Общее развитие ребенка это в психологии

Общее развитие ребенка это в психологии thumbnail

Общее развитие ребенка это в психологии

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития.

Социальное развитие ребенка начинается с его отношений с родителями

​​​​​​​​​​​​​​Одно из первых проявлений узнавания ребенком окружающих — улыбка. Мнения о том, что вызывает у младенца улыбку, противоречивы, однако общеизвестно, что к двухмесячному возрасту она может появляться при виде человеческого лица.

В этом возрасте младенец не отличает лицо матери от других, но к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится избирательной. Теперь он улыбается маме и тем, кого хорошо знает, а незнакомых встречает сдержанно. Для детей такого возраста типичны страх и смущение при появлении незнакомых лиц. Это указывает на развитие важной в социальном отношении способности отличать «своих» от «чужих».

Уже для малышей отец и мать выполняют разные функции. По данным исследования, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа – самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.

Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

Маленький ребенок – это природная энергия и сообразительность. Разговоры о хрупкости детской души – миф, у ребенка более крепкая психика, чем у взрослых. Ребенок маленьким является, а беспомощным – нет. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.→

Маленький ребенок – это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.

Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы – маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт… Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.

Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было года два, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

Большинство эмоций детей – не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.

Маленький ребенок – это активное управление отношениями. У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.

Если ты не купил ребенку игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит – он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы – марионетка в его руках.

Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.

У каждого ребенка изначально – свой мир. Ребенок родился – и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда – спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.

Взаимодействие между детьми

Процесс взаимодействия между детьми развивается с возрастом. До года двое детей, находящихся вместе, обычно вообще не обращают внимания друг на друга. Став чуть старше, они уже начинают взаимодействовать, часто потому, что оба одновременно хотят взять один и тот же предмет и просто вынуждены обратить внимание друг на друга. Игра двухлетних детей по сути не является совместной деятельностью — каждый играет сам по себе. В дошкольный период игра постепенно становится все более социально-ориентированной. К пяти годам малыши, находясь в детском саду, играют в одиночку менее половины времени, у них уже появляются совместные игры, в которых участвуют четыре-пять человек. В последующие годы социальная структура игр усложняется; развиваются и поддерживаются отчасти уже установившиеся социальные роли.

С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается. Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется. Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.

Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.

Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время — формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.

Развитие ощущений и восприятия

Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок — они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными.

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Согласно одной из наиболее интересных гипотез, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций, по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх, недовольство, гнев, радость, удивление и ряд других. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных культурах, что подтверждает представление об их врожденном характере.

Эмоции и чувства детей – продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит изнутри, иногда – задается снаружи, традициями и ритуалами социума. Рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности. Если ребенок начал вести себя “мальчик”, если его “мальчуковое поведение” поддерживается окружающими; если его “мальчиком” называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности…[/CO]

Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.

Исследовательское поведение

Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители.

Ребенок с момента рождения активно исследует, причем в первую очередь те объекты, которые движутся или каким-то образом изменяются. Младенец изучает окружающую его обстановку, хотя сначала не слишком умело; следить глазами за крупными движущимися объектами он начинает очень рано. При этом уже в какой-то степени координируется слуховое и визуальное восприятие. Зрительное поле недолго остается расплывчатым пятном — грудной ребенок пытается сделать его четким. Если эксперимент организован таким образом, что быстрое сосание соски приводит к перемещению предмета в фокус зрительного поля младенца, он будет сосать очень быстро; в противоположной ситуации, т. е. когда при быстром сосании предмет выходит из фокуса, ребенок начинает сосать медленно.

В раннем младенческом возрасте​ исследовательское поведение несистематично и не слишком хорошо контролируется, но к пяти месяцам малыш уже в состоянии доставать предметы и брать их в рот. Еще через несколько месяцев он начинает сам искать предметы и к концу первого года активно исследует все, что его окружает. Когда ребенок начинает ходить, его исследовательская деятельность значительно расширяется.

Развитие речи

С момента рождения ребенок начинает издавать звуки, но реально он начинает использовать речь лишь по достижении примерно двухлетнего возраста.

Постепенное изменение детского лепета происходит под действием как врожденных, так и средовых факторов. Многие звуки современных языков сложны по произношению, а ребенку вначале доступны только простые артикуляционные движения, вроде смыкания и размыкания губ. Поэтому слоги «па» и «ма» или, при повторе, «папа» и «мама» появляются рано.

На протяжении первого года жизни артикуляция ребенка усложняется, и количество звуков, которые он может издавать, увеличивается во много раз. На втором году жизни издаваемые ребенком звуки уже соответствуют тому языку, который он слышит вокруг себя.

Между двумя и пятью годами ребенок уже по-настоящему осваивает родной язык. Он начинает обозначать словами действующее лицо, само действие, то, что подвергается действию, и осваивает различные обороты речи, встречающиеся в родном языке. Ребенок научается правильно изменять слова (например, склонять и спрягать), может преобразовать утвердительное предложение в вопросительное и составлять вопросы, начинающиеся со слов «что», «где», «когда». Наконец, он осваивает сложные предложения.

Тот факт, что существуют разные языки и дети в разных культурах научаются тому языку, на котором говорят окружающие, казалось бы исключает какую-либо врожденность речи. Тем не менее доказано, что развитие некоторых фундаментальных речевых особенностей является врожденным. Например, самым разным языкам присущи общие признаки: во всех есть существительные и глаголы, а также части речи, такие как предлоги, указывающие на связь предмета и действия. Эти общие признаки образуют ту фундаментальную основу речи, которая является врожденной и составляет базовую, или глубинную, структуру языка. Так называемая внешняя структура языка образуется путем различных преобразований базовой структуры.

Когда язык крайне упрощен, как у маленьких детей, или когда общаются люди, говорящие на разных языках, именно базовая структура используется для передачи основного смысла. Сходство детской речи с базовой структурой языка подтверждается тем фактом, что многие первые фразы ребенка удивительно похожи в разных языках. Предложения из двух слов, составляемые американскими детьми во второй половине второго года жизни, при буквальном переводе с английского на русский оказываются теми же выражениями, которые используют русские дети того же возраста.

Более того, эти детские высказывания не имитируют фразы, которые используют родители. Не зная или не умея воспроизвести то или иное правильное выражение, дети часто придумывают свои собственные (типа “убежалое молоко”), которые они, безусловно, не могли слышать от своих родителей.

Другая удивительная особенность речевого развития детей — быстрота, с которой они усваивают языковые нюансы. К пяти годам ребенок воспроизводит более 95% специфических оборотов родного языка. Уже один этот факт показывает, что дети имеют врожденную способность к освоению речи.

Дети старше пяти лет продолжают пополнять свой словарный запас и усваивают более сложные грамматические структуры, но в основном развитие разговорной речи в этом возрасте уже завершено. Теперь перед ребенком стоит не менее сложная задача освоения письменной речи.

Развитие интеллекта

Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена швейцарским ученым Жаном Пиаже. Он выделил в этом развитии четыре стадии.

Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. В первые месяцы жизни ребенок ведет себя так, как будто предметы, которые он в данный момент не может наблюдать, просто не существуют, и лишь постепенно начинает искать предметы, которые вышли из поля зрения, начиная предполагать, где они находятся. Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств, так что осязательное, зрительное и слуховое восприятие предмета представляют собой не три независимых элемента его опыта, а три аспекта одного и того же объекта. Другое значительное достижение на данной стадии — развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях; в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и намеренно варьировать свое поведение.

Стадия дооперационального мышления. На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия развития мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Например, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. Однако его мышление еще не носит систематического характера.

Стадия конкретных операций. На третьей стадии, начинающейся примерно в семь лет, ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. Если на предыдущей стадии ребенок думает, что, например, при переливании воды из узкого стакана в широкий воды становится меньше, то на третьей стадии он понимает, что количество воды не зависит от формы сосуда. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает понятие об упорядоченности объектов.

Стадия формальных операций начинается примерно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Например, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действия каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска.

Развитие мальчика и девочки

Разница между мальчиками и девочками всерьез начинает проявляться где-то с 6 лет… Свои стадии развития есть у мальчиков, свои – у девочек.

Литература

Карабанова Возрастная психология.docx – М.: 2005.

Источник

Когда упоминают общее развитие ребенка, то, как правило, подразумевают многоэтапный процесс его роста и овладения основными навыками. Кроме того, под общим развитием могут понимать работу родителей и других окружающих малыша взрослых в направлении совершенствования этих навыков. Поговорим об общем развитии в обоих направлениях.общее развитие ребенка

Итак, общее физическое и психологическое развитие. Сколько времени для него потребуется? Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь человека. На сам процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • Факторы психологического характера;
  • окружающая среда;
  • уход и воспитание;
  • генетические;
  • культурные.

Нормальным развитие считается в случаях, когда ребенок овладевает основными навыками согласно своему возрастному периоду. Каждый приобретенный навык становится подспорьем для развития последующих, напоминая собой своеобразную постоянно увеличивающуюся пирамиду.

Естественно, общее развитие ребенкачто нормы развития относительны и зависят от целого набора факторов. У каждого малыша процесс развития сугубо индивидуален и основан прежде всего на особенностях его как личности.

Общее развитие детей можно охарактеризовать, если проанализировать основные его области и сферы. Все они между собой тесно связаны. Успехи малыша в одной из областей обязательно приведут к улучшению достижений и в других.

Так, например, если малыш прогрессирует в процессе освоения речевых навыков, то заметна станет положительная динамика и в отношении социальных навыков, тогда как развитие моторики обязательно спровоцирует совершенствование навыков самообслуживания. Подробнее о каждой области общего развития ниже.

Развитие крупной и мелкой моторики

Под развитием крупной моторики ребенка понимают его способность, используя конечности и тело, менять местоположение. Начало процесса — освоение умения переворачиваться с живота на спину и обратно, далее — навык сидеть, а затем стоять, ползать и, конечно, ходить. Все эти умения открывают перед малышом новые возможности, основная из которых — это знакомство с окружающим миром.

К мелкой моторике относят умения, общее развитие ребенкакоторые подразумевают выполнение тонких действий с помощью пальцев и кистей рук. Так, например, сначала малыш осваивает умение захватывать игрушку кулачком, со временем же учится использовать пинцетный захват из указательного и большого пальца, с помощью которого способен поднимать и удерживать мелкие предметы.

Со временем эти способности помогут ребенку совершенствовать навыки самообслуживания. Малыши научатся самостоятельно застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки и т.д.

Кроме того, нужно отметить, что мелкая моторика играет крайне важную роль в обучении малыша в школе в дальнейшем. Умение писать, рисовать, пользоваться ножницами во время выполнения аппликации — все это связано с ловкостью пальцев и зрением. Вместе с мелкой моторикой родители обязательно должны развивать зрение малыша, своевременно реагируя на проблемы.

Когнитивное развитие и навыки самообслуживания

В каком возрасте ребенок должен уметь самостоятельно о себе позаботиться? Все общее развитие ребенказависит от развития его крупной и мелкой моторики, а также от того, насколько родители будут заинтересованы в том, чтобы приобщать малыша к этому процессу.

Уже в 2 года ребенок в состоянии самостоятельно обуться и надеть или снять с себя простые элементы одежды. К 4 годам кроха при нормальном развитии может обслуживать себя сам практически полностью. Он сможет пользоваться туалетом, одеваться, раздеваться и многое другое.

Что касается когнитивного развития, то речь идет о способностях малыша знакомиться с окружающим миром методом внутренних рассуждений, поиска наиболее выгодных решений проблем.

В раннем возрасте когнитивное развитие проявляется в понимании того, что, даже когда общее развитие ребенкапредметы или объекты пропадают из поля зрения, они не исчезают совсем. Уже к 6-7 месяцам малыш в состоянии понять, что спрятанная за спиной у мамы игрушка не исчезла безвозвратно и готова появиться по требованию. На этом этапе дети учатся строить первые причинно-следственные связи.

Со временем, по мере взросления малыши научаться наблюдать, анализировать и делать выводы, исходя из собственного опыта, воспоминаний. Им потребуется определенное время для того, чтобы научиться выстраивать многоярусные концепции, но рано или поздно они с этим справятся – конечно, если не будут иметь место задержки в развитии.

Речь и социальные навыки

Общее развитие малыша характеризует и степень овладения им речевыми навыками, а также умение общаться. В детском общее развитие ребенкавозрасте общение может быть импрессивным и экспрессивным. Во втором случае дети стараются помимо слов использовать также и жесты.

К социальным навыкам относят способность строить отношения с окружающими людьми. Овладеть ей малыши могут так же, как и остальными, перечисленными выше, в ходе игровой деятельности. Изначально, до года-полутора, малыши учатся находить контакт со взрослыми. Со временем, когда они начнут бывать в обществе, им придется научиться контактировать с детьми разного возраста.

Чувственное восприятие

И, наконец, чувственное восприятие – еще один навык, позволяющий общее развитие ребенкамалышам ощущать все, что происходит вокруг, начиная от запахов и звуков и заканчивая движениями и светом. Очень важно, чтобы чувственное восприятие развивалось в соответствии с возрастом малыша, так как умение ощущать ему понадобится для жизни в обществе.

Существуют специальные игры и упражнения для развития сенсорных навыков, которые можно использовать, как только малышу исполнится несколько месяцев. Чем старше будет становится малыш, тем больше будет совершенствоваться его сенсорная система.

Общение для развития ребенка

Взрослые, которые считают, что общение — неотъемлемая часть процесса общего развития ребенка, не ошибаются. Действительно, в процессе общения малыш «растет». Он узнает много нового об окружающем мире, учится общее развитие ребенкаслушать, анализировать, делать выводы, оценивать поведение людей и героев книг, пересказывать, излагать, описывать.

Общаться с ребенком несложно и интересно. Достаточно будет просто обсуждать с ним все, что происходит вокруг, как дома, так и на улице, стараться сравнивать это с тем, что происходило вчера, отмечать важные вещи, давать им оценку или описание. Малыши с удовольствием общаются, радуются, когда их внимательно слушают, учатся не перебивать.

Вот так, в процессе общения, развивается речевой навык, в результате чего ребенок учится правильно произносить слова, ставить ударения, склонять, строить предложения. Общение со взрослыми детям в радость, и этим нужно пользоваться, стимулируя их развитие.

Книжки для развития детей

Чтение вслух — еще один простой, доступный и эффективный способ развития общее развитие ребенкаребенка. Начинать читать можно уже с 6 месяцев, когда ребенок в состоянии сохранять внимание на протяжении нескольких минут. Чтение вслух должно войти в привычку в семьях, где есть дети.

Со временем, когда они начнут говорить, можно обсуждать прочитанное, позволять малышам заканчивать отдельные фразы, предлагать придумывать другие концовки известным сказкам и рассказам.

Так же как и общение, чтение книг вслух способствует общему развитию малыша, стимулирует его речь, научит правильно произносить отдельные слова, фразы и предложения, разовьет фантазию, воображение, веру в добро.

Умение действовать в уме

Еще один навык, способствующий общему развитию детей — умение действовать в уме. В общее развитие ребенкаотношении подготовки к школе этот навык является просто бесценным. Ребенок должен научиться просчитывать несколько действий в уме и искать наиболее выгодное решение. Это пригодится ему не только в учебе, но и в жизни.

Когда нужно начинать учить ребенка решать задачи последовательно в уме? Чем раньше, тем лучше, а начинать можно с самого примитивного уровня. Формирование способности действовать в уме происходит в несколько этапов.

Так, сначала ребенок просто не знает, как решить задачу, и пробует разные способы. На следующем этапе он все еще не знает, как это сделать в уме, но уже имеет готовое решение, с успехом использованное ранее, и пробует применить его снова.

Новый этап — это способность малыша перебирать в уме разные ранее совершенные действия и искать самое общее развитие ребенкаподходящее. И, наконец, на последнем этапе ребенок после анализа всех известных ему действий выбирает наиболее подходящее с предвидением результата. В этот момент способность действовать в уме можно считать окончательно сформированной.

В завершение отметим, что, помимо общения, книг и прогулок, для нормального общего развития малышу просто необходимы игры. Именно игра является основной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте.

В ходе игр можно совершенствовать сенсорные навыки малыша, учить его логически мыслить, совершать последовательные действия для достижения поставленной цели. Подбирать игры нужно с учетом возраста ребенка, чтобы он не испытывал сложностей в процессе и получал удовольствие от результатов.

Источник