Общение как показатель социального развития ребенка

Показатели социального развития ребенка

и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Извлечение из ФГОС ДО

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть,  с одной стороны,  это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме.  А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка,  его индивидуальности и неповторимости,  определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

– у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);

– развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

– воспитывается   позитивное   восприятие   и   отношение   к   окружающим
(терпимость,     уважение     к     сверстникам,     интерес     к     ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

– развивается     понимание    окружающих   (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия); 

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия  решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками  (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

        Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

– педагог   формирует   у    ребенка    чувство    собственного    достоинства, уверенность в своих возможностях;

– педагог   развивает,   стимулирует   позитивное   отношение   ребенка   к
окружающим;

– педагог   воспитывает   у   ребенка   социальные   навыки    и   формирует
социальную компетентность.

        Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.

        Показатели благополучного социального развития ребенка:   

 – эмоционально откликается на переживания другого;

– эмоционально благополучен;

–  проявляет уверенность в себе,  самостоятелен,  активен, инициативен;

– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

– главным образом положительно оценивает и принимает других;

– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

– владеет способами социокультурного поведения и общения;

– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

– социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.

Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое  пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка  (по результатам наблюдения)  (автор А.М.Щетинина):

– умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

– сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

– доброжелателен по отношению к другим;

– пытается решить конфликты сам;

– оказывает помощь другому;

– согласовывает свои действия с действиями других;

– сдерживает свои негативные проявлении                

– подчиняет свои интересы интересам других детей          

– уступает другому                                            

– принимает  социальные нормы и правила поведения и следует им          

Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»

                   

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Общение как средство социализации ребёнка в обществе.»

Составила:

Горбушина  Наталья Геннадьевна

Воспитатель 1 категории.

г. Горнозаводск – март 2013  года.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Я считаю, что воспитатель должен выдвигать ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

  •  развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  •  создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  •  формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  •  воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к  сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний;
  •  развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  •  создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  •  формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

       Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

  Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.

 Но если все дети разные, то, как возможно одному (пусть даже двум) воспитателю обеспечить им благоприятные условия для развития? В группе из двадцати детей это становится делом, прямо скажем затруднительным.

 Дело в том, что право ребёнка на уникальность и индивидуальность, никак не отменяет того простого факта, что он относится к человеческому роду и живёт в обществе. Опытный воспитатель хорошо знает, что все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга. Можно искать (и легко найти) общие черты одного возраста, из одной группы, даже из одного детского сада. И, конечно, есть общие особенности или закономерности в их развитии. Закономерности процессов, протекающих в сфере общения, мы и рассмотрим.

 Итак, при педагогической оценке социально-личностных отношений педагог обращает внимание на:

 1) самого ребёнка или группу детей в процессе общения

 (состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения, те средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации, положение ребёнка в группе сверстников и т. п.)

 2) собственное поведение в ситуации общения

 (в какой степени педагог учитывает общие закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом использовались и т. п.)

 Что такое общение, мы знаем не понаслышке: начиная с рождения, человек живёт среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок, и он хорошо знает и общается с близкими родственниками. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становиться человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

 Поговорка «С кем поведёшься, от того и наберёшься» дает нам представление о том, насколько психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависит от его общения.

 По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Кроме того, он выбирает тот предмет общения, который нас интересует.

 Но всем нам встречались и люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызывают у нас раздражение, или неловкость, или чувство, похожее на страх; их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчёт, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется. Иногда говорят: «Он хороший человек, но у него плохой характер». Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.

 В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать, мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился! » То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.

 Конечно, всем известно, какую большую роль в построении собственного стиля общения играют для ребенка его сверстники. Но воспитатель, который знает, как построить процесс общения умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.)

 Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.

 Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

 Атмосфера в группе детского сада определяется:

 1) отношениями между воспитателями и детьми

 2) отношениями между самими детьми.

 Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определённый климат в группе.

 Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать взаимоотношения между детьми.

 1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

 2. Чем это вызвано?

 3. Какие дети часто ссорятся между собой?

 4. Почему это происходит?

 5. Каких детей часто обижают?

 6. Почему это происходит?

 Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т. п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема эта настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить детей, которые – по первому впечатлению не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут, и следовательно не обращают на себя внимание воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности в общении (отрицательные переживания) не исказили в дальнейшем их развития, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться к помощи специалистов (психолога, невропатолога, психиатра) .

 Исходя из своего опыта работы ,я думаю, что главную роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

   Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми у нас разработан план работы с родителями, а для ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

   Важным показателем успешной социализации дошкольников является  их хорошее настроение, доброжелательный настрой на общение со сверстниками и взрослыми, умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей.

 Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е становиться социально компетентным.

Взрослых часто волнует неконструктивное поведение дошкольников, хотя детей больше интересуют их  отношения друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются вдруг и сразу. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, тот факт, что остальные могут чувствовать и думать по-другому.

Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так или иначе, повлиять на окружающих. Они учатся таким способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. А для этого необходимо заботиться, помогать и сотрудничать.

Как  правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания, то как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособительное» поведение, в других – самостоятельность ребёнка..

Педагогам следует проанализировать тактику воспитания ребёнка в семье и собственную тактику по отношению к ребёнку.   Педагог может,  как усугубить негативные тенденции в его социальном развитии, так и в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.

Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка.  От рождения до 7 лет взаимодействие со сверстниками проходит ряд этапов развития, каждый из которых имеет важное значение для развития психики ребёнка.

На какие же показатели ориентироваться воспитателю, чтобы правильно оценить социальное развитие ребёнка-дошкольника? Естественно, что для детей разных возрастных групп эти показатели будут разные.

В 3-4 года дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми, успешно действуют под руководством взрослого или совместно с ним, пользуются его помощью, благодарят за оказанную помощь, внимание. обращаются ко взрослому по имени отечеству. Могут занимать себя сами. Контактируя со сверстниками, хорошо себя чувствуют как в большой, так и в малой группе. Соблюдаются элементарные правила поведения, ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У детей начинают формироваться понятия о доброте и зле, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Формируются сведения о семье, её структуре, распорядке, значимых для семьи событиях.

      В 4-6 лет у детей закрепляются умения вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваются в разговор взрослых, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбы, вопросы. Они охотно выполняют поручения, и просьбы взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко. Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно, выбирать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение со сверстниками, младшими и старшими детьми. У них развиваются способности не к силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Устанавливается социальный статус ребёнка в группе (лидер, предпочитаемый, изолированный).

Как определить уровень социального развития дошкольника

в условиях детского сада?

Используя перечисленные выше показатели можно  в условиях детского сада оценить, как происходит социальное развитие ребёнка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и, наоборот определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду.

Определить уровень социального развития дошкольника можно используя таблицы (см. приложение)

Как способствовать социальному развитию дошкольника?

  1. Поддержание дисциплины – процесса научения. Главная цель дисциплины состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку.
  2. Поощрения.
  3. Личный пример.
  4. Беседа.
  5. Проблемные ситуации.
  6. Игра.
  7. Совместная деятельность.
  8. Ситуации из жизни.
  9. Чтение художественных произведений.
  10. Не заострение внимания на плохих поступках детей.
  11. Доброжелательное отношение к детям.
  12. Прогулки.
  13. Встречи с прекрасным.

Источник