Общение в семье развитие ребенка
Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и
гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.
В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и
внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку
семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В
современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для
общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к
удовлетворению элементарных потребностей.
Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем
мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое
в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё
специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В
прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и
традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически
не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время
действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой
семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей.
Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере
потребность детей в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в
сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм
настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом.
В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать
сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний.
Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних
тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они
порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.
Младший школьный возраст – это первый этап осознанного отношения ребенка к
общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства
успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие
школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и
жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль
взрослого в этот период – это защитник, поэтому очень важным моментом является
максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только
слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.
Как уже говорилось, многие родители считают, что у маленьких детей не может
быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая
внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И
часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких
как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость.
Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А
общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с
собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и
жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание
особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок
научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью
родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются
выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и
потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков,
как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.
Общение – это главное условие для развития в жизни человека
Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на
взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий
взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию
совместной деятельности.
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в
общении.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими
общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в
сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых –
помочь ему в этом.
Как известно, существуют следующие стили общения:
1. Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их
ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень
категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми,
устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения,
позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как
правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на
протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики
могут стать неуправляемыми и агрессивными.
2. Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка,
Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во
всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли
ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство
родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети
склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно,
не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и
решительными, творческими людьми.
3. Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей
первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится
решать самому.
4. Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за
ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо
диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию
детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети
превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся,
обладают высокой самооценкой.
Помните!
- Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
- Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
- Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
- Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в
этом мире.
Доверительность общения
Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении,
Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее,
разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты
сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение
минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои
чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Подумайте и ответьте
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с
вами?
Сделаем вывод…
Вывод
- Чаще улыбаться;
- Общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;
- Радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных
неудач; - Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации;
- Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая
деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра,
с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в
будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо
закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности,
необходимые личности ребенка.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда
практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В
таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли.
Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе
его называют «активным слушанием».
Что же это значит – активно слушать ребенка?
Техника активного слушания
1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны
находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек
воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является
для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и
услышать.
2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете
готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то
рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих
переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их
человек.
4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить
рассказом.
5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и
звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.
Правила активного слушания
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не
только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного
вперед.)
6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).
7. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т.д.).
Итак, что может дать техника активного слушания?
– Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка,
(разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается);
– Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше
рассказывать о себе;
– Ребенок учится сам решать свои проблемы;
– Ребенок начинает активно слушать родителей.
– Родители становятся более чувствительными к проблемам и нуждам ребенка,
легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители!
Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения,
успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.
1. Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы
с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам
и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за
тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут
узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно,
чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно
повторить 3 раза.
2. “Игра без правил”
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения,
активного слушания и т.д.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая
начало фразы: “Мне нравится, что ты…” и добавляя к ней свое утверждение. Тем
самым возникает позитивный диалог.
3. “Зеркало”
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,
формирование умения подчиняться требованиям другого.
Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и
показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются
ролями.
4. “Машины”
Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие
тактильных ощущений.
Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли “машины”, родитель – в
роли “мойщика машины”. В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют,
протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше
ласковых слов.
Затем меняются ролями.
5. “Только вместе!”
Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга,
сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и
попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также
встать.
6. Упражнение «Хвасталки»
«Я …, мой ребенок…» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен
охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за
тебя!»
В заключение можно сказать, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя
бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили
радость и Вам и ребенку! Хотелось бы закончить словами известного педагога о
том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое
будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.
Источник
Мария Александровна Калиберова
Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка
РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Рассмотрим специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенкав этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением [12, c. 315].
Общение детей в семье
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.
Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности [14, c. 67].
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.
Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей
Негативное влияние конфликтов в семье
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней [18, c. 257]:
-социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;
-психологический, обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери «я»;
-психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.
При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, иди состояния хронического дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах.
Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т. е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников.
В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью, во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Источник