Общее развитие ребенка в начальном обучении
1. Многое зависит от учителя
Есть даже выражение «идти на учителя», которое применяется к будущим первоклассникам. Мамы и папы отдают детей в определённую школу и класс, руководствуясь рекомендацией о педагоге. «В 109-ой школе в будущем 1 “А” Зинаида Геннадьевна не кричит и спокойно объясняет!» — этого достаточно, чтобы родители поторопились подать документы дошкольника.
Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот — некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и впадает в сильный стресс.
Решение
Еcть два выхода из ситуации. Первый — смириться с правилами игры и «идти на учителя». Но это не всегда возможно — к хорошим учителям очередь, а некомпетентных гораздо больше.
Второй вариант — отдать ребёнка в школу, где весь преподавательский состав горит своим делом и прививает детям любовь к учёбе. Но, как правило, для традиционных школ такое — редкость. Ирина Фомичёва, мама и в прошлом педагог, сформулировала проблему так:
«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для не добравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать».
Ирина зачислила дочь в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда», где педагоги обладают нужными квалификациями, не стеснены бюрократическими формальностями и преподают потому, что обожают свою работу.
2. Школьная система приглушает детское природное любопытство
Особенность учеников начальной школы — им по умолчанию интересно узнавать новое. Вокруг происходит столько неизведанного и интересного! Хочется без конца мучить маму с папой вопросами «Почему?» и «Зачем?».
Но в школе нужно всё время сидеть за партой, смотреть в затылок однокласснику, потеть в неудобной школьной форме. На перемене бегать нельзя, задавать много вопросов нельзя, говорить только по поднятию руки, в столовую ходить шеренгой, фломастерами тетрадку не разрисовывать. Когда тебе 6–12 лет, это навевает скуку, и мучить взрослых вопросами уже не хочется.
Решение
Запишите ребёнка на секции, кружки и дополнительные занятия, которые соответствуют его интересам. Неважно, что это — лепка, танцы, кинематографический кружок, иностранные языки, программирование. Главное, чтобы скучная школа не была единственным занятием, и ребёнок мог отвлекаться от рутины, погружаясь во что-то действительно интересное.
3. Ребёнка демотивируют
Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнок чаще всего не воспринимается как личность. Всем с детства знакомы фразы: «молчи — за умного сойдёшь», «со старшими не спорят», «звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «математика — не твоё», «совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде: «Очень плохо!».
Учитель исправил одно подходящее слово на другое и снизил оценку
Решение
Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи — регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия — например, повышает голос на детей, когда ругается — сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание.
4. Акцент на оформлении, а не решении задач
Особенность преподавания в начальной школе — учителя придают колоссальное значение записи и оформлению работ в тетради. Это замедляет учебный процесс — вместо того, чтобы за несколько минут написать решение, уставшие родители вместе с ребёнком пытаются выяснить, как учительница требовала оформить задачу. Ведь если написать правильное решение, но не соблюсти требования по оформлению — снизят баллы. А казалось бы, зачем это в начальной школе?
Придираются ко всему — к неверному количеству клеточек в отступе или формуле, которую вспомнил только под конец и приписал не в том месте, где надо. Результат — ребёнок боится написать что-то не то. И никому не интересно, что ребёнок знает, как решать, и понимает тему. Если оформил не так, как хочет учительница, хорошей отметки не видать.
Не отсчитал клеточки — получаешь замечание
Решение
Альтернативное образование — это всё, что не вписывается в рамки традиционной школьной системы. Существует много интересных педагогических систем, экспериментов, методик.
Например, в школах Монтессори дети много мастерят руками и развивают мелкую моторику. Куда интересней, чем корпеть над прописями! А в вальдорфской школе нет оценок, можно писать карандашом или сидеть прямо на полу.
Всё это сохраняет живой интерес юного школьника к происходящему. Отсутствие бессмысленных требований и формализма — залог успешного обучения. И никто не будет считать клеточки.
5. Детей перегружают уроками
Особенностью программ в начальной школе является то, что количество часов для первоклашек и второклашек может доходить до 21‒23 в неделю. Сложно высиживать по 5 уроков за партой, когда ещё недавно резвился на детской площадке. Такое обучение не всегда эффективно — дети устают, начинают скучать и считать ворон за окном. После школы тоже не получается отдохнуть — вечер тратится на домашнюю работу. В итоге на учёбу уходит весь день.
Решение
В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» учебный план сбалансирован — дети проходят всё, что требуется по ФГОС, но у юных школьников остаётся достаточно свободного времени на игры и хобби.
В 1 и 2 классе учебная нагрузка — девять и десять часов в неделю соответственно. А нагрузка в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Постепенное увеличение часов обеспечивает плавное и мягкое привыкание к школе.
Резюме
Особенность начальной школы в том, что она закладывает не только фундаментальную базу знаний, но и отношение ребёнка к образованию. Если опыт обучения в начальных классах печальный, скорее всего, ребёнку будет тяжело учиться и в дальнейшем. Первые годы обучения — самые важные. Несмотря на недостатки начальной школы, всегда можно найти решение! Главное — не терпите, если некомфортно.
Источник
Пусть время уходит, и годы,
И пусть перемениться век.
Войдя первоклассником в школу,
Выходит уже человек.
Всем известно, что начало всех начал школьного образования – начальная школа.
“Что такое начальная школа?” О большой, решающей роли начальной школы говорят много. “Прочный фундамент знаний закладывается в начальных классах”, “Начальные классы – это основа основ”, – эти слова часто слышишь, когда речь идет о недостатках и просчетах в обучении учеников средних и старших классов, о поверхностных, непрочных знаниях. Начальную школу обвиняют чаще всего в том, что она не дала детям определенного круга знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения. Да, опыт убеждает в том, что начальная школа прежде всего должна научить учиться. Об этом писали выдающиеся педагоги – Ян Амос Коменский, К. Ушинский, А. Дистервег. Это подтверждается практикой, опытом учителей и еще раз доказывает то, что в начальных классах закладывается начало всех начал. Если в этот период учитель не смог создать дружный, сплоченный коллектив, то в дальнейшем это уже почти невозможно сделать. Если учитель не заложил необходимый багаж знаний, то в дальнейшей учебе будет множество трудностей, как у учеников, так и у учителей-предметников.
Важнейшая задача начальной школы – дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений. Умение учиться включает в себя ряд умений, связанных с овладением знаниями: умение читать, писать, наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами. Эти умения являются, образно говоря, инструментом, без которых невозможно овладеть знаниями. Готовясь к обучению детей в начальных классах, нужно стремиться точно определить, что дети должны глубоко запомнить и твердо хранить в памяти, что они должны уметь. Но этим задачи начальной школы не исчерпываются. Нельзя ни на минуту забывать, что в начальных классах учитель имеет дело с ребенком. В годы обучения в 1 – 4 классах – происходит становление человека. Конечно, этот процесс не заканчивается до окончания начальных классов, но как раз на эти годы приходится наиболее интенсивный отрезок человеческой жизни. Ребенок в этот период обязан не только готовиться к дальнейшему вступлению в жизнь, но и накапливать багаж знаний и умений, чтобы успешно учиться дальше. Он должен жить богатой духовной жизнью. Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребенок живет богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра. Тысячи и тысячи прекрасных учителей начальных классов есть в школах нашей страны. Каждый из них – не только светоч знаний для ребенка, но, в первую очередь, наставник, учитель жизни в подлинном смысле этого понятия. Начальная школа в стране – это прочный фундамент всеобщего среднего образования. Но нельзя умолчать о том, что многие начальные школы и особенно начальные классы не свободны от серьезных недостатков.. Начальная школа должна давать ученику твердый круг знаний. Всякая неясность и неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную школу, но и последующие звенья обучения. Без четкого определения круга знаний, умений, практических навыков, которые надо дать ребенку, нет школы. Одним из серьезных недостатков начального звена обучения во многих школах является именно то, что учитель нередко упускает из виду, какие правила, определения ребенок должен глубоко осмыслить и запомнить на первом, на втором и т. д. годах обучения, какие слова он должен научиться правильно писать и никогда не забывать их правописания. Но, главное при этом, учитывать индивидуаьные особенности детей, особенно в нашей школе. Стремясь максимально облегчить умственный труд детей, отдельные учителя забывают о том, что ребенок должен не только узнать, заинтересоваться чем-то, но и глубоко запомнить и навсегда сохранить в памяти необходимые понятия. В настоящее время много говорят об общем развитии ученика начальных классов. Конечно, общее развитие – это исключительно важный элемент учения и воспитания, но столь же большую роль играют те элементарные знания, без запоминания и прочного сохранения в памяти которых не может быть и общего развития, потому что общее развитие – это постоянное овладение знаниями, а для этого необходимо умение учиться. При всей исключительной важности задач, которые стоят перед начальной школой, нельзя забывать, что учитель имеет дело с человеком, переживающим бурный период становления нервной системы. Нельзя смотреть на мозг ребенка как на живое устройство, данное учителю в готовом виде для того, чтобы знания усваивались, запоминались, хранились в памяти. Мозг детей в возрасте 7 – 12 лет – требует постоянного развития. Особенно у учащихся коррекционных школ. Ведь к нам приходят разновозрастные дети: некоторые из них – из семей, а другие уже после прохождения пробного обучения в массовой школе. В основном, переступив порог нашей школы-интерната, новоиспеченные первоклассники не знают ни одной буквы и ни одной цифры, ни умеют ни писать, ни считать. И если учитель забывает, что надо заботиться о развитии нервной системы человека, об укреплении клеток коры полушарий, то учение отупляет ребенка и не дает ему развиваться. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья и для умственного развития ребенка зубрежке. Я считаю, что главное добиться того, чтобы учение было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребенка, обогащению его ума, по его способностям. Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества – таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире, на сколько это возможно. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, – таков мой идеал обучения. Главная задача большой важности заключается в овладении методами, формами, приемами умственного труда.
Учитель начальных классов должен четко понимать, чего он должен добиться в своей работе: во-первых, дать детям необходимые знания; во-вторых, предотвратить зубрежку, заботился о богатой духовной жизни детей, об их здоровье.
Здоровье, здоровье и еще раз здоровье.
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
. Наблюдения за умственным трудом детей все больше убеждали меня в том, что эмоциональные импульсы (чувство радостной взволнованности, изумления, удивления), как бы пробуждают дремлющие клетки коры, активизируют их деятельность. Опыт показывал, что умственное воспитание маленьких детей должно осуществляться путем развития у них потребности к познанию – любознательности, пытливости. “Путешествия” на уроках активизируют учебную деятельность детей, пробуждают интерес к учебе, желание идти на урок. Дети всегда с нетерпением ждут, когда они пойдут в лес, в поле, к пруду, любят играть в различные игры. Любимыми для ребят стали игры, связанные с преодолением трудностей, игры, участниками которых являются сказочные и реальные герои.
Учение, особенно умственно отсталых детей, должно быть прочно связано с многогранной игрой умственных и физических сил, чтобы эта игра пробуждала яркие, волнующие чувства, а окружающий мир представал перед детьми как интересная книга, которую хочется прочитать. Кроме “путешествий” в природу и игр, широкий простор для развития умственных и физических сил открывался в физическом труде. Нельзя представить полноценного, счастливого детства без того, чтобы трудовая деятельность не одухотворялась радостными, волнующими чувствами. Опыт убеждает, что физический труд для маленького ребенка – это не только приобретение определенных умений и навыков, не только нравственное воспитание, но и безграничный, удивительно богатый мир мыслей. Этот мир пробуждает нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, без которых невозможно познание мира, а значит, – и учение. Физический труд, чередующийся с учебой, представляется мне захватывающим путешествием ребенка в мир мечты и творчества. Именно в процессе физического труда формировались важнейшие качества ума моих учеников: пытливость, любознательность, гибкость мысли, яркость воображения.
Одна из важных задач начальной школы – научить пользоваться знаниями и не потерять интерес к учебе. Опасность превращения знаний в мертвый багаж зараждается как раз в младших классах, когда по своему характеру умственный труд больше всего связан с приобретением все новых и новых умений и навыков. Если эти умения только усваиваются, но не применяются на практике, учение постепенно выходит за сферу духовной жизни ребенка, как бы отделяется от его интересов и увлечений. Стремясь предотвратить это явление, учитель должен заботиться о том, чтобы каждый ребенок творчески применял свои умения и навыки.
Сложность обучения умственно отсталых учеников начальных классов обусловлена тем, что анамальное развитие такого ребенка, в целом проявляющееся в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, наиболее резко обнаруживается в начале обучения, когда коригирующее воздействие школы еще очень кратковременно.
Задача развития детей коррекционной школы в процессе обучения в начальных классах:
Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:
более раннее начало коррекционной работы;
благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;
применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей и целям их воспитания.
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в младшем школьном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
Коррекционная работа требует от учителя начальных классов пересмотра традиционных подходов, средств и методов работы. Чтобы у ребенка коригировать недостатки, нужно знать его интеллектуальные способности. А они, как правило, у детей на низком уровне развития. Умственно отсталые дети отличаются недоразвитием познавательных процессов, несформированностью основ учебной деятельности, сниженным уровнем волевой регуляции деятельности.
Коррекционными задачами педагогов, работающими с умственно отсталыми детьми, следует считать:
–расширение кругозора детей;
–воспитание познавательной активности;
–обогащение чувственного опыта;
–активизацию интеллектуальной деятельности путем формирования умственных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, классификации предметов, находящихся в ближайшем окружении ребенка;
–обучение построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные отношения в явлениях и объектах;
–развитие речи (обогащение словаря, обучение составлению высказываний, составление сюжетных и описательных рассказов).
Благодаря реализации поставленных задач в начальных классах возможно выравнивание детей, благополучная их адаптация к условиям обучения в среднем и старшем звене коррекционной школы.
Значение уроков чтения для умственно отсталых детей.
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Опыт работы убеждает в том, что наиболее целесообразной в коррекционной школе является система обучения чтению и письму на основе фонематического принципа, предложенного Д.Б.Элькониным. Согласно этому принципу предметным содержанием читающего и пишущего выступает звуковая сторона языка – фонемы и их последовательность. Чтение на начальном этапе обучения есть действие по воссозданию звуковой формы слова. Потому что дети изначально путают порядок следования фонем.
Навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом.
Основная задача предмета – привить любовь к чтению книг, с помощью занимательных заданий воспитать у детей интерес, любознательность, активность. Чтобы снять усталость и избежать переутомления, необходимо смена и разнообразие заданий, используемых на уроках. То есть, работая над текстом, нужно использовать различные задания: тестирование, беседа по картинам, выборочное чтение, чтение по ролям, поиск в тексте слов на изученные на уроках русского языка правила, составление подобного рассказа, выделение из текста отрывка к указанной картинке, составление плана рассказа, подбор пословиц к тексту, найти самое длинное слово, самое короткое и т. д.
Основной задачей обучения чтению является: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное и уметь передать содержание и обсудить, опираясь на вопросы.
В процессе обучения у школьников формируется навык сознательного, правильного ,беглого осмысленного и выразительного чтения.
Лучше читать немного, но основательно. “Глотание” книги самое непроизводительное занятие.
Крупская Н. К.
Уроки чтения в коррекционной школе должны проводиться с учетом особенностей развития у детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения. Учащиеся с нарушением интеллекта с большим трудом могут переносить имеющиеся у них читательский опыт на более трудные тексты, поэтому уроки чтения организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются такие задачи как:
- Совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
- Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
- Развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций;
- Формирование положительных личностных качеств учеников;
- Формирование элементов самостоятельной читательской активности.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя и систематическое формирование выразительного чтения начинаются с перехода на чтение целыми словами.
В учебники включены тексты различных объёмов (объем увеличивается с переходом из класса в класс ), а так же произведения различных жанров, отличительной особенностью которых является трудная для понимания школьниками поэтика художественной изобразительности и иносказательность произведений. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение не только с помощью учителя, но и самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.
Главная положительная особенность учебников чтения в том, что из класса в класс повторяются одни и те же разделы, которые помогают просто углубить знания детей. И наконец, что используемые тексты рассматриваются с точки зрения того, насколько содержание их интересно для читающих.
ГООУ «Бутурлиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучения воспитанников с ограниченными возможностями развития»
Подготовила: учитель начальных классов Шахова Н.А.
2010г.
Источник