Общение как средство развития личности ребенка

Антонина Свинцова
Советы родителям «Общение как фактор развития личности ребенка»

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенкасо взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

– Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.

К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник

В конце первого года жизни социальная ситуация слитнос­ти ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (по­скольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отно­шении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка со взрослым теряет свою непосредствен­ность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опос­редоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый теперь не только дает ре­бенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.

В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребен­ком движет деловой мотив, стремление действовать с предме­тами, а взрослый выступает как условие этого действия, как об­разец для подражания

Взрослый для ребенка раннего возраста — это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного кру­га и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.

Общение ребенка со взрослым усложняется, приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным,выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М. И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

Впервой половине дошкольного возраста (3-5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общенияребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое».

Ведущий для этой формы мотив общения – познавательный.Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудит,способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы.

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познава­тельные мотивы и потребность в уважении взрослого.Главным средством такого общения, естественно, является речь,поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

Читайте также:  Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

К концу дошкольного возраста складывается новая и выс­шая для дошкольного возраста — внеситуативно-личностная форма общения. Веду­щими мотивами становятся личностные.Это значит, что глав­ным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек, независимо от его конкретных функций. В отличие от младенческого возраста, взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид и член общества.

Потребность во взаимопонимании и сопереживаниивзрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Что касается средств об­щения, то они, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-пер­вых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нор­мы и правила поведения, что способствует формированию мо­рального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным усло­вием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в лич­ностном общении дети начинают различать разные роли взрос­лых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Источник

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1080 дошкольное отделение – 1 Подготовила: Воспитатель Каплина Е.Д

Слайд 2

Общение как фактор формирования развития личности детей дошкольного возраста

Слайд 3

Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Слайд 4

Этот особый вид деятельности имеет: Мотивы Предмет, Содержание, Средства, Результат В процессе общения складываются субъектно – субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность адресующуюся к личностям другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Слайд 5

Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себе и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

Слайд 6

Процесс общения составляет три стороны: Социально – перцептивная – восприятие другого человека Интерактивная – межличностное взаимодействие Коммуникативная – передача информации.

Слайд 7

Формы общения У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: Ситуативно – личностная, Ситуативно – деловая, Внеситуативно – личностная

Слайд 8

Ситуативно – личностная Ситуативно – личностное общение, характерно для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребёнка. Непосредственно – эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребёнка привлекает личность взрослого, а всё остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.

Слайд 10

Ситуативно – деловая В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по – прежнему необходимы тёплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребёнок и взрослый выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. Общение развёртывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно –деловым .

Слайд 12

Внеситуативно – познователельная С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», « откуда?», « как?» – начинается новый этап в развитии его общения со взрослыми, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребёнок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, а именно, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим всё на свете, становится для него всё тот же взрослый человек.

Слайд 14

Роль семьи в общении с детьми Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации, стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребёнка с родителями в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни. Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.

Слайд 15

Советы для родителей – чтобы ребенок рос общительным Должен быть психологический комфорт в семье – отсутствие агрессии и сверхопеки , безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях. Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и « ЗЛО» определять моральную ценность поступка. Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу , то позднее, н о обязательно ответить на них. Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

Слайд 16

Игры на развитие навыков общения дошкольников Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры взрослый способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а так же со сверстниками и взрослыми.

Слайд 17

Игра « Ласковое имя » Цель : учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга . Игра « Кто пришел к нам в гости ?» Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношения детей к сверстникам . Игра « У птички болит крылышко » Цель : способствовать формированию у детей умение любить окружающих.

Слайд 18

Общение ребенка и взрослых является важным фактором развития малыша. С первых дней маленький человечек учится навыкам жизни, а для этого ему нужен учитель, который подаст пример.

Читайте также:  Диагностика параметров физического развития ребенка дошкольного возраста

Слайд 19

Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Совет психолога, – М.: АРКТИ, 2004. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до шести лет. – М.;1996. Лисина М.И., Галигузова Л.Н . Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии ( под ред. Лисиной М.И.) М., 1980. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание.

Источник

Любовь Малеева
Общение — средство всестороннего развития ребенка-дошкольника

Малеева Любовь Семеновна,

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 308 «Звездочка» г. Челябинска»

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.

Общениевлияет на все достижения детей дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания, на развитие эмоционального благополучия, освоение новых видов деятельности.

В общении детей дошкольного возраста различают общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; поэтому более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстниками. У. Бронфенбреннер в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.

Итак, опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие раннего опыта общения может привести к возникновению негативных форм поведения у детей, психических отклонений, низкой успеваемости в школе и др.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним. Особенно остро эта проблема обозначена в современном обществе, когда воспитание дошкольников отличается чрезмерной «интеллектуализацией», «технологизацией». Большое количество времени современные дети проводят перед телевизором и за компьютером. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

В связи с этим перед родителями и педагогами стоит важная задача – научить детей ОБЩАТЬСЯ. Для этого необходимо взрослому поощрять любую инициативу ребенка в общении, развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, побуждая детей к активному проявлению заботы, прививать основы культуры общения.

Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, стремиться создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения.

Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение, на праздниках (частично регламентированное общение, в свободных формах общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности. Это важно для развития ребёнка. Частично-регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (например, быть ведущими на празднике, формирует организаторские способности. Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.

Важную роль в научении дошкольников общению имеет игра – совместная игра. Количество участников в такой игре не должно превышать 5 – 7 детей, иногда это может быть и вся группа детей. Особенностью такой игры является то,что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких игр – занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.

Ниже приведены примеры таких игр.

«Вместе играем»

Возраст: 3 – 4 года.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Описание игры: Дети выбирают игрушки. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары так, чтобы они вдвоем могли играть выбранными игрушками (в случае затруднения воспитатель оказывает помощь детям). Дети играют парами в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый обсуждает с детьми, почему именно так организовались пары для игры, кто с кем играл, как играли. Важно,чтобы дети называли друг друга по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

«Кто разбудит кошечку»

Возраст: 3 – 4 года.

Ход игры: Один ребенок выбирается кошечкой и «засыпает» – ложиться на коврик в центре группы. Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково.В конце упражнения дети все вместе обсуждают игру: как обращались к «спящей кошечке», какие действия производили, как они думают, какие слова и действия были приятны др.

Читайте также:  Развитие ребенка картинки с заданиями для

«Найди отличие» (авторы, Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Возраст: от 3 – х лет.

Количество играющих: четное количество.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Описание игры: Играющие делятся на пары. Один ребенок из пары рисует все, что ему захочется, затем передает листок второму ребенку из своей пары. Второй игрок добавляет одну или несколько деталей в рисунок и возвращает его первому ребенку, который должен найти изменения. Затем рисует второй ребенок, а первый вносит изменения. Затем можно предложить детям поменяться парами.

Комментарии

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Воспитатель предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится, что бы он хотел изменить и т. д.

«Ладонь в ладонь»

Цель: развивать коммуникативные навыков, способствовать получению опыта взаимодействия в парах, преодолению боязни тактильного контакта.

Возраст: от 4 – х лет.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.)

«Сорока-ворона»

Цель: снимать эмоциональное напряжение.

Возраст: от 4 – х лет.

Описание игры: «Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, и этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой миски да большой ложкой. Всех накормила!»

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Возраст: старше 4 лет.

Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки.Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»

«Поварята» (автор, Н. Кряжева)

Цель: развивать коммуникативные навыки, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает,чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Воспитатель выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг. Затем ведущий называет следующий компонент, ребенок, его изображающий, так же впрыгивает в круг, берет за руку предыдущего и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий

Хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

«Газета» (автор, Н. Кряжева)

Цель: развивать коммуникативные навыки, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Оборудование: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий

Игра будет проходить интереснее под музыку. Дети свободно двигаются по комнате под музыку. Как только музыка остановилась, четверки детей встают на свою газету, соблюдая все условия. Ведущий фиксирует правильность выполнения задания, дает детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Педагогам важно не забывать, что для более эффективной и результативной работы по развитию навыка общения у детей необходимо участие в этом процессе родителей воспитанников.

Для достижения общей цели,достаточно в семье придерживаться следующих правил:

1. Стараться поддерживать доверительные, открытые отношения в семье, так как ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни, ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям.

2. Не оставаться равнодушными к жизни ребенка в дошкольном учреждении.

3. Посещать библиотеки, музеи, культурно – массовые мероприятия.

4. Обсуждать события, фильмы, книги…

5. Поддерживать стремление, инициативу ребенка в общении.

И так, общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, и возможно только через сформированные качественные навыки, которые развиваются у детей вследствие планомерной и систематической работы педагогов и родителей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гуськова, Т. В., Смирнова, Е. О. Исследование общения дошкольников со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «Детская психология», URL: https://childpsy.ru/lib/articles/id/10473.php

2. Общение дошкольников, его особенности, организация и руководство [Электронный ресурс] // Сайт «POZNAYKA», URL: https://poznayka.org/s11651t1.html

3. Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «DETKI.GURU», URL: https://detki.guru/razvitie-rebenka/obshheniye-so-sverstnikami.html

4. Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 63 «КАТЮША» г. Сургут, URL: https://ds63.detkin-club.ru/exercises/25512

Источник