Общение как условие социального развития ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»

                   

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Общение как средство социализации ребёнка в обществе.»

Составила:

Горбушина  Наталья Геннадьевна

Воспитатель 1 категории.

г. Горнозаводск – март 2013  года.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Я считаю, что воспитатель должен выдвигать ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

  •  развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  •  создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  •  формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  •  воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к  сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний;
  •  развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  •  создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  •  формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

       Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

  Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.

 Но если все дети разные, то, как возможно одному (пусть даже двум) воспитателю обеспечить им благоприятные условия для развития? В группе из двадцати детей это становится делом, прямо скажем затруднительным.

 Дело в том, что право ребёнка на уникальность и индивидуальность, никак не отменяет того простого факта, что он относится к человеческому роду и живёт в обществе. Опытный воспитатель хорошо знает, что все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга. Можно искать (и легко найти) общие черты одного возраста, из одной группы, даже из одного детского сада. И, конечно, есть общие особенности или закономерности в их развитии. Закономерности процессов, протекающих в сфере общения, мы и рассмотрим.

 Итак, при педагогической оценке социально-личностных отношений педагог обращает внимание на:

 1) самого ребёнка или группу детей в процессе общения

 (состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения, те средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации, положение ребёнка в группе сверстников и т. п.)

 2) собственное поведение в ситуации общения

 (в какой степени педагог учитывает общие закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом использовались и т. п.)

 Что такое общение, мы знаем не понаслышке: начиная с рождения, человек живёт среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок, и он хорошо знает и общается с близкими родственниками. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становиться человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

 Поговорка «С кем поведёшься, от того и наберёшься» дает нам представление о том, насколько психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависит от его общения.

 По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Кроме того, он выбирает тот предмет общения, который нас интересует.

 Но всем нам встречались и люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызывают у нас раздражение, или неловкость, или чувство, похожее на страх; их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчёт, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется. Иногда говорят: «Он хороший человек, но у него плохой характер». Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.

 В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать, мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился! » То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.

 Конечно, всем известно, какую большую роль в построении собственного стиля общения играют для ребенка его сверстники. Но воспитатель, который знает, как построить процесс общения умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.)

 Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.

 Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

 Атмосфера в группе детского сада определяется:

 1) отношениями между воспитателями и детьми

 2) отношениями между самими детьми.

 Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определённый климат в группе.

 Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать взаимоотношения между детьми.

 1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

 2. Чем это вызвано?

 3. Какие дети часто ссорятся между собой?

 4. Почему это происходит?

 5. Каких детей часто обижают?

 6. Почему это происходит?

 Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т. п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема эта настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить детей, которые – по первому впечатлению не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут, и следовательно не обращают на себя внимание воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности в общении (отрицательные переживания) не исказили в дальнейшем их развития, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться к помощи специалистов (психолога, невропатолога, психиатра) .

 Исходя из своего опыта работы ,я думаю, что главную роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

   Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми у нас разработан план работы с родителями, а для ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

   Важным показателем успешной социализации дошкольников является  их хорошее настроение, доброжелательный настрой на общение со сверстниками и взрослыми, умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей.

 Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е становиться социально компетентным.

Взрослых часто волнует неконструктивное поведение дошкольников, хотя детей больше интересуют их  отношения друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются вдруг и сразу. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, тот факт, что остальные могут чувствовать и думать по-другому.

Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так или иначе, повлиять на окружающих. Они учатся таким способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. А для этого необходимо заботиться, помогать и сотрудничать.

Как  правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания, то как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособительное» поведение, в других – самостоятельность ребёнка..

Педагогам следует проанализировать тактику воспитания ребёнка в семье и собственную тактику по отношению к ребёнку.   Педагог может,  как усугубить негативные тенденции в его социальном развитии, так и в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.

Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка.  От рождения до 7 лет взаимодействие со сверстниками проходит ряд этапов развития, каждый из которых имеет важное значение для развития психики ребёнка.

На какие же показатели ориентироваться воспитателю, чтобы правильно оценить социальное развитие ребёнка-дошкольника? Естественно, что для детей разных возрастных групп эти показатели будут разные.

В 3-4 года дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми, успешно действуют под руководством взрослого или совместно с ним, пользуются его помощью, благодарят за оказанную помощь, внимание. обращаются ко взрослому по имени отечеству. Могут занимать себя сами. Контактируя со сверстниками, хорошо себя чувствуют как в большой, так и в малой группе. Соблюдаются элементарные правила поведения, ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У детей начинают формироваться понятия о доброте и зле, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Формируются сведения о семье, её структуре, распорядке, значимых для семьи событиях.

      В 4-6 лет у детей закрепляются умения вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваются в разговор взрослых, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбы, вопросы. Они охотно выполняют поручения, и просьбы взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко. Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение со сверстниками, младшими и старшими детьми. У них развиваются способности не к силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Устанавливается социальный статус ребёнка в группе (лидер, предпочитаемый, изолированный).

Как определить уровень социального развития дошкольника

в условиях детского сада?

Используя перечисленные выше показатели можно  в условиях детского сада оценить, как происходит социальное развитие ребёнка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и, наоборот определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду.

Определить уровень социального развития дошкольника можно используя таблицы (см. приложение)

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

  1. Поддержание дисциплины – процесса научения. Главная цель дисциплины состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.
  2. Поощрения.
  3. Личный пример.
  4. Беседа.
  5. Проблемные ситуации.
  6. Игра.
  7. Совместная деятельность.
  8. Ситуации из жизни.
  9. Чтение художественных произведений.
  10. Не заострение внимания на плохих поступках детей.
  11. Доброжелательное отношение к детям.
  12. Прогулки.
  13. Встречи с прекрасным.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы, способный к быстрому принятию решений.

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит в совместной деятельности и общении с другими людьми. Общение – это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, успешно освоить социальное пространство.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема общения занимает значительное место в исследованиях таких ученых, как Лисина М. И., Деревянко Р. И., Рузская А. Г., Репина Т. А. и др. В отечественной психологии общение рассматривается как деятельность. Синонимом этого понятия является понятие «коммуникативная деятельность». Проблема общения как самостоятельной деятельности наиболее последовательно была изучена Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной и другими. По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально практическая форма общения (2-4 года жизни); второй – ситуативно-деловая форма общения (4-6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6-7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей, характер отношения человека к себе, к другим. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Наблюдения показывают, что многие дети не имеют навыков эффективного взаимодействия друг с другом, не умеют уступать, конструктивно сотрудничать, соревноваться, не могут учитывать интересы и нужды другого, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Для успеха воспитания, важно знать, сколько и какого именно общения нужно ребенку. Общение есть не просто действия, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Развитие общения детей происходит в двух направлениях: с взрослыми и со сверстниками. Эти сферы общения связаны между собой. Первую потребность ребенка в общении удовлетворяет взрослый. Он задает ему эталон поведения и общественную норму, а ребенок повторяет и ведет себя так же с другими взрослыми и сверстниками. Опыт общения ребенка с взрослым является определяющим фактором в развитии общения детей со сверстниками. Сотрудничество с взрослым для ребенка выступает как условие успешного взаимодействия со сверстником. Важным элементом общения выступают такие партнерские отношения, при которых ребенок может сам попросить о помощи и оказать ее другому. Умение общаться предполагает соответствие поведения ребенка задачам и требованиям обстановки, ситуации, учитывать интересы и высказывания своего партнера, вести с ним диалог и координировать действия. Показателем того, насколько развито общение, является не преобладание тех или иных контактов, а способность сотрудничать и общаться на разные темы в зависимости от ситуации и от интереса партнера.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Считаем, что важным в воспитательно-образовательной работе взрослых с детьми становится организация таких видов взаимодействия, в которых формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым. Мы определили систему работы, включающую такие виды совместной деятельности как игровая, познавательная,  художественная, способствующие развитию продуктивным формам общения.  Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Игра не только забава, но и трудоемкое дело: часто дети осваивают новые игры через многократные упражнения. Как много усилий вкладывает ребенок, добровольно отрабатывая нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений ложится в основу конструктивных способов взаимодействия. В ролевых играх («Больница», «Дом», «Детский сад», «Спасатели») заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Нами подобрана серия занятий «Уроки общения», способствующая становлению позитивных взаимоотношений в процессе делового сотрудничества. Задача каждого занятия состоит в введении в опыт каждого ребенка определенных социальных действий: договориться, согласовать желания, интересы, соблюдать очередность, оказать помощь товарищу при выполнении задания. Основные компоненты занятий: этюды; упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; чтение художественных произведений; моделирование и анализ заданных игровых ситуаций; сочинение историй; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки); просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; интервьюирование; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.  Конспекты занятий могут  дополняться, меняться в зависимости от проблем и успехов детей. В начале и в конце занятий используем ритуальные игры, упражнения для сплочения группы. Многие занятия завершаются  созданием детьми общего рисунка как итога работы, который объединяет детей.

Мы постарались повысить эффективность нашей работы таким образом, чтобы ежедневные встречи стали для ребят особенными, интригующими, таинственными. Каждое утро в группе поселяются волшебные персонажи или предметы (волшебный сундучок, шкатулка-сюрприз), мотивирующие  детей к дальнейшим совместным действиям (украсить кукольную  одежду, изготовить поделку, раскрасить предмет). Оформляя группу, стараемся создать уголки, привлекательные для детской деятельности. В старших дошкольных группах в  зонах взаимодействия с детьми расположены средства для предметно-дидактической, имитационно-игровой деятельности. Традиционно проводим «утро радостных встреч», основной формой взаимодействия является беседа, основанная на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий.  

            Таким образом, в процессе общения, дети  приобретают более полный жизненный опыт,  насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют  знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

          В заключение важно подчеркнуть:  дошкольный возраст сенситивен для социального  познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.  Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения  полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

Литература

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей// – М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  2. Лисина М. И.  « Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни»/ Хрестоматия по возрастной  и педагогической психологии – М., 1981. с.109
  3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384 с.

Источник