Общение в развитии личности ребенка родительское собрание 7 класс

Общение в развитии личности ребенка родительское собрание 7 класс thumbnail

Родительское собрание на тему:

«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»

Цель:

– обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.

Задачи:

– создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

– формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;

– способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности;

Форма проведения: деловая игра.

Оформление:

– Плакат «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона Р.Ф. «Об образовании»)

– Плакат «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом», «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» (высказывание В.А. Сухомлинского).

– Плакаты «Настроение ребенка» (изображение лиц)

– Анкета для родителей «Ребенок и его семья»

Подготовка:

На столах для родителей разложены бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья» (примерные вопросы анкеты)

1. Меня в семье любят.

2. Меня почти во всем поддерживают.

3. У нас не бывает ссор, разногласий.

4. Мне бывает трудно дома.

5. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

6. Меня во многом ограничивают.

7. С моим мнением не считаются.

8. Мне дают карманные деньги.

9. У нас дома постоянно чужие люди.

10. В учебе мне никто не помогает.

11. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

12. Родители заняты только собой.

Ход собрания:

1. Слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

· Любовь умиления

· Любовь деспотическая

· Любовь откупа

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным:

благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.

неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по этой теме, может кто-то желает дополнить, поделиться опытом?

2. Практическая часть.

Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Читайте также:  Психологическая оценка развития ребенка в норме

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами.

Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей (после собрания классный руководитель собирает работы для дальнейшего анализа ситуации в семье)

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем совсем иные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? (Дать возможность порассуждать родителям, и высказать свое мнение).

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения. Раздаются листочки с предложениями. (Эту работу можно организовать как в группе родителей, так и индивидуально).

Примерные предложения:

Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

3. Коллективное обсуждение вариантов ответов.

(В ходе обсуждения ответов может возникнуть диалог, диспут с целью нахождения оптимальных вариантов решения)

4. Работа с родителями.

Заранее оформлены плакаты с изображением настроений, мимики ребенка (на доске).

Вопросы задаются родителям с целью выявления уровня внимания к ребенку в семье.

Примерные вопросы:

– С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

– С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

– Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

– С каким лицом приходит из школы ваш ребенок?

После ответов родителей следует обратить их внимание, насколько они часто они общаются со своим ребенком, на то, каким он возвращается домой из школы, интересуются ли они внутренними переживаниями, эмоциями своего ребенка.

5. Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

У родителей могут возникнуть вопросы, например:

– Зачастую дети воспринимают просьбы родителей, как нотации, указ, требование…Как в этом случае следует объяснить ребенку, что мы

от него хотим?

– Мой ребенок частенько делает уроки поздно вечером, когда ему напоминаешь сесть за уроки, он очень агрессивно реагирует. Как вести себя в этом случае?

– Многие дети в детстве фантазируют, но, повзрослев, они продолжают сочинять, выдумывать? Как отучить ребенка от вранья?

На поставленные вопросы ответы может дать как классный руководитель, так и родители могут поделиться своим опытом.

Источник

Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Задачи собрания:

  1. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей.  

  2. Определить значение общения для детей и взрослых.

  3. Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.

План проведения родительского собрания.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово педагога.

3. Вопросы для обсуждения.

  • Общение и его роль в жизни человека.

  • Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.

  • Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения).

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход собрания

« Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения»

А. Де Сент-Экзюпери

«Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А.С. Макаренко).

(Ролик «Губки бантиком») Слайд № 1

1. Организация. Слайд № 2

 – Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вновь видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и согнуть лист пополам;

 – еще раз пополам; 

– оторвать верхний правый угол;

 – оторвать нижний правый угол. 

Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные.  Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям? (видеоролики- интервью)

Читайте также:  Условия развития ребенка в психологии

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Происходит всё наоборот. Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и даже страх? Нас всех волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.

(Видеоролики – соц. рекл)

– Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся. Итак, тема нашего собрания: «Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»  Слайд № 3

Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Детство – это один из возрастных периодов, когда происходят психологические изменения, решающие для формирования личности. Слайд № 4

Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.

Свой ребёнок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеётся, и играет он совершенно по-особому. И для маленького ребёнка его родители – это особенные люди, его дом – это целый огромный мир. Ваш малыш очень легко может потеряться в этом мире, который с каждым днём становится для него всё шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нём, ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом. 
Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так давайте поможем ему в этом. Попробуем развить некоторые умения, которые пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. Слайд № 5

(Вопросы родителям)

– Скажите, пожалуйста, сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?
– Известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах?

– Известно ли вам о школьных друзьях вашего ребёнка и друзьях вне школы?

– Как зовут соседа (соседку) по парте?

– Есть ли проблемы в общении у вашего ребёнка?

Правила общения (практические примеры).

Задание № 1.

Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой – ребенок.  «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.

1 причина, мешающая общению – это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

Задание № 2.

А теперь представьте, у женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой

Какой  будет ваша реакция? (родители высказываются)

2 причина, которая мешает нам – мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей на умеют выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Слайд № 6

У детей в повседневном общении случаются недоразумения. Ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми.
Шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом и сами спросите: 
– Как ты думаешь, о чём рассказывает нам сосулька? 
– Интересно, о чём размышляет этот нахохлившийся воробей? 
– Давай сочиним сказку о морозе и т. д. 
Разговаривать с ребёнком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. 
А дома просто возьмите лёгкую книгу, можно сказки, прочитайте её вместе и попросите его пересказать (лучше «своими словами»). 
Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной игре, о людях, об окружающем мире, природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же. 

(Работа в группах) Слайд № 7

– А сейчас я попрошу каждую группу выполнить следующее задание:

– Какие выражения при общении с детьми не следует употреблять(лист на 2 части)

· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чем ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

-Какие выражения следует употреблять при общении с детьми

· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

(Ответы родителей) Слайд № 8

– Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

– А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию, обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения. Если кто-то из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить свой вариант решения проблемы. Слайд № 9

Ситуация № 1

Я знаю одного мальчика, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин – он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол – он накроет, а за это его сводят в кино. И так рос мальчик. Что не попросят – он всё сделает. Что вы об этом думаете?

Читайте также:  Какие отношения ребенка образуют социальную ситуацию развития

Ситуация №2

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»

Ситуация № 3.

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

Ситуация № 4.

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка. Ваше мнение.

Ситуация № 5.

Идет школьный праздник. Выступают дети и родители. Некоторые взрослые начинают с детьми негативно обсуждать актеров, говорить о них плохо и неуважительно.

Ситуация № 6.

Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: “Сиди, сиди, ты еще маленький”.

– В процессе обсуждения составьте, пожалуйста памятки для родителей.

(Музыка «Детство») Слайд № 10

(Выступление родителей.)

Слайд № 11

Рекомендации родителям:

(1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах. 2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания 5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме)

Слайд № 12

Народная мудрость говорит:

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Притча о четырёх свечах. Слайд № 13

    «Четыре свечи спокойно  горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.Вторая сказала:

-Я – вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я – любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего – своих близких.

И эта свеча угасла…Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

– Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал.

Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – надежда»

-На месте какой свечи вы себя представляете?

     Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи всех нас. Именно мы с вами зажгли  в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

Слайд № 14

(Фотослайды- «Берегите своих детей»)

Рефлексия.

– Перед вами на столах лежат сигнальные карточки-фонарики.

-Поднимите зелёный “фонарик” те, у кого после нашей встречи улучшилось настроение. Поднимите красный “фонарик” те, кто считает, что зря потратил время, придя на это собрание.

– Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите и отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Уделяйте больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

– Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Слайд № 15

Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

Мы благодарим вас за работу. В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Десять заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнёшь.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», а «свой» ребенок, в котором есть душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Источник