Общие принципы психического развития ребенка
Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.
Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.
Содержание
- Детерминация возрастного развития
- Проблема обучения и развития в возрастной психологии
- Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
- Неравномерность психического развития
Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.
Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.
Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.
Детерминация возрастного развития
Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).
Факторы психического развития
1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)
Наследственные факторы:
- видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
- некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).
Врожденные факторы:
- индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).
Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.
Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).
2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)
Социальная среда — это:
- социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
- ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).
Макросреда влияет на человека через микросреду.
Социальная среда должна быть:
- человеческой;
- развивающей;
Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.
Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.
Госпитализм
Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.
Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.
Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.
«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.
В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.
Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.
Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.
Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.
Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.
3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)
В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.
3 признака ведущей деятельности:
- деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
- в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
- от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.
Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.
Ведущая деятельность человека
Период | Ведущая деятельность |
Младенчество (от рождения до года) | Общение со взрослыми |
Раннее детство (1 — 3 года) | Предметно-орудийная деятельность |
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет) | Ролевая игра |
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет) | Общение со сверстниками |
Юношеский возраст (17 — 23 года) | Учебно-профессиональная деятельность |
Взрослость | Трудовая деятельность |
4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)
Противоречия могут быть следующими:
- между образом жизни и возможностями человека;
- между местом в социуме и желанием изменить это место.
Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.
Проблема обучения и развития в возрастной психологии
Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.
Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:
- орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
- знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).
Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.
Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:
1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.
2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.
У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.
Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.
В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.
Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.
Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.
Сензитивные периоды
Возраст | Сензитивный период |
1,5 — 3 года | Развитие речи |
3 — 6/7 лет | Развитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения |
5 лет | Предполагается, что для обучения грамоте |
6 лет | Предполагается, что для обучения чтению |
Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.
Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.
С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.
Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.
Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.
Индивидуальные варианты развития проявляются:
- в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
- в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
- в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.
Неравномерность психического развития
Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.
Неравномерность психического развития проявляется:
- В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
- В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
- В темпе развития.
Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.
В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.
Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.
Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).
Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.
Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.
Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.
Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.
Причины акселерации и ретардации
- Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
- Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
- Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
- Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.
Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.
Источник
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
§ 1. Общие принципы и пути изучения психического развития детей
При
исследовании психического развития
ребенка научная психология исходит из
нескольких основных принципов.
Во-первых,
изучение психического развития детей
должно быть объективным, т. е.
раскрывающим это развитие в его
собственных
21
закономерностях.
Это важно подчеркнуть потому, что на
ранних этапах своей истории детская
психология истолковывала душевную
жизнь детей по аналогии с душевной
жизнью взрослых, детям приписывались
несвойственные им переживания и мысли.
В
некоторых дневниках, ведущихся родителями,
воспитателями и даже специалистами-психологами,
еще и теперь можно встретить подобное
истолкование поведения ребенка и его
внутренней жизни. Это мешает пониманию
действительного содержания детской
психики, выяснению особенностей детей
на том или ином этапе их развития.
Во-вторых,
нужно дать не только правильное описание
процесса развития ребенка, но и верное
теоретическое объяснение его, показывающее
причинно-следственную связь и зависимость
разных форм развивающейся психики
детей. За описанием хода развития должно
следовать выяснение его причин, лежащих
как в условиях жизни и воспитания
ребенка, так и во всей предшествующей
истории развития детской психики.
Принцип причинности требует изучения,
по возможности, всех условий, определяющих
возникновение новых качеств личности
ребенка, его сознания. Только знание
причин развития детей позволяет
практически направлять это развитие,
педагогически правильно воздействовать
на него.
В-третьих,
раскрытие причин психического развития
возможно лишь на основе тщательного
прослеживания процесса формирования
психики детей при активном, специально
организованном руководстве этим
процессом со стороны психологов и
педагогов.
В
обычных условиях жизни и воспитания
ребенка обнаружить эти причины очень
трудно, так как они маскируются массой
временных и преходящих влияний. Поэтому
лишь специально организованное и научно
контролируемое формирование изучаемых
качеств и способностей ребенка, с
целенаправленным и планомерным изменением
условий его жизни, может дать ответ на
вопрос о причинах и механизмах, лежащих
в основе психического развития.
Показателем раскрытия закономерностей
развития психики детей является
возможность активного формирования у
них тех или иных психических процессов,
качеств личности, способностей.
Специальная организация
психолого-педагогической работы по
формированию психических качеств
ребенка является основным методом
научной детской психологии. Именно
такие исследования позволяют переходить
от простой констатации уровня развития
ребенка к объяснению его причин и к
целенаправленному педагогическому
руководству дальнейшим развитием
личности ребенка.
Таким
образом, на основе научного опыта в
российской детской психологии сложились
три основных принципа изучения
психического развития ребенка: 1) принцип
объективного подхода к
22
психике
ребенка; 2) принцип причинного
объяснения хода развития; 3) принцип
изучения психики в процессе ее
целенаправленного формирования.
Изучение
развития ребенка проходит в двух основных
формах: 1) в форме «продольного
исследования» и 2) в форме исследований
посредством «поперечных срезов».
При
так называемом продольном исследовании
систематически изучается развитие
одних и тех же детей на определенном
отрезке их жизни. Задача состоит в том,
чтобы выяснить изменения, происходящие
в психике ребенка при переходе от одной
стадии развития к другой. К таким
исследованиям относятся, например,
систематические наблюдения за ходом
развития детей, проводившиеся под
руководством Н. М. Щелованова и И. Л.
Фигурина [200]. На основе ежедневных
наблюдений, в которых тщательно и точно
фиксировалось поведение каждого ребенка,
удалось подробно описать развитие детей
первого года жизни.
В
других исследованиях предметом изучения
является не все поведение ребенка в
целом, а отдельные его стороны. Так, в
работе А. Н. Гвоздева [32] обобщены
повседневные наблюдения за развитием
речи собственного сына в течение восьми
лет с точной фиксацией ее фонетических,
грамматических и синтаксических
изменений.
К
исследованиям такого рода приближаются
все регулярно ведущиеся дневники
развития ребенка. Однако подобные
дневники при всех своих положительных
сторонах обладают и существенным
недостатком — они, как правило, не всегда
систематизированы, недостаточно
целеустремленны и объективны.
К
продольным исследованиям относятся
также и некоторые экспериментальные
работы, в которых эксперимент систематически
проводился на одних и тех же детях в
течение определенного времени. Например,
в исследованиях Н. И. Касаткина, Ц. П.
Немановой и др. при установлении наиболее
ранних сроков появления временных
связей опыты начинали проводить с
детьми, имеющими всего несколько дней
после рождения, и ежедневно продолжали
их до того момента, пока у детей не
образовывались соответствующие условные
связи. Таким образом, при продольном
исследовании один и тот же ребенок или
одна и та же группа детей изучаются на
протяжении более или менее длительного
периода их развития. Как правило, такие
исследования требуют времени и очень
трудоемки. Этот недостаток продольных
исследований, а также невозможность
охватить ими достаточно большую группу
детей при выяснении их типичных возрастных
особенностей устраняются в работах
другого рода, которые могут быть названы
исследованиями поперечных срезов. В
этом случае исследование ведется на
отдельных и различных по возрасту
группах детей. Например, при выяснении
особенностей развития детской игры
исследователь проводит
23
одновременно
наблюдения над играми детей 3-, 4- и
5-летнего возраста и, сравнивая полученные
данные, устанавливает общую закономерность
развития детских игр.
По
принципу «срезов» построено известное
в психологии экспериментальное
исследование А. Н. Леонтьева по развитию
памяти [114]. В этом исследовании прежде
всего устанавливались особенности
памяти определенного количества детей
каждой возрастной группы от 4 до 16 лет
(«возрастные срезы»). Эти данные служили
основанием для определения общей картины
развития памяти в детском возрасте.
При
такой организации исследования
существенное значение имеет выбор самих
возрастных групп: можно брать группы,
отличающиеся в возрасте на полгода, на
год, на два-три года и т. д. Естественно,
что чем меньше этот временной промежуток,
тем больше возможностей определить все
существенные переломы в развитии
изучаемых психических процессов. Выбор
возрастных групп зависит как от характера
исследуемого процесса, так и от общей
продолжительности изучаемого периода.
Обычно при таком выборе руководствуются
следующим правилом: чем выше темп
развития исследуемого процесса, тем
меньшими должны быть временные промежутки
между отдельными «срезами».
Несмотря
на свою экономность, исследование по
«срезам» также имеет ряд недостатков,
основным из которых является трудность
изучения поворотных пунктов в развитии
процесса. Поэтому наиболее рациональна
такая организация исследования, когда
сначала путем возрастных «срезов»
определяется общая тенденция в развитии
той или иной психической деятельности,
а затем в некоторых «поворотных» пунктах,
требующих дополнительного изучения,
проводится продольное исследование.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник