Общение основное условие развитие ребенка

Любовь Малеева
Общение — средство всестороннего развития ребенка-дошкольника

Малеева Любовь Семеновна,

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 308 «Звездочка» г. Челябинска»

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.

Общениевлияет на все достижения детей дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания, на развитие эмоционального благополучия, освоение новых видов деятельности.

В общении детей дошкольного возраста различают общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; поэтому более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстниками. У. Бронфенбреннер в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.

Итак, опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие раннего опыта общения может привести к возникновению негативных форм поведения у детей, психических отклонений, низкой успеваемости в школе и др.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним. Особенно остро эта проблема обозначена в современном обществе, когда воспитание дошкольников отличается чрезмерной «интеллектуализацией», «технологизацией». Большое количество времени современные дети проводят перед телевизором и за компьютером. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

В связи с этим перед родителями и педагогами стоит важная задача – научить детей ОБЩАТЬСЯ. Для этого необходимо взрослому поощрять любую инициативу ребенка в общении, развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, побуждая детей к активному проявлению заботы, прививать основы культуры общения.

Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, стремиться создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения.

Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение, на праздниках (частично регламентированное общение, в свободных формах общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности. Это важно для развития ребёнка. Частично-регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (например, быть ведущими на празднике, формирует организаторские способности. Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.

Важную роль в научении дошкольников общению имеет игра – совместная игра. Количество участников в такой игре не должно превышать 5 – 7 детей, иногда это может быть и вся группа детей. Особенностью такой игры является то,что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких игр – занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.

Ниже приведены примеры таких игр.

«Вместе играем»

Возраст: 3 – 4 года.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Описание игры: Дети выбирают игрушки. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары так, чтобы они вдвоем могли играть выбранными игрушками (в случае затруднения воспитатель оказывает помощь детям). Дети играют парами в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый обсуждает с детьми, почему именно так организовались пары для игры, кто с кем играл, как играли. Важно,чтобы дети называли друг друга по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

«Кто разбудит кошечку»

Возраст: 3 – 4 года.

Ход игры: Один ребенок выбирается кошечкой и «засыпает» – ложиться на коврик в центре группы. Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково.В конце упражнения дети все вместе обсуждают игру: как обращались к «спящей кошечке», какие действия производили, как они думают, какие слова и действия были приятны др.

Читайте также:  У ребенка тазобедренный сустав отстает в развитии

«Найди отличие» (авторы, Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Возраст: от 3 – х лет.

Количество играющих: четное количество.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Описание игры: Играющие делятся на пары. Один ребенок из пары рисует все, что ему захочется, затем передает листок второму ребенку из своей пары. Второй игрок добавляет одну или несколько деталей в рисунок и возвращает его первому ребенку, который должен найти изменения. Затем рисует второй ребенок, а первый вносит изменения. Затем можно предложить детям поменяться парами.

Комментарии

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Воспитатель предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится, что бы он хотел изменить и т. д.

«Ладонь в ладонь»

Цель: развивать коммуникативные навыков, способствовать получению опыта взаимодействия в парах, преодолению боязни тактильного контакта.

Возраст: от 4 – х лет.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.)

«Сорока-ворона»

Цель: снимать эмоциональное напряжение.

Возраст: от 4 – х лет.

Описание игры: «Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, и этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой миски да большой ложкой. Всех накормила!»

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Возраст: старше 4 лет.

Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки.Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»

«Поварята» (автор, Н. Кряжева)

Цель: развивать коммуникативные навыки, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает,чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Воспитатель выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг. Затем ведущий называет следующий компонент, ребенок, его изображающий, так же впрыгивает в круг, берет за руку предыдущего и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий

Хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

«Газета» (автор, Н. Кряжева)

Цель: развивать коммуникативные навыки, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Оборудование: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий

Игра будет проходить интереснее под музыку. Дети свободно двигаются по комнате под музыку. Как только музыка остановилась, четверки детей встают на свою газету, соблюдая все условия. Ведущий фиксирует правильность выполнения задания, дает детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Педагогам важно не забывать, что для более эффективной и результативной работы по развитию навыка общения у детей необходимо участие в этом процессе родителей воспитанников.

Для достижения общей цели,достаточно в семье придерживаться следующих правил:

1. Стараться поддерживать доверительные, открытые отношения в семье, так как ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни, ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям.

2. Не оставаться равнодушными к жизни ребенка в дошкольном учреждении.

3. Посещать библиотеки, музеи, культурно – массовые мероприятия.

4. Обсуждать события, фильмы, книги…

5. Поддерживать стремление, инициативу ребенка в общении.

И так, общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, и возможно только через сформированные качественные навыки, которые развиваются у детей вследствие планомерной и систематической работы педагогов и родителей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гуськова, Т. В., Смирнова, Е. О. Исследование общения дошкольников со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «Детская психология», URL: https://childpsy.ru/lib/articles/id/10473.php

2. Общение дошкольников, его особенности, организация и руководство [Электронный ресурс] // Сайт «POZNAYKA», URL: https://poznayka.org/s11651t1.html

Читайте также:  Влияние игры и сказки на развития ребенка

3. Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «DETKI.GURU», URL: https://detki.guru/razvitie-rebenka/obshheniye-so-sverstnikami.html

4. Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 63 «КАТЮША» г. Сургут, URL: https://ds63.detkin-club.ru/exercises/25512

Источник

Пояснительная записка

«счастье – это когда тебя понимают»

Общение – основное условие развития ребенка.

Эта тема очень важна. Она о малышах, которые, как маленький росточек, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором они должны найти свое место.

К сожалению, родители не могут отдать сами должное своему ребенку. Многие чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей собственных детей, часто считают себя плохими воспитателями. Неуверенность взрослых негативно влияет на становление личности ребенка, порождая в его поведении неуверенность, тревожность. А потребность в общении у малыша – это смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его. Вот то, в чем нуждается ребенок. Родители отдают детей в дошкольное учреждение. Воспитатели заинтересованы в создании благоприятных условий для развития ребенка. При общении с малышами прилагают все силы, знания, чтобы ребенок испытывал радость общения, веселился при игре, творчески развивался. Учат общаться со сверстниками доброжелательно, быть добрыми, внимательными.

« Человеческое общение – это обмен ценностями, а умение вести разговор – это талант»

Стендаль

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласованность и объединенность усилий  с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней ребенка. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре форма общения со сверстниками: эмоциональное, практическое, ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умение формировать один из компонентов психологической готовности к обучению в школе. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различные объединения, на развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка для ее выполнения. Группа д/сада – это первое социальное объединение детей в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские взаимоотношения и конфликтные, выделяются дети испытывающие трудности в общении.

Ребенок родился!

Первые и самые важные учителя своего ребенка – это папы и мамы, бабушки и дедушки. Первая его школа – его дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им могут дать только родители.

«Годы чудес» – так называют первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека .

Общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Можно выделить следующие этапы развития общения ребенка с одного года: в 11-13 месяцев ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2-м годам значительно возрастает.

От 2-х до 3-х лет внутренний мир ребенка расширяется за пределом данного места и времени – бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложения увеличивается очень быстро, грамотность их построения совершенствуется.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Дети взаимодействуют со сверстниками в совместных играх, которые становятся для них своеобразным фактором общественной жизни.

В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим.

Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Эти качества в значительной степени влияют на характер взаимоотношений между детьми.

Дети до 3-х лет не имеют прочно закрепленных представлений, недостаточно разбираются в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому верят всему, следуют наглядному примеру. Они охотно и энергично повторяют за другими и воспроизводят готовые образцы жестов, манер, слов. Эта особенность младших дошкольников говорит о том, что надо широко использовать подражание в детских играх, особенно направленных на умение общаться, взаимодействовать друг с другом.

Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его поведение. Наиболее важными из всех чувств, которые формируются у малыша, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам и явлениям.

Начиная с 2-х лет ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные нормы поведения.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу его большие и малые прегрешения, поручение детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали, бескорыстия и доброты.

Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов – это первая форма социального общения между ними. Раз появились контакты, следовательно, дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга.

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка тамбов

В общении с окружающими у детей появляется широкий спектр эмоций – от любви до ярости. Так в играх могут проявляться агрессивность и гнев. Но у детей до 2-х лет эти эмоции скоротечны, это случайные вспышки, не сопряженные с сознательной агрессивностью. Но к 2,5-3 годам жизни возможны проявления настоящей агрессивности с угрожающими жестами и звуками. Такие дети, как правило, настроены агрессивно и-за конфликтов с родителями.

Когда родители внушают ребенку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, такой ребенок вырастает заботливым, понимающим боль и огорчения других.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Детям от 1 года до 3 лет более характерны изолированные игры.

Психологами выведены три типа поведения:

– неигровое поведения: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

– Игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

– Игра в одиночестве: ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения специфических проблем.

Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка «мудрости» природы, привить любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру.

Особую радость детям приносит общение с животными, особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними – для малыша большое удовольствие: о них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах. Он познает сложность окружающего мира, наблюдая за природой, ее явлениями, животными и растениями на прогулках, экскурсиях, во время игр. Поэтому следует доступно и обстоятельно объяснять ребенку. Если нет возможности ответить на вопросы малыша сразу, нужно уговорить его подождать немного, а освободившись, ответить на все интересующие малыша вопросы. Ответы на вопросы не только помогают познать мир, но и формировать отношение к нему, а так же личность ребенка. Дети задают бесконечные вопросы, требуют внимание к себе, когда взрослые заняты, но никогда не следуют отмахиваться от ребенка.

Игры детей отражают окружающую их действительность, сопровождаются эмоционально положительным состоянием, радуют их, доставляют им удовольствие и в то же время открывают путь к познанию мира. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами – более высокая ступень человеческого общения. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

Третий год жизни – переломный в развитии общения у детей, это год рождения собственного «Я». В этот период ребенок своенравен, непослушен, требователен. Это очень ответственное время в воспитании. Ребенок сознает себя человеком, индивидуальностью. Для него важны свобода и независимость.

Ребенок говорит «я сам». Пусть делает сам. Не сможет – попросит. Он имеет  право носить то, что ему нравится. Если не попросит невозможного, взрослый может уступить.

В процессе общения надо отмечать любое достижение ребенка, поощрять его лаской, улыбкой, одобрительным словом, а не одергивать, делать замечания, если он как-то неправильно поступил.

Желания и действия ребенка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Чем больше стремления взрослых сузить эти рамки, тем чаще возникает упрямство ребенка, прежде чем требовать выполнения правил, их следует объяснить ребенку. Малышу всегда надо объяснять, что в его действиях правильно, а что нет. Совместная деятельность, в том числе и совместная продуктивная деятельность, доставляет детям радость и удовольствие. Из всех проявлений активности в условиях совместной продуктивной деятельности мы выделяем коммуникативную, т.е. активное общение, установление контактов.

Развитие коммуникативной деятельности детей ставит перед воспитателем следующие задачи:

  1. Побуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия.
  2. Создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности.
  3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
  4. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представления об искусстве человеческих взаимоотношений.

Благодаря специально разработанным играм и упражнениям, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, опыт и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Надо убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. «Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья».

Источник