Общение со сверстниками и его значение для психического развития ребенка

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями – взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

• изучение «детей-маугли»;

• исследование природы и причин «госпитализма»;

• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общениядошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер.К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик – физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки.На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. – электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Источник

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо­тря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос­лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос­кость отношений со взрослым — наклонная: внизу нахо­дится ребенок, наверху — авторитетный, во многом недо­сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить­ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско­сти. Перед ним — равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само­выражению. В общении со сверстниками малыши получа­ют огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю­чается особая ценность для ребенка общения с ровесника­ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер­стниками.

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль­ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру­га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти­ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму­лируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри­ровать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребе­нок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-

щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Итоги

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни­мание друг к другу, окрашенные положительными эмоция­ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат­лениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте­ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ­ектные качества.

В конце второго года жизни у детей появляется стремле­ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро­вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от­ношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу­ществляется в форме эмоционально-практического взаимо­действия, построенного на взаимном подражании. Его отли­чительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.

Важная роль в формировании общения детей со сверстни­ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи­модействие детей в процессе совместной предметной деятель­ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо­ционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.

Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ре­бенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.

112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста

8. Развитие личности 113

Источник

Светлана Цветова
Значение общения со сверстниками для успешного психического развития ребенка раннего возраста

Игра «Цветочки»

Цель: Создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к сверстникам. Стимулирование эмоциональных контактов между детьми.

Задачи:

Воспитывать желание активно участвовать в игре;

Совершенствовать игровые умения детей, развивать интерес к играм;

Формировать навыки сотрудничества, умения работать в группе;

Развивать умения согласовывать свои действия со словами и действиями взрослого и сверстников;

Воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников;

Воспитывать дружеские отношения к партнёру;

Материал:

Шапочки разноцветных цветочков, запись классической музыки.

Предварительная работа:

Пение и прослушивание песен о цветах, рассматривание сюжетных картинок на тему «Цветы», д/игра «Подбери цветок к вазе», хороводные игры «Сплетем для мамочки венок», «Кто у нас хороший».

Изготовление цветочных шапочек.

Методические приемы: игровой момент, объяснение, вопрос-ответ, художественное слово, рефлексия.

Ход игры:

Воспитатель Дети

– Воспитатель хаотично, на ковре выкладывает под классическую музыку, шапочки «Цветочки», привлекая внимание детей словами.

– Как красиво на нашей полянке, жалко, что эти цветочки не могут со мной поиграть.

Ребята, а вы можете превратиться в цветочки, чтобы поиграть всем вместе в очень интересную игру.

– Воспитатель одевает шапочки желающим детям.

– Этот ковер будет нашей лужайкой, а вы будете маленькими красивыми разноцветными цветочками. Усаживайтесь подальше друг от друга, чтобы было очень красиво.

– Вышло солнышко и на лесной полянке раскрылись самые красивые цветочки, напевая свою песенку.

«Как в лесу на кочке выросли цветочки.

Цветики, цветики, цветики цветочки,

Цветики, цветики, цветики цветочки.

С ветерком шептались, солнцу улыбались.

Цветики, цветики, цветики цветочки,

Цветики, цветики, цветики цветочки.

– Вот какие красивые малыши цветочки, а как вкусно пахнут.

– Воспитатель ходит вокруг цветочков, нюхает, поглаживает, разглядывает.

– Растут цветочки разные,

На солнышке в лесу,

И желтые и красные,

Сейчас их соберу.

– Какой чудесный красный цветочек, как тебя зовут?

– Можно я сорву тебя, цветочек Карина.

– А какой цветочек выберешь ты для нашего букетика.

-Бери его за руку в наш букетик.

– Цветочек Матвейка, а какой цветочек тебе хочется взять в букетик.

Какой он красивый, яркий. Собирай его в наш букетик?

Цветочек Настенька, подойди к цветочку, с которым бы ты хотела дружить.

Бери ее в наш букет.

– Славный букетик у нас получается, но он еще маленький. Давайте соберем все цветочки, растущие на нашей полянке.

-Цветочек Ирочка посмотри, какой замечательный цветок, ты не знаешь, как его зовут и какого он цвета?

-На нашей полянке осталось еще два волшебных цветочка очень красивых и дружелюбных, посмотрите, как они улыбаются нам. Давайте улыбнемся им и возьмем цветочки Доминику и Савелия в свой букетик.

– Мы все цветочки яркие

в букетик собрались,

и лепестками нежными

друг с другом обнялись.

Беритесь за ручки

Сплетайтесь в кружочек,

Цветочек к цветочку,

Цветочек к цветочку,

Чтоб получился красивый веночек.

-Вот какой красивый, яркий, дружный, веселый наш волшебный венок. Сколько в нем разноцветных цветов. Давайте улыбнемся друг, другу и пройдемся по кругу, кивая своими цветочными шапочками.

– да

-Дети рассаживаются по ковру с помощью воспитателя.

– Карина.

– Можно

– Синий. Матвейку.

– Красный.

– Я дружу с Ирочкой.

– Никита, он оранжевый цветочек.

– Возьмем.

– Дети обнимаются и прижимаются друг к другу

-Берутся за руки и заводят хоровод.

-Ходят по кругу, напевая слова.

Тра-та-та, тра-та-та вот какая красота.

Игра «Пирамидка»

Цель: Создание условий для включения в совместную предметную деятельность. Стимулирование эмоциональных контактов между детьми.

Задачи:

Развивать координацию движений рук;

Развивать зрительно-слуховое восприятие;

Развивать у детей речь через общение со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности;

Развивать умение эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом;

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе игры;

Совершенствовать игровые умения детей, развивать интерес к играм с предметом;

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, величина.

Материал: Большая пирамидка на конической основе из семи колец разного цвета.

Методические приёмы: игровая ситуация, диалог, п/игра «Найди свой предмет»,

Ход игры

Воспитатель Дети

-Чем же мне себя занять,

В пирамидку поиграть.

Можно башенку собрать

Цвета колечек подбирать

По размеру подставлять.

Детки посмотрите, какая красивая пирамидка. Давайте вместе поиграем с ней. Одной мне скучно с ней играть.

Ребята, на пирамидке много колечек разного цвета и разного размера, большие и маленькие, и стержень. Давайте разберем ее, чтобы всем досталось по одному колечку. А я сниму желтый шарик.

Кто первый снимет колечко?

– Подходи Матвей снимай самое маленькое колечко.

Какого цвета у тебя колечко?

Матвей, выбери, кто снимет следующее колечко.

Кариночка, какого цвета тебе досталось колечко.

Карина, а у тебя есть подружки?

Как зовут твоих подружек?

Можно они, снимут колечки, побольше, чем у тебя.

– Ребята, какого цвета колечко у Насти,

а у Доминики.

– А это колечко достанется Настеной подружке.

– Кто дружит с Настей?

-Какое тебе достается колечко?

У кого нет колечек?

Двум Никиткам достаются самые большие колечки.

Никита Семин сними себе синее кольцо, а красное отдай другому Никите.

Все разобрали пирамидку, можно немного повеселиться.

Посмотрите на свои колечки и запомните их.

Положите их на коврик, и будем веселиться, пока играет музыка. Музыка закончиться, сразу разбирайте свои предметы (игра проводиться 2р).

-Как весело, как весело,

Как радостно кругом.

Мы дружно разобрали,

И дружно соберем.

Что мы дружно соберем?

Ребята у кого самые большие колечки?

Начинайте собирать с самого большого.

Никитки, у кого из вас, кольцо больше тот одевает первым.

Ребятки, а кто следующим будет одевать колечко?

Посмотрите, у кого желтое и синее колечко?

Чье колечко больше тот и одевает.

Остались два колечка у Карины и Матвея.

Матвейка разрешишь Карине первой одеть кольцо

А теперь одевай свое самое маленькое кольцо, а я надену шарик.

Быстро собрали нашу пирамидку, какие мы молодцы!

В пирамидку поиграли,

Дружно башенку собрали.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг, я твой друг,

Самый лучший друг!

Друг другу руки подаем.

И песню дружбы запоем.

-Молодцы! Понравилось вам играть с друзьями?

Пирамидка была всего лишь одна, а нас много, и мы не поссорились, а наоборот, весело вмести поиграли.

– Давайте

– Я

-Зеленого

Карина

– Красного

– Есть.

-Доминика, Настя.

– Можно

– Синее

– Желтое.

-Ирочка

– Зеленое.

– У Никит.

– Пирамидку

– У Никит.

– Ира

-У Доминики и Насти.

-Да.

– Заводят хоровод вокруг пирамидки под песню «Улыбка»

Игра «Давайте дружить»

Цель: Привлечение внимания ребенка к сверстнику, формирование чувства общности. Стимулирование потребности в эмоционально-практическом общении между детьми при помощи сюжетных пальчиковых игрушек.

Задачи:

Развивать умения использовать пальчиковый театр для совместных пальчиковых игр;

Развивать умения согласовывать свои действия со словами и действиями взрослого и сверстников;

Воспитывать умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие;

Воспитывать добрые отношения к друзьям;

Прививать чувства радости от совместного взаимодействия;

Воспитывать желание активно участвовать в играх со сверстниками.

Материал:

Пальчиковые игрушки – зверушки из пряжи, макет леса.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, изготовление пальчиковых зверушек, пальчиковые игры «Ходим в гости», «Апельсин»

Методические приемы: игровая ситуация, повторение, диалог, пальчиковая гимнастика.

Ход игры

Воспитатель Дети

«Ребятки, а вы любите ходить к друзьям в гости?

Может, сходим в гости к лесным жителям.

Посмотрите, кто это там спрятался под елочками.

Они хотят с нами поиграть.

Наши пальчики могут превратиться в этих забавных зверушек, ходить в гости друг к другу, вместе играть.

Превращение начинается?

Очень интересно, в кого превратились ваши пальчики

смотрите и повторяйте за мной…» Педагог показывает детям руки, сжатые в кулаки,затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление: «Наступило утро, зверушки проснулись. Пожелали друг другу доброе утро, улыбнулись, потянулись.

Лягушата и зайчата стали прыгать.

Лисички и зайчата кружиться.

А мышки и мишки наклонятся.

Лягушонок смотри, сколько вокруг друзей, пойдем к ним в гости.

Привет, мы лягушата, а вы кто?

Давайте дружить?».

Как хорошо когда много друзей, можно весело играть, веселиться, танцевать.

Вставайте парами друзья.

Скучать теперь никак нельзя.

Потанцуйте, покружитесь,

И друг с другом подружитесь

Ребятки – зверушки, знаете ли вы сказку «Теремок».

В теремке зверушки жили все вместе, играли, дружили, помогали друг другу, и никого не обижали.

Давайте и мы с вами построим теремок.

Но это будет необычный теремок, потому что кирпичиками в нем будут наши ладошки.

Это первый кирпичик, а где же второй?

«А вот и второй кирпичик!

Вот какой большой теремок у нас получился.

Всем место хватит.

Раз, два, три, все из сказки выходи.

-Да

– Зверушки

-Дети одевают на пальчики зверушек.

-В мышек, зайчиков, лисичек, волчат, мишек.

– Выполняют действия в соответствии словам.

– мышки, зайчики, лисички, волчата, мишки.

– Давайте

Пальчики встречаются, здороваются, обнимаются, целуются,

-Выбирают себе пару и танцуют.

– Знаем

-Давайте

– Дети начинают класть свои ладошки

Все разбегаются в разные стороны.

Источник