ребенка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребенка. Творческий характер деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований этого периода – воображения, творчества, что также свидетельствует о развитии личности ребенка.
Источник