Общение как сквозной механизм развития ребенка

Общение как сквозной механизм развития ребенка thumbnail

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников.

Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные мех...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные мех

Описание слайда:

Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников. Подготовила: Ежова Е.И. Воспитатель группы раннего возраста МБДОУ детский сад № 5 ЗАТО Озерный

2 слайд

«Сквозной механизм развития ребёнка» - что это значит? Сквозной механизм разв

Описание слайда:

«Сквозной механизм развития ребёнка» – что это значит? Сквозной механизм развития ребёнка – это сквозной механизм смены ведущей деятельности у детей, который обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода, помогает ребёнку реализовать его потенциальные возможности, помогает ребёнку «совершать первые шаги» в новые области, подготавливает смену предыдущей деятельности к последующей, более высокой по своему развитию.

3 слайд

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игра способствует про

Описание слайда:

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игра способствует произвольному, волевому и речевому развитию ребенка. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Основной вид игры в раннем возрасте – действия с предметами (вкладывание предметов в емкости, собирание пирамидок, мозаик и т. п.). Ребенок познает их свойства, соотношения, назначение, знакомится с их названиями. Помимо развития познавательной деятельности и мышления в таких играх совершенствуется мелкая моторика пальцев.  

4 слайд

Игры, которые имеют особое значение для развития эмоциональной сферы и вообра

Описание слайда:

Игры, которые имеют особое значение для развития эмоциональной сферы и воображения детей – это  игры-забавы.

5 слайд

Сюжетно-ролевая игра – игра в которой ребенок изображает какие-то события сво

Описание слайда:

Сюжетно-ролевая игра – игра в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и действует в них, переносит свойства одних предметов на другие.   Дидактическая игра – это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения.

6 слайд

Театрализованные игры. В качестве сюжета можно использовать русские народные

Описание слайда:

Театрализованные игры. В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: “Колобок”, “Теремок”, “Репка” и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

7 слайд

Игры и занятия, развивающие целенаправленность действий - Фигурная пирамидка 

Описание слайда:

Игры и занятия, развивающие целенаправленность действий – Фигурная пирамидка  – Постройки из кубиков  – Конструкторы  – Лепка, конструирование из природного и бросового материала  – Мозаика – Пазлы

8 слайд

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми п

Описание слайда:

Беседа – это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.  В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника.

9 слайд

Познавательно-исследовательская деятельность - активность ребёнка, направлен

Описание слайда:

Познавательно-исследовательская деятельность – активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе дошкольного возраста : – Развитие любознательности (познавательной инициативы ребёнка). – Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, пространственных и временных отношений. – Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений. – Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных графических и исторических представлений).

10 слайд

Общение как сквозной механизм развития ребенка

11 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Общение как сквозной механизм развития ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Общение как сквозной механизм развития ребенка

Курс повышения квалификации

Общение как сквозной механизм развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Общение как сквозной механизм развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Мною была подготовлена и проведена консультация для педагогов ДОУ по теме: “Игра, общение и
познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития
дошкольников”. В консультации даны основные понятия “Игры”, необходимость её в жизни дошкольника, формы и приемы. Даны рекомендации педагогам.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-543237

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Для решения образовательных задач Программы используются словесные, наглядные, практические, проблемные и другие методы обучения, а также образовательная технология «Ситуация».

Суть образовательной технологии «Ситуация» заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций сходной структуры:

– введение в ситуацию;

– актуализация знаний и умений детей;

– затруднение в ситуации;

– «открытие» ребенком нового знания (способа действия);

– включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка;

– осмысление ситуации.

Зная целостную структуру технологии «Ситуация», воспитатель может использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо дети из разных групп, дети разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка от 5 лет

Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

Решение образовательных задач Программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

– принятие и удержание учебной задачи;

– самостоятельный выбор средств для достижения результатов;

– точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей Программой предусмотрено:

– выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;

– организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;

– поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;

– стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;

– формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;

– участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;

– поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности;

– формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;

– расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.

2.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной

коррекции нарушений развития детей

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА

(в группах комбинированной направленности)

В разделе, посвященном коррекционной и инклюзивной педагогике, используются следующие термины и понятия.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа— образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога-психолога.

Нормативно – правовое обеспечение образования детей, имеющие особые образовательные потребности.

– Декларация ООН о правах детей;

– Декларация ООН о правах инвалидов;

– Конвенция о правах ребенка;

– Конвенция о правах инвалидов (развитие вариативных организационных моделей образования детей с ОВЗ)

– Конституция РФ (поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55)

Общение как сквозной механизм развития ребенка

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Источник

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста .

Изучение общения показывает сложность , разнообразие , проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих , описание структуры. Одним из часто  употребляемых является подход , при котором выделяются три  взаимосвязанных стороны общения:

– информативную ( или коммуникативную ), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;

  • взаимодействие ( или интерактивную), проявляющую в обмене между участниками общения не только знаниями , идеями , состояниями , но и действиями;
  • понимание ( или перцептивную), представляющую собой прогресс восприятия , оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

  Как показали исследования Л.С.Выготского , общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.

     Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И.Лисина, З.М.Богуславская.

Значение общения для воспитания.

  Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое

как психологическая категория.  Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.

     Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности.

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым.  Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.

     Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.

     При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

     Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.

     Таким образом, общение ребенка со взрослыми, сверстниками играет важную роль в психическом, умственном развитии, что влияет на воспитание.

Источник

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями – взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

• изучение «детей-маугли»;

• исследование природы и причин «госпитализма»;

• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общениядошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер.К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик – физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки.На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. – электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Источник

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка в доу скачать