Общение и его роль и в развитие ребенка шпаргалка

Надежда Карпова
Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения дошкольников

Тема: Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения детей дошкольного возраста.

Подготовила: Карпова Н. И

Содержание

Введение. 2стр.

1. Общение дошкольников с взрослым. 3стр.

2. Общение и его роль в развитии ребенка. 4-6стр.

3. Понятие планирования. 7-8стр.

4. Принципы планирования. 9-10стр.

Заключение. 11стр.

Список использованных источников. 12стр.

Введение

Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства—любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — что всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

1. Общение дошкольников с взрослым

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно, «взрослый» — понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек —мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто утверждают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества —задача родителей; только мать или отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение к ним воспитателя и характер его общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не может ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.

Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Из этого следует, что педагогу необходимо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог должен представлять, как через общение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.

2. Общение и его роль в развитии ребенка

Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства—любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — что всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

Деятельность парикмахера, портного или врача также направлена на другого человека, но при этом настроение и отношение клиента или пациента к специалисту не имеют решающего значения для успеха деятельности, а его излишняя активность может даже помешать. Поэтому действия данных специ-алистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фрагменты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимику, жесты, нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий (вы-сказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, М. Лисина предложила следующие четыре критерия:

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка это в педагогике

1) внимание и интерес к другому — наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;

2) эмоциональное отношение к другому человеку;

3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе,—человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и каким-то образом относится к его воздействиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характерным моментом общения;

4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, — изменение активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.

Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное — чтобы этот предмет общения, его содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном — ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

3. Понятие планирования

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:

Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.

Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.

Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает.

Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.

Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) используется несколько различных видов планирования:

– Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;

– Годовой план ДОУ;

– Тематические планы (по основным видам деятельности);

– Индивидуальные планы специалистов и администрации;

– Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

4. Принципы планирования

Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей.

Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Учет местных и региональных особенностей климата.

Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу с зпр

Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).

Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).

Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Заключение

Если посмотреть на само слово “общение” с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова “общее “. Язык отражает один из основных смыслов общения – являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.

Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком.

Список использованных источников:

1. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т. 4, М., Педагогика,

1984

3. Лебединский В. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М. ,

Изд-во Моск. Ун-та, 1991

4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репрод. изд. М., 1988

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т. 2,

М., Педагогика, 1983

6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.

7.. М., “ЦПП”, 1997

8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.

9. Эмоциональное развитие дошкольника. Кошелева А. Д. М., Просвещение,

1985

10. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996

Источник

Общение и его роль в развитии ребенка

Что такое общение

Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людь­ми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально прони­зана его контактами с другими людьми. Потребность в обще­нии — одна из самых важных человеческих потребностей. От­ношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наибо­лее радостные и светлые чувства—любовь, признание, понима­ние — рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот дру­гой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собствен­ной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — что всег­да взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

Деятельность парикмахера, портного или врача также направлена на другого человека, но при этом настроение и отно­шение клиента или пациента к специалисту не имеют решаю­щего значения для успеха деятельности, а его излишняя актив­ность может даже помешать. Поэтому действия данных специ­алистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фраг­менты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой

акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодейст­вия (речь, мимику, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий (вы­сказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимо­действия общением, М. Лисина предложила следующие четы­ре критерия:

1) внимание и интерес к другому — наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетель­ствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;

2) эмоциональное отношение к другому человеку;

3) инициативные акты, направленные на привлечение вни­мания партнера к себе,—человек должен быть уверен, что парт­нер воспринимает его и каким-то образом относится к его воз­действиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характер­ным моментом общения;

4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, — изменение активности (настрое­ния, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Читайте также:  Развитие у ребенка мышления какие игрушки

Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть об­щение.

Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержа­ние, которое связывает общающихся. Уже само слово «обще­ние» говорит об общности, сопричастности общающихся. Та­кая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятель­ность, направленная на достижение результата, или тема раз­говора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное — чтобы этот предмет

общения, его содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном — ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на об­щение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливо­сти или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми — по не только источ­ник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с другими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3—5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслу­живания, не говорят, не ходят, проявляю! поразительную пас­сивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, пос­ледствия бывают весьма печальными — дети существенно от­стают в своем психическом развитии и имеют серьезные про­блемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благопо­лучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психи-

ческом развитии детей. Давно было замечено, что дети, расту­щие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ре­бенка), как правило, отстают в своем психическом и личност­ном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становят­ся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы соз­давать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми — это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный ис­точник, двигатель психического развития. Опыт первых отно­шений с другими людьми является фундаментом для дальней­шего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отноше­ние к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувство­вать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показы­вают, что общение ребенка с взрослым является главным и ре­шающим условием становления всех психических способно­стей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоци­ональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возник­нуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полно-

ценным человеком. Понятно, что такое внимание и понима­ние он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети не­редко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно ча­сто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контак­тов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Та­кое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребен­ка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупре­дить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Источник