Общение как фактор развития личности ребенка
Советы родителям.
Общение как фактор развития личности ребенка.
Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Для того, чтобы общение ребенка со взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:
– Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;
– Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;
– Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;
– Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.
К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.
Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.
К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.
При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.
Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.
Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Источник
Влияние взрослого на развитие личности дошкольника
ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника.
2. Общение как важный фактор развития личности ребенка.
3. Общение ребенка со сверстниками.
4. Влияние семьи на развитие личности.
Формирование личности – это сложный социальный процесс. Ребенок развивается как существо социальное и среда является источником и условием развития личности.
Ребенок вступает во взаимодействие со средой – это играет первостепенную роль в его психическом развитии и развитии личности. Специфические человеческие свойства и личностные качества формируются в процессе взаимодействия и собственной активности. Именно в дошкольном возрасте складываются личностные механизмы поведения, появляются связи, отношения, которые в совокупности и есть единство личности. Особенности развития и психолого-педагогические предпосылки становления личности рассмотрены в трудах Л.И.Божович.
Большое значение для развития самосознания ребенка имеют взаимоотношения со взрослыми, т.к. они являются главными источниками информации о себе, о людях, о мире вещей. Взрослые помогают ребенку осознать его половую принадлежность, а также знакомят с правилами поведения и общения.
Огромное значение в формировании правил поведения имеет педагогическая оценка. Популярность ребенка зависит от успеха и оценки взрослого. Исследования показывают, что даже у малопопулярных детей при успехе в деятельности и положительной оценке меняется статус, самооценка и уровень притязаний. Эмоциональный климат в группе для них меняется.
В общении с ребенком взрослый может занимать авторитарную, демократическую и либеральную позицию.
Общение выступает важным фактором развития личности ребенка. В общении складываются личностные взаимоотношения и от характера этих отношений с окружающим миром во многом зависит, какие качества у ребенка будут сформированы.
В дошкольном возрасте возникают и сменяют друг друга несколько форм общения ребенка со взрослым.
Под формой общения понимается коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития и характеризуемая следующими параметрами (М.И.Лисина):
· время возникновения данной формы общения;
· место, которое она занимает в жизни ребенка;
· содержание потребности, которое удовлетворяется в ходе общения;
· ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослым;
· основные средства общения.
Охарактеризуем каждую форму общения ребенка со взрослым.
Ситуативно-личностная форма (непосредственно-эмоциональное общение)
(младенчество)
Новорожденность – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого).
· улыбка (начиная с 4-й недели) сначала в ответ на улыбку взрослого, затем по своей инициативе;
· комплекс оживления (на 2-м месяце) завершает формирование потребности в общении.
Показатели сформированной потребности в общении
1) внимание и интерес к взрослому;
2) эмоциональные проявления по поводу взрослого (оценка взрослого);
3) инициативные действия с целью привлечь внимание взрослого;
4) чувствительность ребенка к отношению взрослого.
В основе потребности в общении лежат органические нужды, потребность в новых впечатлениях, поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку. Отношение к ребенку как к личности – решающее условие для становления коммуникативной деятельности.
Источник
Антонина Свинцова
Советы родителям «Общение как фактор развития личности ребенка»
Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Для того, чтобы общение ребенкасо взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:
– Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;
– Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;
– Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;
– Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.
К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.
Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.
К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.
При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.
Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.
Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Источник
Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1080 дошкольное отделение – 1 Подготовила: Воспитатель Каплина Е.Д
Слайд 2
Общение как фактор формирования развития личности детей дошкольного возраста
Слайд 3
Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Слайд 4
Этот особый вид деятельности имеет: Мотивы Предмет, Содержание, Средства, Результат В процессе общения складываются субъектно – субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность адресующуюся к личностям другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Слайд 5
Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себе и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.
Слайд 6
Процесс общения составляет три стороны: Социально – перцептивная – восприятие другого человека Интерактивная – межличностное взаимодействие Коммуникативная – передача информации.
Слайд 7
Формы общения У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: Ситуативно – личностная, Ситуативно – деловая, Внеситуативно – личностная
Слайд 8
Ситуативно – личностная Ситуативно – личностное общение, характерно для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребёнка. Непосредственно – эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребёнка привлекает личность взрослого, а всё остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.
Слайд 10
Ситуативно – деловая В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по – прежнему необходимы тёплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребёнок и взрослый выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. Общение развёртывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно –деловым .
Слайд 12
Внеситуативно – познователельная С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», « откуда?», « как?» – начинается новый этап в развитии его общения со взрослыми, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребёнок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, а именно, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим всё на свете, становится для него всё тот же взрослый человек.
Слайд 14
Роль семьи в общении с детьми Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации, стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребёнка с родителями в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни. Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.
Слайд 15
Советы для родителей – чтобы ребенок рос общительным Должен быть психологический комфорт в семье – отсутствие агрессии и сверхопеки , безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях. Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и « ЗЛО» определять моральную ценность поступка. Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу , то позднее, н о обязательно ответить на них. Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.
Слайд 16
Игры на развитие навыков общения дошкольников Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры взрослый способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а так же со сверстниками и взрослыми.
Слайд 17
Игра « Ласковое имя » Цель : учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга . Игра « Кто пришел к нам в гости ?» Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношения детей к сверстникам . Игра « У птички болит крылышко » Цель : способствовать формированию у детей умение любить окружающих.
Слайд 18
Общение ребенка и взрослых является важным фактором развития малыша. С первых дней маленький человечек учится навыкам жизни, а для этого ему нужен учитель, который подаст пример.
Слайд 19
Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Совет психолога, – М.: АРКТИ, 2004. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до шести лет. – М.;1996. Лисина М.И., Галигузова Л.Н . Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии ( под ред. Лисиной М.И.) М., 1980. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание.
Источник
Ïîíÿòèå îáùåíèÿ êàê èíôîðìàöèîííîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è ïðåäìåòíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, â ïðîöåññå êîòîðîãî ðåàëèçóþòñÿ, ïðîÿâëÿþòñÿ è ôîðìèðóþòñÿ ìåæëè÷íîñòíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ. Çíà÷åíèå âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé äëÿ åãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
îáùåíèå ëè÷íîñòü ðåáåíîê ñîöèàëüíàÿ
Ôîðìèðîâàíèå ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè – ïðîöåññ ñîöèàëüíûé â ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå. Èçâåñòíî, ÷òî óæå ìëàäåíåö ðàçâèâàåòñÿ êàê ñóùåñòâî ñîöèàëüíîå, äëÿ êîòîðîãî ñðåäà âûñòóïàåò íå òîëüêî êàê óñëîâèå ðàçâèòèÿ, íî è êàê åãî èñòî÷íèê. Ñî âñåì ñëîæíûì ìèðîì îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè ðåáåíîê âõîäèò â áåñêîíå÷íîå ÷èñëî îòíîøåíèé, êàæäîå èç êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ, ïåðåïëåòàåòñÿ ñ äðóãèìè îòíîøåíèÿìè â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ñàìîãî ðåáåíêà. È ýòè îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ åñòü îòíîøåíèÿ, “îñóùåñòâëÿåìûå ñ ïîìîùüþ èëè ÷åðåç äðóãîãî ÷åëîâåêà” (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé).
Âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñî ñðåäîé è â ïåðâóþ î÷åðåäü ñ ñîöèàëüíûì îêðóæåíèåì, ìèêðîñðåäîé, óñâîåíèå èì “ñîçäàííîé ÷åëîâå÷åñòâîì êóëüòóðû” (À.Í. Ëåîíòüåâ) èãðàþò ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü â åãî ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè, ñòàíîâëåíèè åãî êàê ëè÷íîñòè.
Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà, ïðåäñòàâëåíèå î ñâîåì “ÿ”, ñòåïåíü åãî óâåðåííîñòè (íåóâåðåííîñòè) â ñåáå, ýìîöèîíàëüíîå áëàãîïîëó÷èå â öåëîì îïðåäåëÿþòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñëîæíîé ñèñòåìîé âçàèìîäåéñòâèÿ îòäåëüíûõ ïîäñèñòåì åãî ëè÷íîñòíîé ìèêðîñðåäû (“ðåáåíîê-âçðîñëûé”, “ðåáåíîê-ðåáåíîê”). Îäíàêî ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ðåáåíêó íå ïðîñòî “ñîîáùàþòñÿ” èëè “ïðèâèâàþòñÿ” èçâíå. Îí íå ïàññèâíûé îáúåêò âíåøíèõ âîçäåéñòâèé. Ñïåöèôè÷åñêè ÷åëîâå÷åñêèå ñâîéñòâà, ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ôîðìèðóþòñÿ ëèøü â ïðîöåññå âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñî ñðåäîé, â ïðîöåññå åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.  äîøêîëüíûå ãîäû ðåáåíîê îâëàäåâàåò íîâûìè, äîñòàòî÷íî ñëîæíûìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè (èãðà, ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè), âñòóïàåò â íîâûå ôîðìû îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè (âíåñèòóàòèâíî-ïîçíàâàòåëüíîå, âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîå).
Íà íîâóþ ñòóïåíü ïîäíèìàþòñÿ îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè, â ïåðâóþ î÷åðåäü – ñî âçðîñëûìè. Âñå ýòî èìååò ïðèíöèïèàëüíî âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ òåõ êà÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò â äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Äîøêîëüíûé âîçðàñò, ïî ìíåíèþ îòå÷åñòâåííûõ ïñèõîëîãîâ, ÿâëÿåòñÿ ïåðèîäîì ôàêòè÷åñêîãî ñêëàäûâàíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ëè÷íîñòè. Èìåííî â äîøêîëüíûå ãîäû, êàê ïîêàçûâàþò ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ (À.Í. Ëåîíòüåâ, À.Â. Çàïîðîæåö, Ä.Á. Ýëüêîíèí, Ë.È. Áîæîâè÷, Â.Ñ. Ìóõèíà,
3. Â. Ìàíóéëåíêî, ß.3. Íåâåðîâè÷, Â.Ê. Êîòûðëî è äð.), ñêëàäûâàþòñÿ ëè÷íîñòíûå ìåõàíèçìû ïîâåäåíèÿ, çàâÿçûâàþòñÿ ïåðâûå ñâÿçè, îòíîøåíèÿ, óçëû, îáðàçóþùèå â ñîâîêóïíîñòè êà÷åñòâåííî íîâîå âûñøåå åäèíñòâî ñóáúåêòà – åäèíñòâî ëè÷íîñòè.
Ïîä îáùåíèåì ïîíèìàåòñÿ èíôîðìàöèîííîå, ýìîöèîíàëüíîå è ïðåäìåòíîå âçàèìîäåéñòâèå, â ïðîöåññå êîòîðîãî ðåàëèçóþòñÿ, ïðîÿâëÿþòñÿ è ôîðìèðóþòñÿ ìåæëè÷íîñòíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ. Èñêëþ÷èòåëüíî âåëèêà ðîëü îáùåíèÿ â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà.
 ïðîöåññå îáùåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ îïðåäåëåííûå ëè÷íûå âçàèìîîòíîøåíèÿ, ò õàðàêòåðà îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèìè âî ìíîãîì çàâèñèò, êàêèå èìåííî ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ñôîðìèðóþòñÿ ó íåãî. Îòíîøåíèÿ äåòåé ñî âçðîñëûìè ìîãóò áûòü, íàïðèìåð, ïðèÿçíåííûìè è íåïðèÿçíåííûìè, äîâåð÷èâûìè è íåäîâåð÷èâûìè, çàèíòåðåñîâàííûìè èëè ðàâíîäóøíûìè, ñïîêîéíûìè è íåñïîêîéíûìè. ×åì îïðåäåëÿåòñÿ îòíîøåíèå äåòåé ê âçðîñëûì? ×òî ëåæèò â åãî îñíîâå? Ýòè âîïðîñû ÿâëÿþòñÿ äî ñèõ ïîð ìàëîèññëåäîâàííûìè. Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ïîäõîäîâ ê èõ ðåøåíèþ. Òàê, íàïðèìåð, íåîïñèõîàíàëèòèêè ïîä÷åðêèâàþò ðåøàþùóþ ðîëü â ýòîì ïðîöåññå ìàòåðè, êîòîðàÿ âñêàðìëèâàåò ìëàäåíöà, òåì ñàìûì óäîâëåòâîðÿåò åãî “îðàëüíóþ ïîòðåáíîñòü” (Äæ. Áîóëáè, Ð. Ñïèòö). Íî ÷åì îáúÿñíèòü òîãäà ñëó÷àè, êîãäà ðàçëó÷åííûå ñ ìàòåðüþ äåòè ðàçâèâàëèñü ôèçè÷åñêè è ïñèõè÷åñêè áëàãîïðèÿòíî? Êàê ïîíÿòü îïèñàííûå â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå ôàêòû ãëóáîêîé ïðèâÿçàííîñòè ìëàäåíöåâ è äåòåé áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà ê âçðîñëîìó, êîòîðûé òîëüêî ðàçãîâàðèâàë è èãðàë ñ ðåáåíêîì, íå îñóùåñòâëÿÿ ïðè ýòîì íèêàêîãî óõîäà çà íèì? Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé ïîäõîä, ïðåóâåëè÷èâàþùèé âëèÿíèå áèîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà, ðîëü ñàìîãî ïåðâîãî ýòàïà æèçíè íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå, íå äàåò îòâåòà íà ýòè âîïðîñû.
Ñòîðîííèêè òåîðèè “èìïðèíòèíãà” – çàïå÷àòëåíèÿ – òàêæå îòâîäÿò ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü ðàííåìó îïûòó ðåáåíêà â ôîðìèðîâàíèè åãî îòíîøåíèé ê îêðóæàþùèì. Ñóùíîñòü åå çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåíîñå ìåõàíèçìà “èìïðèíòèíãà”, îïèñàííîãî âïåðâûå Ê. Ëîðåíöîì (1970) íà îñíîâå íàáëþäåíèé íàä ïòåíöàìè, áåç äîëæíûõ îñíîâàíèé è íà ïîâåäåíèå ðåáåíêà.
Ñîãëàñíî ãèïîòåçå “èìïðèíòèíãà”, ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ïðîèñõîäèò çàïå÷àòëåíèå îñîáåííîñòåé, ñâîéñòâåííûõ âçðîñëîìó ÷åëîâåêó, óõàæèâàþùåìó çà íèìè, – åãî âíåøíîñòè, ãîëîñà, îäåæäû, çàïàõà. Îíè è ñîñòàâëÿþò îáðàç, âûçûâàþùèé ó ðåáåíêà ïðèâÿçàííîñòü ïî àíàëîãèè ñ îáðàçîì ìàòåðè èëè äðóãîãî âçðîñëîãî, çàìåíÿþùåãî åå.
Ñòîðîííèêè äðóãîãî íàïðàâëåíèÿ â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè – íåîáèõåâèîðèñòè÷åñêîãî – ñ÷èòàþò, ÷òî îòíîøåíèå ðåáåíêà ê âçðîñëîìó îïðåäåëÿåòñÿ òåì, êàê è â êàêîé ñòåïåíè ýòîò âçðîñëûé óäîâëåòâîðÿåò ïåðâè÷íûå, îðãàíè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà (ïîòðåáíîñòè â ïèùå, òåïëå, êîìôîðòå).
Ïî ìíåíèþ îòå÷åñòâåííûõ ïñèõîëîãîâ, ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà íå ñâîäÿòñÿ ê åãî îðãàíè÷åñêèì íóæäàì, êîòîðûå óäîâëåòâîðÿåò âçðîñëûé. Óæå â ïåðâûå íåäåëè Æèçíè ó äåòåé íà÷èíàåò ñêëàäûâàòüñÿ ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè ñ ëþäüìè, îñîáàÿ ïîòðåáíîñòü íå áèîëîãè÷åñêîãî, à ñîöèàëüíîãî õàðàêòåðà (À.Í. Ëåîíòüåâ, À.Â. Çàïîðîæåö, Ì.È. Ëèñèíà, Ë.È. Áîæîâè÷, Ì.Þ. Êèñòÿêîâñêàÿ è äð.). Îáùåíèå ñî âçðîñëûìè ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäèí èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ðàííåì, äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå.
Ýêñïåðèìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ, ïðîâåäåííûå ïîä ðóêîâîäñòâîì Ì.È. Ëèñèíîé (1977), ïîêàçàëè, ÷òî íà ïðîòÿæåíèè ïåðâûõ ñåìè ëåò æèçíè ïîñëåäîâàòåëüíî âîçíèêàþò è ñìåíÿþò äðóã äðóãà íåñêîëüêî ôîðì îáùåíèÿ äåòåé è âçðîñëûõ. Îñíîâíûå èç íèõ: íåïîñðåäñòâåííî-ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå, äåëîâîå, âíåñèòóàòèâíî – ïîçíàâàòåëüíîå, âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîå.
Íàïîìíèì, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíî âîçíèêàåò íåïîñðåäñòâåííî-ýìîöèîíàëüíàÿ ôîðìà îáùåíèÿ ñ áëèçêèìè âçðîñëûìè.  îñíîâå åå ëåæèò ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà âî âíèìàíèè è äîáðîæåëàòåëüíîì ê ñåáå îòíîøåíèè ñî ñòîðîíû îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé. Ëàñêîâî ðàçãîâàðèâàåò ñ ðåáåíêîì ìàòü, óëûáàåòñÿ åìó, ïîãëàæèâàåò åãî – è îí îòâå÷àåò åé óëûáêîé, äâèãàòåëüíûì âîçáóæäåíèåì, ãóëåíèåì. Ïîòîì ðåáåíîê óæå è ñàì áåðåò èíèöèàòèâó îáùåíèÿ â ñâîè ðóêè – ãîëîñîì, äâèæåíèÿìè ïûòàÿñü ïðèâëå÷ü è óäåðæàòü âíèìàíèå âçðîñëûõ.
Ñî âòîðîé ïîëîâèíû ãîäà âñå îò÷åòëèâåå ïðîÿâëÿåòñÿ ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âçðîñëûì ðàäè áûñòðåéøåãî äîñòèæåíèÿ íàèëó÷øåãî ðåçóëüòàòà â ïðàêòè÷åñêîé èëè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè. Ïîòðåáíîñòü ýòîãî ðîäà ðåáåíîê óäîâëåòâîðÿåò â ïðîöåññå “äåëîâîãî îáùåíèÿ”. Êðîìå äåëîâûõ êîíòàêòîâ ñî âçðîñëûìè (ïðîñüáà î ïîìîùè, ïðèãëàøåíèå ê ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, îáðàùåíèå çà ðàçðåøåíèåì, îáðàùåíèå çà îöåíêîé ðåçóëüòàòîâ äåÿòåëüíîñòè è ò.ä.) äîøêîëüíèê âñòóïàåò ñ íèìè òàêæå âî âíåñèòóàòèâíîå îáùåíèå – ïîçíàâàòåëüíîå è ëè÷íîñòíîå.
Ïðè âíåñèòóàòèâíîì ïîçíàâàòåëüíîì îáùåíèè ðåáåíîê îáñóæäàåò ñî âçðîñëûì ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ ìèðà âåùåé. Ñþäà îòíîñÿòñÿ ñîîáùåíèå íîâîñòåé, ïîçíàâàòåëüíûå âîïðîñû, ïðîñüáà ïî÷èòàòü, ðàññêàç î ïðî÷èòàííîì, âèäåííîì, ôàíòàçèè. Îñíîâíûì ìîòèâîì ýòîãî òèïà îáùåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ê îáùåíèþ ñî âçðîñëûìè ðàäè ïîëó÷åíèÿ íîâîé èíôîðìàöèè èëè îáñóæäåíèå ñ íèìè âîçìîæíûõ ïðè÷èí ðàçíîîáðàçíûõ ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà. Ïðè âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîì îáùåíèè ïðåäìåòîì îáñóæäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê (ñîîáùåíèå ðåáåíêà î ñâîåì ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè, ðàññ÷èòàííîå íà ñîïåðåæèâàíèå âçðîñëîãî, îáðàùåíèå çà îäîáðåíèåì, ñîîáùåíèå î ÷óâñòâàõ ñèìïàòèè è ðàñïîëîæåíèÿ, èíòèìíûå ñîîáùåíèÿ, ïîïûòêè ðàññïðîñèòü âçðîñëîãî î íåì ñàìîì).
Ñâåòà Ñ. (4 ãîäà 9 ìåñÿöåâ) ëþáèëà ðàññêàçûâàòü î ñâîèõ áëèçêèõ, î äîìàøíèõ äåëàõ, èãðàõ, à îäíàæäû ïîäåëèëàñü ñâîèì ãîðåì, ñîîáùèâ, ÷òî óìåð åå ëþáèìûé äåäóøêà. “Îí ìíå âñå äåëàë. Îí áûë òàêîé õîðîøèé. Îí ìíå îáåùàë ñîáà÷êó ïîäàðèòü. Òåïåðü ó ìåíÿ íåò áîëüøå äåäóøêè”, – ñîîáùàëà Ñâåòà, èùà ó âçðîñëîãî ñîïåðåæèâàíèÿ è ïîâåðÿÿ åìó ñâîþ ïå÷àëü êàê áëèçêîìó äðóãó (ïî ìàòåðèàëàì 3.Ì. Áîãóñëàâñêîé).  îñíîâå ëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ ëåæèò ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà â ýìîöèîíàëüíîé ïîääåðæêå, åãî ñòðåìëåíèå ê âçàèìîïîíèìàíèþ è ñîïåðåæèâàíèþ (ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ ê ñîâïàäåíèþ ñâîåãî îòíîøåíèÿ è îöåíêè îêðóæàþùåãî ñ îöåíêîé è îòíîøåíèåì âçðîñëîãî). “Èìåííî ñòðåìëåíèå ê âçàèìîïîíèìàíèþ è ñîïåðåæèâàíèþ çàíèìàåò âåäóùåå ìåñòî â ñîäåðæàíèè ñîöèàëüíîé ïîòðåáíîñòè äåòåé, äîñòèãøèõ ëè÷íîñòíîé ôîðìû îáùåíèÿ”1, – ïîä÷åðêèâàåò Ì.È. Ëèñèíà.
Èòàê, íà ïðîòÿæåíèè äåòñêîãî äåòñòâà ðåáåíîê âñòóïàåò â ðàçíîãî ðîäà êîíòàêòû ñî âçðîñëûìè ëþäüìè, ñîäåðæàíèå îáùåíèÿ åãî ñ îêðóæàþùèìè èçìåíÿåòñÿ. Èìåííî îáùåíèå, åãî ñîäåðæàíèå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå âàæíûõ ìîìåíòîâ, îïðåäåëÿþùèõ ðàçâèòèå îòíîøåíèÿ äåòåé ê âçðîñëûì. Áîëåå âñåãî ðåáåíêà óäîâëåòâîðÿåò òî ñîäåðæàíèå îáùåíèÿ, â êîòîðîì ó íåãî óæå ïîÿâèëàñü ïîòðåáíîñòü. Ïðè ñîîòâåòñòâèè ñîäåðæàíèÿ îáùåíèÿ óðîâíþ ïîòðåáíîñòè ó ðåáåíêà âîçíèêàåò ðàñïîëîæåíèå è ïðèÿçíü ê âçðîñëîìó, â ñëó÷àå æå íåñîîòâåòñòâèÿ (îïåðåæåíèå èëè îòñòàâàíèå) ñòåïåíü ïðèâÿçàííîñòè ðåáåíêà ê âçðîñëîìó.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник