Общение один из факторов нравственного развития ребенка
Лариса Лаврова
Общение ребёнка с взрослыми как одна из основ формирования нравственности дошкольника
Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявлять внимание (но не быть назойливым) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям.
Если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми выражено слабо. Если взрослые не проявляют к малышу должного внимания и заботы или они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми
Это плохо потому, что отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей. Отрицательные же чувства – состояния уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний – ведут к нежелательным результатам.
Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость малыша становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности. Следует помнить, что положительные состояния ребёнка – бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенность – благотворно сказываются и на жизнедеятельности организма в целом.
Уже давно известно, что в раннем детстве у каждого ребёнка формируются индивидуальные эмоциональные штампы. Например, у некоторых детей развивается штамп низкой самооценки, чувства незащищённости, в то время как у других с этим всё в порядке, они растут, чувствуя себя в безопасности, знают, что их любят, они желанны, ими дорожат.
Очень долго маленький человек действует, не задумываясь над своими поступками. Испытав доброе чувство, совершив хороший поступок, может сам того не заметить, и это ничем не обогатит его, не перейдёт в нравственный опыт. Взрослые должны ловить момент и закреплять хорошее похвалой, поощрением, не перебарщивая, конечно, чтобы не возбудить стремления быть хорошим напоказ или за вознаграждение.
Иногда достаточно улыбки, ласкового взгляда,но они нужны: нельзя строить воспитание лишь на «доказательстве от противного», активно порицая дурное поведение и не отмечая похвального. Вообще довольно распространена ошибка считать, что воспитание должно начинаться с момента, когда совершён проступок. Проступки – проступками, но главное – закрепление положительного опыта.
Какими средствами можно добиться доброжелательного продуктивного общения с ребёнком, ведь именно это является основой формирования нравственности дошкольника?
Ребёнок познаёт мир через взрослого, принимая его манеру поведения, разговора, доверяя его опыту. Мы хотим вас познакомить с одним из путей решения этой задачи, который представлен в книге психолога Гери Чепмена «Пять языков любви».
Существуют 5 основных языков эмоциональной любви – 5 способов, при помощи которых и взрослые, и дети выражают и воспринимают эмоциональную любовь. Эти языки можно изучать, упражняться в них с помощью игр.
А что такое игра?
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:
В РОССИИ ИГРЫ НАЗЫВАЛИ ЗАБАВАМИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯМИ, ПОТЕХАМИ И ДАЖЕ УТЕХАМИ. А ВЕДЬ УТЕШИТЬСЯ – ЭТО УСПОКОИТСЯ НА ЧЕМ-ТО РАДОСТНОМ, ОБЛЕГЧИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, СВОЁ ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕСТАТЬ ОГОРЧАТЬСЯ, ГОРЕВАТЬ, УСПОКОИТЬСЯ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ИЗДАВНА БОГАТА ИГРАМИ, В КОТОРЫХ ЖИВЁТ УВАЖЕНИЕ К ПРОШЛОМУ И ВЕРА В БУДУЩЕЕ.
Поспешите выразить ребёнку одобрение, если вы видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить.
Для того, чтобы быть хорошим родителем, практикуйте общение с каждым из детей на его языке любви. Регулярно говорите на всех пяти языках, до тех пор, пока не определите основной язык любви каждого из детей.
1. «Слова одобрения»
Слова поддержки, комплименты, просьбы, а не требования повышают самооценку ребёнка. Они создают ощущения близости, излечивают раны и в полной мере выявляют потенциал ваших детей. Обучая их, мы тяготеем к критике их неудач. Если переусердствовать, то это может повлечь за собой разрушительные последствия в его взрослой жизни. Примите решение хвалить вашего ребёнка за любое дело, которое он сделал правильно. Минимум два комплимента в день – это хорошая цель.
Игра с родителями «Ласковые слова»
Предложить родителям за 30 секунд назвать как можно больше ласковых слов.
2. «Качественное время».
Проведение времени вместе через обмен мнениями, слушание и участие в совместных важных мероприятиях передаёт то, что мы небезразличны друг к другу и нам нравится проводить время вместе. Опуститесь до уровня своего ребёнка. Откройте для себя интересы сына или дочери и узнайте о них всё, что возможно. Присутствуйте в полной мере, отдавая ребёнку своё безраздельное внимание, каждый день выделяйте время для того, чтобы уделить ему, по крайней мере несколько минут качественного времени. Сделайте это своим приоритетом.
Чтобы развивать общительность и доброжелательность друг к другу,мы в детском саду часто проводим разные игры:
• «Скульптор и глина»
• Что мы делали не скажем, а что делали покажем»
• «Факир и тень»
• Магазин зеркал» и другие. В них дети учатся вести за собой и подчиняться общим требованиям сознательно. Иначе игра не получится. И делают они это с удовольствием.
3. «Получение подарков» – это видимые символы любви.Помните: суть не в качестве и не в стоимости подарка, «важен сам факт». Вам не нужно иметь много денег для того, чтобы обеспечить своего ребёнка подарками. Можно вместе делать подарки, учить дарить их и учиться принимать их с благодарностью. Подарки, которые вы дарите время от времени, сопровождая их словами поддержки,как например: «Я люблю тебя и поэтому у меня есть для тебя особый подарок», могут помочь удовлетворить потребность ребёнка в любви. С тем же успехом вы можете выражать свою любовь, когда отказываете своему ребёнку в том, что считаете для него лишним. «Я люблю тебя и поэтому не стану покупать тебе гремучую змею в качестве домашнего животного».
В детском саду мы очень часто делаем подарки своими руками для пап, мам, бабушек, для детей и воспитателей, у которых день рождения.Подарки наши очень разнообразны: рисунки, поделки, песни, стихи, танцевальные номера, сценки. Это укрепляет дружбу между детьми, стимулирует желание делать приятное окружающим. Ведь вокруг счастливые и радостные лица детей и взрослых. Самая популярная игра на воображение «Необычный подарок» – дети придумывают разные подарки и потом решают, чей подарок самый необычный.
4. «Акты служения».
Пока дети маленькие, родители постоянно совершают по отношению к ним «акты служения». Это всё воспринимается многими детьми как нечто само собой разумеющееся, но для некоторых – это выражение любви к ним. Если ваш ребёнок часто выражает благодарность за простые акты служения, это ключ, указывающий на то, что они важны для него в эмоциональном плане. Ваши акты служения в полном смысле несут к нему вашу любовь.
В детском саду мы развиваем навыки самообслуживания: учим малышей одеваться, умываться, держать ложку, вытирать губы салфеткой.Дети старших групп учатся дежурить: накрывать на стол для всех вместе с младшим воспитателем, убирать со стола, заправлять постель, ухаживать с педагогом за цветами, животными, за посаженными культурами на огороде. Всё это ребята делают с огромным удовольствием для себя и родителей. Они с радостью сообщают им о своих достижениях. Родители в свою очередь поддерживают и оказывают необходимую помощь.Для развития этого языка проводятся игры:
• «Найди и исправь»
• «Какой цветок любит больше тень?»
• «Помоги ближнему» и другие. В этих играх дети учатся не только предлагать свою помощь, но и просить о ней. Замкнутым детям очень трудно просить о помощи, а в играх они это делают спокойно.
5. «Физическое прикосновение» – объятия, поцелуи и соответствующие прикосновения очень важны для эмоционального сосуда ребёнка. Примите во внимание возраст, темперамент, язык любви каждого ребёнка и найдите индивидуальный подход к каждому из них в этой области. По мере их взросления вам будет необходимо очень тонко чувствовать ситуацию и поддерживать постоянную привычку прикосновения с целью поддержки.
Например: часто возникают ссоры в играх, где дети, не рассчитав свои силы, сильно салят, а получается толкание. В это время дети чувствуют обиду, иногда злость, а некоторые ухитряются давать сдачи. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказался мудрый, понимающий взрослый,который прояснит ситуацию и направит детскую мысль в нужное русло: покажет, как салить не толкая, как взяться за руку, не сжимая её до боли, как погладить, чтобы успокоить.
В детском саду мы учим детей касаться друг друга, когда делаем массаж после сна «Весёлый паровоз»: дети гладят друг друга по спине, похлопывают ладошками, постукивают кулачками, затем снова гладят. На прогулке,музыкальных и физкультурных занятиях проводятся игры: «Петухи», «Пригласи», «Салки», «Дотронься до того, кто…» и другие. Здесь у детей много возможностей проявить себя и научиться проявлять заботу о ближнем.
НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ДЕТЬМИ. СМОТРИТЕ ЗА ТЕМ, КАК ОНИ ВЫРАЖАЮТ СВОЮ ЛЮБОВЬ ДРУГИМ.
ЭТО – КЛЮЧ К ИХ ЯЗЫКУ ЛЮБВИ.
Неоспорима зависимость детских радостей от условий семейного воспитания, от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, – это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.
А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят.Он говорил: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету, – всё это имеет для ребёнка большое значение».
Источник
Елена Ахламова
Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения
Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении наукой жизни. Поскольку обществу необходимы жизнеспособные, творческие люди с развитым чувством ответственности, достоинства, поэтому приоритетным с первых лет жизни является ценностное, социально-моральное развитие личности [45].
Состояние общества определяется соблюдением норм морали, которые общеприняты и обязательны. Нравственное воспитание детей является приоритетным по сравнению с другими составляющими воспитания, поскольку его уровень влияет на формирование всех сторон личности.
Нравственный человек – тот, кто по внутреннему побуждению или потребности нравственно себя ведёт, и, самое главное, это соответствует его привычке поведения. В этом случае внешний контроль не нужен, поведение контролируется собственными взглядами и убеждениями. Нравственное воспитание заключается в выработке необходимых взглядов и убеждений у подрастающего поколения [65]. Цель и задачи воспитания нравственности представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Цель и задачи воспитания нравственности
Специфика реализации задач нравственного воспитания обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями, нормами общественной морали, принципам регулирования поведения и т. п. Учитывая это, период дошкольного возраста является тем этапом жизни человека, который определяет его последующее вхождение в социальную среду. Конечно, природные предпосылки морального развития у детей разные, однако они выступают отправной точкой для формирования у детей нравственных чувств и качеств, побуждают их к усвоению определенных норм и правил, развивают соответствующие мотивы и привычки поведения. Результативность же нравственного воспитания будет зависеть и от того, кто для детей является носителем нравственной культуры.
Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена в принятом ФГОС дошкольного образования [44]. Утвержденная Программа подразумевает «создание условий для всестороннего личностного морально-нравственного развития ребенка», а одной из приоритетных задач выделено «становление первичной ценностной ориентации дошкольника». В Стандарте представлены требования к результатам освоения Программы, составляющие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок должен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.». Это значит, что дошкольник должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствие с ними свое поведение.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон процесса становления личности. Нравственное воспитание помогает ребенку освоить моральные ценности и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали. В поступках и поведении ребенка воплощается нравственные убеждения и представления [15].
Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс. В основе воспитания нравственной привычки должна быть сформированная положительная мотивация поведения детей. Нравственные поступки человек совершает под руководством моральных мотивов, побуждающих к размышлению над соответствующими проявлениями образа действий. Возможность добиваться от детей осознанного и обоснованного поведения взрослым ведется на основе целенаправленной работы по формированию мотивов. Сформированные моральные мотивы можно считать основой нравственного поведения и результатом воспитания.
Как показывает анализ литературных источников, приоритетным в нравственном воспитании детей является развитие нравственных чувств, обусловленных условиями жизни ребенка, его деятельностью и влиянием близких взрослых. Именно поэтому важным является осуществление воспитательного воздействия на детей с целью развития их морально-эмоциональной сферы, а результатом процесса нравственного воспитания является сформированность у ребенка совокупности поступков, то есть нравственных действий, которые характеризуются осознанностью общественно значимых мотивов.
Необходимо отметить, что воспитательные воздействия, как внешние воздействия, могут способствовать формированию не только нравственных качеств, но и положительных черт характера детей, если они побуждаются положительными внутренними отношениями и стимулируются собственным стремлением к моральному развитию.
Традиционные методы нравственного воспитания дают качественный результат при условии наличия довольно сильного внешнего контроля со стороны взрослых, а также общественного мнения и угрозы наказания. Но основой показателя сформированности нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля. Именно он является основой эмоционального дискомфорта, недовольства собой, если пришлось поступить иначе в проверенных личным опытом правилах общественной жизни.
Сформировать внутренний контроль можно, опираясь на активную деятельность ребёнка в различных сферах: интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой. Ребенок свои побуждения подчиняет представлениям и знанию о культуре человеческого бытия, что дает возможность повысить самооценку личности, развить чувство собственного достоинства. Формирование навыков самоконтроля будет способствовать в успешном развитии нравственных качеств личности.
Нравственное развитие ребенка, как считает Р. Р. Калинина [25] основывается на трехкомпонентной структуре нравственности. Характеристика ее структуры представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Трехкомпонентная структура нравственности
Таким образом, основным результатом нравственного воспитания ребенка должно стать нравственное поведение ребенка. У детей дошкольного возраста эмоциональная реакция поведения и деятельности является ведущей, поскольку именно социальные эмоции играют важную роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.
Учитывая все выше сказанное, на наш взгляд, воспитатели дошкольных образовательных учреждений в процессе организации жизнедеятельности детей должны создать благоприятные условия для формирования у них:
нравственного сознания (знаний нравственных норм, нравственных чувств, зарождение совести как внутренней этической инстанции);
нравственных отношений (значимых для ребенка деловых и личных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми);
нравственной деятельности (умение руководствоваться в своем поведении нравственными нормами, инициировать другим помощь и поддержку, сочувствовать и сорадоваться, испытывать удовольствие от возможности сделать кому-то приятное, осуществлять выбор в пользу добра, придерживаться моральных норм, сопоставлять с ними поведение других).
Задача обеспечения полноценного нравственного воспитания в педагогическом процессе предполагает планирование и воплощение соответствующей системы воспитательного воздействия на детей.
Специалисты считают, что ребенок дошкольного возраста способен к более-менее сознательному поведению, у него развивается ощущение реальности, он способен к начальному самопознанию, заинтересованности к окружающим, к эмпатии, элементарному анализу и выводам, выявлению элементарного такта и культуры взаимоотношений. Поэтому цель воспитательного процесса заключается в том, чтобы сформировать у ребенка умение строить взаимоотношения с социальной средой на уровне эмоций, чувств, мыслей, готовности к восприятию разных людей, их взглядов, обычаев, традиций такими, какими они являются.
Исследование основ личностного становления дошкольника показало, что моральная позиция дошкольника раскрывается в формах и содержании его отношения к партнеру по общению. Мысленная модель поведения базируется на теоретическом знании и разграничении гуманного и антигуманного. Соответственно возникает близкий к идеалу образ поведения. Осознание результатов поступка, сопоставления их с мысленным эталоном вызывает эмоциональную реакцию (переживание, одобрение, осуждение и т. п., а в дальнейшем трансформирует применение этого эталона. Внутренние потребности развивающейся личности выступают побудительным рычагом морального поступка [10, с 151].
Важно отметить, что старший дошкольный возраст характеризуется с одной стороны высоким уровнем активности, инициативности, любознательности, а из другой – определенной ограниченностью развития психологических характеристик: неразвитое ощущение безопасности; неумение контролировать себя, свое поведение и осознавать его нравственность; свойственная непосредственная импульсивность и эмоциональность. Дошкольник может часто проявлять враждебность и эгоизм по отношению к людям, которые его окружают. Но, в то же время, он может проявлять бескорыстную щедрость, великодушие, доброту и способность к отношениям с кем угодно в самых неожиданных ситуациях.
Следует отметить то, что старшие дошкольники способны выделять тех ровесников, к которым чувствуют неприязнь. Это те из них, которые проявляют конфликтность, драчливость, агрессивность, скупость и тем самым вызывают негативные эмоции во взаимоотношениях. Несмотря на это, большинство дошкольников быстро прощают или забывают негативные поступки и опять вступают с такими ровесниками в контакт. Эта особенность психологического поведения дошкольника является очень важной в формировании толерантных взаимоотношений.
По мнению ученых (Т. Алиева [2], А. Маслоу [35], у детей дошкольного возраста враждебность носит не инстинктивный характер, а скорее реактивный, защитный. Это дает право утверждать, что негативных проявлений в отношениях можно избежать и легко можно создать условия для их профилактики. Важно с ранних лет относиться к ребенку как к равноправной личности с уважением, окружать ее позитивными эмоциями, примерами доброжелательного отношения к окружающим. Наблюдения убеждают, что именно доброжелательная атмосфера в семье и дошкольном учебном заведении положительно влияет на взаимоотношения старших дошкольников и способствует становлению благосклонности, побуждает к возникновению выборочности во взаимоотношениях, терпению к неприятным контактам. В процессе общения со взрослыми растет ориентация ребенка на социально-приемлемые нормы взаимодействия. Ведь особенностью психологического развития детей дошкольного возраста является способность и желание ребенка к эмпатии и подражанию, как позитивного так и негативного, соответственно того, с чем он в жизни встречается. Поэтому так важно создавать для дошкольника такую среду, в которой бы господствовали взаимопонимание, уважение, доверие и любовь.
Еще одна важная психологическая особенность взаимоотношений дошкольников – они всегда стремятся контактировать с теми, с кем им интереснее играть, общаться, кто им может поведать что-то новое или владеет умениями и навыками, необходимыми для определенной деятельности, интересующих их в данный момент. И, обычно, таким человеком становится взрослый или старший ребенок. Кроме того, для старших дошкольников характерно стремление к взаимопониманию и сопереживанию. Стремление к единству во всем со старшими добавляет детям уверенности в их правоте. Взаимоотношение дошкольника со взрослым накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками. Поэтому особо важно, чтобы ребенка окружали люди, которые бы сами придерживались гуманистических взглядов. Это дает ребенку новые знания, соответствующие правила поведения, моральные аспекты взаимодействия и поможет определить правильный путь построения отношений в обществе.
По мнению Н. В. Бариленко, одной из основных особенностей проявления толерантных отношений у дошкольников является их естественная открытость другим людям. Эта открытость ребенка базируется на приятии (или неприяии) «другого» [4, с 24-31]. У детей этого возраста еще не до конца сформированы стереотипы: правильно-неправильно, хорошо-плохо, норма-отклонение и т. п. Поэтому ребенок с легкостью принимает любого «другого». Таким образом, именно от взрослого будет зависеть, научит ли он ребенка доброжелательно воспринимать человека, непохожего в своем поведении, взглядах, умениях, как «другого», а не как «худшего». Здесь важно научить ребенка воспринимать «другого», его точку зрения, а также уметь сохранить свое мнение.
Отношения со сверстниками помогают преодолеть ребенку тесные семейные связи и наладить контакт с равными себе партнерами. В этом возрасте растет стремление к сотрудничеству, признанию, уважению, сопереживанию. Чрезвычайно важным становится уважение ровесника, возможность и желание быть соавтором какой-то совместной деятельности, разделять свои переживания, мысли.
Среди характерных проявлений в отношениях дошкольников можно выделить также справедливое отношение друг к другу, что базируется на равноправии каждой личности. Проявляется это в справедливом распределении обязанностей во время трудовой деятельности, ролей во время игры. Ведь ребенок уже может очертить свои склонности, определяя добродетели ровесника и мотивируя свои взаимоотношения с ним, выразить критику на поступки, признаки внешности, взаимоотношения ребенка с другими. Также это и право ребенка на самоопределение, на возможность заниматься чем хочет, с кем хочет, или вообще на уединение. Несмотря на то, что детям этого возраста свойствен естественный эгоизм, в то же время, благодаря естественной бескорыстности ребенка легко научить справедливости в отношениях со сверстниками, воспринимать их как равных себе, выражать свое мнение или впечатление толерантно.
Еще одна важная особенность отношений дошкольников – это забота о другом человеке, то есть проявление сочувствия и желание помогать другим. Ведь именно в этот период развития у ребенка начинает развиваться потребность в коллективе, когда он может взаимодействовать даже с малопривлекательными игровыми партнерами. Как отмечает О. А. Шаграева, одной из важнейших психологических характеристик этого возраста является способность дошкольников к бескорыстному сочувствию и умению эмоционально отзываться на потребности «других» [66]. Дошкольник стремится эмоционально поддержать сверстника, а особенно более слабого или меньшего (часто это наблюдается в разновозрастных группах, помочь ему, поделиться своими игрушками, доверить свои тайны и т. п. Конечно же, есть и такая категория детей, которые кроме своих побед, проблем и переживаний ничего не замечают. Они заняты своими делами и не проявляют заинтересованность к проблемам и неурядицам других детей.
Учитывая характерные особенности психологического развития детей дошкольного возраста и их эмоциональное восприятие, нами выделены специфические средства влияния на ребенка для успешного формирования гуманного отношения к сверстникам. Это – игра, беседа (обсуждение, взаимодействие (совместная деятельность, детские праздники, психологические развивающие занятия (психогимнастика, арттерапия, элементы психодрамы и т. п.).
Приоритет именно этих средств влияния связан с тем, что важным аспектом всех отношений дошкольникаявляется обязательное наличие определенных действий: общей игры как основного вида деятельности дошкольника, коллективного труда, учебы, общения. Вне пределов этих взаимодействий не могут формироваться гуманные отношения между детьми. Общение и совместная деятельность в группе сверстников – важный источник формирования позитивных отношений друг с другом. И все же, без специально организованных отношений и педагогического влияния взрослого деятельность детей может оказаться безрезультативной (в воспитательном аспекте). Поэтому необходимо отметить важность формирования профессиональной готовности педагога в создании условий для профилактики и предупреждения конфликтов, агрессивности, непонимания между всеми участниками образовательного процесса в дошкольном учебном заведении.
Источник