Общение и его роль в психическом развитии ребенка курсовая

Общение и его роль в психическом развитии ребенка курсовая thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. Возникновение общения у ребенка    5
2. Проблема общения как фактора психического развития ребенка    6
3.  Изучение роли общения в психическом развитии ребенка в трудах зарубежных и отечественных психологов    10
4. Роль общения в психическом развитии ребенка    14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    24

Краткое содержание работы:

ВВЕДЕНИЕ

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Актуальность курсовой работы. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок – это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто провел опрос пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.
В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства,
В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально – положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально – положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.
Гипотеза исследования. Мы считаем, что обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка мы докажем значимость общения как основного фактора психического развития.
Целью курсовой работы является рассмотрение роли общения в психическом развитии ребенка.
Предметом курсовой работы является общение ребенка как фактор его психического развития.
Объектом исследовательской работы является ребенок.
Задачами курсовой работы является:
– рассмотрение сущности общения у ребенка;
– анализ проблемы общения как фактора психического развития ребенка;
– исследование роли общения в психическом развитии ребенка.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Источник

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код292132
Дата создания2016
Страниц 74 ( 14 шрифт, полуторный интервал )

Источников28
Изображений6

Файлы

DOCX

Роль общения в психическом развитии ребенка.docx[Word, 318 кб]

Без ожидания: файлы доступны для скачивания сразу после оплаты.

Ручная проверка: файлы открываются и полностью соответствуют описанию.

Документ оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ.

Образцы страниц

Содержание

ВВЕДЕНИЕ … 3

1 Теоретические аспекты проблемы общения и его роли в психическом развитии ребенка … 6

1.1 Понятие и особенности возрастной периодизация развития общения у детей общая характеристика общения детей … 6

1.2 Влияние общения на психическое развитие ребенка … 11

Вывод по главе … 18

2 Эмпирическое исследование влияния общения на психическое развитие ребенка … 20

2.1 Методы диагностики влияния общения на психическое развитие ребенка и организация проведения эмпирического исследования … 20

2.2 Анализ и оценка результатов диагностики развития уверенности в себе … 21

Вывод по главе … 42

3 Коррекционная работа по развитию общения у дошкольников … 44

3.1 Коррекционно-развивающие игры по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста … 44

3.2 Рекомендации родителям по развитию общения у детей … 49

Вывод по главе … 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 54

ПРИЛОЖЕНИЕ А … 57

Введение

Актуальность темы. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей со взрослыми и сверстниками. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Цель: Изучить роль общения в психическом развитии ребенка

Задачи:

  • Провести теоретический анализ по проблеме развития общения и его влияния на психическое развитие ребенка;
  • Подобрать методики диагностики и провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития общения у детей;
  • Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
  • Провести психокоррекционную работу и дать рекомендации родителям по развитию общения у дошкольников.

Объект: процесс развития общения и его роль в психическом развитии ребенка.

Предмет. Роль общения в психическом развитии ребенка.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между родительским отношением в семье и уровнем общительности ребенка.

Научной разработанность темы. Особенности развития общения ребенка показаны в многочисленных исследованиях отечественных авторов Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С.Мухина, A.M. Прихожан, B.C. Мухиной, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Ряд зарубежных авторов Й. Лангмейер и 3. Матейчик, В. Денис и П. Наджарьян отражают в своих работах сущность материнской депривации и специфику психического развития детей.

Источниковой базой является систематическое изучение и обобщение научной и периодической печати в области философии, психологии, педагогики по проблеме роли общения в психическом развитии ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике по выявлению уровня развития общения у дошкольников. Разработанные механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста позволяют решить многие проблемы психоэмоционального, поведенческого характера. Предложенные в работе игры является одним из способов, обеспечивающих процесс социализации каждого ребенка.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Понятие и особенности возрастной периодизация развития общения у детей общая характеристика общения детей

Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка [9].

Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» для нас синонимы.

Для анализа общения можно использовать общепсихологические концепции деятельности. Мы воспользовались теорией деятельности, разработанной в советской психологии А. Н. Леонтьевым [7].

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно–исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослым, живым носителем этого опыта, поэтому основной, ведущий тип деятельности ребенка в младен¬ческом возрасте — эмоционально непосредственное обще¬ние, предметом которого для ребенка является взрослый человек.

1.2 Влияние общения на психическое развитие ребенка

Общение служит для детей постоянным источником тем и образцов для игрового действия, а также контекстом, в котором у ребенка рождается потребность выразить в игре то, что он узнал от окружающих людей и о них. В ходе психического развития ведущая деятельность ребенка всегда тесно связана с общением, принимающим форму, адекватную ведущей деятельности.

Анализ общения ребенка с окружающими людьми не только обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей. Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму, то есть он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно благодаря общению у ребенка подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию

2.1 Методы диагностики влияния общения на психическое развитие ребенка и организация проведения эмпирического исследования

В первой главе мы теоретически обосновали роль общения в психическом развитии ребенка. Исходя из этого, нами было проведено эмпирическое исследование, цель, которого выявить уровень развития общения ребенка с родителями и окружающими его людьми, а также провести психокоррекционную работу и дать психологические рекомендации родителям по развитию общения у дошкольников.

Задачи:

2.2 Анализ и оценка результатов диагностики развития уверенности в себе

После проведения констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты.

Таблица 1 – Результаты методики «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям» диагностирующей отношение родителей к детям

Таблица 2 – Результаты методики «Тест на определение степени проявления заботы родителей по от¬ношению к собственному ребенку»

Таблица 3 – Результаты методики «Диагностика развития общения со сверстниками» в неблагополучных семьях

Таблица 4 – Результаты методики «Диагностика развития общения со сверстниками» в благополучных семьях

Таблица 5 – Результаты методики «Анкета для воспитателей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» диагностирующей коммуникативные качества личности ребенка-дошкольника из неблагополучных семей

Таблица 6 – Результаты методики «Анкета для воспитателей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» диагностирующей коммуникативные качества личности ребенка-дошкольника из благополучных семей

Таблица 7 – Общие результаты диагностики развития общения со сверстниками и диагностики коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника

3.1 Коррекционно-развивающие игры по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста

На основании проведенного исследования нами было выявлено, что дети стремятся, но не умеют или не могут вступать в контакт со взрослыми, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

«Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.

3.2 Рекомендации родителям по развитию общения у детей

С целью помочь родителям видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, можно дать родителям следующие рекомендации.

Способность к общению включает в себя:

– Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика 1. Тест-опросник выявление родительского отношения к детям

Опросник предназначен для определения типов воспита¬ния родителями своих детей.

Инструкция.

В нашем доме главный — наш ребенок.

1. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.

Методика 2. Тест «Забота родителей о ребенке»

Для определения степени проявления заботы родителей по от-ношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Методика 3. Диагностика развития общения со сверстниками

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

Методика 4. Анкета для воспитателей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Цель: оценить коммуникативные качества личности ребенка-дошкольника.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. проект.2007. – 703 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
  3. Вдовьева Э. Не дайте ребенку стать «трудным»: Об игровой терапии. //Дошкольное воспитание.-1998, №5. – С.54-56.
  4. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. (Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 624 с.
  5. Выготский В.С. Сборник сочинений в 6 т. (Гл. ред. Запорожец А.В.- М.: Педагогика,1982. – 504 с. 1т.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник