Общение и взаимоотношения с людьми как факторы развития личности ребенка

Советы родителям.

Общение как фактор развития личности ребенка.

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенка со взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

– Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

– Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

– Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

– Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.
К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности  определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он,  в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Антонина Свинцова
Советы родителям «Общение как фактор развития личности ребенка»

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенкасо взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

– Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.

К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник

ТЕМА:
« Общение и взаимоотношения с людьми
как      факторы развития личности
ребенка». 
 

ПЛАН. 

  1. Введение…………………………………………………….2
  1. Краткая характеристика
    стилей общения…………………3
  1. Средства 
    общения………………………………………….4
  1. Влияние общения 
    дошкольников со взрослыми              
    на развитие личности ребенка:
    • Роль общения 
      взрослого с ребенком………………………..5
    • «Обратная
      связь»……………………………………………..7
    • Позиции в
      общении…………………………………………..8
    • Контакт ребенка
      по взаимодействию………………………11
    • Способ активного
      слушания……………………………….13
    • Общение взрослого
      с детьми по поводу игры…………….14
  1. Влияние общения 
    дошкольников со сверстниками на развитие
    личности ребенка:
    • Роль общения 
      дошкольников со сверстниками………… 
      17
    • Образ себя
      и сверстника у дошкольников………………..
      19
    • Общение сверстников
      по поводу игры……………………22
  1. Вывод………………………………………………………24

Введение.

   Мы 
знаем не понаслышке: начиная с 
рождения, человек живет среди 
других людей. Сначала, в младенческом
возрасте, круг его общения довольно
узок, и он хорошо знает и общается
с близкими взрослыми; затем в его жизни
появляются менее знакомые люди и сверстники.
Это тоже происходит довольно рано: некоторые
психологи считают, что уже на втором году
жизни можно отметить первые признаки
общения между детьми. Чем старше становиться
человек, тем шире круг его общения, тем
разнообразнее его контакты.

   Общение
– сложный многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями в
совместной
деятельности
и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия,
восприятие
и понимание
другого человека. Существует
и другое определение. Осуществляемое
знаковыми средствами взаимодействие
субъектов, вызванное потребностями совместной
деятельности и направленное на значимое
изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых
образованьях партнера, называют общением.(14,
с.244) В самом общем виде общение выступает
как форма жизнедеятельности. Социальный
смысл общения состоит в том, что оно выступает
средством передачи форм культуры и общественного
опыта.

   Общающийся 
человек называется субъектом
общения.
При этом очевидно, что общение
как психологический процесс помимо субъекта
общения предполагает, как минимум, еще
одного или нескольких людей, которые
являются его партнерами
по общению.
Каждый из партнеров по общению,
в свою очередь, также является субъектом
общения; следовательно в общении всегда
участвуют двое или более субъектов.

   В
психологии отсутствует общепринятое
определение, что такое общение,
поскольку оно (общение) составляет
контекст всей нашей жизни и проникает
во все ее сферы. Психологическое развитие
человека , его образование, установки,
нормы и ценности, привычки и манеры, весь
стиль его жизни зависит от общения. В
частности, в психолого-педагогической
литературе описан так называемый «феномен
Маугли», когда исследователи находили
детей, воспитанных животными. Эти дети
вели себя как животные и в сущности не
являлись людьми. При этом, чем старше
такой ребенок, чем дольше он прожил в
среде животных, тем меньше остается возможностей
для его возвращения в человеческое общество;
для детей старше 8 – 10 лет этот процесс
необратим.

     Есть 
люди, которые общаются хорошо, в 
их обществе приятно находиться. Они 
умеют общаться. Человек, умеющий 
общаться, обеспечивает нам чувство 
комфортности, ощущение собственной значимости
в его глазах, чувство, что нас понимают
и нам сочувствуют. Кроме того, он всегда
выбирает тот предмет общения, который
нас интересует.

     Но 
всем нам встречались и люди, в 
обществе которых чувствуешь себя неуютно,
которые либо подавляют собеседника,
либо ведут себя неадекватно, или общаться
с ними просто неинтересно. Они вызывают
у нас раздражение, или неловкость, или
чувство, похожее на страх; их общество
мы обычно стремимся избегать. При этом
мы можем отдавать себе отчет, что это
хороший человек, но общаться с ним нам
почему-то не хочется. Иногда говорят:
«Он хороший человек, но у него плохой
характер». Обычно это означает, что этот
человек не умеет общаться.

     Таким
образом, общение с людьми требует 
определенных умений, знаний, как строить 
процесс общения в том или ином случае,
понимая, к чему приводит тот или иной
стиль общения, постоянного внимания к
тому, какую реакцию мы вызываем у своего
партнера. Обладание такими средствами
взаимодействия называется компетентностью
в общении.
 

     Краткая
характеристика стилей
общения.                                                                             

В последние десятилетия психологи сделали
ряд замечательных открытий. Одно из них
– о значении стиля общения с ребенком
для развития его личности.

     В
практике воспитания просматриваются
следующие стили воздействия на ребенка.

     Авторитарный 
стиль – жесткий стиль руководства 
с опорой на дисциплинарные взыскания,
наказания, подавление инициативы, принуждение.
Здесь ребенку предъявляются 
требования неукоснительного подчинения.
Нередко взрослые ждут от ребенка достижений,
превосходящих его возможности. Этот стиль
формирует у ребенка комплекс неполноценности.

     Либерально-попустительский 
стиль, напротив, исповедует принцип 
вседозволенности. Этот стиль лишает
ребенка представления о том, что можно
и чего нельзя. В этом случае, получая излишние
ласки, ребенок не может быть самостоятельным
и активным.

     Демократический
стиль – стиль, опирающийся на
потребности ребенка в положительных 
эмоциях и притязании на признание.
При доброжелательности и любви к ребенку
родители используют внушение и убеждение.

     Мировая
практика показала, что даже очень 
трудные проблемы воспитания вполне
разрешимы, если удается восстановить
благоприятный стиль общения 
взрослых с ребенком. Основные черты
такого стиля определились в результате
огромной работы психологов гуманистов,
теоретиков, практиков. Один из основателей
гуманистической психологии – известный
американский психолог Карл Роджерс –
назвал его «личностно центрированным»,
то есть, ставящим в центр внимания личность
того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Он противостоит авторитарному стилю
воспитания детей, который долгое время
бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм
в воспитании основан прежде всего на
понимании ребенка – его нужд и потребностей,
на знании закономерностей его роста и
развития его личности. Основным принципом
является безусловное принятие. Что он
означает? Безусловно принимать ребенка
– значит любить его не за то, что он красивый,
умный, способный, помощник и так далее,
а просто так, просто за то, что он есть. 

     Средства 
общения.

     В
процессе взаимодействия мы получаем
«обратную связь» и сами даем ее.
Какими же средствами пользуемся мы для 
того, чтобы давать и принимать 
сообщения обратной связи? Само собой 
разумеется , что мы можем просто сказать
(или написать) о своей реакции, о своем
впечатлении или чувстве. Такое общение,
когда люди обмениваются информацией
с помощью слов, называется вербальным.
Довольно часто, однако, в общении используются
и другие средства, которые передают нашему
партнеру по общению определенную информацию,
наше переживание или впечатление ничуть
не менее, а иногда и более ярко, чем слова.
В наибольшей степени это относится именно
к эмоциям и переживаниям. Если в ответ
на замечание или критику воспитателя
ребенок просто заплачет, обычно сразу
понятно чувство, которое он испытывает,
гораздо лучше, чем если бы ребенок прочел
бы целую лекцию о том, как ему обидно и
как несправедливо с ним поступили. Такие
средства общения, которые позволяют партнерам
осуществлять обмен информацией без использования
слов, называются невербальными.

     Определенное 
выражение лица, поворот головы,
движение, манера поведения, взгляд, подмигивание
могут сообщить нам очень много 
информации о состоянии нашего партнера,
как по его желанию, так и помимо него.
Приведенные невербальные средства общения
относятся к так называемому «языку тела»,
который присутствует в любом человеческом
общении. Невербальное общение, как правило,
сопровождает вербальное и дополняет
его. При этом используется не только «язык
тела», но и такие невербальные, но сопровождающие
речь средства, как интонации, паузы, повышение
и понижение тона, громкость речи и т.п.

     Чтобы
получить наиболее полную информацию
о состоянии ребенка, необходимо
обращать внимание на невербальные составляющие
его поведения в процессе взаимодействия.
Наблюдая, взрослый смотрит на ребенка
и слушает его, отмечая интонацию, паузы,
выражение лица, жесты и пр. Все эти невербальные
(молчаливые) особенности поведения детей
очень важны, чтобы проникнуть во внутренний
мир ребенка. Именно понимание ребенка,
его состояния, уровня развития, настроения,
его желаний и общих устремлений дает
возможность взрослому построить процесс
общения с ним таким образом, чтобы оно
способствовало его развитию.

     Психологами
доказано, что использование в общении
с ребенком в сочетании вербальных и невербальных
средств – необходимое условие нормального
развития личности. Например, когда родители
говорят ребенку, что он дорог, нужен, важен,
они также вкладывают это сообщение и
в приветливый взгляд, ласковое прикосновение,
поглаживание, объятие. Известный семейный
терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала
обнимать ребенка несколько раз в день,
говоря, что четыре объятия совершенно
необходимы каждому просто для выживания,
а для хорошего самочувствия нужно не
менее восьми объятий в день! И, между прочим, 
не только ребенку, но и взрослому. (2, с.12) 

     Влияние
общения  со взрослыми 
на развитие личности
дошкольника.
 

     Роль 
общения взрослого 
с ребенком.
 

     Теперь 
уже стало бесспорной истиной, что
общение также необходимо ребенку, как
и пища. Малыш, который получает полноценное
питание и хороший медицинский уход, но
лишен постоянных контактов со взрослым,
плохо развивается не только психически,
но и физически: он не растет, худеет, теряет
интерес к жизни.

     Анализ 
многочисленных случаев смерти младенцев 
в домах ребенка, проведенный 
в Америке и Европе после первой
мировой войны – случаев, необъяснимых
с одной лишь медицинской точки 
зрения, – привел ученых к выводу: причина 
– неудовлетворенная потребность детей
в психологическом контакте, то есть в
уходе, внимании, заботе со стороны близкого
взрослого.

     Этот 
вывод произвел огромное впечатление 
на специалистов всего мира: врачей,
педагогов, психологов. Проблемы общения 
стали еще больше привлекать внимание
ученых.

      
Если продолжить сравнение с 
пищей, то можно сказать, что 
общение может быть не только 
здоровым, но и вредоносным. Плохая 
пища отравляет организм, неправильное 
общение «отравляет» психику 
ребенка, ставит под удар его 
психологическое здоровье, эмоциональное
благополучие, а впоследствии, конечно,
и его судьбу.

     «Проблемные»,
«трудные», «непослушные» и «невозможные» 
дети, так же,  как и дети «с
комплексами», «забитые» или «несчастные»
– всегда результат неправильно 
сложившихся отношений  со взрослыми.

     Еще
Сократ две с половиной тысячи
лет назад почти полностью 
определил тот педагогический подход,
который в современной психолого-педагогической
науке называется личностно-ориентированным. 
Обучать и воспитывать, направлять развитие
и корректировать поведение без насилия,
уважая свободную личность ребенка, внимательно
и чутко выявляя, поддерживая, развивая
его способности и склонности, и все делать
в игре – пожалуй, именно эти принципы
составляют суть личностно-ориентированной
педагогики. Придерживаясь их, педагог
вступает в особые взаимоотношения с ребенком,
которые основаны на понимании его основных
интересов, уровня развития и актуального
состояния.

     Воспитатель
в группе  – самый главный человек 
для маленького ребенка. Ребенок 
безоглядно доверяет воспитателю, наделяет
его непререкаемым авторитетом и всеми
мыслимыми достоинствами: умом, красотой,
добротой. Это неудивительно, поскольку
вся жизнь ребенка в детском саду зависит
от Главного Взрослого. В глазах ребенка
именно он определяет, когда можно играть
или пойти на прогулку, порисовать или
побегать, а когда со всеми детьми нужно
спокойно посидеть и послушать. Он устраивает
всевозможные интересные игры, танцы,
занятия, представления, читает замечательные
книжки, рассказывает сказки, истории
и множество других увлекательных вещей.
Он выступает в качестве последней инстанции
в разрешении детских конфликтов, устанавливает
правила; он все знает и может помочь, поддержать,
похвалить, а может не заметить, отругать
или оттолкнуть.

     Поскольку
воспитатель является для ребенка фигурой
настолько значимой, именно на него ложится
основная ответственность за построение
того типа общения с ребенком, которое
выступит в качестве наиболее благоприятного
контекста, наиболее благоприятных условий
для развития личности ребенка, то есть
, чтобы ребенок вырос любящим окружающих
и внимательным к ним, способным к пониманию
и сопереживанию, творчески и самостоятельно
мыслящим, уверенным в себе, готовым проявить
инициативу и взять на себя ответственность,
а еще – желательно – и одаренным в какой-то
деятельности.

Источник