Общение и развитие личности ребенка в школе

Общение и развитие личности ребенка в школе thumbnail

«Общение»

родительское собрание

Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения ребёнка с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности учащегося.

Ход собрания

I. Вводная часть.

1. Приветствие. Напишите пожелание на листочке не указывая имен. (все собрать в корзинку)

2. Организационный момент.

– Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

-Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

-А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

-Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.

-Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для нас, и для самих родителей.

– Тема нашего родительского собрания звучит следующим образом «Общение в семье и школе». Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их общении, воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.

II. Тренинговое задание «Ребенок»

– Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут …… Проживите день с маленьким ……

– Утром мама подошла к ……. и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание…..   …… стало так грустно, что его не понимают…

– Оторвите кусочек от мальчика.

– Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул ……., закричав на него, что тот не садится завтракать… На душе у …… стало еще грустнее…

– Оторвите кусочек от мальчика.

– Позавтракав, …… собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это … не прибавило…

– Оторвите кусочек от мальчика.

– На крыльце школы ……. встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель ……. так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш ….. мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

– Оторвите кусочек от мальчика.

– А на уроке сегодня была контрольная работа. ….. так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало…

– Оторвите кусочек от мальчика.

– Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел ….. домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира… Дверь была открыта, ….. страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама…

– оторвите кусочек от мальчика.

А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день.

 Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака.

А с чего начался день?

Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки.

– Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. 

Каждый день любого человека, в том числе и ребёнка, наполнен общением. А что такое общение?(время для высказываний родителей)

Презентация.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.

Общение – сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение – важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей.

Какие средства общения вы знаете? (ответы родителей)

Средства общения:

  • Лингвистические: речевые
  • Визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика
  • Паралингвистические: характеристики голоса, интонации и т.п.
  • Экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи
  • Пространственно-временные: дистанция, время, ситуация и т.п.

Средства общения:

  • Неречевые: позы, жесты, мимика, взгляд
  • Речевые: речь, интонация, темп речи, тембр голоса

Общение может быть непосредственным ( «прямой» диалог, разговор по телефону» и опосредованное (письма, записки, интернет, факс, SMS)

Какова роль общения в жизни человека? (ответы родителей)

– Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека

– Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности

– Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека

– В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, установление межличностных отношений, обмен информацией

– Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.

– Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека.

Правила эффективного общения:

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

  • ребенок убедится,что вы его слышите;
  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глазки говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон “говорит” не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите : “А что было дальше?” или “Расскажи мне об этом…”

Тренинговое задание «Как сделать общение полезным?».

– На звездочках напишите, что можно сделать для того, чтобы общение стало полезным для ребёнка.

– беседовать на интересующие темы, рассказывать о путешествиях, рассуждать о планах на каникулы или выходные, …

Подведение итогов. Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка?(Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

– У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (стикеры), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу).

– Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

– Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?.

– Уважаемые родители, в начале нашего собрания вы написали пожелания. Мы возвращаем их вам. (раздать пожелания, зачитать)

. Сейчас мы вас попросим написать свои отзывы о собрании. Они могут быть как позитивные, так и негативные, возможно вы выразите какие-нибудь свои впечатления и пожелания. Нам будет интересно любое ваше мнение.

Выражаю вам огромную благодарность, что вы сегодня нашли время и посетили школу. Надеемся на скорую нашу встречу с вами, на сотрудничество со школой. Давайте наших детишек будем воспитывать вместе.

Источник

Развитие личности в начальных классах школы

Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений         и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1].  Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок.  В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

Личностное развитие человека отражает  его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии. 

Один  из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности – учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет  жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.

Ребёнок вступает  в новую для него  систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками,  взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося.  С  расширением круга общения ребёнка, его отношений в  коллектив сверстников – происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.

Большую  значимость принимают   общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается  доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2].  Именно в этом и состоит одно  из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.

 Для развития успешной личности необходимо руководствоваться  следующими  личностно – ориентированными принципами:

  • «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].

Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей).   Он стремится не повторять проступки.

Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от  влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.

Использованные источники:

  1. Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
  2. https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
  3. https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm

[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с

[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/

Источник

Общение со взрослыми, сверстниками играет ведущую роль в развитии личности младшего школьника. Постепенно все более отчетливым становится отношение ребенка к самому себе.

К началу школьного обучения при наличии коммуникативной активности, самостоятельности у ребенка закрепляется осознание собственного «Я». Образ «Я» становится более содержательным благодаря овладения новой социальной ролью: ученик не только участник учебного процесса, но и общения. Овладение новыми видами деятельности способствует значительному развитию самосознания, что позволяет адекватно оценивать позицию взрослых людей, их индивидуальные особенности, мотивы поведения. Опыт приобретается в практике общения с людьми. Большую роль для формирования коммуникативных навыков по-прежнему имеют воспоминания отдельных событий своей жизни, особенно эмоционально ярко окрашенных, которыми мыслит ребенок. Он учится воссоздавать отношения между другими людьми, пытается моделировать на этой основе новые контакты со сверстниками.

Mif6 24 08 15В общении совершенствуются, закрепляются нравственные качества личности: добросовестность, ответственность, аккуратность, социальная надежность (устойчивая реализация социальной роли).

В младшем школьном возрасте возрастает уровень запросов к самому себе, к своему успеху в межличностных отношениях, социальному положению среди сверстников и взрослых. Дошкольник любил себя, но такого качества как самолюбие еще не было. Оно связано с процессом становления самооценки, так как она возможна только на фоне обобщенного отношения к окружающим людям и понимания своей коммуникативной ценности, что происходит с развитием мышления и речи. Формирование самооценки тесно связано с развитием самосознания. Его интенсивный рост будет наблюдаться в подростковом возрасте. Младший школьник пока учится ориентироваться на мнение окружающих, а к концу начального обучения анализирует свое поведение и общение с опорой на самооценку.

Б. Г. Ананьев считал самооценку наиболее сложным результатом сознательной деятельности ребенка. Самооценка к началу школьного обучения ассимилирует в себе социальные умения личности, связанные с жизненной практикой, сложившимися моральными качествами. Самооценка – это знание своих качеств, открытие для себя собственных переживаний. Для этого приходится пройти долгий путь от простого «Я сам» до открытия дверцы в свой внутренний мир. Этот путь возможен только благодаря общению.

У личности возникают все новые «психологические приобретения» – самоуважение, чувство собственного достоинства, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и личным установкам в отношении самого себя. Школьник готов о них говорить и объяснять собственную активность с учетом существующей самооценки. Взрослым все сложнее удается использовать в общении с ребенком приемы внушения: приходится все чаще убеждать и доказывать.

Личность младшего школьника становится не только чувствующей, но и думающей, готовой усваивать социальные нормы, ценности, образцы сообразно сложившимся, внутренним условиям поведения и общения. Анализу подвергается теперь весь мир переживаний – как внешний, так и внутренний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) в младшем школьном возрасте обуславливают личностную активность в освоении окружающего мира.

Внутреннее, целостное развитие личности невозможно без переживаний, которые Л. С. Выготский назвал «единицей изучения личности и среды». Внутреннее развитие осуществляется в процессе осознания (рефлексии) того, что происходит с человеком при общении с людьми из ближайшего социального окружения. Адекватность самосознания – показатель социального благополучия ученика.

Mif7 24 08 15С точки зрения развития сознания большое значение имеет не изолированные изменения отдельных психических функций (внимание, память, мышление), а всей личности в целом. В частности, Д. Б. Эльконин, Л. Н. Леонтьев подчеркивали, что дошкольное детство является периодом первоначального фактического формирования личности, развитием личностных «механизмов» поведения. Они служат своеобразной экспериментальной моделью выработки более устойчивых характеристик индивидуальности, неповторимости каждого человека. Л. Н. Леонтьев началом рождения личности считал момент, когда складывается соподчинение мотивов, то есть ребенок знает, что он хочет, и как себя для этого надо вести. Далее ребенок привыкает распоряжаться своими мотивами – личность становится все более зрелой.

Чем стремительнее происходит развитие личности, тем выраженнее становится предпочтение общения со сверстниками взамен уже сложившимся формам личностного поведения со взрослыми. Младший школьник уже способен опосредовано понимать роль взрослого для понимания самого себя. Коммуникативное поведение ребенка опосредствуется действиями взрослого: какие он совершает поступки, как относится к предметам, людям, ситуациям. Младший школьник во многом старается подражать, действовать как старшие. Образ взрослого, воплощаясь в различных социальных ролях, становится фундаментальной основой всех новообразований в структуре личности младшего школьника.

На фоне личностного роста идет активный поиск возможностей включиться в систему отношений ближайшего социального окружения. От характера и содержания такого включения будет зависеть вся последующая жизнь, поэтому окончание начальной школы с точки зрения развития личности и навыков общения является чрезвычайно важным и заслуживает пристального внимания всех заинтересованных в эмоциональном и социальном благополучии ребенка взрослых.

Школьный коллектив играет большую роль в развитии социально адекватной личности ученика. Под его влиянием постепенно формируется устойчивая социальная направленность личности, складывающаяся под влиянием коллективных интересов. Младшему школьнику привлекательна активная роль в межличностных отношениях со сверстниками, он начинает интересоваться общими делами, событиями, мероприятиями, стремится сам определить свое место в коллективе.

Защиринская Оксана Владимировна - Психолог

Защиринская Оксана Владимировна

Психолог

Научный руководитель Центра, доктор психологических наук, детский и семейный психолог, психотравматолог.

Источник