Общее развитие ребенка на пмпк
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Личностно-характерологические, типологические особенности:
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Коммуникативные навыки:
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.
Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________
Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Моторика
а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Особенности восприятия
а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Особенности внимания
а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную
мысль содержания.
Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).
Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности мышления
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Основные трудности, отмечаемые в общении
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________
Речевое развитие
а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________
Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.
Социально-бытовые навыки
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________
Ориентировка в пространстве и времени
а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________
Отношение к занятиям, деятельность
а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Темп деятельности
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.
Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых
Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.
Поведенческие нарушения.
Трудности социализации. и т. д.).
Педагог-психолог ________________________________
Дата заполнения ______ 20_______ года
Источник
Психолого-педагогическая характеристика ученика __ класса МОУ СОШ№ __
Фамилия, имя, отчество ребенка: ____________________
Дата рождения: ______________
Класс: ______________
В МОУ СОШ № __ обучается с _______
Домашний адрес: ______________
Телефон родителей __________
Мать: _______________
Отец: _______________
Материальный достаток семьи средний. Режим дня школьника соблюдается. Пропусков занятий без уважительной причины нет. Отношения мамы с классным руководителем и учителями доброжелательные. Вопросам воспитания, развития и здоровья ребёнка в семье уделяется достаточное время.
Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
В беседе со взрослыми ___ старается быть корректным, эмоционально сдержан, напряжён, не склонен к открытому искреннему разговору. Для установления доверительных отношений с ____ требуется время. В ходе непринуждённой беседы со сверстниками в доброжелательной обстановке мальчик активен и эмоционален, с удовольствием разговаривает на увлекающие его темы.
Особенности психофизического развития: работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти: ведущая рука левая, мелкая моторика руки развита недостаточно. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны удовлетворительно.
Работоспособность невысокая, заметно снижается к концу занятия/урока. Общий темп деятельности ближе к медленному.
_____ допускает ошибки чаще в заданиях, требующих концентрации и устойчивости внимания. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. В процессе выполнения задания и при его проверке может не замечать ошибок. Обычно трудности возникают во время самостоятельных и контрольных работ, где не предусмотрена направляющая и организующая помощь учителя.
Наблюдается недостаточная активность внимания, объём зрительного внимания соответствует нижней границе возрастной нормы.
У ____ повышенная утомляемость при выполнении интеллектуальных заданий, что отрицательно сказывается на качестве их выполнения: снижается темп деятельности, заинтересованность.
У мальчика лучше развита зрительная, моторная память. Воспроизведение учебной информации (правил, точных формулировок, текстов, содержания задач) часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке подросток может, но часто необходима направляющая и стимулирующая помощь учителя. Объём оперативной и долговременной памяти не соответствует возрастным нормам.
Учебная мотивация: у подростка общее положительное отношение к пребыванию в школе, классному руководителю, общению со сверстниками и учителями. По отношению к учёбе выражена скорее внешняя мотивация – подчинение требованиям взрослых. Учебно-познавательный мотив развит слабо. ____ редко стремится узнать что-то новое в учебном материале. Как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. Трудности, с которыми сталкивается ____ в процессе обучения, вызывают у него неуверенность в собственных силах, желание отказаться от работы вообще. Для продолжения учебного процесса учителю приходится оказывать подростку психологическую поддержку.
Наибольший интерес вызывают задания занимательного и игрового плана.
Особенности обучаемости: насколько быстро усваивает новые понятия, навыки самоконтроля, самостоятельности, использует, не использует помощь: направляющую, обучающую, прямую подсказку: учебная деятельность у мальчика на низком уровне.
У подростка возникают трудности в овладении программным материалом, что обуславливает низкую успеваемость по предметам.
____ необходимо многократное повторение для осмысления и закрепления пройденного учебного материала. Уже отработанные навыки также могут требовать повтора. В первую очередь, ребенку необходима стимулирующая и направляющая помощь в учебной деятельности.
Стимулирующая помощь взрослого и ситуация успеха вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание двигаться дальше.
Способность к волевому усилию снижена, так как мальчик склонен останавливаться и отказываться от работы при возникновении трудностей. Доводит до конца задуманное в том случае, если сложность его выполнения незначительна (явно соответствует его возможностям), требует кратковременных усилий, есть личная заинтересованность.
Сформированность учебных навыков: общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям учебной программы): познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Самостоятельно применить изученный материал на уроке ____ может, но требуется организующая, направляющая и стимулирующая помощь учителя, так как интерес, личная заинтересованность ребенка в активном усвоении учебного материала недостаточная.
Таким образом, ___ обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки.
Математика (порядковый счет, вычислительные навыки, их автоматизация, состав числа понимание программного материала: может самостоятельно изучить новый материал, необходима помощь, только при объяснении учителя): элементарные вычислительные навыки у ____ есть. Осмысление нового материала и приобретение новых навыков требует обучающей помощи со стороны учителя, многократного повторения и систематического возвращения к нему. Задачи решать не умеет, предпочитает использовать известные «шаблоны». Трудности вызывает решение логических задач. Быстро устаёт от вычислительной деятельности разного рода.
Чтение (тип, темп, осознанность, выразительность, возможности пересказа): ___ читает очень медленно, невыразительно. При чтении незнакомых, длинных слов испытывает трудности. Пересказать прочитанное не может. ____ не может определить основную мысль прочитанного.
Письмо: характер ошибок письменной речи (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ; при списывании: пропуски, замены, перестановки букв, аграмматизмы, не соблюдение режима пунктуации при письме под диктовку, в творческих работах, соотнесение печатных и письменных букв, возможности копирования, списывания, письма под диктовку): при письме под диктовку допускает орфографические, синтаксические ошибки, связанные с неумением применять изученные правила.
Списывание, длительная работа с образцом сопряжены с напряжением, неустойчивостью внимания, быстрым утомлением и ошибками.
Словарные слова не запоминает.
____ неаккуратен в письменных работах, в их оформлении.
Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, грамматическое и информационно-выразительное оформление, состояние связной речи): уровень развития речи подростка соответствует возрастной норме (средний).
____ по прослушанному тексту на ответы на вопросы испытывает трудности . Неправильно произносит звуки русского языка. В речи скудная, несвязная. В меру эмоционален.
Получал ли логопедическую помощь (в каком возрасте, причина, результативность коррекционной работы)
Социально-бытовая ориентировка: (уровень развития культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение пользоваться учреждениями социально-бытового обслуживания): двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны удовлетворительно. Сформированы основные представления о себе, своей семье, родственниках, окружающем мире. Навыки пространственной ориентировки сформированы удовлетворительно. У ____ не возникает трудностей при пользовании учреждениями социально-бытового обслуживания. Мальчик достаточно самостоятелен в быту.
Общетрудовые умения: за работу (физический, общественно-полезный труд) охотно берётся нечасто. Помогает приводить в порядок общественное имущество скорее по обязанности или просьбе. При этом проявляет старание.
Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями): ____ со сверстниками общителен, может быть конфликтным, предпочитает свободное времяпрепровождение (чаще находится дома). Принимает участие в общественных делах нечасто. Преобладающий тип настроения в коллективе сверстников – активный, эмоциональный, может быть импульсивным. ____ склонен к привлечению внимания скорее через сопротивление, отстаивание своих интересов.
Среди сверстников больше пользуется симпатиями, чем стойким авторитетом. Длительных крепких дружеских связей у ребенка среди сверстников нет. Недоверчив, неуверен в себе (хотя внешне может этого не показывать), тревожен, раним, мнителен.
В общении со взрослыми подросток склонен проявлять сдержанную вежливость, некоторую отстранённость.
Спокойное, уважительное, доброжелательное и терпимое отношение взрослого к ___ вызывает у него эмоциональную привязанность, потребность в поддержке и одобрении.
Давление, принуждение, ограничения или побуждение к чему-либо со стороны взрослого человека может вызывать у подростка сопротивление, избегание, негатив.
____ эмоционально остро реагирует на несправедливое отношение к себе, критику в свой адрес, неудачи. Внешне это может выглядеть как импульсивность по отношению к окружающим, упрямство, капризность, повышенная речевая активность или, наоборот, избегание контакта, уход в себя.
Мальчик склонен занимать самооправдывающую позицию и избегать ответственности.
Цель направления на ПМПК:
За время учёбы в ____ классах ____ показал слабые знания по основным учебным предметам (главным образом, из-за отсутствия личной заинтересованности в учении). У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала, что ведёт к низкой успеваемости. Наблюдается низкая учебная мотивация на фоне общего положительного отношения к школе, учителям, коллективу сверстников. Уровень развития высших психических функций соответствует возрастной норме (или находится на нижней границе нормы). Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы.
Директор МОУ СОШ № __
Классный руководитель ________
Источник