Общее развитие ребенка для чего
ВАШ МАЛЫШ ГОТОВИТСЯ СТАТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОМ?
Значит эта статья для Вас????
⠀
В психологии существует такое понятие – сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно????????
⠀
Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного.
Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы????????Это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию.
⠀
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться????
⠀
Итак, выделим моменты, отсутствие которых наиболее часто ПРИВОДИТ ДЕТЕЙ к неумению или не желанию учиться.
⠀
????Общее развитие ребёнка
????Дисциплина
????Мотивация дошкольника
⠀
Большинство современных родителей осознают, что «после 3 уже поздно»!Сравнивают успехи своего ребёнка и соседского сверстника????????♀️
Успехи одногодки вызывают тревогу????
Стоит ли говорить, что это не полезно для детей, потому что у всех разные возможности????
⠀
Более того, соседский малыш может и читает хорошо, складывает двузначные числа, но совсем не умеет думать в уме, просчитывать на несколько шагов вперед, да и эмоциональный интеллект может быть под вопросом????????♀️
⠀
Но почему –то при сравнении родители опираются только на элементы школьной программы, что в корне неверно????????♀️
⠀
Правильно поступают те, кто уделяет внимание не «натаскиванию», а повседневному общению с ребёнком❤️
Рассказывают много интересного, читают книжки, вместе рисуют, разъясняют погодные явления, занимаются творчеством. Всё это способствует расширению кругозора малыша, развитию любознательности????????
⠀
✔️Когда на тысячу «ПОЧЕМУ?» в день, вместе ищут ответы, а не «подрастешь –узнаешь».
⠀
Это развивает речь ребёнка, обогащая словарный запас????
⠀
Старшие дошкольники, это вам не подростки. Дети этого возраста тянутся ко взрослым, охотно общаются. Это и нужно использовать в интересах общего развития ребёнка.
⠀
Особенно важно при подготовке к школе учить ребёнка производить действия в уме????
Ребёнок, умеющий это делать, с легкостью в 1 классе овладеет и счетом.
❗️До школы акцент на просчет шагов, а не на арифметические действия.
⠀
Способность к действию в уме следует развивать тогда, когда ребёнок в состоянии это освоить.
⠀
И это нормально, если в какой-то момент вы используете с 5-6 летним ребёнком материалы для трехлеток. Это не значит, что ребёнок отстаёт или недоразвит.
⠀
Развитие циклично, и в какой-то момент ребёнок может не догонять, что вы от него требуете, предлагая, например, игру для 6 лет.
Как проявить своё непонимание он не знает ещё, поэтому изображает скуку???? А вы делаете вывод, что «моему ребёнку ничего не интересно».
⠀
Возьмите игру для 3-4 лет, урежьте время, проведенное с голубым экраном и вернется природная любознательность и интерес????????
⠀
Понаблюдайте, как ребёнок решает практические задачи. Не 2+3, а «как достать книгу с самой верхней полки?», «как достать игрушку, которая закатилась под диван?».
⠀
Постарайтесь создавать побольше таких ситуаций дома, если нужно, превращайте их в игровые.
⠀
Конечно, на помощь приходят и настольные игры – шашки, лото.
⠀
И вот ребёнок может не уметь читать, не уметь складывать и вычитать, но с легкостью придумает, как зафиксировать окно, если дверца раскачивается от ветра из стороны в сторону✔️
Может привяжет верёвкой к батареи или подложит стопку книг????
Это действие внутреннего плана. И такой ребёнок, придя в школу с легкостью освоит и счет в уме, и все арифметические действия????????
⠀
Почти в каждом классе найдется несколько учеников с задержкой общего развития????????♀️
⠀
Им сразу все дается с трудом. И это вполне нормальные дети. Здоровые, но НЕ РАЗВИТЫЕ❗️
Поэтому я большой упор делаю на общее развитие в письмах для дошкольников doshkolnikam.com
Это первостепенно☝????
⠀
Всё это в руках родителей. И долг каждого – сделать все возможное, чтобы Ваш ребёнок не оказался в группе отстающих с первого же класса????
⠀
Если ребёнок сидит целыми днями один, с котом и с глухой бабушкой, которая заботиться только о том, чтобы ребёнок был накормлен и следит за безопасностью, чтоб спички не поджигал и иголки не доставал- говорим о дефиците общения❗️
Развития никакого.
⠀
Есть и родители такие, которые уклоняются от общения, всё в тишине, даже дорога до сада????Накормили, переодели, спать уложили и считают, что справились. Ссылаются на усталость, тяжелые рабочие будни, домашние дела и т.д. Но общение с ребёнком нельзя откладывать до момента, когда все дела будут сделаны????????♀️
⠀
Общение с ребёнком должно стоять НА ПЕРВОМ МЕСТЕ. Если вы этого не сделаете, ребенок попадает в группу отстающих в развитии????
⠀
Есть родители очень умные, образованные, но общение с ребёнком сводят к минимуму. Но есть родители, которые не обделяют ребёнка в количестве разговоров, но речь которых очень обеднена.
⠀
Когда целыми днями обсуждаются сплетни и сериалы, когда интеллектуальный уровень жизни семьи низок-мы тоже говорим о дефиците общения❗️
⠀
Если в доме нет книг, если никто в семье не читает, если ребёнок слышит простейшую речь, если интересы семьи ограничены разговорами о соседях, то ребёнок попадает в группу не развитых????????♀️
⠀
Если ребёнок живет в стрессе, на одних запретах, в страхе, то ни о каком общем развитии и речи быть не может. У мозга другие задачи – справляться со стрессом, тревожностью, страхами и т.п.????
⠀
Полноценная, интеллектуально и эмоционально развитая среда – важное условие для общего развития ребёнка✔️
⠀
И всё, что было упущено до школы, придётся с трудом наверстывать уже в группе отстающих????
⠀
Не старайтесь впихнуть дошкольнику программу первого класса????????♀️И уж тем более не отправляйте на экспресс – курсы, где беспощадно впихнут невпихуемое за 2-3 месяца????
⠀
Не обязательно иметь педагогическое образование, главное просто всё делать вовремя и не бежать впереди паровоза????
⠀
Проявите любовь и заботу, уделяйте больше времени ребёнку❤️Перестройте режим дня семьи, поменьше сидите у телевизора, разговаривайте с ребёнком✔️
⠀
Люди, которые живут за городом имеют возможность больше времени проводить на природе, изучать её.
Городские жители тоже имеют безграничные возможности для общего развития!
⠀
Берите ребёнка с собой.
В магазин, на почту, в налоговую, в банк и т.д.
Всё рассказывайте, объясняйте, делайте участником действий. Потом включайте полученные знания в игру.
Пусть ребёнок поиграет «в магазин» с игрушками, отправит кому-нибудь посылку и т.п.
⠀
Например, когда ребёнок получает “Письма первоклассника” и отправляет ответ Другу по переписке, он знакомится с работой Почты????
Что такое индекс, марки, как письмо находит своего адреса, какую работу выполняет почтальон и тд.
Это и есть общее развитие ребёнка????
⠀
Вот над чем надо работать, а не над скорочтением. Смысл читать быстро и много, если не знать и половины слов, не понимать смысла прочитанного?????
⠀
Смысл складывать двухзначные числа, если не уметь продумывать простейшие задачи в уме?????
⠀
Развитый ребёнок без проблем это усвоит в рамках программы первого класса????????⠀
Конечно, если ребёнок сам стремится к получению новых знаний, начинает интересоваться знаниями из школьной программы, то тормозить не стоит????????
⠀
Но если ребёнок ещё не готов, то искусственно делать для него репетицию школы нельзя????????♀️
Такие знания будут усваиваться механически, будут не осмысленными!
Ребёнок даже толком не поймёт, где эти знания применять????
⠀
Ещё вдобавок может появится неприязнь к учёбе, хотя ребёнок ещё и в первый класс не пошел????
⠀
Сосредоточьте внимание на общем развитие❗️
⠀
К тому же, если Вы всё же надумали давать школьную программу, то тут уже потребуется педагогическое образование☝????
⠀
Можно учить буквы неправильно, используя неправильную Азбуку, можно научить писать неправильно, держать ручку. В таком случае учитель дольше будет переучивать????????♀️
Проще научить ребёнка с нуля.
⠀
Потому что многие ещё используют в дошкольном образовании устаревшие способы обучения????????
⠀
На дворе 21 век, а люди цепляются за положительный опыт советской школы, не желая замечать, что требования другие, программы другие и сама жизнь другая????
⠀
Если ребенок приходит в школу, зная программу первого класса, то учеба покажется скучным занятием, которое вообще не требует усилий. А к концу начальной школы ребёнок столкнется с непреодолимыми трудностями. И вы ведь вряд ли свяжете всё это с неграмотной подготовкой к школе?????
⠀
А дети, растущие сами по себе, как сорняки в поле столкнуться в школе с трудностями.
⠀
Как же не лишать ребёнка детства?
Так дети, с которыми много разговаривают родители, отвечая на вопросы, с которыми играют, которых берут с собой в разные учреждения не ущемлены, поверьте!
Но у них припрятаны козыри в карманах, даже если они ещё не умеют читать и писать☝????
Они развиты в общем плане, остальному их научит педагог❗️
Без проблем✔️
Источник
Чем меньше ребенок, тем проще ему усваивать информацию и расширять границы своего мышления. Маленькие дети схватывают на лету любое сказанное слово, звук, ощущение, опыт. Однако, существует распространенное мнение, что раннее развитие не всегда полезно для малыша. Это мнение ошибочно – предлагая малышу развиваться и получать новые знания и опыт в игровой форме, вы не «отнимаете у дитя детство», а наоборот, делаете его насыщенным и закладываете прочный фундамент для развития гения. Если вы еще в раздумьях, прочтите 10 причин, почему стоит развивать малышей, и вы сможете окончательно убедиться в том, что это здраво и полезно!
1. Раннее развитие способствует развитию мозга.
Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи. Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное. В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий.
2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта.
Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта. Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи. Раннее развитие – это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.
3. Раннее развитие – это весело!
Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство – пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно. Развивающие игры – это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними. Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.
4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми.
Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним.
5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность.
Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей – все это формирует здравую самооценку у ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях.
6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее.
Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира – это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста. Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта. Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло.
7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы.
Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень. Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления. Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным.
8. Раннее развитие – залог успешного будущего.
Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот.
9. Раннее развитие – идеальная подготовка к дальнейшему обучению.
Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях. Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает. Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде.
10. Раннее развитие прививает любовь к учению.
Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!
Елена, www.kraskizhizni.com
Источник
Общие вопросы
Старшая группа в ДОУ — это важный переходный этап в жизни ребенка. Организм претерпевает серьезные изменения, у малыша появляются новые интересы и нужды. В том [далее …]
Общие вопросы
Попытки вычленить и дать характеристику отдельным фазам взросления человека предпринимались еще философами и педагогами в Древней Греции. И на сегодняшний день существует множество периодизаций от [далее …]
Общие вопросы
Педагоги всего мира уже не первое десятилетие стремятся к тому, чтобы добиться максимальной эффективности от процесса обучения, сделать его естественным и простым для ребенка. Большой [далее …]
Общие вопросы
Физическое развитие в семье и ДОУ – это основополагающий фактор поддержания здоровья в любом возрасте. Начиная с рождения малыша, взрослые уделяют много времени гимнастике и [далее …]
Общие вопросы
Проблемой воздействия музыки на психофизическое и эмоциональное состояние человека занимаются давно. Исследования в области психоакустики очень востребованы психологами, врачами, профессиональными тренерами, маркетологами и, конечно же, [далее …]
Общие вопросы
«Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить свою работу» Д. Рескин Еще [далее …]
Общие вопросы
Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических [далее …]
Общие вопросы
Полноценное развитие личности невозможно без физического воспитания, которое должно прививаться с младенческого возраста. В период с 1 года до 7 лет закладывается основа для ведения [далее …]
Общие вопросы
Развитие и становление личности во многом зависит от того, как с малышом общается взрослый человек, какие знания и умения он ему передает. Воспитание и развитие [далее …]
Общие вопросы
Экологическое воспитание – это относительно новое направление, подразумевающее формирование у дошкольников сознательно бережного отношения к окружающему миру. Главная цель программы по экологическому воспитанию дошкольников – [далее …]
Общие вопросы
Старший дошкольный период считается существенной вехой становления здоровья ребенка, образования у него физической сноровки и ловкости. Ребята в таком возрасте обладают уже изрядными способностями, превосходно [далее …]
Общие вопросы
Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста – тема, интересующая многих молодых родителей (опекунов). Воспитывая ребенка, важно не упустить тот момент, когда он начинает общаться с [далее …]
Общие вопросы
Слуховое восприятие ребенка формируется на ранних сроках, еще во внутриутробном периоде, и является основным инструментом познания мира. В дальнейшем, по мере развития остальных органов чувств, [далее …]
© 2020. “Only mama”. Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с письменного согласия владельца сайта.
Источник
Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому, как развивается их сынишка или дочка, и делают достаточно много для этого.
Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодок; детей своих друзей, соседей, родственников, сослуживцев. Часто небольшое отставание в темпе развития, находящееся вполне в пределах нормы, вызывает у них тревогу, они готовы по этому поводу бежать к врачу, искать консультации у педагогов;специалистов по дошкольному воспитанию, у психологов и т. д…
Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому, как развивается их сынишка или дочка, и делают достаточно много для этого.
Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодок — детей своих друзей, соседей, родственников, сослуживцев. Часто небольшое отставание в темпе развития, находящееся вполне в пределах нормы, вызывает у них тревогу, они готовы по этому поводу бежать к врачу, искать консультации у педагогов—специалистов по дошкольному воспитанию, у психологов и т. д.
Бывает, что между знакомыми семьями начинается что-то вроде соревнования.
— А моя Наташка уже знает почти все буквы!
— Да неужели? А мой Андрюша — нет. Но зато он умеет считать до десяти.
Такое «соревнование» далеко не всегда полезно для детишек в основном потому, что акцент в нем обычно делается на знание каких-то элементов школьной программы—букв, цифр, числового ряда и т. д. И это нередко начинает больше заботить родителей, чем общее развитие.
Правильно поступают те взрослые — не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.),— которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке,— это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.
В процессе общения старшие помогают ребенку овладевать речью. Они ненавязчиво поправляют его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делают это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести-семилетнему возрасту ребенок уже располагает солидным словарным запасом (порядка 4—5 тысяч слов) и практически осваивает грамматический строй родного языка.
Дети этого возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Приведу только один пример, показывающий, насколько сильна у ребятишек этого возраста тяга к общению. Ко мне неоднократно обращались родители по поводу обучения их детишек чтению. Трудность при этом была однотипная. Ребенок уже начал читать. Но это дается ему с трудом. И он всячески стремится уклониться от чтения. Взрослые понимают, что дальнейший прогресс упирается просто в наращивание практики чтения. Но как быть, если ребенок избегает этого? Пробовали подбирать интересные книжки с захватывающим сюжетом в расчете на то, что ребенок будет стараться читать, чтобы узнать, а что же было дальше. Нет, не читает. Пытается уговорить бабушку, чтобы она почитала ему. Пытается узнать у мамы, чем же кончилось дело. Но сам читать не хочет. Что же делать в таком случае?
Вот вопрос, с которым они обращались к психологу. Мой совет во всех случаях был одним: начинайте читать вслух вместе с ребенком. Скажем, страницу — он, страницу — вы. Если видите, что ему это трудно, уменьшайте его порцию. Вы читаете страницу, а он — полстраницы. Или даже вы — страницу, а он — только первые один-два абзаца. И постепенно увеличивайте ему норму чтения.
Не было случая, чтобы этот простой прием не сработал.
Конечно, книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Если взять солидную, взрослую, малопонятную ему книгу, то дело не пойдет. Но даже интересная книга сама по себе тоже не стимулирует ребенка к чтению. Пока что читать ему трудно, и этот фактор оказывается сильнее возникающего интереса. Но ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребенок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть.
Особенно важное значение в плане подготовки к школе имеет воспитание умения производить действия в уме, или, как говорят психологи, действия внутреннего плана. Поясню на простом житейском примере, о чем идет речь. На дворе жаркая погода. В комнате душно. Я хочу отворить окно, но боюсь, что если его оставить открытым, то внезапный порыв ветра может разбить стекла. Мне надо как-то закрепить раму в открытом положении, чтобы она была неподвижна и в то же время, если понадобится, не представляло большого труда закрыть окно. И я быстро прикидываю в уме, что можно сделать. Я могу проложить какую-нибудь дощечку или палочку между рамой и подоконником, либо между рамой и коробкой — там, где находятся петли. Этим я ограничу движение наружу — окно не будет закрываться. Но еще надо, чтобы оно не распахивалось вовнутрь. Я снова прикидываю в уме, как это сделать. Можно за ручку привязать раму к батарее. Можно немного пододвинуть стоящую у окна кровать, чтобы рама уперлась в спинку кровати. Можно распахнуть его на такую ширину, чтобы рама упиралась во внутренний край оконного проема. Все эти варианты я проигрываю про себя, в уме. Выбираю тот, который мне кажется наилучшим. И только после этого приступаю к реальным действиям — осуществляю, как говорят психологи, во внешнем предметном плане то, что до этого представил во внутреннем.
А вот ребенок, который не умеет производить действия во внутреннем плане и не способен предварительно провести всю эту работу в уме, может найти решение только с помощью внешних действий. Ему надо взять дощечку и попробовать, подходит ли она. Пока не попробует, он не понимает, годится она или нет. Если дощечки нет перед глазами, он может попытаться применить какой-нибудь совсем малоподходящий предмет. И пока не попробует своими руками, он не улавливает его полную непригодность.
Ребенок хочет достать его с помощью палки, но палка коротка. Малыш вновь и вновь повторяет безуспешные попытки. А рядом со шкафом стоит щетка с длинной ручкой, которая вполне годится для данного случая. Взрослый, глядя на происходящее, говорит ребенку:
«Ты же видишь, что палочка коротка. Подумай, как еще можно достать мячик». И получает ответ: «Не надо думать, надо доставать!» Почему так отвечает ребенок? Да только потому, что он не умеет решать задачу во внутреннем плане. Найти решение сначала в уме, а только потом осуществить его — для малыша дело недоступное. Поэтому предложение подумать для него равносильно предложению ничего не делать. Ясно, что это никуда не годится: надо доставать. Использовать щетку он догадается, только если та случайно окажется в поле его зрения.
Умение действовать в уме, находить решение про себя, во внутреннем плане — одно из важнейших условий успешного обучения в школе. Необходимость таких действий там встречается буквально на каждом шагу. Возьмите хотя бы такую простую арифметическую операцию, как сложение с переходом через десяток. «Сколько будет 8+5?» Для нас, взрослых, это легче легкого. Мы либо просто помним, что 8+5=13, либо у нас в уме 5 как-то автоматически распадается на 2 и 3, а это 3 тут же превращается в 13. Совсем иное дело ребенок. Прежде всего ему надо найти число, дополняющее 8 до круглого десятка. То есть надо из 10 вычесть 8. Полученную двойку вычесть из второго слагаемого. Найденный результат добавить к десятке. Получится искомый ответ. Вы не сбились, не потеряли нить мысли, читатель, когда прослеживали эту последовательность действий? Вам не пришлось хотя бы разок возвращаться мыслью назад? А теперь представьте, каково приходится ребенку-первокласснику. Практика показывает, что если он умеет осуществлять действия во внутреннем плане, то, пусть с некоторыми трудностями, он все же довольно быстро овладеет и «счетом в уме». А вот если не умеет… Тогда он довольно быстро поймет, как получить результат, нарисовав на промокашке 8 палочек и добавив к ним еще 5, но научиться решать это в уме для него задача почти непреодолимая. Особенно путает и сбивает его число 10. Оно откуда-то берется, хотя его нет в условии. Сначала из него надо что-то вычитать, потом что-то прибавить, хотя при пересчете палочек ничего подобного не требовалось. Словом, трудности, подобные описанной, будут в школе встречаться на каждом шагу. Чтобы избежать их или, во всяком случае, свести к минимуму, необходимо еще в дошкольный период научить ребенка действовать во внутреннем плане. В каком возрасте следует начинать это делать? Надо начинать тогда, когда ребенок в состоянии освоить то, что вы ему предлагаете. А с учетом этого соображения — чем раньше, тем лучше. Так, скажем, способность к действию в уме появляется не сразу. Ее формирование проходит несколько этапов. Сначала ребенок просто не умеет этого делать, как не умел мальчик, уверявший, что не надо думать, а надо доставать. Когда ребенку встретится в жизни аналогичная ситуация, он снова не будет думать, а будет повторять попытки доставания. На следующем этапе он еще не умеет решить задачу в уме, но может воспроизвести в уме решение, найденное ранее. Если, скажем, ему случайно попалась на глаза щетка или ему посоветовал использовать ее взрослый, то в следующей подобной ситуации (завалилась какая-нибудь игрушка за диван) мысль о щетке сразу же придет ему в голову. Дальнейший этап связан уже с действиями в уме, но эти действия непоследовательны, хаотичны, случайны. Ребенок как бы манипулирует объектами в уме и, перебирая одно, другое, третье, в конце концов наталкивается на верное решение. Скажем, он решил попробовать бабушкину палку, но вот беда — она немного коротка. Для того, кто умеет действовать в уме, ясно, что надо взять какой-то предмет вроде палки, но подлиннее. Ту же щетку, например. Но для ребенка, находящегося на описываемом этапе, результат предыдущего действия не служит основанием для того, чтобы спланировать последующее. Он вполне может решить, что ему годится веник, хотя тот явно короче палки. Вот так, перебирая приходящие в голову решения и проверяя их, он в конце концов находит подходящее. На следующем этапе неуспех предыдущего действия уже учитывается ребенком, когда он планирует в уме дальнейшие. И результат действия он в основном уже может себе представить. А если так, то перебор вариантов сильно сокращается. Ребенок никогда не попытается доставать игрушку более коротким предметом, чем не оправдавшая себя палка. Он быстро переберет в уме длинномерные предметы, имеющиеся дома,— щетка, лыжные палки, папина рейсшина и т. п.— и воспользуется наиболее подходящим. На этом этапе умение действовать в уме можно считать в основном сформированным. Для его завершения осталось только одно: научиться решать в уме задачу, идя от цели, т. е. в порядке, обратном реальному. В предметном плане так действовать, конечно, просто невозможно, но про себя, в уме — почему бы нет? Это сразу открывает дополнительные возможности для решения задачи. Скажем, если ни один из длинномерных предметов, имеющихся дома, не подошел, ребенок без труда сообразит, что можно просто отодвинуть диван. А вот ребенок, находящийся на предыдущем этапе, вряд ли придет к этой мысли. Скорее, он будет думать, нельзя ли имеющиеся палки как-то удлинить — связать, вставить одну в другую и т. д.
С учетом всего сказанного и рекомендуется действовать родителям. Понаблюдайте, как ребенок решает практически задачи, вроде описанных выше. Постарайтесь понять, на каком этапе развития внутреннего плана действий он находится. И постарайтесь создавать больше ситуаций, требующих действий в уме. Если нужно, превращайте их в игровые или создавайте сразу как игровые. Когда заметите, что соответствующий этап ребенок освоил, начал действовать легко и уверенно, переставайте удовлетворяться находимым привычным способом решения и начинайте требовать решения, соответствующего следующему этапу. Если, предположим, вы видите, что манипулятивные решения даются ребенку просто и быстро, начинайте требовать, чтобы всякое последующее решение он сравнил с предыдущим. Скажем, раньше вы бы просто подождали, пока ребенок сам убедится, что веник не годится. А тут вы просите его померить веник и палку, посмотреть, что длиннее, а что короче, и подумать, можно ли им достать игрушку, если палкой этого сделать не удалось.
Очень полезны в этом плане могут быть разные настольные игры — в шашки, в поддавки и т. д. Не годятся только те, где выигрыш зависит от случая — в какую лунку закатится шарик, как в настольном бильярде, или кому раньше повезло вытащить нужную карточку, как в лото. Лото — хорошая игра для развития произвольного внимания, а бильярд — для моторики, но мы говорим сейчас о другом. Не очень подходят также игры с большим элементом неопределенности (карточные игры, домино и т. д,). Там многое зависит от способности построить наиболее правдоподобное предположение, какие кости (или карты) находятся на руках у партнера, а какие на кону (или в колоде). Это ребенку еще трудно, и взрослый может одерживать над ним почти непрерывные победы. Впрочем, это возможно и в открытых играх, вроде шашек. Так что не забывайте время от времени проигрывать малышу, иначе можно напрочь отбить у него охоту к продолжению игры.
Думаю, что после всего сказанного у читателя не останется сомнения в том, что постоянное общение со старшими совершенно необходимо для общего развития ребенка. И, как правило, в семьях теперь уделяют этому внимание. Случаи, когда ребята встречаются с трудностями в учебе из-за недостатка общего развития, не так уж часты.
К. В. Бардин «Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)»
Источник